Спрашивает «Ор а-Хаим», на основании какого права предки включили в союз со Всевышним своих потомков в их отсутствие: «Ибо вы знаете как мы жили в земле египетской…» (Дварим 29:15-16)?
Необходимо понять к чему относятся слова «Ибо вы знаете…». РАМБАН, благословенной памяти, истолковал, что эти слова относятся к тому, что сказано в непосредственной близости далее, а именно к словам «Есть ли среди вас мужчина или женщина… чье сердце отворачивается сегодня от того, чтобы быть со Всевышним…».
[То есть факт пребывания в Египте и то, что народ видел там «их мерзости и их отвратительных идолов» создаёт опасение того, что теперь сердце некоего мужчины или женщины может склониться к идолопоклонству].
Однако это объяснение немного натянуто, поскольку согласно ему получается, что Тора сообщает объяснение тому, о чем скажет только позже.
И, возможно, именно такой порядок, который использовала Тора, необходим для того, чтобы указать на определенную вещь. [Имеется в виду то, что сразу после строк 13 и 14, в которых говорится о союзе со Всевышним, в строке 15 говорится о пребывании в Египте и увиденных там мерзостях].
Порядок именно таков, поскольку Тора обязала людей того поколения войти в союз таким образом, что он является обязательным и для последующих поколений.
И некий человек мог бы возразить, что это противоречит закону (ведь как предки могут заключить союз, который наряду с ними обяжет ещё и их неродившихся потомков?!), ведь известно, что в отсутствие человека не делают того, что для него является неблагоприятным, и, следовательно, в данном случае, включение в союз ещё неродившихся потомков должно быть недействительным.
[Имеется в виду принцип, согласно которому, Реувен может быть посланником, действующим от лица Шимона без ведома Шимона, если действия Реувена приведут к тому, что Шимон только выиграет что-либо (получит от этого действия пользу/выгоду).
Если же действия Рувена приведут к тому, что Шимон что-либо (хоть даже и частично) потеряет, то другой человек, Реувен, не может действовать от лица Шимона если он, Реувен, не был сознательно назначен посланником (Шимона). В данном случае, некий человек, который хочет поклониться идолу может сказать, что вступив в союз со Всевышним, его предок сделал ему только хуже, поскольку теперь за это действие этому потомку будет полагаться наказание.]
Чтобы такого возражения не возникло, Тора и говорит: «Ибо вы знаете… и видели их мерзости и их отвратительных идолов», подчёркивая тот факт, что из идолы — ничего иное как мерзость, и поэтому принимая союз Всевышнего ещё и для последующих поколений, вы делаете им благо (а благоприятное для человека действие разрешено делать от его лица даже в отсутствие этого человека), и для потомков это благо заключается в отдалении от идолов других народов и выборе в пользу Б-га живого.