Эта удивительная история произошла около трех с половиной тысячелетий назад, но до сих пор с удивительной яркостью напоминает нам о том, как жизненно важно для любого человека не только соблюдать «Семь Заповедей Потомков Ноаха», но и выполнять именно то, для чего Всевышний создал и предназначил каждого в этом мире.
Итак, давайте вспомним, кем была Рахав и в каком мире она родилась и жила. Мидраш рассказывает нам, что Рахав — вместе с Сарой, Авигаиль и Эстер — была одной из четырех самых красивых женщин на земле. Красивой настолько, что никто не мог перед ней устоять. Чтобы вы могли представить себе, на какую высоту мидраш ставит их красоту, далее говорится, что ни сегодня, ни когда-либо в будущем нет и не будет женщины, чья внешность будет настолько же красива, как их.
Рахав была хананейкой, то есть принадлежала к роду Ханаана — четвертого сына Хама, внука Ноаха — тому, который, как мы помним, был проклят Ноахом и предопределен вместе со всеми своими потомками «в рабы рабов». Она проживала в городе Йерихо, само название которого указывает на культ поклонения Луне (ивр. «яреах»), которому служили жители города. На момент исхода евреев из Египта Рахав была десятилетней девушкой. Мидраш говорит, что именно с этого возраста она и начала систематически нарушать одну из «Семи Заповедей Потомков Ноаха» — запрет прелюбодеяния. Нет, она не была рядовой уличной блудницей, каких много. Тот статус, которым она обладала, мы скорее определили бы сегодня как девушка для V.I.P. особ. Однако это ничего не меняет в отношении самой заповеди, в постоянном нарушении которой и состояла ее работа.
В связи с этим возникает вопрос. Как же так? Как тогда могло случиться, что она заняла такое важное место в Торе, да к тому же еще и удостоилась всяческой похвалы мудрецов? Немного парадоксально при том происхождении и образе жизни, который она вела, не правда ли? Как же такое получилось?
Все дело в поступке, который Рахав совершила в тот момент, когда увидела в своем городе двух евреев нуждающимся в помощи. Это были Пинхас и Калев. Как описано в книге Йеошуа, она не только дала им переночевать под кровлей своего дома, но и спасла их от верной гибели, спрятав, когда в городе началась целая поисковая операция по их поимке. Более того, рискуя собственной жизнью, она не выдала их и направила по ложному следу преследователей, заявившихся к ней в дом.
Как же она отважилась пойти против устоев своего народа и наперекор всему тому, чему ее учили все эти годы? Она ответила сама на этот вопрос, и ответила предельно лаконично, сказав Пинхасу и Калеву: «...ибо Всевышний Израиля — Он есть Б-г на небесах, в высях небес и на земле и всем, что ниже ее».
Таким вот было искупление ее вины. Ради такого вот искупления Всевышний позволил ей жить те сорок лет так, как она жила. За такое вот искупление Творец Вселенной не только простил ей ее прегрешения, но и обратил проклятие, четко записанное в самой Торе, в благословение, равного которому не было среди ей подобных.
Мы помним, что Всевышний приказал евреям истребить полностью все народы, населяющие Ханаан, а значит, и всех жителей города Йерихо. Почему? Один из ответов — за постоянное и сознательное нарушение каждого из «Семи Законов Потомков Ноаха». И хотя нам известно, что Рахав нарушала только один из них, все же смертный приговор Небес был вынесен и ей тоже, как это и полагается в случае нарушения даже одной из Семи Заповедей. Однако рассказанная выше ситуация показывает нам, как ее поступок — оказание помощи двум евреям в судьбоносный момент — изменил волю Небес по отношению не только к ней самой, но и всей ее семье.
Это наглядно учит нас тому, насколько велико добро, приобретаемое любым человеком в результате оказания им помощи еврею. Как бесценно в глазах Всевышнего спасение их жизней.
И, кроме того, это учит нас тому, что самая большая награда ожидает человека тогда, когда он делает именно то, что должен, а не то, что он сам для себя выбирает.