Нам известно, что первым человеком, систематически распространявшим семь заповедей среди всего человечества был Авраам. Он делал это разными способами. Об одном из них говорит следующая история, которая произошла с ним накануне десятого испытания Авраама связыванием своего сына Ицхака и повелением принести его в жертву Всевышнему. Мидраш так рассказывает о ней.
Так случилось, что Авимэлех – палестинский царь страны Герар, прослышав о чудесах, которые произошли с Авраамом сильно испугался. Что же он сделал? Он пришел к Аврааму вместе со своим военачальником, Фихолом – который вел все государственные дела и представлял жителей Герара – чтобы заключить мирный договор. «Б-г с тобой во всем, чтобы ты ни делал, — сказал Авимэлех в похвалу Аврааму».
Под этими словами он имел ввиду следующее:
1. Раньше я не считал тебя по-настоящему праведным, но, увидев, что ты в преклонные года чудесным образом обзавелся сыном, я понял, что Б-г пребывает с тобой во всех твоих начинаниях.
2. Когда мне сказали, что ты послушал жену и изгнал своего первенца из дому, я решил, что ты выжил из ума. Но впоследствии обнаружилось, что Ишмаэль стал разбойником, и потому я пришел к выводу, что ты с самого начала поступил правильно и что с тобой Б-г.
3. Раньше мне казалось, что ты извлекаешь доход из сделок с заезжими людьми, а потому тебе было невыгодно, чтобы Сдом был разрушен и край обезлюдел. Потому ты молился за него. Но вот, его уж нет, а ты все так же богат, как всегда. Значит, молитва твоя была бескорыстна!
Отсюда я заключаю, что во всех твоих начинаниях не только ты со Всевышним, но и Он с тобой. Потому я ищу с тобой мира!
Кстати, из третьего довода Авимэлеха вытекает очень существенный вывод, подтверждение которому имеется в Талмуде: Всевышний всегда слышит и отвечает на искреннюю молитву человека, соблюдающего семь заповедей Бней Ноах. Ведь Он ответил Аврааму и вывел Лота из города, только потом подвергнув его уничтожению.
Что Авимэлех потребовал от Авраама? Он сказал: «Поклянись мне, что твои потомки, которые в будущем завладеют этой землей, не станут нападать ни на меня, ни на моего сына, ни на моего внука. Помни доброту, проявленную мною, когда я предложил тебе остаться в моей стране, и ответь на нее тоже добротой: заключи со мной мирный договор».
Авраам согласился и поклялся Авимэлеху не вести против него войн в трех ближайших поколениях (Тора говорит нам, что до тех пор распространяется милосердие и забота человека о своих потомках), даже если Авимэлех будет провоцировать его потомков на это. Тем не менее Авраам укорил Авимэлеха, который разрешил своим слугам пользоваться колодцем, что выкопали люди Авраама.
— Твои слуги поят скот из моего колодца (ведь это я выкопал его и им известно, и таким образом, они нарушают одну из семи заповедей – о воровстве – прим. автора), заявляя, что он принадлежит тебе (то есть еще и оправдываются – прим. автора), — сказал он с упреком.
— Никогда не слышал, чтобы кто-либо из моих слуг совершал такое преступление, — заявил Авимэлех. – Да и ты никогда раньше не жаловался мне. (Тем самым Авимэлех как бы объявил, что колодец всегда был его, поскольку находится на территории его земли и поэтому нет темы для спора)
— Ты сомневаешься? Есть способ выяснить, кому действительно принадлежит колодец, – сказал Авраам. – Я и ты пошлем слуг с овцами к этому колодцу. К чьему стаду навстречу поднимется вода – тот и владелец колодца. Так Всевышний разрешит наш спор.
Когда слуги Авраама подвели к колодцу семь овец, вода поднялась только для них.
— Возьми этих семерых овец, — сказал Авраам, — от меня в подарок. Пусть они напоминают тебе о том, что произошло у колодца. У моего колодца!
Вопрос: почему Авраам подарил Авимэлеху именно семь овец, а не, скажем, одну или целое стадо?
Ответ: мидраш объясняет, что Авраам хотел напомнить ему о семи законах для потомков Ноаха, которые заповеданы всем народам и среди которых есть запрет воровства. История с семью овцами осталась постоянным напоминанием о соглашении между Авраамом и Авимэлехом. И это был один из первых договоров о мире в истории человечества. Заключен он был в Беэр-Шева – месте, название которого означает «колодец, истинная принадлежность которого была установлена семью овцами», — колодец семерых.