СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 04:24

Том 1, стр. 116

№69

1

[6 Нисана 5703 года]

...И завершая об идее месяца:

Сказали наши учителя (трактат «Рош а-Шана» 10б): «Мы учили, что сказал рабби Элазар и т.д. в месяце Тишрее мы освободимся в будущем. Сказал рабби Ицхак и т.д. В месяце Нисане мы освободимся в будущем» (и см. там 27а в Тосафот со слов «Как кто» в конце). И он объясняет причину этого тем, что рабби Элазар учит это из Торы, где сказано о шофаре в Рош а-Шана: «Трубите в шофар в новомесячье», а рабби Ицхак учит это из ночи бдения, о которой идет речь в рассказе об Исходе из Египта: «Ночь охраняемая от вредителей».

И нужно сказать, что их спор о времени наступления Освобождения соответствует их же спору об освобождении состояния души евреев тогда, во время соблюдения Торы и заповедей. И об этом сказано в трактате «Санедрин» (97б), рабби Элазар считает, что евреи будут освобождены с помощью того, что они сами раскаются — на что также является намеком шофар в Рош а-Шана, и как подробно пишет РАМБАМ в «Законах о раскаянии» 3:4. И вообще это идея месяца Тишрея, как сказали наши учителя («Ваикра раба» гл. 29): «Трубите в шофар в новомесячье — если исправили свои действия и т.д., на весах подняться и т.д. в месяц Тишрей, это искупит долги народа твоего».

А р. Ицхак считает, что даже если они сами не совершают раскаяния, то все равно освобождаются, так как Всевышний ставит над ними правителя, декреты которого суровые, как у Амана и т.д., что возвращает их на правильный путь — и это как во время Исхода из Египта, когда были освобождены в заслугу принятия Торы («Шмот раба» гл. 2). И сказали наши учителя («Шабат» 88а), что Всевышний наклонил над ними гору и т.д., после чего они согласились и т.д.

И нужно сказать, что это уточнение в словах в трактате «Рош а-Шана» (там): «Охраняемая и наступающая с шести дней Творения». На первый взгляд, эти три слова являются лишним, но в них есть намек на то, что это не зависит от работы человека самой по себе.

И нужно заметить из сказанного «Вот порождения неба и земли во время их сотворения и т.д. а человека нет и т.д.» и сказали наши учителя («Берейшит раба» гл. 13), что под словами «человека нет» имеется в виду, что нет человека для того, чтобы заставить творения служить Всевышнему.

И вот, во всем этом есть большая разница между тем и нынешним, так как во время Дарования Торы еще не были даны заповеди. И поэтому у них был ответ, что их заставили и есть существенный перерыв [в их обещании исполнять Тору], а сейчас уже даны заповеди. Вот, также когда наступает раскаяние благодаря жестокому правителю, так как его назначил Всевышний, то об этом сказали, что нет никаких сомнений, что они сделали это искренне, как объяснил РАМБАМ («Законы о разводе» 2:20). И причина: «Но если его обуяло дурное побуждение не исполнить заповедь или совершить преступление...

Примечание:
1) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 6, стр. 143 и дополнено по копии из секретариата. По содержанию см. также следующее письмо.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1651 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter