СБП. Дни Мошиаха! 24 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-05-02 00:07

Том 1, стр. 285

…и ученицам, должны быть на самом высоком уровне святости и, кроме этого, они должны соответствовать своей цели с педагогической точки зрения. И тогда можно надеяться, что молодое поколение станет таким, как об этом сказано (Псалмы 112:2): «Род прямодушных благословится» во всех деталях, даже если условия в их окружении и время не являются подходящими.

И я уже сказал об этом раньше1, как говорят наши благословенной памяти учителя (трактат «Йевамот» 114а), что три раза сказано об обязанности предостерегать взрослых в отношении детей: в законах о мерзости, крови и [ритуальной] нечистоте.

И нужно сообщить намек об этом в учении воспитания, что это предостережение взрослых в отношении детей.

И вот, со стороны самого воспитанника и ученика (который является ребенком по отношению к воспитателю и учителю с большими знаниями) есть такие, кто уклоняется от того, чтобы на них влияли и падает духом. И есть три причины этого:

1) Люди из первой группы говорят, что ситуация сейчас (в особенности в некоем месте) такова, что люди по своей природе очень грубые и приземленные, что нет превосходства человека над скотом, и тогда как в их уши проникнут слова Торы и идеи богобоязненности и т.д.? И на это есть указание, что даже если человек ест мерзость, что показывает на то, что он совсем вышел из рамок человеческого существа, ведь душе человека противна эта мерзость (трактат «Орает» 11а), тем не менее нам дается заповедь воспитывать его и предупреждать.

И так как свидетельствовали наши благословенной памяти мудрецы («Бамидбар раба» в начале гл. 13), что Всевышний требует только по силам того, кому Он дает указания. Поэтому должно быть так, что у воспитателя есть силы, чтобы действовать и влиять.

2) Люди из второй группы говорят, что речь идет о том случае, когда может быть оказана польза с помощью пропаганды и воспитания — в отношении тех вещей, к которым человек не привык за всю свою жизнь. Но если прошло уже несколько лет и у него это вошло в привычку, то нет надежды на то, что он перестанет делать это. И отрицание этой позиции объясняется в предостережении взрослых по отношению к детям о крови, как сказали наши учителя (Сифри) на слова Торы («Дварим» 12:23): «Но крепись, чтобы не есть крови», что из этого мы делаем вывод, что вкушение крови являлось для них привлекательным. Но ведь и в этом случае обязательно и действенно воспитание.

3) Люди из третьей группы говорят, что речь идет о том случае, когда нужно заниматься стараниями и воспитанием именно в отношении того, что можно объяснить воспитаннику согласно разуму и здравому смыслу, но в отношении того, что зависит от веры и принятия власти Небес, когда они утверждаю, что не верит, то нет никакой возможности вступать с ним в разговор. И в чем будет польза от того, если с ним будут заниматься этими вещами? Но и в этом случае дается…

Примечание:
1) Выше, письмо №72. И см. также предыдущее письмо.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1207 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter