15 Тишрея 5782 года, третий день недели, гл. Браха

Хур, сын Мирьям и Калева: праобраз Мошиаха

РАМБАМ пишет, что при вступлении в Землю Израиля евреям были даны три заповеди: назначить короля, стереть потомков Амалека и построить Храм. Эти заповеди прослеживаются в тех ситуациях, в которых упоминается Хур.

556 (1)
Хур, сын Мирьям и Калева: праобраз Мошиаха
Хур, сын Мирьям и Калева: праобраз Мошиаха

Внимательно читая Тору, мы можем увидеть, что в ней несколько раз упоминается Хур — сын Мирьям и Калева. Нас интересует этот неординарный человек, личность которого мы сможем понять с помощью комментариев РАШИ и беседы Ребе Короля Мошиаха («Ликутей Сихот» том 31, стр. 211). Для этого мы рассмотрим три места, где упоминается Хур:

1) Тора рассказывает про Хура в главе «Бешалах» (17:10), когда была война с Амалеком: «И сделал Йеошуа, как сказал ему Моше, (чтобы) сразиться с Амалеком. А Моше, Аарон и Хур взошли на вершину холма». Во время войны Хур с Аароном поддерживали руки Моше, благодаря чему евреи одержали победу над врагом.

Комментируя слово Хур, РАШИ пишет: «Он был сыном Мирьям, а ее мужем был Калев». Отсюда мы знаем, кем были родители Хура. Но непонятно следующее: Хур с Аароном поддерживали руки Моше; Аарон — это брат Моше, поэтому его присутствие естественно, но почему ему помогал именно Хур?

2) Когда Моше поднялся на гору Синай на 40 дней, он оставив вместо себя Аарона и Хура, чтобы те судили и командовали евреями, как сказано в главе «Мишпатим» (24:14): «Оставайтесь (ждать) нас здесь, пока не возвратимся к вам; и вот Аарон и Хур с вами; у кого есть дело, пусть приблизится к ним».

Но здесь РАШИ опять практически повторяет свой предыдущий комментарий, как будто мы забыли, что матерью Хура была Мирьям, а отцом — Калев.

Комментируя слово Хур, РАШИ пишет: «Он был сыном Мирьям, а его отцом был Калев, сын Йефуне», после чего приводит доказательство (Хроники I 2:9): «И взял Калев (в жены) себе Эфрат, и она родила ему Хура», а Эфрат — это Мирьям, как сказано в трактате «Сота» 11б.

3) Когда в Торе говорится о родословной строителей Скинии, там упоминается Бецалэль сын Хура. В главе «Ваякель» (35:30) сказано: «Смотрите, Г-сподь призвал по имени Бецалэля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеуды».

Здесь РАШИ опять говорит, что Хур был сыном Мирьям, но не упоминает имени его отца. Это тоже непонятно... Ведь когда до этого в главе «Ки Тиса» сказано (31:2): «Смотри, Я призвал по имени Бецалэля, сына Ури, сына Хура, из колена Йеуды», РАШИ ничего не говорит про Хура...

Мы читаем в Торе, как Мирьям со своей матерью Йохевед была призвана к фараону, который пожелал убивать еврейских мальчиков, а Йохевед и Мирьям сохраняли им жизнь. В награду Всевышний создал для них дома (см. «Шмот» 1:21). РАШИ объясняет, что это династии священнослужителей-коэнов, левитов и королей: коэны и левииты — от Йохевед, а короли — от Мирьям.

Таким образом, Йохевед и Мирьям получили свою награду в виде «мера за меру», так как они сохранили жизни евреев. Но почему это называется «мера за меру»? Ведь даже если бы мальчики были убиты, не дай Б-г, то девочки продолжили бы род евреев. Но объясняется, что в таком случае род евреев был бы продолжен без коэнов и левитов и без королей. Ведь эти династии передаются только по мужской линии. Если бы мальчиков уничтожили, а девочки рождали бы детей от египетян, то это не было бы полным продолжением еврейского рода. Но так Мирьям и Йохевед сохранили именно мальчиков, им были даны эти три династии.

Йохевед получила награду за это при жизни [есть комментарий, что Йохевед дожила до входа в Землю Израиля, хотя трое ее детей к тому времени уже умерли]. Она своми глазами видела награду — коэнов и левитов во время служения в Храме.

А где и как получила награду Мирьям? Вот именно это и объясняет РАШИ, что ее награда была в продолжении королевского рода (колена Йеуды). Поэтому Тора три раза упоминает Хура, чтобы показать награду Мирьям. Во всех этих случаях Хур вел себя как король, а его мать получила награду при жизни, когда она увидела, как ее сын достиг статуса короля. Ведь её муж Калев был из колена Йеуды.

Более того, мы видим, что есть определенная связь между Хуром и Мошиахом.

РАМБАМ пишет, что при вступлении в Землю Израиля евреям были даны три заповеди: назначить короля, стереть потомков Амалека и построить Храм. Эти заповеди прослеживаются в тех ситуациях, в которых упоминается Хур, как можно понять из комментария РАШИ.

Первый раз мы видим, как Хур участвовал в войне против Амалека — он с Аароном поддерживали руки Моше (при этом они были, соответственно, королем и первосвященником). Поэтому РАШИ комментирует, что Хур это сын Мирьям (которая при этом видит его награду) и Калева (который происходит из колена Йеуды).

Второй раз Хур упоминается, когда Моше поднялся на 40 дней на гору Синай: он оставил Аарона в качестве первосвященника и Хура как короля. Все это время Хур судил евреев как король. Поэтому РАШИ повторяет, что он сын Мирьям (которая видит его награду) и Калева (из рода Йеуды). Нужно добавить, что в конце 40 дней Хур был убит за то, что он порицал евреев, сделавших золотого тельца. Как человек, которого Моше оставил для того, чтобы судить евреев, он не мог сдежаться при виде такого греха (хотя он не был левитом, которые не согрешили) и погиб.

Третий раз Хур упоминается в качестве дедушки Бецалэла, который строил Святилище. Бецалэль в качестве короля участвовал в постройке Храма. Опять Мирьям видит свою награду. Но здесь РАШИ не упоминает, что Хур — сын Калева, так как в Торе прямо говорится об этом, что он из рода Йеуды.

Все эти три вещи соответствуют не только трем заповедям, данным евреям перед входом в Землю Израиля, но также и трем главам ХАБАДа, которые связаны с приходом Мошиаха: это Ребе РАШАБ, Ребе РАЯЦ и Ребе ШЛИТА.

Ребе РАШАБ начал свое руководство с выступления, начинающегося словами «Увенчают тебя короной», а его последнее выступление было «Начало народов — Амалек». Ребе РАЯЦ начал с выступления «Начало народов — Амалек» и завершил свое руководство выпустив трактат «Я пришел в свой сад» А Ребе ШЛИТА начал руководство с выступление «Я пришел в свой сад».

Известно, что первое выступление, которое произносит новый Ребе, символизирует его вступление на должность главы еврейского народа. Таким образом, прослеживается связь между тремя комментариями РАШИ, тремя заповедями, которые были даны нам при вступлении в Землю Израиля (назначить короля, стереть потомков Амалека и построить Храм), и тремя выступлениями глав ХАБАДа.

1) Заповеди назначения короля соответствует выступление Ребе РАШАБа «Увенчают тебя короной».

2) Заповеди воевать с Амалеком соответствует выступление Ребе РАЯЦа «Начало народов — Амалек».

3) Постройке Храма соответствует выступление Ребе Короля Мошиаха «Я пришел в свой сад», где идет речь о завершении работы в седьмом поколении.

Опубликовано: 14.02.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter