Как я всегда говорил, и Вы извините меня за повторение, в этом стихе говорится: «Я стал хранителем виноградников, но своего виноградника я не сохранил». Это означает, что согласно Торе это действительно виноградник. Однако его следует отличать от «моего виноградника», вплоть до того, что в такой ситуации мы настойчиво жалуемся. Для Вас виноградником1 по моему мнению является энциклопедия2 и одновременно распространение источников3, в соответствующем порядке. Однако с самого начала Вашего письма я боюсь предположить, что Вы назначены хранителем виноградников раввината, которые действительно являются виноградниками, согласно Торе, но не Вашими, заповедью, которую никто другой не может исполнить.
Просьба о благословении в Вашем письме будет прочитана возле святого места упокоения моего тестя и учителя, чьи заслуги защитят нас. Да будет угодно сообщить мне хорошие новости.
На днях меня посетил великий раввин С. Эльберг, и во время нашей беседы я напомнил ему о его обещании4 опубликовать номер журнала «Пардес»5, посвященный Алтер Ребе, по случаю 150-й годовщины его кончины в прошлом году. Он ответил, что во время своего визита в Святую Землю он просил Вас внести свой вклад, написав статью. Но на данный момент это еще не реализовано. Однако он заверяет, что вскоре после его получения действительно опубликует этот обзор вместе с другими статьями. Однако ваше письмо еще не должно быть опубликовано. Наверное, мне бесполезно что-либо ко всему этому добавлять. Однако, основываясь на утверждении наших мудрецов6, согласно которому «только расторопных имеет смысл поторапливать», я приглашаю и Вас проявить усердие в этом деле.
Этот день — Лаг ба-Омер, дата подъема души РАШБИ7. Поэтому я напомню утверждение наших мудрецов в начале мидраша «Берейшит раба», согласно которому Тора представляет собой планы и эскизы, на основе которых был создан мир. Следовательно, то же самое происходит и с малым миром, составляющим человека8. Тем более это справедливо для тех, для кого Тора является единственным занятием, причем, согласно трактату «Шаббат» 11а, речь идет о РАШБИи его друзьях.
Однако вклад РАШБИ в Тору позволит нам понять, что происходит в мире. Таким образом, как объясняется в хасидском трактате под названием «Человек обязан говорить» 5638 года, в главе 25, РАШБИ устранил разделение, которое преобладало между глубоким измерением Торы и ее раскрытым аспектом, так что эта глубокая часть раскрывается ясно. В результате он также принял подобное поведение в мире, более глубоким измерением которого является Тора. Именно изучая его, он вызвал в мире дождь, в самом буквальном смысле, как сказано в священной книге «Зоар» (и как объяснено в хасидском трактате под названием «Он конфискует» 5631 года и комментарии «Нахаль Эйтан»).
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 8899.
2) Издание Талмудической энциклопедии.
3) Хасидизма.
4) См. по этому поводу письмо 8847.
5) Раввинский обзор под руководством рава Эльберга.
6) В трактате «Макот» 23а.
7) См. следующее письмо (8820).
8) Согласно мидрашу «Танхума» на главу «Пкудей» п. 3.