Вот уже несколько десятилетий многие учреждения ХАБАДа используют обращение к Ребе ШЛИТА, указывая его титул «Король Мошиах». Некоторые удивляются, что несмотря на то, что хасиды всегда верили в то, что это — правда, не было практикой присоединять этот титул к имени Ребе ШЛИТА. Что же изменилось?
Мы обратились к раввинам с просьбой объяснить, почему необходимо обращаться к Ребе ШЛИТА именно с этим титулом и какое влияние это оказывает на читателей...
Участники: рабби Залман Либеров, посланник во Флэтбуше, Нью-Йорк; рабби Берл Липскер, машпиа в «Ховевей Тора» и участник редакционного совета «Сокровищница хасидизма»; рабби Нахман Шапиро, главный машпиа в «Шатры Торы» и участник «Комитета по распространению бесед».
Хотя мы находимся сейчас после 3 Тамуза 5754 года, слова или аббревиатура Король Мошиах регулярно используются в отношении Ребе ШЛИТА. Некоторые люди задаются вопросом: зачем делать это снова и снова? Разве это необходимо?
Отвечает рав Либеров:
Этот вопрос задают по поводу определения того, кто такой Мошиах в принципе. Люди говорят: мы верим, что Ребе ШЛИТА — Мошиах, но почему важно это публиковать и акцентировать внимание на этом?
Ответ прост. Если бы это не было так важно, Ребе ШЛИТА Король Мошиах не стал бы говорить об этом в своих беседах. Если вы учите беседы Ребе ШЛИТА, то знаете, что в более поздние годы Ребе регулярно цитирует Бартенура, который говорит: «В каждом поколении рождается еврей из колена Йеуды, который соответствует статусу Мошиаха для еврейского народа». Ребе ШЛИТА также приводит слова Хатам-Софера о том, что «Есть один еврей, достойный по своей праведности стать освободителем, и когда придет время, то Всевышний раскроется ему и пошлет его».
Те, кто знают беседы ранних лет, понимают, что эти цитаты совсем не характерны для более поздних лет. Начиная с 5751 года, Ребе ШЛИТА считает важным цитировать эти строки снова и снова. Если это важно для Ребе, то это должно быть важно для всех хасидов.
То, что ученики идентифицируют своих учителей с Мошиахом, и даже более того (как Ребе ШЛИТА подчеркивает в беседе «Тазриа-Мецора» 5751), что сами мудрецы объясняют их имя — эта практика восходит к периоду Мишны и Талмуда, как об этом приводится в трактате «Санедрин».
С момента раскрытия учения хасидизма, когда понятие «глава поколения» становится все более важным, отождествление главы поколения с Мошиахом также начинает расти. В субботу недельной главы «Насо» 5720 ш. Ребе ШЛИТА говорит, что уже во времена Ребе РАЯЦа говорилось о том, что хасиды верят, что Ребе — это Мошиах.
В отношении нашего Ребе сначала был намек на это, но чем больше мы углублялись по мере приближения к Освобождению, тем более явным это становилось. Да, были вещи, которые сдерживали это, но не так, как в предыдущие годы, когда препятствия оставались годами, начиная с 5751 года даже когда были препятствия, они не оставались дольше нескольких недель.
В этот период времени (5751 год) сначала, когда люди спрашивали, следует ли им делать определенные действия, связанные с Мошиахом, некоторым отвечали «да», а некоторым — «нет». Если кто-то шел дальше, делал что-то и сообщал об этом Ребе ШЛИТА, он получал ответ: «Сообщить мне об этом достаточно, поскольку это очевидно», и он получал благословение на продолжение.
Позже, особенно после 27 Адара, даже если спрашивающий на самом деле хотел получить отрицательный ответ, он его не получал. Например, во время большого праздника 10 Швата 5753 года кое-кто обратился к Ребе ШЛИТА с просьбой не появляться публично на балконе, поскольку это будет воспринято как его согласие на провозглашение «Йехи». Ребе ШЛИТА все равно вышел и публично поддержал пение «Йехи» на весь мир, и миллионы видели это.
О чем это говорит нам? О том, что чем ближе мы подходим к раскрытию Мошиаха, его личность становится неотъемлемой частью этого процесса. Есть вещи, которые ассоциируются с определенным временем, например, законы Хануки. В это время года они не уместны, но во время Хануки — да! Так же обстоит дело и с законами о Мошиахе. До недавних лет они не были настолько практическими, но с тех пор, как Ребе ШЛИТА сказал: «Пришло время вашего освобождения», это практические законы.
То же самое относится и к имени Мошиаха. Раньше это было не так уж необходимо. По мере того, как мы все ближе и ближе к истинному и полному Освобождению, это становится все более и более важным.
В Элуле 5753 года Ребе ШЛИТА впервые согласился, чтобы в предисловии к книге, изданной издательством «КЕОТ», обязательно добавлялись слова «Король Мошиах». С тех пор десятки книг издательства «КЕОТ» опубликованы с титулом Ребе «Его святейшество Ребе Король Мошиах ШЛИТА».
После того, как Ребе ШЛИТА одобрил запись «Король Мошиах» в официальном любавичском издании, спрашивать, почему это важно, все равно, что спросить после 10 Швата 5711 года, после того, как Ребе ШЛИТА дал свое согласие на написание «его святейшество Ребе ШЛИТА» — в чем важность такого обращения к Ребе?
Отвечает рав Шапиро:
Одновременно с цитатами из Бартенура и Хатам-Софера, Ребе ШЛИТА также упоминал несколько раз, что «хасиды в каждом поколении верят, что их Ребе — Мошиах, а в нашем поколении — это Ребе, мой тесть». В последующие годы Ребе также говорит «праведный Мошиах» в сочетании с «глава поколения», и множество раз мы слышали, как Ребе говорит: «Глава поколения, Мошиах поколения».
Ребе ШЛИТА говорит об этом устно и пишет, например, в беседе на субботу недельная глава «Вайеце» 5752 года. После цитирования Бартенура и Хатам-Софера, Ребе ШЛИТА добавляет своей рукой: «А в нашем поколении — это глава поколения, мой тесть и учитель».
Поскольку «человек должен использовать выражения своего учителя», очевидно, есть основания обращаться к Ребе ШЛИТА как Королю Мошиаху.
В те годы Ребе ШЛИТА также много раз объясняет сущность Мошиаха, что он «общая единая душа», (а позже он добавляет, что Мошиах — это суть Б-жественной души). Если вы ознакомитесь с беседой «Толдот» 5752, то увидите, что Ребе говорит о новом служении еврея, которое происходит из того, что суть Мошиаха — это суть Б-жественной души, выше уровня общей, единой души.
Это означает, что знание того, что Мошиах является сутью Б-жественной души, имеет отношение к служению еврея, к каждой детали служения еврея. А именно, что все делается чтобы «привести дни Мошиаха».
Когда начались все события с принятием власти Короля, я сидел на собрании посланцев с некоторыми старейшими посланниками, и один из них сказал: «Мы уже написали письмо о связи с Ребе в 5710 году. Почему мы должны снова принимать его королевскую власть?»
Я ответил так: во-первых, большинство людей, сидящих здесь за столом, не родились в 5710 году, а те, кто родился, были детьми. Они никогда не подписывали такое письмо. Во-вторых, поскольку раскрылось нечто новое в отношении Ребе ШЛИТА, то письма, подписанного тогда, недостаточен для сегодняшнего дня. Мы должны соединиться с тем аспектом, который раскрылся в Ребе ШЛИТА сейчас.
Отвечает рав Липскер:
Перед всеми объяснениями мы должны сказать одну простую вещь: «Это правда! Поскольку Ребе ШЛИТА является Мошиахом, мы должны это написать — потому что это правда».
Этот вопрос был задан еще в 5751 году в связи с «силой» в принятии власти Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха. Те, кто выступал против использования титула «Король Мошиах» для Ребе ШЛИТА, пытались представить свою позицию как хасидскую. Они цитировали глав ХАБАДа, говоривших, что для хасидов нет ничего выше, чем «Ребе».
Это мнение сопровождалось историей о хасиде (р. Хоне Морозове), которого спросили, есть ли у его Ребе пророческий дух. Он ответил, что это не его дело. Если Ребе необходим пророческий дух, то он, конечно, у него есть; если же он в нем не нуждается, то ему все равно, что его нет. Эта история выражает идею о том, что для хасида Ребе не оценивается по различным качествам. Его величайшее качество — это то, что он Ребе.
Честно говоря, сначала у меня не было хорошего ответа на этот вопрос и подход. Я просто знал, что если для Ребе ШЛИТА важно упомянуть, что глава поколения — это Мошиах поколения, то здесь, безусловно, есть большой смысл. Мы, хасиды, должны следовать за Ребе и использовать эту формулировку для обращения к нему.
Вместе с тем, в субботу недельной главы «Толдот» Ребе ШЛИТА начал одну из бесед со слов: «Необходимо добавить и исправить», и Ребе ШЛИТА объяснил, что уровень Мошиаха — это не просто «общая единая душа» еврейского народа, поскольку речь идёт об одной из пяти названий Б-жественной души, и как таковая она не является действительной сутью. Особое свойство Мошиаха в том, что он буквально раскрывает «суть Б-жественной души». Это и есть «истинная суть Мошиаха».
Это стало огромным открытием. До этого момента мы знали, что Мошиах — это «общая единая душа» и если смотреть на это с этой точки зрения, то можно было сказать, что «Мошиах» не превосходит «Ребе», поскольку Ребе также является «общей душой», и зачем нам нужен кто-то помимо Ребе?
Однако после того, как Ребе ШЛИТА постановил, что Мошиах — это «суть еврейского народа, которая выше аспекта общей души», очевидно, что существует нечто гораздо более особенное в Мошиахе. Поскольку Ребе также является Мошиахом, что означает, что он раскрывает суть Б-жественной души, то, безусловно, важно повторять это снова и снова, поскольку таким образом мы пробуждаем и раскрываем эту суть.
Интересно отметить, что в «Ваикра раба» сказано: «И воззвал (Всевышний) к Моше». О чем говорится ранее? В приведенном выше отрывке о Мишкане (переносном Храме), где в качестве вывода говорится: «как повелел Всевышний Моше». Аналогия с королём, который приказал своему слуге: «Построй мне дворец». На всем, что он построил, он написал имя короля. Он построил стены и написал на них имя короля. Он воздвиг столбы и написал на них имя короля. Он возводил балки и писал на них имя короля.
Король позже вошел во дворец и, куда бы он ни посмотрел, увидел написанное свое имя. Он сказал: «Мой слуга оказал мне всю эту честь, и я внутри, а он снаружи?! Позвать его, чтобы он вошел».
Так и Всевышний, когда дал указание Моше: «Построй Мне Мишкан», на всем, что он сделал, написал: «Как повелел Всевышний Моше». Сказал Всевышний: «Моше оказал Мне всю эту честь, а Я внутри, а он снаружи?! И позвал его войти», поэтому и сказано: «И воззвал (Всевышний) к Моше».
Применение аналогии очевидно!
Как вы думаете, когда наши читатели неоднократно видят обращения к Ребе ШЛИТА Король Мошиах, влияет ли это на их хасидское поведение? То есть, имеет ли это практические следствия?
Отвечает рав Шапиро:
Тридцать лет назад мы сидели на фарбренгене с одним из величайших духовных руководителей, и он сказал, что если бы мы действительно верили, что Ребе ШЛИТА — Мошиах и что мы находимся в его присутствии, мы бы выглядели совершенно иначе; наше поведение, наш подход к делам Ребе ШЛИТА был бы совершенно иным. Когда он сказал это, это оказало на нас большое воздействие.
Когда кто-то снова и снова читает фразу «Ребе ШЛИТА Король Мошиах», это может побудить его вести себя как хасид Короля Мошиаха. Это подобно тому, что сказал Ребе в конце беседы «Вайера» 5752 года: «Знание того, что мой тесть и учитель, глава поколения, войдет немедленно и посмотрит на каждого из хасидов и присоединившихся, чтобы проверить их положение, позицию и т.д., дает силы и побуждает закончить и завершить все наши действия и служение».
Когда хасид принимает как факт, что Ребе ШЛИТА — Король Мошиах, и он верит в это и ожидает его раскрытия в любой момент, это влияет на его веру и ожидание Мошиаха в целом. Это становится более реальным для него. И это влияет на его служение, так что все, что он делает, он делает с осознанием того, что Мошиах вот-вот появится!
На более глубоком уровне можно сказать, что титул Ребе ШЛИТА — «Адонейну Морейну ве-Рабейну» — состоит из нескольких уровней, каждое слово выражает определенный аспект Ребе и, соответственно, связи хасидов с Ребе.
Слово «Адонейну» выражает привязанность слуги к своему хозяину. «Морейну ве-Рабейну» выражают два аспекта подчинения ученика к своему учителю. «Мелех а-Мошиах» выражает великое подчинение народа по отношению к королю. Это более великое и глубокое чувство, чем подчинение слуги своему господину.
Вместе с тем, мы не можем довольствоваться тем, что живем реальностью, что Ребе ШЛИТА — это Мошиах, и что, как результат, мы аннулированы перед Ребе. Мы должны донести до всего мира, что Ребе ШЛИТА — Мошиах, и чтобы мир соответственно стал аннулирован перед ним.
Ребе ШЛИТА говорит об этом в трактате «А ты прикажи» — что пока есть еврей, для которого не сияет Б-жественный свет, пока праведник, которому удалось достичь высочайших уровней, «раздавлен» и сломлен этим, свет Б-жественности все еще не полностью раскрыт в мире.
Так и с нами, пока весь мир не поверит, что Ребе ШЛИТА — это Мошиах, и не будет аннулироваться перед его указаниям, мы будем лишены самого понятия «Ребе», подчинения и преданности Ребе ШЛИТА Королю Мошиаху.
В знаменитом письме, в котором Баал-Шем-Тов описывает свою встречу с Мошиахом, говорится, что Мошиах сказал Баал-Шем-Тову, что это раскрытие произойдет тогда, «когда твоя личность раскроется в мире». Это означает, что наряду с распространением источников, личность главы поколения должна быть раскрыта в мире. Это достигается, когда мы публикуем информацию о личности Ребе ШЛИТА как Мошиаха, тем самым раскрывая его миру.
Это должно быть очевидно для хасида. Хасиды всегда рассказывали другим о Ребе. Все согласны с тем, что мы должны рекламировать Ребе ШЛИТА. Но можно спросить: «А зачем? Какое нам дело до того, знают ли люди о Ребе ШЛИТА? Когда Ребе ШЛИТА дал нам это задание?» Тем не менее, все хасиды ХАБАДа с радостью рассказывают другим о Ребе ШЛИТА.
Дело в том, что для того, чтобы суть Ребе ощущалась нами в полной мере, он должен быть таковым для мира. Чем больше мы работаем над «раскрытием его личности в мире» и соединяем все больше и больше евреев с Ребе ШЛИТА, мы влияем на самих себя, делая себя более соединенным с Ребе ШЛИТА.
Отвечает рав Липскер:
Обычно, говоря о произнесении «Йехи», люди цитируют слова Ребе ШЛИТА о добавлении жизни королю и т.д., но мы не можем забывать о более важном значении провозглашения «Йехи а-Мелех» — о признании народом власти короля!
То же самое относится и к написанию «Ребе ШЛИТА Король Мошиах», которое выражает принятие власти короля. Когда хасид читает или пишет это и на мгновение задумывается над тем, что это значит, он понимает, что должен принять королевскую власть Ребе. Поскольку самый основной элемент принятия королевской власти — «прими мои постановления», это укрепляет его намерения выполнить все указания Ребе.
Человеческая природа такова, что когда вы ожидаете короля и знаете, кто он, ваши эмоции сильнее, и они усиливаются день ото дня. Эта мысль о том, что мы настолько близки к приходу Мошиаха, определенно вдохновляет хасида улучшать свое хасидское поведение в служении еврейской молитвой и особенно в распространении Вести об Освобождении и подготовке мира к встрече Мошиаха.
Это происходит потому, что когда вы живете с фактом, что Ребе ШЛИТА — Мошиах, каждый проходящий день заставляет вас думать: «Как так произошло, что прошел еще один день, а Ребе Короля Мошиаха все еще нет?!» Это сразу же выражается в действии во всех тех вещах, которые, по словам Ребе ШЛИТА, ускоряют Освобождение.