СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 07:33

Вечность — это основная идея и новшество Эры Мошиаха

Сокращенный перевод:Шолем Лугов 10.03.2021 1146 (0)

В нашем поколении раскрывается, что Тора — не для чего-то.

«Новая Тора». В чем ее смысл по простому? Что в будущем бык будет зарезан плавником левифавна? В чем тут новшество? Ребе постоянно объясняет, что не будет никаких измениий.

Во время беседы Ребе с р. Мордехаем Элияу в Мар-Хешване 5752 г. р. Элияу говорит так: «Что Мошиах скажет нам, то и сделаем». Ребе отвечает, что этого недостаточно. Надо, чтобы раввины поняли это своим разумом.

Теперь обсудим беседу по главе «Бо» 5752 г. То, что есть вечность — это уже известная, это не новшество, а новшество в том, что это будет без перерыва. У Моше был перерыв, так как это был исход из Египта, а не Освобождение.

Есть ли путь ХАБАДа в том, как надо спорить? Как нужно объяснять людям, спорить ли с ними? Посмотрите в «Игрот Кодеш» в конце тома 20 в конце, где приводятся различные темы — в ХАБАДе нет раздела «Спор».

Известно, что главы ХАБАДа были против публичных споров. Даже когда речь шла об известном споре в Минске, Ребе РАЯЦ объяснил, что это было в такой форме, когда Алтер Ребе рассказывал какую-то идею и после этого все вопросы сами по себе пропадали.

Именно таким образом начинаются трактаты по хасидизму: для того, чтобы понять это, надо сначала объяснить кое-что другое и с помощью этого станет понятно то, о чем спрашивали с самого начала. В ХАБАДе нет такого: вопрос — ответ.

В «Ликутей Сихот» (том 15) Ребе пишет, что даже когда РАМБАН вел диспуты с христианами, он не отвечал им по сути вопроса, а только чтобы заткнуть им рты. Поэтому следует рассматривать его спор как источник для доказательства чего-либо в наше время. И так вел себя р. Йонатан Эйбишиц. Они не утверждали этого сами, а только когда хотели прекратить спор.

Вопросы о вечной жизни

Рассмотрим беседу «Бо» 5752. Сказано ли там четко и ясно, что в 9-м поколении нет перерыва или это нужно выучить из беседы?

Другими словами, говорит ли Ребе: «Я — Мошиах» или он делает несколько заявлений: «Мошиах — имя его Менахем», «глава поколения это Мошиах» и т.д. из которых мы понимаем, что он имеет в виду себя?

Только в беседе «Шофтим» 5751 г. Ребе пишет совершенно очевидно о пророке в нашем поколении, а в других беседах «Двар Малхут» он пишет так, что вывод должен сделать читатель — снизу вверх.

Так Ребе делает и в своих письмах. Как надевать на других тфиллин? Надо решить самому. Ребе никогда не говорил, что надо взять и поставить в пятницу стенд, на котором будут накладывать тфиллин прохожие. Но о том, как вести в год собрания, о букве в Свитке Торы, о напечатании книги «Тания» Ребе дал совершенно четкие указания. Хотя было время, когда Ребе начал обсуждать какими словами надо обращаться к прохожим на улице, чтобы предложить им исполнить заповедь тфиллин.

Когда Ребе хочет, он даёт четкие указания, а тут — чтобы мы сами сложили один и один.

Вот беседа от 2 Нисана, в которой есть много примечаний, деталей. Написано ли там, что надо подписывать людей под воззванием, что Ребе Мошиах? Нет. Идея понятна, но человек должен добавить вывод от себя. Я говорю: «Один плюс один». Ты говоришь: «Два».

В бесед «Ваикра» 5749 г. Ребе говорит, что все пуримские заповеди начинаются с буквы «мем». Почему? Потому это с этой буквы начинается слово Мошиах. А в примечаниях Ребе добавляет, что имя его — Менахем.

Когда возникает вопрос? Когда реальность мира противоречит Торе. Тогда говорят так: если бы было написано прямо, тогда бы не было проблемы, а раз намеком, то можно интерпретировать не по простому смыслу. И тогда возражают так: один плюс один это два, но кто просит вас говорить «два»? А до 3 Тамуза этот вопрос даже не возникал, потому что не было видно противоречие...

Есть в Торе место, где написано про животное слово «тмеа», а есть «ашер эйнено тэора», хотя в принципе это одно и то же. Почему? Дело в том, что животное может быть запрещено, так как об этом ясно и чётко сказано в Торе, а может быть из-за того, что так можно заключить по правилам толкования Торы.

В «Ликутей Сихот» (том 34) Ребе пишет о человеке, который не верит в Мошиаха, так как интерпретирует слова Писания в переносном смысле. В главе «Ницавим» ясно написано, что будет Освобождение, но кто сказал, что это произойдёт с помощью Мошиаха?

Что такое простой смысл Торы? Это значит, что нам не требуется добавлять объяснение и вывод.

Если написать цитату из беседы Ребе, что «глава поколения это Мошиах поколения», а ниже приписать: «Любавичский Ребе — Король Мошиах», то как это будет называться: простой смысл или толкование?

Иногда РАШИ в своем комментарии пишет: «Этот стих требует истолкования». Что это означает? В беседах Ребе не написано так: «Я, Любавичский Ребе — это Мошиах». Но когда дать человеку прочесть примечание 148 из беседы «Мишпатим», он скажет, что Ребе говорит про себя, что он Мошиах.

Определение этого в том, каким образом Ребе объясняет нам, как нужно учить Тору.

Когда все это очень важно? Когда возникает противоречие с тем, что есть в мире. Тогда человек говорит: «Это не написано явно».

В главе «Ницавим» сами слова говорят об Освобождении. Здесь не нужно ничего толковать. А в отношении пророчества Билама есть разные объяснения.

Так что написано в беседе по главе «Бо»? Что Любавичский Ребе переходит к вечной жизни без всякого перерыва? Нет. Таких слов там нет. Там есть 18 пунктов, где речь идёт об отличии Моше от последнего освободителя. Это не слова в беседе, а ее содержание. Идея Мошиаха проникает в мир.

В этом смысл того, что «стих требует истолкования». Иногда есть простой смысл и к нему прилагается толкование, а иногда толкование это и есть сам простой смысл. Как это РАШИ делает в самом начале Торы.

Но в нашем случае все гораздо проще. Вместо того, чтобы прочитать «глава поколения — это Мошиах поколения» мы читаем «Любавичский Ребе — это Мошиах поколения». Да, здесь есть некий перевод, но это и есть простой смысл.

Пожелания в беседах

В неотредактированных беседах очень часто встречаются пожелания. Одно из них начинается так: «Да будет угодно, и это главное...»

Есть беседа 17 Тамуза 5748 г. («Ликутей Сихот» том 33, стр. 156), где Ребе рассказал как Ребе МААРАШ сказал в пост 17 Тамуза, который выпал на субботу и был отодвинут: «Вот бы он был отодвинут по настоящему». Ребе объяснил, что эти слова являются благословением и молитвой, но следует извлекать урок не только из будничного разговора мудреца, но также из его молитв и благословений.

Что мы видим? Что Ребе посвятил целую беседу для того, чтобы объяснить слова «Вот бы он был». Пожелание Ребе это важнейшая вещь.

Ведь уже начиная с месяца Кислев 5752 г. Ребе постоянно выражает пожелания, чтобы мы перешли к вечной жизни без всякого перерыва.

В «Ликутей Сихот» том 19 Ребе берет одно слово из бесед Ребе РАЯЦа, который сказал, что в месяце Элул был воздух, наполненный раскаянием. Это выглядит как красочное описание, как обычно делал Ребе РАЯЦ, но Ребе объясняет это.

Противоречия между беседами

В одном месте Ребе говорит, что мы находимся в процессе Освобождения, а в другом, что Мошиах ещё не пришёл. Или как Ребе говорит про погибшую женщину, что это последний случай. И таких высказываний много. Как это понять?

Рав Глиценштейн, который переводил многие книги Ребе РАЯЦа, написал Ребе, что он нашёл противоречия (в датах, местах и т.д.) в этих беседах и спросил, как ему поступить. Ребе ответил, что в самом тексте надо написать так, как есть, а в примечаниях указать все другие мнения.

Дело в том, что истина одна. А все детали не могут изменить ее. Хотите понять, можно попытаться. Не хотите, на здоровье.

Тора против реальности мира

Эта тема началась с греха Древа Познания Добра и Зла. Иногда сама Тора говорит нам, в чем заключается реальность мира. Тут следует упомянуть высказывание «Праотец Яаков не умер», так как в этом случае сама Тора рассказывает о том, что его оплакали, забальзамировали и похоронили. Вы же не в новостях прочли об этом! Это не наука против Торы, а сама Тора говорит об этом. Несмотря на это, РАШИ утверждает, что им только показалось, что Яаков умер. Почему? «Я толкую так, как сказано в Писании»! В Писании не сказано явно и очевидно, что Яаков не умер, а это надо толковать. Это не простой смысл Торы. То есть РАШИ использует толкования не просто против реальности, а против сказанного в самой Торе!

В Торе есть законодательная часть. Если, к примеру, речь идёт о признаках некошерных животных, то это и есть настоящая реальность в мире. Это простой смысл, самый высокий уровень определеннности. Как в случае Рабы и р. Зейры, когда Ребе приводит мнение р. Эфраима (из области закона), что свидетельствует о том, что это событие произошло в нашем мире в буквальном смысле.

Ещё один пример. «Шесть дней творил Всесильный небо и землю». Какой простой смысл? Не так, как в мире (даже не в науке) говорят о миллионах лет, а это дни по 24 часа.

«Мир говорит». Что это значит? Когда Тора дала врачу разрешение лечить, это врач. Когда судья принимает показания свидетелей, это судья. Иногда Тора сама говорит об этим...

Мы же знаем со всей очевидностью, что все выступления Ребе 5751-2 гг это пророчество. И самое главное, что нет никакого перерыва. Это истина Всевышнего. Это принцип воспитания нашего поколения. Ребе жив!

Поддержите сайт Комментарии: 0
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter