14 Хешвана 5782 года, четвертый день недели, гл. Вайера

Авраам и Авимэлех

История с семью овцами осталась постоянным напоминанием о соглашении между Авраамом и Авимэлехом. И это был один из первых договоров о мире в истории человечества. Заключен он был в Беэр-Шева – месте, название которого означает «колодец, истинная принадлежность которого была установлена семью овцами», — колодец семерых.

3843 (0)

Нам известно, что первым человеком, систематически распространявшим семь заповедей среди всего человечества был Авраам. Он делал это разными способами. Об одном из них говорит следующая история, которая произошла с ним накануне десятого испытания Авраама связыванием своего сына Ицхака и повелением принести его в жертву Всевышнему. Мидраш так рассказывает о ней.

Так случилось, что Авимэлех – палестинский царь страны Герар, прослышав о чудесах, которые произошли с Авраамом сильно испугался. Что же он сделал? Он пришел к Аврааму вместе со своим военачальником, Фихолом – который вел все государственные дела и представлял жителей Герара – чтобы заключить мирный договор. «Б-г с тобой во всем, чтобы ты ни делал, — сказал Авимэлех в похвалу Аврааму».

Под этими словами он имел ввиду следующее:

1. Раньше я не считал тебя по-настоящему праведным, но, увидев, что ты в преклонные года чудесным образом обзавелся сыном, я понял, что Б-г пребывает с тобой во всех твоих начинаниях.

2. Когда мне сказали, что ты послушал жену и изгнал своего первенца из дому, я решил, что ты выжил из ума. Но впоследствии обнаружилось, что Ишмаэль стал разбойником, и потому я пришел к выводу, что ты с самого начала поступил правильно и что с тобой Б-г.

3. Раньше мне казалось, что ты извлекаешь доход из сделок с заезжими людьми, а потому тебе было невыгодно, чтобы Сдом был разрушен и край обезлюдел. Потому ты молился за него. Но вот, его уж нет, а ты все так же богат, как всегда. Значит, молитва твоя была бескорыстна!

Отсюда я заключаю, что во всех твоих начинаниях не только ты со Всевышним, но и Он с тобой. Потому я ищу с тобой мира!

Кстати, из третьего довода Авимэлеха вытекает очень существенный вывод, подтверждение которому имеется в Талмуде: Всевышний всегда слышит и отвечает на искреннюю молитву человека, соблюдающего семь заповедей Бней Ноах. Ведь Он ответил Аврааму и вывел Лота из города, только потом подвергнув его уничтожению.

Что Авимэлех потребовал от Авраама? Он сказал: «Поклянись мне, что твои потомки, которые в будущем завладеют этой землей, не станут нападать ни на меня, ни на моего сына, ни на моего внука. Помни доброту, проявленную мною, когда я предложил тебе остаться в моей стране, и ответь на нее тоже добротой: заключи со мной мирный договор».

Авраам согласился и поклялся Авимэлеху не вести против него войн в трех ближайших поколениях (Тора говорит нам, что до тех пор распространяется милосердие и забота человека о своих потомках), даже если Авимэлех будет провоцировать его потомков на это. Тем не менее Авраам укорил Авимэлеха, который разрешил своим слугам пользоваться колодцем, что выкопали люди Авраама.

— Твои слуги поят скот из моего колодца (ведь это я выкопал его и им известно, и таким образом, они нарушают одну из семи заповедей – о воровстве – прим. автора), заявляя, что он принадлежит тебе (то есть еще и оправдываются – прим. автора), — сказал он с упреком.

— Никогда не слышал, чтобы кто-либо из моих слуг совершал такое преступление, — заявил Авимэлех. – Да и ты никогда раньше не жаловался мне. (Тем самым Авимэлех как бы объявил, что колодец всегда был его, поскольку находится на территории его земли и поэтому нет темы для спора)

— Ты сомневаешься? Есть способ выяснить, кому действительно принадлежит колодец, – сказал Авраам. – Я и ты пошлем слуг с овцами к этому колодцу. К чьему стаду навстречу поднимется вода – тот и владелец колодца. Так Всевышний разрешит наш спор.

Когда слуги Авраама подвели к колодцу семь овец, вода поднялась только для них.

— Возьми этих семерых овец, — сказал Авраам, — от меня в подарок. Пусть они напоминают тебе о том, что произошло у колодца. У моего колодца!

Вопрос: почему Авраам подарил Авимэлеху именно семь овец, а не, скажем, одну или целое стадо?

Ответ: мидраш объясняет, что Авраам хотел напомнить ему о семи законах для потомков Ноаха, которые заповеданы всем народам и среди которых есть запрет воровства. История с семью овцами осталась постоянным напоминанием о соглашении между Авраамом и Авимэлехом. И это был один из первых договоров о мире в истории человечества. Заключен он был в Беэр-Шева – месте, название которого означает «колодец, истинная принадлежность которого была установлена семью овцами», — колодец семерых.

Опубликовано: 08.08.2005

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter