...земли, камней, в мире растений, растений и в мире животных, чтобы внести в них добро и святость. Таким образом, каждое существо и все творение в целом подчиняются Воле Творца1.
* * *
Творение человека отличается, в частности, еще и тем, что он «создан один2, в отличие от других существ, созданных в большом количестве.
Это учит нас и подчеркивает, что только один человек имеет силу привести все творение к его полноте и совершенству, как это сделал Адам, первый человек. Действительно, сразу после своего сотворения, во время первого Рош а-Шана, Адам3 потребовал и добился, чтобы все существа в мире признали верховенство Творца.
Поэтому он провозгласил: «Придите, мы склонимся и преклоним колени и падем ниц перед Б-гом, Который создал нас». Через это коленопреклонение и покорность всего своего существа, и только так, творение может приобщиться и соединиться с Творцом и тем самым достичь высшей цельности.
Наши мудрецы указывают, что мы можем извлечь из поведения Адама урок, который применим ко всем: «По этой причине человек был создан уникальным. Это учит вас тому, что одна душа считается целым миром».
Таким образом, каждый еврей, в том числе и в наше время, в какой бы ситуации он ни находился, в полной мере получает средства, а потому и обязанность, подняться, достичь высшей ступени совершенства и сделать так же во всем мире, во всем творении.
* * *
Примечания Ребе:
1) См. трактат «Авот» в конце главы 6 и трактат «Йома» 38а.
2) Мишна трактата «Санедрин» в конце параграфа 4.
3) «Зоар» том 3, в конце гл. «Эмор». См. также «Пиркей» рабби Элиэзара» в главе 11.