СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 05:46

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы об обетах. Гл. 13

1. Мужчина может сделать несущественным или принять [обет] своей жены или дочери на любом языке, даже если она его не понимает, ибо женщине не обязательно слышать аннулирование или принятие [ее обета]. מֵפֵר אָדָם אוֹ מְקַיֵּם דִּבְרֵי אִשְׁתּוֹ אוֹ בִּתּוֹ בִּכָל לָשׁוֹן וְאַף עַל פִּי שֶׁאֵינָהּ מַכֶּרֶת. שֶׁאֵין הָאִשָּׁה צְרִיכָה לִשְׁמֹעַ הַהֲפָרָה אוֹ הַקִּיּוּם:
2. Каким образом он аннулирует [обет]? Он говорит: «Он аннулирован», «он недействителен», «этот обет не имеет никакого значения» или использует другие термины, подразумевающие, что обет изначально был несущественным, будь то в присутствии женщины или в ее отсутствие. Однако если он скажет ей: «Я не могу вынести твоего обета» или «это не обет», он не аннулировал его. Точно так же, если он скажет своей жене или дочери: «[Твой обет] прощен», «[он] освобожден», «[он] разрешен» или тому подобное, его слова не имеют никакого значения. Ибо отец и муж не освобождают от обета, как это делает мудрец, а, наоборот, искореняют обет с самого начала и аннулируют его. וְכֵיצַד מֵפֵר. אוֹמֵר מוּפָר אוֹ בָּטֵל אוֹ אֵין נֵדֶר זֶה כְּלוּם וְכַיּוֹצֵא בִּדְבָרִים שֶׁעִנְיָנָם עֲקִירַת הַנֵּדֶר מֵעִקָּרוֹ. בֵּין בְּפָנֶיהָ בֵּין שֶׁלֹּא בְּפָנֶיהָ. אֲבָל אִם אָמַר לָהּ אִי אֶפְשִׁי שֶׁתִּדֹּרִי אוֹ אֵין כָּאן נֵדֶר הֲרֵי זֶה לֹא הֵפֵר. וְכֵן הָאוֹמֵר לְאִשְׁתּוֹ אוֹ לְבִתּוֹ מָחוּל לִיךְ אוֹ מֻתָּר לִיךְ אוֹ שָׁרוּי לִיךְ וְכָל כַּיּוֹצֵא בְּעִנְיָן זֶה לֹא אָמַר כְּלוּם. שֶׁאֵין הָאָב וְהַבַּעַל מַתִּיר כְּמוֹ הֶחָכָם אֶלָּא עוֹקֵר הַנֵּדֶר מִתְּחִלָּתוֹ וּמְפֵרוֹ:
3. Как человек выражает свое согласие с обетом? Он говорит ей: «Я поддерживаю твой обет», «это было хорошо, что ты дала обет», «нет никого, подобного тебе», «если бы ты не дала обет, я бы дал его тебе», или любое аналогичное высказывание, подразумевающее, что он доволен этим обетом. וְכֵיצַד מְקַיֵּם. כְּגוֹן שֶׁיֹּאמַר לָהּ קַיָּם לֵיכִי אוֹ יָפֶה נָדַרְתְּ אוֹ אֵין כְּמוֹתֵךְ אוֹ אִלּוּ לֹא נָדַרְתְּ הָיִיתִי מַדִּירֵךְ וְכָל כַּיּוֹצֵא בִּדְבָרִים שֶׁמַּשְׁמָעָן שֶׁרָצָה בְּנֵדֶר זֶה:
4. При аннулировании обетов жены или дочери человеку не нужно ничего оговаривать что-либо персонально, все обеты аннулируются. הַמְבַטֵּל נִדְרֵי אִשְׁתּוֹ אוֹ בִּתּוֹ אֵינוֹ צָרִיךְ לוֹמַר כְּלוּם וְנִתְבַּטְּלוּ כָּל הַנְּדָרִים:
5. Что подразумевается под аннулированием? То, что он заставляет ее делать то, что она запретила себе делать. В отличие от этого, аннулирование не предполагает принуждения. Вместо этого он аннулирует обет в устной форме и позволяет ей [поступать так, как она пожелает]. Если она желает, она может действовать [в нарушение обета]. Если она желает, то не должна. וּמַהוּ הַבִּטּוּל שֶׁיָּכֹף אוֹתָהּ לַעֲשׂוֹת דָּבָר שֶׁאָסְרָה אוֹתוֹ. אֲבָל הַהֲפָרָה אֵינוֹ כּוֹפֶה אוֹתָהּ אֶלָּא מֵפֵר לָהּ וּמְנִיחָהּ אִם רָצְתָה עוֹשָׂה וְאִם רָצְתָה אֵינָהּ עוֹשָׂה:
6. Что здесь подразумевается? Она дала обет или клятву не есть и не пить, а он сказал ей: «Для тебя это недействительно». Обет аннулирован, и ей разрешено есть и пить. Если он взял и дал ей, сказав: «Возьми и ешь», «возьми и пей», она может есть и пить, и обет автоматически аннулируется. כֵּיצַד. נָדְרָה אוֹ נִשְׁבְּעָה שֶׁלֹּא תֹּאכַל אוֹ שֶׁלֹּא תִּשְׁתֶּה וְאָמַר לָהּ מוּפָר לָךְ הֲרֵי זֶה הֵפֵר וּמֻתֶּרֶת לֶאֱכל וְלִשְׁתּוֹת. נָטַל וְנָתַן לָהּ וְאָמַר לָהּ טְלִי וְאִכְלִי טְלִי וּשְׁתִי הֲרֵי זוֹ אוֹכֶלֶת וְשׁוֹתָת וְהַנֵּדֶר בָּטֵל מֵאֵלָיו:
7. При аннулировании обета своей жены или дочери человек должен сделать словесное заявление об аннулировании. Если он аннулирует его в своем сердце, [обет] не аннулируется. Однако, если он аннулирует [их обеты], ему не нужно делать словесное заявление. Вместо этого он аннулирует обет в своем сердце и заставляет ее совершить [поступок]. Независимо от того, совершит она его или нет, обет аннулируется. הַמֵּפֵר נִדְרֵי בִּתּוֹ אוֹ אִשְׁתּוֹ צָרִיךְ לְהוֹצִיא בִּשְׂפָתָיו. וְאִם הֵפֵר בְּלִבּוֹ אֵינוֹ מוּפָר. אֲבָל הַמְבַטֵּל אֵינוֹ צָרִיךְ לְהוֹצִיא בִּשְׂפָתָיו אֶלָּא מְבַטֵּל בְּלִבּוֹ בִּלְבַד וְכוֹפֶה אוֹתָהּ לַעֲשׂוֹת בֵּין עָשְׂתָה בֵּין לֹא עָשְׂתָה בָּטֵל הַנֵּדֶר:
8. Разрешается аннулировать обеты в субботу, как ради субботы, так и ради нее. Однако в субботу не следует говорить [жене или дочери]: «[Твой обет] аннулирован», как сказали бы в будни. Вместо этого он должен аннулировать [обет] в своем сердце и сказать ей: «Возьми это и съешь», «возьми это и выпей» или тому подобное. מְפֵרִין נְדָרִים בְּשַׁבָּת בֵּין לְצֹרֶךְ הַשַּׁבָּת בֵּין שֶׁלֹּא לְצֹרֶךְ הַשַּׁבָּת. וְלֹא יֹאמַר לָהּ בְּשַׁבָּת מוּפָר לִיךְ כְּדֶרֶךְ שֶׁאוֹמֵר בְּחל אֶלָּא מְבַטֵּל בְּלִבּוֹ וְאוֹמֵר לָהּ טְלִי אִכְלִי טְלִי וּשְׁתִי וְכַיּוֹצֵא בָּזֶה:
9. Если человек говорит своей жене или дочери: «Все обеты, которые ты дашь отныне и до моего прихода из этого и этого места, соблюдены» или «...аннулированы», то его слова не имеют силы. Если он назначил посредника, чтобы аннулировать ее обеты или поддержать их, его поступок не имеет силы, как написано [«Бамидбар» 30:14]: «Всякий обет и всякий зарок клятвенный для сокрушения души муж ее допустить может и муж ее может расторгнуть». Аналогично, ее отец должен действовать сам, а не через поверенного. הָאוֹמֵר לְאִשְׁתּוֹ אוֹ לְבִתּוֹ כָּל הַנְּדָרִים שֶׁתִּדֹּרִי מִכָּאן וְעַד שֶׁאָבוֹא מִמָּקוֹם פְּלוֹנִי הֲרֵי הֵן קַיָּמִין אוֹ הֲרֵי הֵן מוּפָרִין לֹא אָמַר כְּלוּם. עָשָׂה שָׁלִיחַ לְהָפֵר לָהּ אוֹ לְקַיֵּם לָהּ אֵינוֹ כְּלוּם שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר ל יד) «אִישָׁהּ יְקִימֶנּוּ וְאִישָׁהּ יְפֵרֶנּוּ». וְכֵן הָאָב בְּעַצְמוֹ וְלֹא בִּשְׁלוּחוֹ:
10. [Если женщина дает обет, запрещая себе есть инжир и виноград, будь то обет или клятва, запрещает ли она себе есть все виды этого вида или говорит: «Эти смоквы и этот виноград», то если ее муж выполнит обет относительно смокв и отменит обет относительно винограда или выполнит обет относительно винограда и отменит обет относительно смокв, то то, что он выполнил, является обязательным, а то, что он отменил, является недействительным. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. В отношении аннулирования обета мы не говорим, что если аннулирована часть обета, то аннулируется весь обет, как это сказано в отношении отмены обета. אָסְרָה עַצְמָהּ בִּתְאֵנִים וַעֲנָבִים בֵּין בְּנֵדֶר בֵּין בִּשְׁבוּעָה. בֵּין שֶׁאָסְרָה עַצְמָהּ בְּכָל הַמִּין. בֵּין שֶׁאָמְרָה תְּאֵנִים וַעֲנָבִים אֵלּוּ. וְקִיֵּם לִתְאֵנִים וְהֵפֵר לַעֲנָבִים. אוֹ שֶׁקִּיֵּם לַעֲנָבִים וְהֵפֵר לִתְאֵנִים. מַה שֶּׁקִּיֵּם קַיָּם וּמַה שֶּׁהֵפֵר מוּפָר. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. וְאֵין אוֹמְרִין בַּהֲפָרָה נֵדֶר שֶׁהוּפַר מִקְצָתוֹ הוּפַר כֻּלּוֹ כְּדֶרֶךְ שֶׁאוֹמְרִין בְּהַתָּרָה:
11. В случае, когда жена мужчины дает обет, а он слышит это и распространяет обет на себя, он не может аннулировать его. Это объясняется тем, что он его уже выполнил. Если он дал обет, а она расширила его и применила к себе, он может аннулировать ее обет, но его обет действителен. מִי שֶׁנָּדְרָה אִשְׁתּוֹ וְשָׁמַע וְהִתְפִּיס עַצְמוֹ בְּנִדְרָהּ אֵינוֹ יָכוֹל לְהָפֵר שֶׁהֲרֵי קִיֵּם לָהּ. נָדַר הוּא וְהִתְפִּיסָה עַצְמָהּ בְּנִדְרוֹ מֵפֵר אֶת שֶׁלָּהּ וְשֶׁלּוֹ קַיָּם:
12. Что имеется в виду? Он услышал, как его жена или его дочь сказала: «Я — назорей», и сказал: «И я тоже», он не может аннулировать [ее обет], и они оба назореи. Если он сказал: «Я назорей», а она услышала и сказала: «И я тоже», он может аннулировать ее обет, а его обет остается обязательным. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. כֵּיצַד. שָׁמַע אִשְׁתּוֹ אוֹ בִּתּוֹ אוֹמְרִין הֲרֵינִי נְזִירָה וְאָמַר וַאֲנִי. אֵינוֹ יָכוֹל לְהָפֵר וּשְׁנֵיהֶם נְזִירִים. אָמַר הוּא הֲרֵינִי נָזִיר וְשָׁמְעָה הִיא וְאָמְרָה וַאֲנִי. מֵפֵר לָהּ וְשֶׁלּוֹ קַיָּם. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
13. Если муж принимает обет и передаёт такой же обет своей жене, приняв определённое решение передать ей обет, если она скажет «истинно», он не может аннулировать его. Если он принял обет и дал его ей в качестве вопроса, чтобы узнать, как она к этому относится, например, спросил ее: «Хочешь ли ты уподобиться мне [приняв] этот обет или нет?». Если она отвечает: истинно, он может аннулировать ее обет. נָדַר לְעַצְמוֹ וְהִדִּירָהּ כְּמוֹתוֹ וְגָמַר בְּלִבּוֹ לְהַדִּירָהּ וְאָמְרָה אָמֵן הֲרֵי זֶה אֵינוֹ יָכוֹל לְהָפֵר. וְאִם נָדַר וְהִדִּירָהּ דֶּרֶךְ שְׁאֵלָה לֵידַע מַה בְּלִבָּהּ כְּמוֹ שֶׁאָמַר לָהּ הֲתִרְצִי בְּנֵדֶר זֶה לִהְיוֹת כְּמוֹתִי אוֹ לֹא וְאָמְרָה אָמֵן הֲרֵי זֶה מֵפֵר לָהּ:
14. Что здесь подразумевается? Он сказал: «Я назорей, и ты тоже», т.е. ты назорей, как и я. Если она говорит «истинно», то он не может аннулировать ее обет. Если он скажет: «Я — назорей. Что скажешь ты? Будешь ли ты назореем, как я?» Если она скажет: «Истинно», то он может аннулировать ее обет. Если он аннулирует ее обет, его обет также аннулируется. Это, как если бы он поставил свой обет в зависимость от ее обета. Если она сказала ему: «Я — назорей. А ты?», если он ответил: «Истинно», он не может аннулировать [ее обет]. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. כֵּיצַד. אָמַר לָהּ הֲרֵינִי נָזִיר וְאַתְּ כְּלוֹמַר וְאַתְּ נְזִירָה כְּמוֹתִי וְאָמְרָה אָמֵן אֵינוֹ יָכוֹל לְהָפֵר. אָמַר לָהּ הֲרֵינִי נָזִיר וּמַה תֹּאמְרִי הַאַתְּ נְזִירָה כְּמוֹתִי וְאָמְרָה אָמֵן הֲרֵי זֶה יָפֵר. וְאִם הֵפֵר לָהּ שֶׁלּוֹ בָּטֵל שֶׁזֶּה כְּמִי שֶׁתָּלָה נִדְרוֹ בְּנִדְרָהּ. אָמְרָה לוֹ הֲרֵינִי נְזִירָה וְאַתָּה וְאָמַר אָמֵן אֵינוֹ יָכוֹל לְהָפֵר. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
15. [В случае, когда] женщина дает обет, а другой человек расширяет сферу действия обета на себя, говоря: «И я тоже», действуют следующие правила. Если ее отец или муж услышит об обете и аннулирует его, то ее обет аннулируется, а обет того, кто распространил обет, — нет. הָאִשָּׁה שֶׁנָּדְרָה וְשָׁמַע אַחֵר וְהִתְפִּיס עַצְמוֹ בְּנִדְרָהּ וְאָמַר וַאֲנִי. וְשָׁמַע אָבִיהָ אוֹ בַּעְלָהּ וְהֵפֵר לָהּ שֶׁלָּהּ מוּפָר וְזֶה שֶׁהִתְפִּיס עַצְמוֹ חַיָּב:
16. [Следующие правила относятся к] незамужней женщине, не находящейся во власти своего отца, которая говорит: «Мясо будет запрещено мне через 30 дней» и выходит замуж в течение этих 30 дней. Даже если она находится во власти своего мужа в, то время, когда обет вступает в силу, он не может аннулировать его. [Это объясняется тем, что на момент принятия обета она не находилась в его владениях. По поводу такой ситуации было сказано [«Бамидбар» 30:10]: «А обет вдовы и отосланной, все, чем зарекла она душу свою, состоится для нее». [Это верно], даже если она была посвящена [своему мужу] в то время, когда давала обет, ибо муж не может аннулировать [обеты, данные] до [заключения брака], как мы уже объясняли. הָאִשָּׁה שֶׁאֵין לָהּ בַּעַל וְאֵינָהּ בִּרְשׁוּת אָב וְאָמְרָה הֲרֵי הַבָּשָׂר אָסוּר עָלַי לְאַחַר שְׁלֹשִׁים יוֹם וְנִשֵּׂאת בְּתוֹךְ שְׁלֹשִׁים יוֹם. אַף עַל פִּי שֶׁבְּשָׁעָה שֶׁחָל הַנֵּדֶר הֲרֵי הִיא בִּרְשׁוּת הַבַּעַל אֵינוֹ יָכוֹל לְהָפֵר. שֶׁבִּשְׁעַת הַנֵּדֶר לֹא הָיְתָה בִּרְשׁוּתוֹ וְעַל זֶה נֶאֱמַר (במדבר ל י) «וְנֵדֶר אַלְמָנָה וּגְרוּשָׁה» וְגוֹ'. וַאֲפִלּוּ הָיְתָה מְאֹרֶסֶת לוֹ בִּשְׁעַת הַנֵּדֶר. שֶׁאֵין הַבַּעַל מֵפֵר בְּקוֹדְמִין כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
17. [Если женщина] дала обет, находясь под властью своего мужа, что мясо станет для нее запретным через 30 дней или что она станет назореем через 30 дней, а ее муж аннулировал ее обет, но умер или развелся с ней в течение этих 30 дней. Хотя она будет разведенной или вдовой, когда обет вступит в силу, она не связана им, потому что [ее муж] уже аннулировал этот обет для нее. נָדְרָה תַּחַת בַּעְלָהּ שֶׁיִּהְיֶה הַבָּשָׂר אָסוּר עָלֶיהָ לְאַחַר שְׁלֹשִׁים יוֹם. אוֹ שֶׁתִּהְיֶה נְזִירָה לְאַחַר שְׁלֹשִׁים יוֹם. וְהֵפֵר לָהּ בַּעְלָהּ וּמֵת אוֹ גֵּרְשָׁהּ בְּתוֹךְ שְׁלֹשִׁים יוֹם. אַף עַל פִּי שֶׁבְּשָׁעָה שֶׁהָיָה לַנֵּדֶר לָחוּל הֲרֵי הִיא גְּרוּשָׁה אוֹ אַלְמָנָה הֲרֵי זוֹ מֻתֶּרֶת שֶׁכְּבָר הֵפֵר לָהּ נֵדֶר זֶה:
18. Если вдова или разведенная говорит: «Вино будет запрещено мне, когда я выйду замуж», [если] она выходит замуж, ее муж не может аннулировать обет. [Если замужняя женщина говорит]: «Мне будет запрещено есть мясо, когда я разведусь», ее муж может аннулировать обет. Когда она разведется, ей разрешается есть мясо. אַלְמָנָה אוֹ גְּרוּשָׁה שֶׁאָמְרָה הֲרֵינִי אֲסוּרָה בְּיַיִן כְּשֶׁאֶנָּשֵׂא וְנִשֵּׂאת אֵין הַבַּעַל יָכוֹל לְהָפֵר. אָמְרָה וְהִיא תַּחַת בַּעְלָהּ הֲרֵינִי אֲסוּרָה בְּבָשָׂר כְּשֶׁאֶתְגָּרֵשׁ הֲרֵי הַבַּעַל מֵפֵר וּכְשֶׁתִּתְגָּרֵשׁ תִּהְיֶה מֻתֶּרֶת:
19. Если супруг поддерживает [обет жены] в своем сердце, он его подтвердил. Если он аннулирует его в своем сердце, он не аннулируется, как мы объяснили. Поэтому, если он аннулирует его в своем сердце, он все равно может отказаться от него и поддержать его. Если же, в свою очередь, он поддержал его в своем сердце, он не может отказаться от него и аннулировать его, если только не откажется сразу после этого. [Это снисхождение дается] для того, чтобы его мысли в его сердце не имели большей силы, чем заявления, которые он делает. הַמְקַיֵּם בְּלִבּוֹ הֲרֵי זֶה קַיָּם. וְהַמֵּפֵר בְּלִבּוֹ אֵינוֹ מוּפָר כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. לְפִיכָךְ אִם הֵפֵר בְּלִבּוֹ הֲרֵי זֶה יָכוֹל לַחְזֹר וּלְקַיֵּם. וְאִם קִיֵּם בְּלִבּוֹ אֵינוֹ יָכוֹל לַחְזֹר וּלְהָפֵר אֶלָּא אִם חָזַר בְּתוֹךְ כְּדֵי דִּבּוּר. כְּדֵי שֶׁלֹּא יִהְיֶה כֹּחַ דְּבָרִים שֶׁבְּלִבּוֹ גָּדוֹל מִכֹּחַ הַמּוֹצִיא בִּשְׂפָתָיו:
20. Если человек поддерживает обет своей дочери или жены, а затем передумывает, он может обратиться к мудрецу, чтобы тот освободил его от принятия [обета]. Тогда он может отказаться от него и аннулировать его для нее в тот же день. Если же, в отличии от этого, он аннулирует его для нее, а затем передумывает, он не может обратиться к мудрецу, чтобы тот освободил его, чтобы он мог отказаться от него и сохранить его. הַמְקַיֵּם נִדְרֵי בִּתּוֹ אוֹ אִשְׁתּוֹ וְנִחַם הֲרֵי זֶה נִשְׁאָל לְחָכָם וּמַתִּיר לוֹ הֲקָמָתוֹ וְחוֹזֵר וּמֵפֵר לָהּ בּוֹ בַּיּוֹם. אֲבָל אִם הֵפֵר לָהּ וְנִחַם אֵינוֹ יָכוֹל לְהִשָּׁאֵל לְחָכָם כְּדֵי שֶׁיַּחֲזֹר וִיקַיֵּם:
21. Если посвященная дева дает обет, и только кто-то поддерживает его (либо отец, либо нареченный), а другой аннулирует его, то даже если тот, кто поддерживает обет, обратится к мудрецу и получит прощение, он не может отказаться от обета и аннулировать его вместе с тем, кто уже аннулировал его. [Это объясняется тем, что они могут аннулировать [обет] только вместе. נַעֲרָה מְאֹרָסָה שֶׁנָּדְרָה וְקִיֵּם לָהּ אָבִיהָ לְבַדּוֹ אוֹ בַּעְלָהּ לְבַדּוֹ וְהֵפֵר לָהּ הָאַחֵר אַף עַל פִּי שֶׁנִּשְׁאַל לְחָכָם וְהִתִּיר לוֹ הֲקָמָתוֹ אֵינוֹ חוֹזֵר וּמֵפֵר לָהּ עִם הָאַחֵר שֶׁכְּבָר הֵפֵר לָהּ. שֶׁאֵין לָהֶם לְהָפֵר אֶלָּא שְׁנֵיהֶם כְּאֶחָד:
22. Если кто скажет дочери своей или жене своей: «Я поддерживаю тебя». Даже если он просит отпустить первое принятие, второе вступает в силу. Если он скажет ей: «Это подтверждено для тебя. Он аннулирован для тебя, но принятие вступит в силу только после аннулирования», то [обет] аннулируется, поскольку принятие не вступит в силу после аннулирования. Если же он скажет ей: «Он исполнен для тебя и аннулирован для тебя одновременно», то он исполнен. Если он скажет ей: «Это подтверждено для тебя сегодня», то оно подтверждено навсегда. Если он скажет ей: «Завтра аннулируется для тебя», то не будет он аннулирован, ибо он поддержал его сегодня и не может аннулировать его на следующий день. Если он скажет ей: «Он отменяется для тебя на один час», и день прошел без его отмены, то он отменил его. Мы не говорим, что это подобно тому, кто сказал: «Через час он для тебя аннулируется», потому что он никогда не выражал аннулирование словесно. Если бы он сказал ей: «Он поддерживается для тебя на один час», а через час он сказал ей: «он недействителен для тебя», то остается неразрешенный вопрос. Поэтому она связана запретами в [вопросах], которых касался ее обет. Если же она нарушила свой обет, то не наказывается плетьми. אָמַר לְבִתּוֹ אוֹ לְאִשְׁתּוֹ קַיָּם לִיךְ קַיָּם לִיךְ וְנִשְׁאַל עַל הֲקָמָה הָרִאשׁוֹנָה הֲרֵי הַשְּׁנִיָּה חָלָה עָלָיו. אָמַר לָהּ קַיָּם לִיךְ וּמוּפָר לִיךְ וְלֹא תָּחוּל הֲקָמָה אֶלָּא אִם כֵּן חָלָה הֲפָרָה הֲרֵי זֶה מוּפָר שֶׁאֵין הַהֲקָמָה מוֹעִיל אַחַר הַהֲפָרָה. אָמַר לָהּ קַיָּם וּמוּפָר לִיךְ בְּבַת אַחַת הֲרֵי זֶה קַיָּם. אָמַר לָהּ קַיָּם לִיךְ הַיּוֹם הֲרֵי זֶה קַיָּם לְעוֹלָם. אָמַר לָהּ מוּפָר לִיךְ לְמָחָר אֵינוֹ מוּפָר שֶׁהֲרֵי קִיְּמוֹ הַיּוֹם וּלְמָחָר אֵינוֹ יָכוֹל לְהָפֵר. אָמַר לָהּ קַיָּם לִיךְ שָׁעָה אַחַת וְעָבַר הַיּוֹם וְלֹא הֵפֵר הֲרֵי זֶה קַיָּם. וְאֵין אוֹמְרִין שֶׁזֶּה כְּמִי שֶׁאָמַר לָהּ הֲרֵי מוּפָר לִיךְ לְאַחַר שָׁעָה שֶׁהֲרֵי לֹא הוֹצִיא הֲפָרָה מִפִּיו. אָמַר לָהּ קַיָּם לֵיכִי שָׁעָה אַחַת וּכְשֶׁעָבְרָה הַשָּׁעָה אָמַר לָהּ מוּפָר לִיךְ הֲרֵי זֶה סָפֵק וּלְפִיכָךְ אֲסוּרָה בְּנִדְרָהּ. וְאִם עָבְרָה עַל נִדְרָהּ אֵינָהּ לוֹקָה:
23. Если кто-то дает обеты, чтобы утвердить свои черты характера и исправить свое поведение, он считается стремящимся и достойным похвалы. Что подразумевается? Если человек был обжорой, и он [дал обет] запретить себе мясо на год или два, человек был одержим вином, и он [дал обет] запретить себе пить вино в течение длительного времени или запретил себе когда-либо опьянеть, человек постоянно стремился к незаконной наживе и был чрезмерно увлечен богатством [дал обет], запрещающий [принимать] подарки или выгоду от людей в определенной стране, подобно этому, человек, который гордился своей привлекательной внешностью и дал обет назорея, или тому подобное — все это пути в служении Б-гу, и относительно таких обетов и тому подобного наши мудрецы сказали: «Обеты — это защита от излишеств». מִי שֶׁנָּדַר נְדָרִים כְּדֵי לְכוֹנֵן דֵּעוֹתָיו וּלְתַקֵּן מַעֲשָׂיו הֲרֵי זֶה זָרִיז וּמְשֻׁבָּח. כֵּיצַד. כְּגוֹן מִי שֶׁהָיָה זוֹלֵל וְאָסַר עָלָיו הַבָּשָׂר שָׁנָה אוֹ שְׁתַּיִם. אוֹ מִי שֶׁהָיָה שׁוֹגֶה בַּיַּיִן וְאָסַר הַיַּיִן עַל עַצְמוֹ זְמַן מְרֻבֶּה. אוֹ אָסַר הַשִּׁכְרוּת לְעוֹלָם. וְכֵן מִי שֶׁהָיָה רוֹדֵף שַׁלְמוֹנִים וְנִבְהָל לְהוֹן וְאָסַר עַל עַצְמוֹ הַמַּתָּנוֹת אוֹ הֲנָיַת אַנְשֵׁי מְדִינָה זוֹ. וְכֵן מִי שֶׁהָיָה מִתְגָּאֶה בְּיָפְיוֹ וְנָדַר בְּנָזִיר וְכַיּוֹצֵא בִּנְדָרִים אֵלּוּ. כֻּלָּן דֶּרֶךְ עֲבוֹדָה לַשֵּׁם הֵם. וּבִנְדָרִים אֵלּוּ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן אָמְרוּ חֲכָמִים נְדָרִים סְיָג לִפְרִישׁוּת:
24. Несмотря на то, что [принятие обетов] является элементом служения Б-гу, человек не должен принимать много обетов, связанных с запретами, и не должен приучать себя к их принятию. Вместо этого ему следует воздерживаться от тех вещей, от которых следует воздерживаться, не давая обета. וְאַף עַל פִּי שֶׁהֵן עֲבוֹדָה (לַשֵּׁם) לֹא יַרְבֶּה אָדָם בְּנִדְרֵי אִסּוּר וְלֹא יַרְגִּיל עַצְמוֹ בָּהֶם. אֶלָּא יִפְרשׁ מִדְּבָרִים שֶׁרָאוּי לִפְרשׁ מֵהֶן בְּלֹא נֵדֶר:
25. Сказали наши мудрецы: «Тот, кто дает обет, считается построившим личный жертвенник». Если он преступил и дал обет, то заповедано ему попросить [мудреца] избавить его от обета, чтобы не было перед ним препятствия. В каких случаях применяется вышесказанное? В отношении обетов, связанных с запретами. Что касается обетов, связанных с освящением предметов, то заповедано соблюдать их и не просить об их отмене, если только человек не испытывает [финансового] затруднения, как сказано [Псалмы 116:14]: «Я исполню свои обеты Б-гу». אָמְרוּ חֲכָמִים (גמרא נדרים נט א) «כָּל הַנּוֹדֵר כְּאִלּוּ בָּנָה בָּמָה». וְאִם עָבַר וְנָדַר מִצְוָה לְהִשָּׁאֵל עַל נִדְרוֹ כְּדֵי שֶׁלֹּא יְהֵא מִכְשׁוֹל לְפָנָיו. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּנִדְרֵי אִסָּר. אֲבָל נִדְרֵי הֶקְדֵּשׁ מִצְוָה לְקַיְּמָן וְלֹא יִשָּׁאֵל עֲלֵיהֶן אֶלָּא מִדֹּחַק שֶׁנֶּאֱמַר (תהילים קטז יד) (תהילים קטז יח) «נְדָרַי לַה' אֲשַׁלֵּם»: סְלִיקוּ לְהוּ הִלְכוֹת נְדָרִים בְּסִיַעְתָּא דִּשְׁמַיָּא
Благословен Б-г, дарующий помощь. סליקו להו הלכות נדרים בס"ד:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter