СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 18:57

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы пожертвований бедным. Гл. 4

1. Что подразумевается под словом «лекет»? Колосья, которые падают с серпа, когда человек жнет, или падают из его рук, когда он собирает урожай. [Вышеизложенное применимо при условии, что упал только один или два колоска. Если же одновременно упало три, то все три принадлежат владельцу поля. Если колосья упали из-за взмаха серпа или из-за руки, то они не «подбираемое», даже если упал только один колос. אֵיזֶהוּ לֶקֶט זֶה הַנּוֹפֵל מִתּוֹךְ הַמַּגָּל בִּשְׁעַת קְצִירָה אוֹ הַנּוֹפֵל מִתּוֹךְ יָדוֹ כְּשֶׁמְּקַבֵּץ הַשִּׁבֳּלִים וְיִקְצֹר. וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה הַנּוֹפֵל שִׁבּלֶת אַחַת אוֹ שְׁתַּיִם. אֲבָל אִם נָפְלוּ שָׁלֹשׁ כְּאֶחָד הֲרֵי שְׁלָשְׁתָּן לְבַעַל הַשָּׂדֶה. וְהַנּוֹפֵל מֵאַחַר הַמַּגָּל אוֹ מֵאַחַר הַיָּד אֲפִלּוּ שִׁבּלֶת אַחַת אֵינָהּ לֶקֶט:
2. Если он собирал урожай вручную без серпа, то колосья, упавшие из его руки, не являются «подбираемым». Если же он выдергивает колосья, которые обычно выдергивают вручную, то упавшие из его руки, являются «подбираемым». Если он собирал [серпом] или выдергивал колосья, которые обычно выдергивают, и после того, как он собрал сноп или после того, как он выдернул горсть, [колосья] упали из его руки, потому что он был поражен колючкой, то [колосья] принадлежат владельцу. הָיָה קוֹצֵר בַּיָּד בְּלֹא מַגָּל הַנּוֹפֵל מִתּוֹךְ יָדוֹ אֵינוֹ לֶקֶט. אֲבָל הַתּוֹלֵשׁ דְּבָרִים הַתּוֹלְשִׁים אוֹתָם הַנּוֹפֵל מִתַּחַת יָדוֹ לֶקֶט. הָיָה קוֹצֵר אוֹ תּוֹלֵשׁ דָּבָר שֶׁדַּרְכּוֹ לְהִתָּלֵשׁ וְאַחַר שֶׁקָּצַר מְלֹא זְרוֹעוֹ אוֹ תָּלַשׁ מְלֹא קֻמְצוֹ הִכָּהוּ קוֹץ וְנָפַל מִיָּדוֹ עַל הָאָרֶץ הֲרֵי זֶה שֶׁל בַּעַל הַבַּיִת:
3. [Следующие законы применяются, если человек] собирал урожай и оставил колос стоять, не собрав его, хотя он собрал вокруг него все колосья. Если его верхушка может достать до растущего рядом колоса и его можно сжать вместе с ним, то он принадлежит владельцу поля. Если нет, то он принадлежит бедняку. הָיָה קוֹצֵר וְנִשְׁאֲרָה שִׁבּלֶת אַחַת שֶׁלֹּא נִקְצְרָה וְנִקְצַר כָּל שֶׁסְּבִיבוֹתֶיהָ. אִם הָיָה רֹאשָׁהּ מַגִּיעַ לַקָּמָה שֶׁבְּצִדָּהּ וִיכוֹלָה לְהִקָּצֵר עִם הַקָּמָה הֲרֵי הִיא שֶׁל בַּעַל הַשָּׂדֶה וְאִם לָאו הֲרֵי הִיא שֶׁל עֲנִיִּים:
4. [Следующие законы действуют, если] рядом друг с другом лежат два колоска, то внутренний колосок можно собрать с [остатком] стоящего колоска, а внешний можно собрать вместе с внутренним колоском, но не со стоящим колоском. Внутренний колосок извлекается, и он извлекает внешний колосок. Ибо считается, что он упал с серпа, хотя он еще не был убран. Колосья, находящиеся среди соломы, принадлежат хозяину поля. הָיוּ שְׁתֵּי שִׁבּוֹלוֹת זוֹ בְּצַד זוֹ. הַפְּנִימִית יְכוֹלָה לְהִקָּצֵר עִם הַקָּמָה וְהַחִיצוֹנָה יְכוֹלָה לְהִקָּצֵר עִם הַפְּנִימִית וְאֵינָהּ יְכוֹלָה לְהִקָּצֵר עִם הַקָּמָה. הַפְּנִימִית נִצֶּלֶת וּמַצֶּלֶת אֶת הַחִיצוֹנָה שֶׁהֲרֵי הִיא כְּנוֹפֶלֶת מִתּוֹךְ הַמַּגָּל וְאַף עַל פִּי שֶׁעֲדַיִן לֹא נִקְצְרָה. וְהַשִּׁבֳּלִים שֶׁבְּקַשׁ הֲרֵי הֵן שֶׁל בַּעַל הַשָּׂדֶה:
5. [Следующие законы применяются, когда] ветер разбросал снопы [зерна] и урожай, принадлежащий владельцу, смешивается с «подбираемым». Мы подсчитываем, сколько подбираемого(теоретически) должно быть на поле, и это количество отдаем бедным. [Большего количества не требуется, потому что это происходит по независящим от человека причинам. Какова эта мера? Четыре кава за участок, на котором вырастет кор пшеницы. הָרוּחַ שֶׁפִּזְּרָה אֶת הָעֳמָרִים וְנִתְעָרֵב קָצִיר שֶׁל בַּעַל הַשָּׂדֶה עִם הַלֶּקֶט אוֹמְדִין אֶת הַשָּׂדֶה כַּמָּה לֶקֶט הִיא רְאוּיָה לַעֲשׂוֹת וְנוֹתֵן לָעֲנִיִּים מִפְּנֵי שֶׁזֶּה אֹנֶס. וְכַמָּה הוּא שִׁעוּר זֶה אַרְבָּעָה קַבִּין תְּבוּאָה לְכָל בֵּית כּוֹר:
6. Как поступить владельцу поля, если «подбираемое» упало на землю, его не собрали бедняки, и он сделал из своего урожая зерновую скирду на этой земле? Он должен перенести свою зерновую скирду в другое место, [но] все колосья, которые касаются земли, принадлежат беднякам. [Обоснование в том, что] мы не знаем, что из них было «подбираемого», и всякий раз, когда есть сомнение в том, [является ли плод] из подарков для бедных, [его отдают] бедным. [Это подразумевается термином (Ваикра 23:22)] «Оставляйте», т.е. оставляйте из своих плодов для них. לֶקֶט שֶׁנָּפַל לָאָרֶץ וְלֹא לְקָטוּהוּ עֲנִיִּים וּבָא בַּעַל הַשָּׂדֶה וְהִגְדִּישׁ אֶת הַקָּצִיר שֶׁלּוֹ עַל הָאָרֶץ כֵּיצַד הוּא עוֹשֶׂה. מְפַנֶּה הַגָּדִישׁ שֶׁלּוֹ כֻּלּוֹ לְמָקוֹם אַחֵר וְכָל הַשִּׁבֳּלִים הַנּוֹגְעוֹת בָּאָרֶץ כֻּלָּן לָעֲנִיִּים. מִפְּנֵי שֶׁאֵין אָנוּ יוֹדְעִים אֵי זוֹ הִיא מֵהֶם שֶׁהָיְתָה לֶקֶט וּסְפֵק מַתְּנוֹת עֲנִיִּים לָעֲנִיִּים שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא כג כב) «תַּעֲזֹב» הַנַּח לִפְנֵיהֶם מִשֶּׁלְּךָ:
7. Почему бы нам не произвести подсчет и не отдать беднякам [то количество, которое останется в качестве «подбираемого»]? За то, что [хозяин] преступил и сделал скирду на «подбираемом», его наказывают, даже если он сделал это неумышленно. Даже если «подбираемое» было ячменем, а он сделал на нем скирду пшеницы, даже если он позвал бедных [для сбора скирды], а они не пришли, и даже если другие сделали скирду без его ведома, все продукты, соприкасающиеся с землей, принадлежат бедным. וְלָמָּה אֵין אוֹמְדִין אוֹתָהּ וְלִתֵּן לָעֲנִיִּים מַה שֶּׁרְאוּיָה לַעֲשׂוֹת לֶקֶט. מִפְּנֵי שֶׁעָבַר וְהִגְדִּישׁ עַל הַלֶּקֶט קְנָסוּהוּ. וַאֲפִלּוּ הָיָה שׁוֹגֵג וַאֲפִלּוּ הָיָה הַלֶּקֶט שְׂעוֹרִים וְהִגְדִּישׁ עָלָיו חִטִּין. וַאֲפִלּוּ קָרָא לָעֲנִיִּים וְלֹא בָּאוּ אֲפִלּוּ הִגְדִּישׁוּהוּ אֲחֵרִים שֶׁלֹּא מִדַּעְתּוֹ כָּל הַנּוֹגְעוֹת בָּאָרֶץ הֲרֵי הֵן לָעֲנִיִּים:
8. [Следующие законы применяются, когда человек] должен удобрить свое поле до того, как бедняки соберут на нем «подбираемое». Если его убыток будет больше, чем убыток бедняков, ему разрешается удобрять его. Если же убыток бедняков будет больше его убытка, то удобрять ему запрещено. Если он соберет все «подбираемое» и положит его на ограду, пока не придет бедняк и не заберет его, это выражение благочестия. הַצָּרִיךְ לְרַבֵּץ אֶת שָׂדֵהוּ קֹדֶם שֶׁיִּלְקְטוּ הָעֲנִיִּים לֶקֶט שֶׁבָּהּ אִם הֶזֵּקוֹ מְרֻבֶּה עַל הֶפְסֵד הַלֶּקֶט מֻתָּר לְרַבֵּץ. וְאִם הֶפְסֵד הַלֶּקֶט מְרֻבֶּה עַל הֶפְסֵדוֹ אָסוּר לְרַבֵּץ. וְאִם קִבֵּץ אֶת כָּל הַלֶּקֶט וְהִנִּיחוֹ עַל הַגָּדֵר עַד שֶׁיָּבוֹא הֶעָנִי וְיִטְּלֶנּוּ הֲרֵי זֶה מִדַּת חֲסִידוּת:
9. При нахождении зерен в муравьиных лунках, если лунки находились среди стоящих колосьев, [подбираемое] принадлежит хозяину поля, ибо бедняки не имеют права ни на что в стоящих колосьях. Если же они находились в том месте, где был собран урожай, то они принадлежат беднякам, потому что, возможно, они были взяты из «подбираемого». Даже если зерно [в лунке] черное, мы не говорим, что оно от предыдущего года, потому что, когда есть сомнение, [является ли продукт] «подбираемым», мы считаем его таковым. זְרָעִים הַנִּמְצָאִים בְּחוֹרֵי הַנְּמָלִים. אִם הָיוּ הַחוֹרִים בְּתוֹךְ הַקָּמָה הֲרֵי הוּא שֶׁל בַּעַל הַשָּׂדֶה. שֶׁאֵין לָעֲנִיִּים מַתָּנָה בְּתוֹךְ הַקָּמָה. וְאִם הָיוּ בְּמָקוֹם שֶׁנִּקְצַר הֲרֵי זֶה שֶׁל עֲנִיִּים שֶׁמָּא מִן הַלֶּקֶט גְּרָרוּהוּ. וְאַף עַל פִּי שֶׁנִּמְצָא שָׁחוֹר אֵין אוֹמְרִים הֲרֵי זֶה מִשָּׁנָה שֶׁעָבְרָה שֶׁסְּפֵק הַלֶּקֶט לֶקֶט:
10. Если колос «подбираемого» запутался в зерновой скирде, хозяин должен отделить два колоса. На первом он говорит: «Если это подбираемое, то оно принадлежит бедным. Если же это не подбираемое, то пусть десятина, которую я обязан дать с этого колоска, будет закреплена за другим колоском». Затем он возвращается и делает то же самое условие со вторым колоском. Затем он отдает один из этих колосьев бедным, а другой будет [частью] десятины. שִׁבּלֶת שֶׁל לֶקֶט שֶׁנִּתְעָרְבָה בְּגָדִישׁ הֲרֵי זֶה מַפְרִישׁ שְׁתֵּי שִׁבּוֹלוֹת וְאוֹמֵר עַל אַחַת מֵהֶן אִם הַלֶּקֶט הִיא זוֹ הֲרֵי הִיא לָעֲנִיִּים וְאִם אֵינָהּ לֶקֶט הֲרֵי הַמַּעַשְׂרוֹת (שֶׁהִיא) שֶׁחַיֶּבֶת בָּהֶן שִׁבּלֶת זוֹ קְבוּעִים בְּשִׁבּלֶת שְׁנִיָּה. וְחוֹזֵר וּמַתְנֶה כֵּן עַל שִׁבּלֶת שְׁנִיָּה וְנוֹתֵן אַחַת מֵהֶן לֶעָנִי וְהָאַחֶרֶת תִּהְיֶה מַעֲשֵׂר:
11. Нельзя нанимать работника с намерением, чтобы его сын собирал «подбираемое» после него. В отличие от этого, издольщики, земледельцы — арендаторы и человек, купивший у товарища зерно для сбора урожая, могут поручить своим сыновьям собирать после них. Работник может привести свою жену и своих детей собирать «подбираемое» после него. [Это верно] даже если он нанял его с намерением получить половину урожая, одну треть или одну четверть в качестве зарплаты. לֹא יִשְׂכֹּר אָדָם אֶת הַפּוֹעֵל עַל מְנָת שֶׁיְּלַקֵּט בְּנוֹ אַחֲרָיו. אֲבָל הָאֲרִיסִין וְהַחֲכִירִין וְהַמּוֹכֵר קָמָתוֹ לַחֲבֵרוֹ לִקְצֹר יְלַקֵּט בְּנוֹ אַחֲרָיו. וְיֵשׁ לַפּוֹעֵל לְהָבִיא אִשְׁתּוֹ וּבָנָיו לְלַקֵּט אַחֲרָיו. וַאֲפִלּוּ שְׂכָרוֹ לִטּל חֲצִי הַקָּצִיר אוֹ שָׁלִישׁוֹ אוֹ רְבִיעוֹ בִּשְׂכָרוֹ:
12. Тот, кто не разрешает беднякам собирать «подбираемое», разрешает одному, но не разрешает другому, или помогает одному из них, [давая ему преимущество] перед его товарищами, считается ворующим у бедняков. מִי שֶׁאֵינוֹ מַנִּיחַ אֶת הָעֲנִיִּים לְלַקֵּט אוֹ שֶׁהוּא מַנִּיחַ אֶחָד וּמוֹנֵעַ אֶחָד אוֹ שֶׁמְּסַיֵּעַ אֶת אֶחָד מֵהֶן עַל חֲבֵרוֹ הֲרֵי זֶה גּוֹזֵל אֶת הָעֲנִיִּים:
13. Запрещается, чтобы на его поле отдыхал лев или подобное ему животное, чтобы бедняки боялись и убегали. Если среди бедняков есть те, кто не имеет права собирать «подбираемое», если хозяин может упрекнуть их, он должен это сделать. Если же нет, то он должен разрешить им собирать «подбираемое», ради мира. וְאָסוּר לְאָדָם לְהַרְבִּיץ אֲרִי וְכַיּוֹצֵא בּוֹ בְּתוֹךְ שָׂדֵהוּ כְּדֵי שֶׁיִּרְאוּ הָעֲנִיִּים וְיִבְרְחוּ. הָיוּ שָׁם עֲנִיִּים שֶׁאֵינָן רְאוּיִין לִטּל לֶקֶט אִם יָכוֹל בַּעַל הַבַּיִת לִמְחוֹת בְּיָדָן מְמַחֶה וְאִם לָאו מְנִיחָן מִפְּנֵי דַּרְכֵי שָׁלוֹם:
14. Если человек [желает] объявить упавшие плоды лекет бесхозными, то, если большинство уже упало, они не являются бесхозными. [Обоснование в том, что] как только большинство покинуло его руку, он больше не имеет над ним власти. הַמַּפְקִיר אֶת הַלֶּקֶט עִם נְפִילַת רֻבּוֹ אֵינוֹ הֶפְקֵר מֵאַחֵר שֶׁנָּשַׁר רֻבּוֹ אֵין לוֹ בּוֹ רְשׁוּת:
15. Что подразумевается под словом «несущественным»? Одна виноградина или две виноградины, которые отделяются от грозди в разгар сбора урожая. Если три виноградины упали одновременно, они не являются «несущественным». אֵי זֶהוּ פֶּרֶט זֶה גַּרְגֵּר אֶחָד אוֹ שְׁנֵי גַּרְגְּרִים הַנִּפְרָטִים מִן הָאֶשְׁכּוֹל בִּשְׁעַת הַבְּצִירָה. נָפְלוּ שְׁלֹשָׁה גַּרְגְּרִים בְּבַת אַחַת אֵינוֹ פֶּרֶט:
16. Если кто-либо собирал [урожай винограда] и срезал гроздь, [эта гроздь] запуталась в листьях, упала на землю и разделилась на отдельные виноградины, она не станет несущественной. Если же сборщик собирал урожай и бросил гроздья на землю, [действуют более строгие правила]. Даже если половина грозди будет обнаружена [разбитой на отдельные виноградины], она несущественна. Точно так же, [даже] если целая гроздь была разбита на отдельные виноградины, они являются несущественными. Если человек ставит корзину под виноградной лозой во время сбора урожая, он обкрадывает бедных. הָיָה בּוֹצֵר וְכָרַת אֶת הָאֶשְׁכּוֹל וְהֻסְבַּךְ בְּעָלָיו וְנָפַל לָאָרֶץ וְנִפְרַט אֵינוֹ פֶּרֶט. הָיָה בּוֹצֵר וּמַשְׁלִיךְ לָאָרֶץ כְּשֶׁמְּפַנֶּה הָאֶשְׁכּוֹלוֹת אֲפִלּוּ חֲצִי אֶשְׁכּוֹל הַנִּמְצָא שָׁם הֲרֵי הוּא פֶּרֶט (וְכֵן אֶשְׁכּוֹל שָׁלֵם שֶׁנִּפְרַט שָׁם הֲרֵי הוּא פֶּרֶט). וְהַמַּנִּיחַ אֶת הַכַּלְכָּלָה תַּחַת הַגֶּפֶן בְּשָׁעָה שֶׁהוּא בּוֹצֵר הֲרֵי זֶה גּוֹזֵל אֶת הָעֲנִיִּים:
17. Что такое неразвитое? Это небольшая гроздь, не густая, как обычные грозди, не имеющая выраженный гребень, и виноградины в ней не расположены одна на другой, а разбросаны. Если у нее есть гребень, но нет плодоножек, или наоборот, то она принадлежит владельцу виноградника. При наличии сомнения, его следует отдать бедным. אֵי זוֹ הִיא עוֹלֶלֶת זֶה אֶשְׁכּוֹל הַקָּטָן שֶׁאֵינוֹ מְעֻבֶּה כְּאֶשְׁכּוֹל שֶׁאֵין לוֹ כָּתֵף. וְאֵין עֲנָבָיו נוֹטְפוֹת זוֹ עַל זוֹ אֶלָּא מְפֻזָּרוֹת. יֵשׁ לָהּ כָּתֵף וְאֵין לָהּ נֶטֶף אוֹ יֵשׁ לָהּ נֶטֶף וְאֵין לָהּ כָּתֵף הֲרֵי הִיא שֶׁל בַּעַל הַכֶּרֶם. וְאִם סָפֵק לָעֲנִיִּים:
18. Что такое гребень? Маленькие гроздья, соединенные с центральным стеблем [большой грозди], одно на другом. [Что такое плодоножки? Виноградины, соединенные с центральным стеблем и свисающие вниз. [Вышесказанное применимо] при условии, что все отдельные виноградины в неразвитом винограде могут коснуться ладони. Почему такая неразвитая гроздь называется так? Потому что она сравнима с развитой гроздью так же, как младенец сравним со взрослым. אֵי זוֹ הִיא כָּתֵף פְּסִיגִין הַמְחֻבָּרוֹת בְּשִׁדְרָה זוֹ עַל גַּבֵּי זוֹ. נֶטֶף עֲנָבִים הַמְחֻבָּרוֹת בְּשִׁדְרָה וְיוֹרְדוֹת. וְהוּא שֶׁיִּהְיוּ כָּל הָעֲנָבִים שֶׁבָּעוֹלֵלוֹת נוֹגְעִין בְּפַס יָדוֹ. וְלָמָּה נִקְרָא שְׁמוֹ עוֹלָל מִפְּנֵי שֶׁהוּא לִשְׁאָר הָאֶשְׁכּוֹלוֹת כְּעוֹלָל לְאִישׁ:
19. Владелец виноградника не обязан собирать недоразвитые гроздья и отдавать их беднякам. Вместо этого [он должен оставить их беднякам], чтобы они сами собрали урожай. Отдельная виноградина считается неразвитой. וְאֵין בַּעַל הַבַּיִת חַיָּב לִבְצֹר הָעוֹלֵלוֹת וְלִתְּנָן לָעֲנִיִּים. אֶלָּא הֵן בּוֹצְרִין אוֹתָן לְעַצְמָן וְגַרְגֵּר יְחִידִי הֲרֵי הִיא עוֹלֶלֶת:
20. [Если на ветке виноградной лозы была гроздь, а на отростке от нее — недоразвитая гроздь, то действуют следующие законы. Если [отросток] можно собрать вместе с гроздью, то он принадлежит владельцу виноградника. Если же нет, то он принадлежит бедняку. זְמוֹרָה שֶׁהָיָה בָּהּ אֶשְׁכּוֹל וּבָאַרְכֻּבָּה שֶׁל זְמוֹרָה עוֹלֶלֶת אִם נִקְרְצָה עִם הָאֶשְׁכּוֹל הֲרֵי הִיא שֶׁל בַּעַל הַכֶּרֶם וְאִם לָאו הֲרֵי הִיא לָעֲנִיִּים:
21. Если виноградник полностью состоит из недоразвитых гроздей, он принадлежит бедным. Как сказано [Ваикра 19:10]: «И виноградника твоего (до конца) не обирай, и опавшего в твоем винограднике не подбирай; для бедного и для пришельца оставь их», т.е. даже если он состоит из всего виноградника. [Законы «несущественных» и «неразвитых» (плодов) действуют только в винограднике. כֶּרֶם שֶׁכֻּלּוֹ עוֹלֵלוֹת הֲרֵי הוּא לָעֲנִיִּים שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יט י) «וְכַרְמְךָ לֹא תְעוֹלֵל» אֲפִלּוּ כֻּלּוֹ עוֹלֵלוֹת. וְאֵין הַפֶּרֶט וְהָעוֹלֵלוֹת נוֹהֲגִין אֶלָּא בְּכֶרֶם בִּלְבַד:
22. Бедняки не имеют права брать «незрелое» и «несущественное» до тех пор, пока владелец виноградника не начнет собирать урожай со своего виноградника, как сказано [Дварим 24:21]: «Когда убирать будешь твой виноградник, мелких гроздьев не подбирай за собой; пришельцу, сироте и вдове пусть будет это». Сколько должен собрать урожая [хозяин], чтобы [бедняки] получили это право? Три грозди, из которых получится четверть лога [вина]. אֵין הָעֲנִיִּים זוֹכִין לִקַּח פֶּרֶט וְעוֹלֵלוֹת עַד שֶׁיַּתְחִיל בַּעַל הַכֶּרֶם לִבְצֹר כַּרְמוֹ שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כד כא) «וְכִי תִבְצֹר כַּרְמְךָ לֹא תְעוֹלֵל». וְכַמָּה יִבְצֹר וְיִהְיוּ זוֹכִין בָּהֶן שְׁלֹשָׁה אֶשְׁכּוֹלוֹת שֶׁהֵן עוֹשִׂין רְבִיעַ:
23. Если человек освящает свой виноградник до того, как ему стало известно о «неразвитых» гроздьях, то неразвитые гроздья не принадлежат бедным. Если же ему стало известно о «неразвитых» гроздьях, то неразвитые гроздья принадлежат бедным. За их [увеличение стоимости], пока они росли, нужно платить плату в казну Храма. הַמַּקְדִּישׁ כַּרְמוֹ עַד שֶׁלֹּא נוֹדְעוּ הָעוֹלֵלוֹת אֵין הָעוֹלֵלוֹת לָעֲנִיִּים. וְאִם מִשֶּׁנּוֹדְעוּ הָעוֹלֵלוֹת הָעוֹלֵלוֹת לָעֲנִיִּים וְיִתְּנוּ שְׂכַר גִּדּוּלָם לַהֶקְדֵּשׁ:
24. Когда человек обрезает виноградную лозу после того, как узнал о «неразвитых» гроздьях, он может обрезать ее по своему обычному образцу. Так же, как он обрезает [полностью сформированные] грозди, он обрезает неразвитые грозди. הַזּוֹמֵר אֶת הַגֶּפֶן אַחַר שֶׁנּוֹדְעוּ הָעוֹלֵלוֹת הֲרֵי זֶה זוֹמֵר כְּדַרְכּוֹ וּכְשֵׁם שֶׁכּוֹרֵת הָאֶשְׁכּוֹלוֹת כָּךְ כּוֹרֵת הָעוֹלֵלוֹת:
25. Если нееврей продает свой виноградник еврею для сбора урожая, еврей обязан оставить неразвитые гроздья. Если еврей и нееврей являются партнерами в винограднике, существует обязательство [оставить] «неразвитое» в части, принадлежащей еврею. Та часть, которая принадлежит нееврею, освобождается. נָכְרִי שֶׁמָּכַר כַּרְמוֹ לְיִשְׂרָאֵל לִבְצֹר חַיָּב בְּעוֹלֵלוֹת. יִשְׂרָאֵל וְנָכְרִי שֶׁהָיוּ שֻׁתָּפִים בְּכֶרֶם חֶלְקוֹ שֶׁל יִשְׂרָאֵל חַיָּב וְשֶׁל נָכְרִי פָּטוּר:
26. Если десятины [виноградника] были отданы левиту, когда они еще были «неотделенным урожаем» и в них были найдены неразвитые грозди, он должен отдать их бедняку. Если их можно собрать вместе с гроздью, он может использовать их в качестве приношения от десятины для других посевов. בֶּן לֵוִי שֶׁנָּתְנוּ לוֹ מַעֲשֵׂר טֶבֶל וּמָצָא בּוֹ עוֹלֵלוֹת נוֹתְנָן לְעָנִי. וְאִם נִקְרֶצֶת עִם הָאֶשְׁכּוֹל יֵשׁ לוֹ לַעֲשׂוֹת תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר עַל מָקוֹם אַחֵר:
27. [Следующие законы применяются, если человек] имеет пять виноградных лоз, собирает их и [приносит виноград] в свой дом. Если он намеревается съесть этот виноград, он не обязан [оставлять] «несущественное», «забытое» и «четвертого года», но обязан [оставить] «неразвитое» [для бедных]. Если он собрал их, чтобы сделать вино, он обязан во всем, если только не оставил часть [неубранной]. מִי שֶׁהָיוּ לוֹ חָמֵשׁ גְּפָנִים וּבְצָרָם לְתוֹךְ בֵּיתוֹ. אִם לֶאֱכל עֲנָבִים פָּטוּר מִן הַפֶּרֶט וּמִן הַשִּׁכְחָה וּמִן הָרְבָעִי וְחַיָּב בְּעוֹלֵלוֹת. וְאִם בְּצָרָן לַעֲשׂוֹת יַיִן חַיָּב בַּכּל אֶלָּא אִם כֵּן שִׁיֵּר מִקְצָתָן:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter