22 Тишрея 5782 года, третий день недели, гл. Браха

Для чего Б-г создал мир?

Почти шесть тысяч лет назад Всевышний создал мир, в котором мы живем. В мире этом есть много добра, но много и… не очень-то хорошего. Живут в нем хорошие люди, но и не очень хорошие тоже, водятся в нем домашние животные и хищные звери. В этом мире добро и зло перемешаны так, что почти невозможно провести между ними границу. С какой целью создал Всевышний этот «нижний» — в духовном смысле — мир?

4464 (3)
Для чего Б-г создал мир?
Всевышний создал мир, в котором мы живем 

«В начале сотворения Всесильным неба и земли…»1. Почти шесть тысяч лет назад Всевышний создал мир, в котором мы живем. В мире этом есть много добра, но много и… не очень-то хорошего. Живут в нем хорошие люди, но и не очень хорошие тоже, водятся в нем домашние животные и хищные звери. В этом мире добро и зло перемешаны так, что почти невозможно провести между ними границу.

С какой целью создал Всевышний этот «нижний» — в духовном смысле — мир?

Есть «высшие» миры, в которых светит чудесная истина — «Б-г один»2, «Нет другого, кроме Него»3. Но Всевышний создает именно этот темный мир, мир, в котором не светит эта истина, и, более того, — мир, в котором свет и тьма перемешаны, в котором свет называют тьмой, а тьму — светом, или, короче, — мир лжи. Зачем Всевышний создал этот нижний мир, ниже которого нет?

На эти и многие другие вопросы дает ответ учение хасидизма4, основываясь на сказанном в мидраше5: «Когда Всевышний создавал мир, возжелал Он, чтобы было у Него жилище внизу, как есть у Него жилище вверху». Всевышний захотел создать этот нижний — в духовном плане, как уже упоминалось, — мир, с тем, чтобы именно в нем устроить Себе жилище (общее замечание — разумеется, слово «жилище» в отношении Творца Вселенной употребляется исключительно в качестве аллегории, чтобы разъяснить нам сложнейшие духовные понятия на нашем, человеческом языке, в понятных нам терминах; такими же аллегорическими понятиями являются выражения «глаза Б-га»6 или «рука Б-га»7 — само собой разумеется, что не имеются в виду те материальные глаза и руки, которые знакомы каждому из нас).

В своем жилище человек ведет себя просто, «по-домашнему», не скрывая своей сущности, — в отличие от поведения на людях, где он старается выставить себя перед ними в определенном облике. У себя дома человек «чувствует себя как дома».

Всевышний хочет именно здесь, в этом мире лжи, раскрыть Себя во всем Своем могуществе и милосердии. Он хочет, чтобы именно в этом мире засиял свет истины и чтобы ничто его не заслоняло.

И Всевышний хочет еще одну вещь, и это самое главное: чтобы эту миссию — осветить этот мир светом истины — исполнил человек. Для этого Он создал человека, венец всего творения, и дал ему Тору и заповеди: сынам Израиля 613 заповедей, а прочим народам мира — 78. Исполняя эти заповеди, люди раскрывают в мире сущность Всевышнего.

Но Всевышний не заставляет человека исполнять заповеди. Он хочет, чтобы человек сам пришел к пониманию истины и избрал правильный путь по своему свободному выбору. Сказано в Торе: «Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло… избери же жизнь»9. Всевышний дает человеку «свободу выбора», и благодаря этой свободе у человека есть возможность выбрать добро или, не дай Б-г, зло, и соответственно человек получает вознаграждение за свои добрые поступки.

Примечания:
1. Глава «Берейшит» 1:1.
2. Глава «Дварим» 6:4.
3. Глава «Дварим» 4:35.
4. Учение хасидизма относится к скрытой части Торы и объясняет внутренний смысл каждой вещи. Учение хасидизма было раскрыто р. Исраэлем Баал-Шем-Товом (род. в 5458 г., 300 лет назад) и продолжателями его дела, руководителями движения ХАБАД.
5. Мидраш «Танхума», глава «Насо» 16. Мидраш — общее название книг и сборников рассказов наших мудрецов, касающихся Aлахи и Агады. Большая часть этих книг была составлена ок. 2000 лет назад мудрецами Мишны и Талмуда.
6. Псалмы 34:16.
7. Глава «Шмот» 9:3.
8. «Семь заповедей сынов Ноаха»: не есть мясо, отделенное от еще живого животного, не осквернять имени Всевышнего, не заниматься грабежом, установить правосудие (организовать суды и т.д.), не заниматься идолопоклонством, не вступать в кровосмесительные связи, не убивать.
9. Глава «Дварим» 30:15-19.

Опубликовано: 30.05.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter