СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 10:39

Что происходит с душой гера после принятия еврейства?

Для нееврея лучший способ не стать антисемитом — держаться на некотором расстоянии от еврейства, но при этом уважать евреев, помогать им, много черпать полезного для себя из еврейской традиции

Эксклюзив для сайта: 24.05.2022 1650 мин.

Многих интересует вопрос, что же происходит с душой гера (прозелита) после того, как он принимает еврейство. Меняется ли что-то? Добавляется ли? Я постараюсь коротко объяснить это на основании книги рабби Хаима Витала «Врата реинкарнаций» (предисловие к разделу «Душа гера»)...

Прежде всего, у нас есть для вас хорошая новость: души праведников совершают процесс, который на языке каббалы называется «слияние», от которого происходят души геров (как это было у Авраама и Сары, которые «делали» души геров).

Однако, согласно единичному мнению р. Хаима Витала, который, как известно, в своем раввинском суде в Дамаске не принимал кандидатов на гиюр вообще, — одновременно с получением этой очень чистой и высокой души с уровня слияния Авраама и Сары у гера остается нееврейская душа. Она сидит в нем и никуда не девается также и после гиюра. Поэтому его бросает из крайности в крайность. В одно время он чувствует себя праведником, а в другое — чуть ли не антисемитом: он внутренне судит евреев и смотрит на них с внешней позиции. В нем может активироваться программа резкой критики евреев и недовольство ими.

И далее он пишет еще резче об аспекте души гера, которая находится на низком уровне и не имеет никакого отношения к слиянию с душой праведника. Это нееврейская душа, оставшаяся с той поры, когда человек являлся неевреем.. К примеру, это она вызвала такой эффект, что рабби Акива оставался неграмотным и не любящим Тору до 40 лет (рабби Акива был потомок гера по отцу и он получил от этого часть нееврейской души).

Более того, это проявилось даже у рабби Йоханана бен Закая, который (подобно рабби Акиве) также прожил 120 лет и первые 40 лет своей жизни был неученым купцом; каббала приводит этот пример, исходя из уподобления неграмотного еврея человеку, совершенно далекому от еврейства. Хотя он не был потомком геров, но для автора «Врат Предисловий» очевидно прослеживается (оба эти мудреца жили по 120 лет, и периоды их жизни делились на три) параллель с рабби Акивой...

И про самого себя рабби Хаим Витал пишет (см. «Введение 38 врата перевоплощений»), что те 9 месяцев, когда он был женат, но, будучи «заколдованным», ничего не мог делать со своей женой Ханой, в силу того влияния от души гера, которая была «прилеплена» к душе (а в ней был и аспект Сисры — предка р. Акивы, и аспект Рахав, как мы подробно объясняем в книге «Рахав и Йеошуа») самого рабби Хаима.

В «Игрот Кодеш» Любавичского Ребе Короля Мошиаха подход иной. На вопрос, как это будет у прозелита, который прошел гиюр — останется ли у него та душа, которая была в то время, когда он был нееврей, Ребе отвечает (том 9, стр. 53):

Вот, не дай Б-г сказать так, ведь очевидно, что к нему привлеклась душа из области святости и это также одно из объяснений слов наших учителей «прозелит, который прошел гиюр, похож на родившегося ребенка». И см. в предисловии к книге «Зоар» 13а в конце и 13б в начале, где говорится об источнике душ прозелитов.

Как нам понять противоречие между авторитетными мнениями? Может быть, все же имеется такая категория геров, которая очень критично относится к евреям и даже к еврею внутри самого себя. Об этом сказано: «Тяжелы геры еврейскому народу как болячки». У таких людей происходит как бы раздвоение личности.

Поэтому если кто-то боится, что после гиюра станет антисемитом, то, следуя точке зрения р. Хаима Витала, мы бы посоветовали такому кандидату повременить с гиюром, держаться на некотором расстоянии от еврейства, но при этом уважать евреев, помогать им, много черпать полезного для себя из еврейской традиции и при желании жертвовать деньги на еврейские организации.

Если вы правильно подходите к вопросу своего гиюра и думаете при этом в долгосрочной перспективе, то тем самым вы помогаете всему человечеству. Ведь антисемитизм проявляется у тех, кто имеет внутри себя очень много еврейского. При наличии семитизма возникает антисемитизм. Если нет ни того, ни другого, то человек нейтрален.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter