СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-25 18:31

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы десятины. Гл. 6

1. Можно протереть поверхность инжира и винограда [из неотделенного урожая]; это не причиняет [значительного] убытка. Все, что запрещено употреблять в пищу чужакам в отношении приношения, например, семена и тому подобное, нельзя есть из неотделенного урожая, из десятин, от которых не отделено приношение от десятины, или из второй десятины и освященного имущества, которые не были выкуплены. Все, что могут есть чужаки применительно к приношению, также разрешено есть из неотделенного урожая, из десятины, от которой не отделено приношение от десятины, а также со второй десятины и освященного имущества, которое не было выкуплено. מַחְלִיקִין בִּתְאֵנִים וַעֲנָבִים שֶׁל טֶבֶל וְאֵין בָּזֶה מִשּׁוּם הֶפְסֵד. וְכָל שֶׁאָסוּר לְזָרִים לְאָכְלוֹ בִּתְרוּמָה כְּגוֹן הַגַּרְעִינִין וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן כָּךְ אָסוּר לְאָכְלוֹ מִן הַטֶּבֶל וּמִן הַמַּעֲשֵׂר שֶׁלֹּא נִטְּלָה תְּרוּמָתוֹ וּמִמַּעֲשֵׂר שֵׁנִי וְהֶקְדֵּשׁ שֶׁלֹּא נִפְדּוּ. וְכָל שֶׁמֻּתָּר לְזָרִים לְאָכְלוֹ בִּתְרוּמָה מִדְּבָרִים אֵלּוּ כָּךְ מֻתָּר בְּטֶבֶל וּבְמַעֲשֵׂר שֶׁלֹּא נִטְּלָה תְּרוּמָתוֹ וּמַעֲשֵׂר שֵׁנִי וְהֶקְדֵּשׁ שֶׁלֹּא נִפְדּוּ:
2. Мы не должны использовать что-либо из неотделенного урожая для розжига даже в будни. Само собой разумеется, это относится и к субботе. Как написано [«Бамидбар» 18:8]: «И Я, вот Я передал тебе соблюдение Моих возношений». Как чистое приношение можно использовать только после его отделения, так и от нечистого приношения можно получить пользу только после его отделения. אֵין מַדְלִיקִין בְּטֶבֶל טָמֵא אֲפִלּוּ בְּחל וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר בְּשַׁבָּת שֶׁנֶּאֱמַר (במדבר יח ח) «אֶת מִשְׁמֶרֶת תְּרוּמֹתָי» מַה תְּרוּמָה טְהוֹרָה אֵין לְךָ בָּהּ אֶלָּא מִשְּׁעַת הֲרָמָתָהּ אַף תְּרוּמָה טְמֵאָה אֵין לְךָ לֵהָנוֹת בָּהּ אֶלָּא מִשְּׁעַת הֲרָמָתָהּ וְאֵילָךְ:
3. Нельзя покрывать неотделенный урожай землей, и нельзя сеять его. Запрещено сеять даже те продукты, обработка которых не была завершена, пока не будет отделена десятина. Когда применяется вышеизложенное? В отношении зерновых, бобовых и т.п. Однако если человек выкорчевывает саженцы с плодами и пересаживает их в другое место на своем поле, то это разрешено. Это не считается посевом неотделённого урожая, поскольку он не собирал плоды. Точно так же, если человек выкорчевывает репу и редис и пересаживает их в другое место, если он намерен увеличить их массу, это разрешено. Если он сажает их, чтобы они дали стебли, с которых он сможет взять их семена, запрещено [сажать их без десятины], потому что это подобно посеву пшеницы или ячменя, которые являются неотделенным урожаем. אֵין מְחַפִּין בְּטֶבֶל וְאֵין זוֹרְעִין אֶת הַטֶּבֶל וַאֲפִלּוּ פֵּרוֹת שֶׁלֹּא נִגְמְרָה מְלַאכְתָּן אָסוּר לִזְרֹעַ מֵהֶן עַד שֶׁיְּעַשֵּׂר. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בִּתְבוּאָה וְקִטְנִיּוֹת וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. אֲבָל הָעוֹקֵר שְׁתִילִים שֶׁיֵּשׁ בָּהֶן פֵּרוֹת מִמָּקוֹם לְמָקוֹם בְּתוֹךְ שָׂדֵהוּ הֲרֵי זֶה מֻתָּר וְאֵינוֹ כְּזוֹרֵעַ טֶבֶל שֶׁהֲרֵי לֹא אָסַף הַפֵּרוֹת. וְכֵן הָעוֹקֵר לֶפֶת וּצְנוֹנוֹת וּשְׁתָלָם בְּמָקוֹם אַחֵר אִם נִתְכַּוֵּן לְהוֹסִיף בְּגוּפָן מֻתָּר. וְאִם שְׁתָלָן כְּדֵי שֶׁיְּקַשּׁוּ וְיִקַּח הַזֶּרַע שֶׁלָּהֶן אָסוּר מִפְּנֵי שֶׁהוּא כְּזוֹרֵעַ חִטִּים אוֹ שְׂעוֹרִים שֶׁל טֶבֶל:
4. [Следующие законы применяются, если человек] сеет литру зерна, которая была отделена как десятина, но от нее не было отделено приношение от десятины. Если она умножилась и теперь составляет 10 литр, [весь новый урожай] должен быть обложен десятиной. Десятую часть следует отделить для [первоначальной] литры от других продуктов согласно соответствующему подсчету. Если отделили [приношение и десятину] от литры лука и посеяли его, то не следует отделять десятину в соответствии с расчетом прироста, а в соответствии со всей суммой урожая. לִיטְרָא מַעֲשֵׂר טָבוּל שֶׁזְּרָעָהּ וְהִשְׁבִּיחָהּ וַהֲרֵי הִיא עֶשֶׂר לִיטְרִין חַיֶּבֶת בְּמַעֲשֵׂר. וְאוֹתָהּ לִיטְרָא מְעַשֵּׂר עָלֶיהָ מִמָּקוֹם אַחֵר לְפִי חֶשְׁבּוֹן. לִיטְרָא בְּצָלִים שֶׁתִּקְּנָם וּזְרָעָם אֵינוֹ מְעַשֵּׂר לְפִי חֶשְׁבּוֹן הַתּוֹסֶפֶת אֶלָּא מְעַשֵּׂר לְפִי כֻּלּוֹ:
5. Существует неразрешенное сомнение относительно постановления, когда колосья зерна, семена которых не разлагаются, достигшие трети своего роста, были [собраны,] их стог был выпрямлен, и он дал десятину, впоследствии он посеял их, и они увеличились в размере. [Можно сказать, что] существует предписание мудрецов давать десятину, потому что они увеличились в размере. [Но можно сказать], что нет никакой обязанности, поскольку семечко, которое продолжает существовать и не разлагается, было дано в десятину. [Законы, регулирующие эти виды], не похожи [на те, что применяются к] луку, потому что сеять лук не принято. זֵרְעוֹנִים שֶׁהֵבִיאוּ שְׁלִישׁ וּמְרָחָן וְעִשְּׂרָן וְאַחַר כָּךְ זְרָעָן וְהוֹסִיפוּ וְאֵין זַרְעָם כָּלֶה הֲרֵי זֶה סָפֵק אִם חַיָּבִין בְּמַעֲשֵׂר מִדִּבְרֵיהֶם הוֹאִיל וְהוֹסִיפוּ. אוֹ אֵין חַיָּבִין שֶׁהֲרֵי הַזֶּרַע שֶׁעֲדַיִן הוּא קַיָּם וְלֹא אָבַד מְעֻשָּׂר הוּא. וְאֵין אֵלּוּ דּוֹמִים לִבְצָלִים שֶׁהַבְּצָלִים אֵין דַּרְכָּן לְהִזָּרַע:
6. Если некто посеял неотделенное зерно, неважно исчезает ли семечко про проращивании или нет, то, если возможно сжать урожай, наказывают его и принуждают его к сбору урожая. Если же зерна проросли, то не принуждают выполоть саженцы, и выросшие растения являются будничными. Если же семена этого растения не ассимилируются полностью в земле, то запрещен урожай, выросший из посаженного, на три поколения, и лишь четвертое — разрешено. А запрещены они из-за (проблем с) большим приношением и приношением от десятины. Такой же закон (действует) в случае с тем, кто сажает десятину, не отделив приношение от десятины. Неотделенное зерно продают лишь товарищу и лишь в случае необходимости. Запрещено пересылать неотделенные плоды даже товарищам, на случай, если он забудется и поест эти плоды. הַזּוֹרֵעַ אֶת הַטֶּבֶל בֵּין דָּבָר שֶׁזַּרְעוֹ כָּלֶה בֵּין דָּבָר שֶׁאֵין זַרְעוֹ כָּלֶה אִם אֶפְשָׁר לְלָקְטוֹ קוֹנְסִין אוֹתוֹ וּמְלַקְּטוֹ. וְאִם צָמַח אֵין מְחַיְּבִין אוֹתוֹ לַעֲקֹר וְהַגִּדּוּלִין חֻלִּין. וְאִם הָיָה דָּבָר שֶׁאֵין זַרְעוֹ כָּלֶה אֲפִלּוּ גִּדּוּלֵי גִּדּוּלִין אֲסוּרִין עַד שָׁלֹשׁ גֳּרָנוֹת וְהָרְבִיעִי מֻתָּר. וּמִפְּנֵי מָה הַגִּדּוּלִין אֲסוּרִין מִפְּנֵי תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר וּתְרוּמָה גְּדוֹלָה שֶׁבָּהּ. וְכֵן הַדִּין בְּזוֹרֵעַ מַעֲשֵׂר שֶׁלֹּא נִטְּלָה תְּרוּמָתוֹ. אֵין מוֹכְרִין אֶת הַטֶּבֶל אֶלָּא לְצֹרֶךְ וּלְחָבֵר. וְאָסוּר לִשְׁלֹחַ אֶת הַטֶּבֶל וַאֲפִלּוּ חָבֵר לְחָבֵר שֶׁמָּא יִסְמְכוּ זֶה עַל זֶה וְיֵאָכֵל הַטֶּבֶל: הַזּוֹרֵעַ אֶת הַטֶּבֶל בֵּין דָּבָר שֶׁזַּרְעוֹ כָּלֶה בֵּין דָּבָר שֶׁאֵין זַרְעוֹ כָּלֶה אִם אֶפְשָׁר לְלָקְטוֹ קוֹנְסִין אוֹתוֹ וּמְלַקְּטוֹ. וְאִם צָמַח אֵין מְחַיְּבִין אוֹתוֹ לַעֲקֹר וְהַגִּדּוּלִין חֻלִּין. וְאִם הָיָה דָּבָר שֶׁאֵין זַרְעוֹ כָּלֶה אֲפִלּוּ גִּדּוּלֵי גִּדּוּלִין אֲסוּרִין עַד שָׁלֹשׁ גֳּרָנוֹת וְהָרְבִיעִי מֻתָּר. וּמִפְּנֵי מָה הַגִּדּוּלִין אֲסוּרִין מִפְּנֵי תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר וּתְרוּמָה גְּדוֹלָה שֶׁבָּהּ. וְכֵן הַדִּין בְּזוֹרֵעַ מַעֲשֵׂר שֶׁלֹּא נִטְּלָה תְּרוּמָתוֹ. אֵין מוֹכְרִין אֶת הַטֶּבֶל אֶלָּא לְצֹרֶךְ וּלְחָבֵר. וְאָסוּר לִשְׁלֹחַ אֶת הַטֶּבֶל וַאֲפִלּוּ חָבֵר לְחָבֵר שֶׁמָּא יִסְמְכוּ זֶה עַל זֶה וְיֵאָכֵל הַטֶּבֶל:
7. [Следующие правила применяются, если человек] продает продукты товарищу, но потом вспоминает, что это неотделенные плоды, и, хотя после этого он бежит за ним, чтобы произвести соответствующие отделения, он не может его найти. Если он знает, что продукта больше не существует — он уже потерян или употреблен, — он не обязан отделять за него десятину. Если же есть сомнение, существует он или не существует, он должен отделить десятину за него от других продуктов. הַמּוֹכֵר פֵּרוֹת לַחֲבֵרוֹ וְנִזְכַּר שֶׁהֵם טֶבֶל וְרָץ אַחֲרָיו לְתַקְּנוֹ וְלֹא מְצָאוֹ. אִם יָדוּעַ שֶׁאֵין קַיָּמִין וְשֶׁכְּבָר אָבְדוּ אוֹ נֶאֶכְלוּ אֵינוֹ צָרִיךְ לְעַשֵּׂר עֲלֵיהֶם. וְאִם סָפֵק שֶׁהֵם קַיָּמִין אוֹ אֵין קַיָּמִין צָרִיךְ לְהוֹצִיא עֲלֵיהֶן מַעַשְׂרוֹת מִפֵּרוֹת אֲחֵרוֹת:
8. [Следующее правило применяется при возникновении спора, связанного с тем, что] человек продает продукты покупателю. Продавец говорит: «Я продал их, оговорив, что от них не отделены необходимые выплаты». Покупатель сказал: «Я купил у тебя продукты с отделенной десятиной». Мы заставляем продавца произвести соответствующие отделения. [Это] штраф, наложенный на него за продажу неотделенного урожая. הַמּוֹכֵר פֵּרוֹת לַחֲבֵרוֹ מוֹכֵר אוֹמֵר עַל מְנָת שֶׁהֵן טֶבֶל מָכַרְתִּי. וְלוֹקֵחַ אוֹמֵר לֹא לָקַחְתִּי מִמְּךָ אֶלָּא מְעֵשָּׂרִין. כּוֹפִין אֶת הַמּוֹכֵר לְתַקֵּן. קְנָס הוּא לוֹ מִפְּנֵי שֶׁמָּכַר טֶבֶל:
9. Запрещается выплачивать долг из неотделенных плодов, ибо это похоже на продажу. אֵין פּוֹרְעִין חוֹב מִן הַטֶּבֶל מִפְּנֵי שֶׁהוּא כְּמוֹכְרוֹ:
10. [Следующие законы применяются, если урожай человека] был конфискован царскими властями, до совершения предписанных отделений. Если урожай был конфискован, потому что он задолжал эту сумму, он должен отделить десятину за этот урожай. Если же он был отнят у него силой, то он не обязан отделять десятину за них. מִי שֶׁלָּקְחוּ בֵּית הַמֶּלֶךְ אֶת פֵּרוֹתָיו וְהֵם טְבָלִים. אִם מֵחֲמַת שֶׁהוּא חַיָּב לָהֶן צָרִיךְ לְהוֹצִיא עֲלֵיהֶן מַעַשְׂרוֹת. וְאִם לָקְחוּ בְּאֹנֶס אֵינוֹ צָרִיךְ לְעַשֵּׂר עֲלֵיהֶם:
11. Если кто-то покупает неотделенные плоды из двух источников, он может отделить десятину из одного источника для другого. Если кто-то получает поле от еврея или от нееврея в рамках договора о совместной обработке земли, он должен произвести раздел урожая в присутствии владельца поля и отдать ему его долю, чтобы он знал, что получил урожай без предписанных отделений. Однако [иные правила действуют, если кто-либо] арендует поле у еврея с условием, что он заплатит владельцу определенное количество продукции. Если он платит ему продуктами с арендованного им поля, [арендатор] должен отделить приношение. После этого он отдает ему ту меру, которую оговорил, и владелец поля должен сам отделить десятину. Если же [арендатор] платит хозяину из продукции другого поля или из другого вида продукции, [арендатор] должен сначала отделить десятину, а затем заплатить [хозяину]. הַלּוֹקֵחַ טֶבֶל מִשְּׁנֵי מְקוֹמוֹת מְעַשֵּׂר מִזֶּה עַל זֶה. הַמְקַבֵּל שָׂדֶה מִיִּשְׂרָאֵל אוֹ מִן הַנָּכְרִי חוֹלֵק וְנוֹתֵן לְבַעַל הַשָּׂדֶה בְּפָנָיו כְּדֵי שֶׁיֵּדַע שֶׁטֶּבֶל נָטַל. אֲבָל הַחוֹכֵר שָׂדֶה מִיִּשְׂרָאֵל אִם נָתַן לוֹ מִזֶּרַע אוֹתָהּ שָׂדֶה תּוֹרֵם וְאַחַר כָּךְ נוֹתֵן לוֹ מִזּוֹ שֶׁקָּצַץ לִתֵּן לוֹ וּבַעַל הַשָּׂדֶה מְעַשֵּׂר לְעַצְמוֹ. וְאִם נָתַן לוֹ מִזֶּרַע שָׂדֶה אַחֶרֶת אוֹ מִמִּין אַחֵר מוֹצִיא הַמַּעֲשֵׂר וְאַחַר כָּךְ נוֹתֵן לוֹ:
12. Если кто-либо арендует поле у нееврея с условием, что тот заплатит ему определенное количество продукции, он должен отдать десятину, прежде чем выплатит арендную плату. Таков штраф, налагаемый на него, чтобы он не арендовал поле у нееврея. Таким образом, поле будет лежать под паром [перед неевреем], и, по необходимости, он продаст его еврею. Точно так же, если кто-либо принимает поле своих предков от нееврея в качестве издольщика, его наказывают и обязывают отдать десятину продукции, прежде чем отдать нееврею его долю продукции после уплаты десятины. [Эта мера была введена] для того, чтобы человек не бросился за возможностью получить его, потому что это было поле его предков. Таким образом, оно останется под паром перед неевреем, чтобы он продал его еврею. הַחוֹכֵר שָׂדֶה מִן הָעַכּוּ''ם מְעַשֵּׂר וְאַחַר כָּךְ נוֹתֵן לוֹ. קְנָס קְנָסוּהוּ בָּזֶה כְּדֵי שֶׁלֹּא יַחְכֹּר מִן הָעַכּוּ''ם, וְנִמְצֵאת הַשָּׂדֶה בּוּרָה לְפָנָיו עַד שֶׁיִּצְטָרֵךְ וְיִמְכְּרֶנָּה לְיִשְׂרָאֵל. וְכֵן הַמְקַבֵּל שְׂדֵה אֲבוֹתָיו מִן הָעַכּוּ''ם קְנָסוּהוּ שֶׁיְּעַשֵּׂר וְאַחַר כָּךְ יִתֵּן חֶלְקוֹ לְעַכּוּ''ם מְעֻשָּׂר כְּדֵי שֶׁלֹּא יִקְפֹּץ וִיקַבְּלָהּ מִמֶּנּוּ מִפְּנֵי שֶׁהִיא שְׂדֵה אֲבוֹתָיו עַד שֶׁתִּשָּׁאֵר לְפָנָיו בּוּרָה כְּדֵי שֶׁיִּמְכְּרֶנָּה לְיִשְׂרָאֵל:
13. Что подразумевается под арендой и что подразумевается под «издольщиком»? Арендатор нанимает поле за определенную плату (натуральным продуктом) — столько-то и столько-то сэа — независимо от того, много или мало уродилось на поле. Издольщик обрабатывает поле за долю урожая, половину, треть или любую, о которой они договорятся. Наемщик — это тот, кто арендует участок за фиксированную денежную плату. אֵי זֶהוּ חוֹכֵר וְאֵי זֶהוּ מְקַבֵּל. חוֹכֵר שֶׁחוֹכֵר הַקַּרְקַע בְּדָבָר קָצוּב מִן הַזֶּרַע בְּכָךְ וְכָךְ סְאָה בֵּין עָשְׂתָה הַרְבֵּה בֵּין עָשְׂתָה מְעַט. מְקַבֵּל הוּא שֶׁיְּקַבֵּל אוֹתָהּ בְּחֵלֶק מִמַּה שֶּׁתֵּעָשֶׂה חֶצְיוֹ אוֹ שְׁלִישׁוֹ אוֹ מַה שֶּׁיִּתְּנוּ בֵּינֵיהֶן. שׂוֹכֵר הוּא שֶׁשּׂוֹכֵר הַקַּרְקַע בְּמָעוֹת:
14. Если двое людей получают поле как издольщики, вместе наследуют поле или вступают в партнерские отношения по отношению к нему, один может сказать другому: «Возьми пшеницу на этом и этом месте, а я возьму пшеницу с того и того места. Ты возьми вино в таком-то месте, а я возьму вино из такого-то места». Он не должен говорить: «Ты бери пшеницу, а я возьму ячмень. Ты возьми вино, а я возьму масло», ибо это означает продажу неотделенных плодов. שְׁנַיִם שֶׁקִּבְּלוּ שָׂדֶה בַּאֲרִיסוּת אוֹ יָרְשׁוּ אוֹ נִשְׁתַּתְּפוּ יָכוֹל הָאֶחָד לוֹמַר לַחֲבֵרוֹ טֹל אַתָּה חִטִּים שֶׁבְּמָקוֹם פְּלוֹנִי וַאֲנִי חִטִּים שֶׁבְּמָקוֹם פְּלוֹנִי אַתָּה יַיִן שֶׁבְּמָקוֹם פְּלוֹנִי וַאֲנִי יַיִן שֶׁבְּמָקוֹם פְּלוֹנִי. אֲבָל לֹא יֹאמַר טֹל אַתָּה חִטִּים וַאֲנִי שְׂעוֹרִים אַתָּה יַיִן וַאֲנִי שֶׁמֶן מִפְּנֵי שֶׁמּוֹכְרִין אֶת הַטֶּבֶל:
15. Если коэн или левит купил у еврея из других колен продукты после завершения их обработки, мы изымаем приношение и десятину из их владения и отдаем другим коэнам и левитам. Это наказание, налагаемое на них, чтобы они не спешили к зернохранилищам и виноградникам и не покупали плоды до осуществления всех предписанных выплат, чтобы захватить дары своих братьев-коэнов. Если же они купят [плоды] до выполнения [этих] задач, мы не отбираем [дары] у них. כֹּהֵן אוֹ לֵוִי שֶׁלָּקְחוּ פֵּרוֹת מִיִּשְׂרָאֵל אַחַר שֶׁנִּגְמְרָה מְלַאכְתָּן מוֹצִיאִין אֶת הַתְּרוּמָה וְהַמַּעַשְׂרוֹת מִידֵיהֶן וְנוֹתְנִין אוֹתָם לְכֹהֲנִים וְלִלְוִיִּם אֲחֵרִים. קְנָס הוּא לָהֶם כְּדֵי שֶׁלֹּא יִקְפְּצוּ לָגֳרָנוֹת וּלְגִתּוֹת וְיִקְנוּ טְבָלִים כְּדֵי לְהַפְקִיעַ מַתְּנוֹת אֲחֵיהֶם הַכֹּהֲנִים. וְאִם קָנוּ קֹדֶם שֶׁתִּגָּמֵר מְלַאכְתָּן אֵין מוֹצִיאִים מִיָּדָם:
16. Если коэн или левит продал отделенный урожай еврею из иных колен до завершения их обработки — и, конечно, если они продали урожай, пока он был отделен — приношение или десятина принадлежат [коэну или левиту]. Если они продали его после того, как эти задачи были выполнены, приношение и десятина принадлежат покупателю. Он должен отделить их и может отдать коэну или левиту по своему выбору. כֹּהֵן אוֹ לֵוִי שֶׁמָּכְרוּ פֵּרוֹת תְּלוּשִׁין לְיִשְׂרָאֵל קֹדֶם שֶׁתִּגָּמֵר מְלַאכְתָּן וְאֵין צָרִיךְ לוֹמַר אִם מָכְרוּ בִּמְחֻבָּר הֲרֵי הַתְּרוּמָה אוֹ הַמַּעֲשֵׂר שֶׁלָּהֶם. וְאִם מָכְרוּ אַחַר גְּמַר מְלָאכָה הֲרֵי הַתְּרוּמָה וְהַמַּעֲשֵׂר שֶׁל לוֹקֵחַ וּמַפְרִישׁ וְנוֹתֵן לְכָל כֹּהֵן אוֹ לֵוִי שֶׁיִּרְצֶה:
17. Если коэн или левит получает поле от еврея из других колен по договору о совместной обработке, они должны разделить приношения и десятину, как они делят обычную продукцию. Еврей из других колен должен взять свою часть и отдать ее коэну или левиту по своему выбору. Однако если еврей из другого колена получает поле от коэна или левита по договору о совместной обработке, приношение или десятина принадлежат владельцу поля. Оставшаяся часть даров должна быть разделена. כֹּהֵן וְלֵוִי שֶׁקִּבְּלוּ שָׂדֶה מִיִּשְׂרָאֵל כְּשֵׁם שֶׁחוֹלְקִין בְּחֻלִּין כָּךְ חוֹלְקִין בִּתְרוּמָה וּבְמַעַשְׂרוֹת וְהַיִּשְׂרָאֵל נוֹטֵל חֶלְקוֹ וְנוֹתֵן לְכָל כֹּהֵן אוֹ לֵוִי שֶׁיִּרְצֶה. אֲבָל יִשְׂרָאֵל שֶׁקִּבֵּל שָׂדֶה מִכֹּהֵן אוֹ מִלֵּוִי הַתְּרוּמָה אוֹ הַמַּעֲשֵׂר לְבַעַל הַשָּׂדֶה וּשְׁאָר הַמַּתָּנוֹת חוֹלְקִין:
18. Если кто-либо — будь то еврей из другого колена от коэна или левита, или коэн или левит от еврея из другого колена — получает оливки для производства масла, он должен разделить приношение и десятину, как делят обычные плоды. [Это объясняется тем, что масло — важный [товар]. הַמְקַבֵּל זֵיתִים לְהוֹצִיא מֵהֶן שֶׁמֶן בֵּין יִשְׂרָאֵל מִכֹּהֵן אוֹ לֵוִי בֵּין כֹּהֵן אוֹ לֵוִי מִיִּשְׂרָאֵל כְּשֵׁם שֶׁחוֹלְקִין בְּחֻלִּין כָּךְ חוֹלְקִין בִּתְרוּמָה וּמַעַשְׂרוֹת מִפְּנֵי שֶׁהַשֶּׁמֶן חָשׁוּב הוּא:
19. Если коэн продает поле еврею из другого колена и говорит ему: «[Я продаю его] при условии, что десятина с него будет принадлежать мне вечно», то она принадлежит ему. [Это объясняется тем, что] сказать «при условии, что» равносильно тому, чтобы выделить для себя [часть поля], на которой [растет] десятина. Если коэн [продавший землю] умирает, его сын становится таким же, как все остальные коэны. Если [коэн] сказал [покупателю]: «[Я продаю ее] с условием, что десятина с нее будет принадлежать мне и моему сыну», [когда] он умрет, его сын должен взять [десятину]. Если же он продал его «с условием, что все время, пока он будет находиться в твоем владении», то если покупатель продаст его другому человеку — даже если он потом выкупит его обратно, коэн больше не имеет права на эту десятину. כֹּהֵן שֶׁמָּכַר שָׂדֶה לְיִשְׂרָאֵל וְאָמַר לוֹ עַל מְנָת שֶׁהַמַּעֲשֵׂר שֶׁלָּהּ שֶׁלִּי לְעוֹלָם הֲרֵי הֵן שֶׁלּוֹ כֵּיוָן שֶׁאָמַר עַל מְנָת נַעֲשֶׂה כְּמִי שֶׁשִּׁיֵּר מְקוֹם הַמַּעֲשֵׂר. וְאִם מֵת הַכֹּהֵן הֲרֵי בְּנוֹ כִּשְׁאָר הַכֹּהֲנִים. וְאִם אָמַר לוֹ עַל מְנָת שֶׁהַמַּעַשְׂרוֹת לִי וְלִבְנִי מֵת הוּא יִטְלֵם בְּנוֹ. עַל מְנָת שֶׁהַמַּעַשְׂרוֹת שֶׁלִּי כָּל זְמַן שֶׁהִיא לְפָנֶיךָ מְכָרָהּ לְאַחֵר אַף עַל פִּי שֶׁחָזַר וּלְקָחָהּ אֵין לַכֹּהֵן אוֹתָם הַמַּעַשְׂרוֹת:
20. Если еврей из иного колена получил поле по договору о разделе от коэна или левита и оговаривал, что [договор заключается] «при условии, что десятина будет моей на четыре или пять лет», то это разрешено. «При условии, что они будут моими навсегда», — это запрещено. [Это объясняется тем, что] один коэн не может сделать другого коэном. Точно так же, если левит задолжал деньги еврею из другого колена, тот не может собирать продукты у других и откладывать десятину для себя, пока не вернет долг. Ибо левит не может сделать своего кредитора левитом, чтобы тот мог собирать десятину с других. יִשְׂרָאֵל שֶׁקִּבֵּל שָׂדֶה מִכֹּהֵן וְלֵוִי וְאָמַר לוֹ עַל מְנָת שֶׁהַמַּעַשְׂרוֹת שֶׁלִּי אַרְבַּע אוֹ חָמֵשׁ שָׁנִים מֻתָּר. עַל מְנָת שֶׁהֵן שֶׁלִּי לְעוֹלָם אָסוּר שֶׁאֵין כֹּהֵן עוֹשֶׂה כֹּהֵן. וְכֵן בֶּן לֵוִי שֶׁהָיָה עָלָיו חוֹב לְיִשְׂרָאֵל לֹא יִהְיֶה יִשְׂרָאֵל זֶה גּוֹבֶה מֵאֲחֵרִים וּמַפְרִישׁ עַד שֶׁיִּפְרַע כְּנֶגֶד חוֹבוֹ שֶׁאֵין לֵוִי זֶה עוֹשֶׂה בַּעַל חוֹב שֶׁלּוֹ כְּלֵוִי אַחֵר שֶׁיִּגְבֶּה מַעֲשֵׂר מֵאֲחֵרִים:
21. Если еврей из иного колена наследует неотделенные плоды, собранные в груду, края которой были выровнены, от своего деда по материнской линии, который был коэном, который в свою очередь унаследовал его от своего деда по материнской линии, который был евреем из иного колена, [таковой, был наследником] может отделить десятину и оставить ее себе. [Это объясняется тем, что] дары, пригодные для отделения, считаются так, как будто они уже были отделены, хотя на самом деле они не были отделены. יִשְׂרָאֵל שֶׁיָּרַשׁ טֶבֶל מְמֹרַח מֵאֲבִי אִמּוֹ כֹּהֵן וְאוֹתוֹ אֲבִי אִמּוֹ יְרָשׁוֹ מֵאֲבִי אִמּוֹ יִשְׂרָאֵל הֲרֵי זֶה מַפְרִישׁ מִמֶּנּוּ מַעַשְׂרוֹתָיו וְהֵן שֶׁלּוֹ. שֶׁהַמַּתָּנוֹת הָרְאוּיוֹת לִיתָרֵם כְּמוֹ שֶׁהוּרְמוּ הֵן אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא הוּרְמוּ:
22. Если кто-либо отдает свое поле нееврею или тому, на кого мы не можем положиться в отношении десятины при издольщине, он должен отделить десятину вместо нее, даже если [продукция] не достигла «зрелости для десятины» [когда было заключено соглашение]. Если он заключил такой договор с обычным человеком [действуют другие правила]. Если [договоренность началась] до того, как урожай достиг «зрелости для десятины», он не обязан давать десятину вместо него. [Если же это началось] после того, как они достигли «зрелости для десятины», он должен дать десятину вместо него. Что он должен делать? Он должен стоять над зерновой кучей и брать [продукты, которые должны быть отделены]. Его не должно волновать, что они ели, ибо мы не отвечаем за их поступки. הַנּוֹתֵן שָׂדֵהוּ בְּקַבָּלָה לְעַכּוּ''ם אוֹ לְמִי שֶׁאֵינוֹ נֶאֱמָן עַל הַמַּעַשְׂרוֹת אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא בָּאוּ לְעוֹנַת מַעַשְׂרוֹת צָרִיךְ לְעַשֵּׂר עַל יָדָם. נְתָנָהּ לְעַם הָאָרֶץ עַד שֶׁלֹּא בָּאוּ לְעוֹנַת הַמַּעַשְׂרוֹת אֵינוֹ צָרִיךְ לְעַשֵּׂר עַל יָדָם. וּמִשֶּׁבָּאוּ לְעוֹנַת הַמַּעַשְׂרוֹת צָרִיךְ לְעַשֵּׂר עַל יָדָם. כֵּיצַד הוּא עוֹשֶׂה. עוֹמֵד עַל הַגֹּרֶן וְנוֹטֵל וְאֵינוֹ חוֹשֵׁשׁ לְמַה שֶּׁאָכְלוּ שֶׁאֵין אָנוּ אַחְרָאִין לָהֶם:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter