СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 13:58

№2. Нигун Алтер Ребе «Ке аяль таарог»

Таким образом, в нигуне «Ке аяль таарог» Алтер Ребе воссоздаёт картину мирового равновесия. Мир пульсирует. «Стремясь» невозможно без «возвращаясь».

Исполнение: Аарон Фруктман 20.12.2020 1442 мин.

Это один из 10 нигуним, точно принадлежащих авторству Алтер Ребе. Его текст состоит из двух разделов. Первый — это цитата из 42 главы книги Псалмов: «Как лань стремится к потокам вод». В оригинале мысль на этом не заканчивается. Ее продолжение звучит так: «Подобно этому душа моя стремится к Тебе, Всевышний».

Алтер Ребе, используя строки псалма, прерывает метафору, буквально, на полуслове, и продолжает мысль фрагментом из молитвы «Слушай, Израиль»: «И будут знаками между глазами твоими». Эта фраза также, на первый взгляд, воспринимается вырванной из контекста. Кроме того, что оба фрагмента не являются примером цельной законченной мысли, непонятно, что они делают рядом друг с другом, в одном смысловом и звуковом ряду?

Познакомимся ближе с первым фрагментом. Лань у потоков вод — поэтический образ души, стремящейся к Б-гу (вода, как известно, символизирует Тору, спускающуюся с самых заоблачных вершин в самые низкие труднодоступные низины). Как все живое не может существовать без питательной влаги, так и душа мучается жаждой без Торы. Душа, в которой есть жизнь, находится в движении. Ее направляет жажда, не дающая спокойно «сидеть на месте» и вынуждающая бежать, как сейчас модно говорить, из зоны комфорта.

Тема духовной жажды — одна из ведущих в хасидизме. Жажда — признак здоровой жизни. В книге «Тания» Алтер Ребе разбирает отсутствие жажды как одну из больших духовных проблем хасида. Если человек не ощущает ее, речь идёт об «отуплении и закупорке сердца». Это значит, грехи настолько закрыли собой истинное положение дел, что человек потерял чувствительность: к ним, к той дистанции, на которую он отдалился от Источника жизни, к тому вакууму, в котором оказался в результате этого всего. Такое закупоренное, лишенное чувствительности сердце Алтер Ребе советует «разбить в щепки», как полено, которое из-за своей материальной грубости не поддается даже пламени огня.

Есть также много известных нигуним, назначение которых — расшевелить такое сердце и пробудить духовную жажду. Например, «Цомо лехо, нафши», «Эсн эст зих», «Дурень Марко», «Ке аяль таарог» Цемах-Цедека. Отсутствие жажды в душе — это нарушение всего порядка мироздания. Даже грех сам по себе — ещё не приговор. Оступившись, человек чувствует горечь, понимает, насколько далеко отдалился от Всевышнего и всеми силами чувствует потребность вернуться. Таким образом, получается, нехорошие поступки активизируют душевную ностальгию по истинному месту и настоящему состоянию гармонии, в которой следует пребывать человеку по задумке Творца. И даже извечный коварный враг Б-га и человека — злое начало — косвенно способствует осуществлению этого высшего плана. Но если нет даже жажды — нет движения, нет стремления, нет жизни.

Однако, не эта тема, как видно, занимает Алтер Ребе в данном нигуне. Поэтому, он прерывает фразу о лани у потоков вод и резко переключает слушателя на другой «канал».

«И будут знаками между глазами твоими» — так в молитве «Слушай, Израиль» и взятом за ее основу отрывке из Торы говорится о головном тфиллин. Тфиллин, как известно, инструмент связи человеческих мозга и сердца с Б-гом. Ручной тфиллин «настраивает» и подчиняет сердце и чувства, головной, соответственно, мозг и разум. Сказано в хасидуте, что божественность должна ощущаться так же четко и явно, как рука ощущает на себе давление ремешков тфиллин, а лоб — тяжесть их коробочки. То есть, отрывок о тфиллин — своего рода «заземление» святости в материальном теле человека, в отличие от фрагмента о лани, где душа, наоборот, ищет выхода из физических ограничений.

Древняя мудрость гласит: «Если твое сердце рвется вперёд, вернись к Единому». В книге «Тания» среди описаний разных типов любви наивысшим считается этот: несмотря на «души прекрасные порывы», использовать свет и энергию здесь, внизу, для выполнения воли Всевышнего по преобразованию материального мира. И принадлежит этот вид любви именно левиим — людям, которые «возносили благозвучно голос свой в благодарении пением и музыкой, верной и приятной интонацией, «стремясь и возвращаясь»».

Таким образом, в нигуне «Ке аяль таарог» Алтер Ребе воссоздаёт картину мирового равновесия. Мир пульсирует. «Стремясь» невозможно без «возвращаясь» (как продемонстрировали в свое время сыновья Аарона, Надав и Авиу, поддавшись сильному душевному порыву стремления к святости и не закрепив это возвышенное состояние возвращением в повседневную жизнь). Мир стоит на равновесии чередующих друг друга вдоха и выдоха, на смене прошедшего и отжившего притоком новой энергии. На этом стоит и музыка, и работа отдельно взятой души.

Интересно, что в мелодии нигуна мы не услышим ни мощного порыва в духовные выси, ни отчаянных попыток сдержать неукротимые стихийные потоки. Ее движение размеренное и плавное, как мерцание свечи, пламя которой ровно поднимается вверх, при этом, прочно «держась» за фитиль. Можно сказать, она построена на микродвижениях. И только самый внимательный слушатель заметит, что фрагмент о лани у потоков вод звучит несколько выше отрывка о тфиллин.

Таким же точным и выверенным хочет слышать автор нигуна пульс своих хасидов, несмотря на колоссальную духовную работу, которая стоит за этой точностью и лёгкостью. «Мозг управляет сердцем», — гласит девиз хасидизма ХАБАД. И к каким бы бурным водам ни стремилось сердце, «знаки между глазами» направят его энергию в созидательное русло построения Всевышнему жилища в нижних мирах.

«Кеаяль таарог» №2
«Кеаяль таарог» №2

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter