Камень, который презрели строители

27.11.2003 4159 (0)
Камень, который презрели строители
Камень, который презрели строители

Еврей-мужчина ежедневно говорит в утренних благословениях: «Благословен Ты... что Ты не создал меня женщиной». Самое простое объяснение этого — женщина исполняет гораздо меньше заповедей, чем мужчина, потому мужчина благословляет Б-га за то, что Он дал ему больше возможностей служения Ему.

Женщина же в утренних благословениях говорит: «Благословен Ты... за то, что создал меня так, как Ты хотел». И объясняется это так: человек должен благословлять Всевышнего и за хорошее и за плохое. Так вот женщина благодарит в этом благословении Всевышнего так, как благословляют Его за плохое. (В молитвеннике ХАБАДа, «Teилат Ашем», в утренних благословениях совсем не указано, что в этом месте должна говорить женщина, потому что в ХАБАДе есть обычай, что женщина опускает это благословение).

Более того — женщину не обязывают учить Тору. И хотя она и обязана учить те места Торы, в которых объясняется, как она должна исполнять заповеди, имеющие к ней отношение, само по себе изучение как таковое не является для нее обязанностью. (Изучать теорию хасидизма женщина обязана не менее мужчины так как эта часть Торы приводит человека к любви к Б-гу и страху перед Ним, а к этому женщина должна стремиться также, как и мужчина).

Женщину не обязывают исполнять заповеди, связанные с определенным временем, так как она не располагает своим временем, а подчиняется мужу. Не обязана она изучать Тору также и потому, что, как утверждает Талмуд (в комм. РАШИ), она более мужчины во власти своих желаний, а это препятствие для правильной работы разума. Есть и еще причина: в Талмуде указывается что женщину не обязывают изучать Тору, так как большинство женщин не склонны к серьезному изучению.

В Торе есть высказывания, характеризующие женщину как положительно, так и не особенно лестно. Женщина легкомысленна. С другой стороны, о ней сказано, что она обладает особой способностью понимания. «Нашел жену — нашел благо». При всей нашей склонности к эмансипированному взгляду на женщину, ее подлинное положение в семье, особенно если она дает жизнь детям, не препятствуя этому ничем, то есть имеет обычно от пяти до десяти детей, безусловно делает ее человеком, удел которого в основном заботиться о физической стороне жизни и, как результат, быть поглощенной миром физического.

С одной стороны, категория женщины в хасидизме — то же, что категория «бедного» по отношению к «богатому» (что можно сравнить с категорией мужчины). Человек, живущий в бедности, вопиет к Б-гу: почему ему дана такая участь, почему он должен жить в недостатке всего? И Тора оправдывает его. Тора говорит, что жалоба бедного истинна. Как же понять это положение (и женщины и бедного)?

Чтобы это понять, нужно рассмотреть, что внутренняя часть Торы говорит о сфире Малхут — основной сфире женского начала.

Сфира Малхут — категория принимающего влияние. Она «не имеет ничего своего», в ней есть только то, что она получает от верхних по отношению к ней сфирот. Если среди всех сфирот, называемых «мидот», взять объединяющую всех их сфиру Тиферет, то Тиферет через Йесод, непосредственно уделяющий влияние сфироте Малхут — мужская категория, «уделяющий влияние», а Малхут — женская категория, принимающий влияние».

В рассказе о сотворении мира, которым начинается Тора, говорится: «И создал Б-г два светила великие» («Берейшит» 1:16). Тайная часть Торы учит, что наверху, в мире Ацилут, эти два светила — Тиферет и Малхут. Тиферет — солнце, а Малхут — луна. Малхут — луна‚ потому что луна не имеет собственного света, а отражает свет солнца. «Два светила великие». Вначале солнце и луна оба были великими светилами. Комментатор Торы РАШИ говорит: луна сказала, что «не могут два короля нести один венец — не могут они оба быть оказывающими влияние, так что, не окажется принимающего влияние, поэтому луна уменьшила себя, став женской категорией.

Но в будущем, с приходом Mошиaхa, луна станет столь же великим светилом, как и солнце. Уже не будет деления на мужское и женское начало, не будет оказывающего влияние и принимающего его, но все будут оказывающими влияние. И даже более того, сказано, что в будущем будет «доблестная жена — венец мужа своего». Венец выше того, на чьей голове он находится, — женское начало будет выше, чем мужское. Сказано также (что относится к сфире Малхут и к женщине): «Камень, который презрели строители стал краеугольным камнем.

Таким образом, в том мире, какой образовался после грехопадения первого человека (а оно повлияло не только на его потомство, но и на миры), женщина — «камень, который презрели строители». Однако это не есть ее подлинная суть. Подлинная суть ее — та, которая была ей дана при сотворении (два великие светила) и та, несравненно более высокая ее сущность, которой она будет обладать после достижения цели Сотворения мира, после пришествия Мошиаха (венец мужа, краеугольный камень).

Сказанное перекликается с пониманием сути мира вообще. Многие пытаются дать миру оценку — так ли должен выглядеть мир, сотворенный Всевышним? Не должен ли он быть лучше?

Грехопадение первого человека было, с одной стороны, его падением, и за ним последовало наказание, однако все это со стороны человека, но со стороны Б-га это грехопадение было запланированным, как сказано: «Б-г строит, чтобы разрушать, и разрушает, чтобы строить».

Сказано: «сотворил Б-г, чтобы делать». Слово «делать» («лаасот») имеет также значение «исправлять». Все создано так, что нуждается в исправляющем действии человека. И после этого служения, заданного человеку, и человек и все миры поднимутся на ступень гораздо более высокую, чем та, на которой они находились вначале при их Сотворении.

Таким образом, мир еще в процессе исправления, но истинная его суть — не та, которая нам видится с расстояния короткой человеческой жизни, а та, какая была задана миру при его Сотворении и, еще более — та, которой миры достигнут при достижении конечной цели Сотворения.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Семья » Еврейская женщина (другие статьи):