СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 15:33

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы осквернения лож и сидений. Гл. 2

1. Маточное кровотечение у отлученной, истекающего или роженицы придает нечистоту независимо от того, влажное оно или сухое. Тем не менее, выделения истекающего, его слюна и его семя придают нечистоту только во влажном состоянии. Если же они чрезмерно сухие, то не придают нечистоты. До какой степени эти субстанции должны быть сухими, чтобы не быть нечистыми? Если они вернутся в свое естественное состояние после того, как их замочат в теплой воде на 24 часа, то они будут нести примесь, как если бы они были влажными. Если же после этого они не вернутся в свое естественное состояние, то они считаются высушенными, даже если вода была теплой вначале, даже если она не была теплой в конце 24-часового периода. Все эти вопросы являются частью принятой традиции. דַם נִדָּה וְזָבָה וְיוֹלֶדֶת מְטַמֵּא לַח וְיָבֵשׁ אֲבָל זוֹבוֹ שֶׁל זָב וְרֻקּוֹ וְשִׁכְבַת זַרְעוֹ אֵינוֹ מְטַמֵּא אֶלָּא כָּל זְמַן שֶׁהוּא לַח אֲבָל יָבֵשׁ יוֹתֵר מִדַּאי אֵינוֹ מְטַמֵּא. וְעַד כַּמָּה. אִם שׁוֹרִין אוֹתוֹ בְּפוֹשְׁרִין מֵעֵת לְעֵת וְחוֹזֵר לִכְמוֹת שֶׁהָיָה הֲרֵי זֶה מְטַמֵּא בְּלַח אִם הָיוּ הַמַּיִם פּוֹשְׁרִין בִּתְחִלָּתָן אַף עַל פִּי שֶׁאֵינָן פּוֹשְׁרִין בְּסוֹפָן. וְכָל הַדְּבָרִים הָאֵלּוּ דִּבְרֵי קַבָּלָה הֵן:
2. Если лен пряла женщина в состоянии отлучения, тот, кто его двигает, чист. Если он был влажным, то он приобретает нечистоту из-за слюны из ее рта. פִּשְׁתָּן שֶׁטְּוָאַתּוּ נִדָּה הַמְּסִיטוֹ טָהוֹר. וְאִם הָיָה לַח מְטַמֵּא מִפְּנֵי רֹק פִּיהָ:
3. Если истекающий подносит рот к чашке, а затем передумывает и решает не пить из нее, тот, кто передвигает чашку, остается чистым. Если же истекающий выпил из нее хотя бы малейшее количество, тот, кто передвигает ее, становится нечистым из-за жидкости изо рта истекающего. זָב שֶׁהִנִּיחַ פִּיו עַל פִּי הַכּוֹס וְנִמְלַךְ שֶׁלֹּא לִשְׁתּוֹתוֹ הַמֵּסִיט אֶת הַכּוֹס טָהוֹר. שָׁתָה מִמֶּנּוּ הַזָּב כָּל שֶׁהוּא הַמְּסִיטוֹ טָמֵא מִפְּנֵי מַשְׁקֵה פִּי הַזָּב:
4. Если истекающий вгрызается в кусок хлеба или луковицу, человек, который их перекладывает, считается чистым. Если он вгрызается в кабачок или огурец, тот, кто их двигает, считается нечистым из-за жидкости изо рта истекающего, которая смешивается с ними. זָב שֶׁנָּשַׁךְ אֶת הַפַּת וְאֶת הַבָּצָל הַמְּסִיטָן טָהוֹר. נָשַׁךְ אֶת הַקִּשּׁוּת וְהַמְּלָפְפוֹן הַמְּסִיטָן טָמֵא מִפְּנֵי מַשְׁקֵה פִּי הַזָּב הַמִּתְעָרֵב בָּהֶן:
5. Если скорлупа бобов и вики была срезана неевреем, тот, кто перемещает ее, нечист, потому что неевреи считаются подобными истекающим во всех контекстах, как будет объяснено. Постановление относительно скорлупы на рынке зависит от большинства. קְלִפֵּי פּוֹלִין וּקְלִפֵּי תּוֹרְמוֹסִין שֶׁקְּצָצָן הָעַכּוּ''ם הַמְּסִיטָן טָמֵא שֶׁכָּל עַכּוּ''ם כְּזָבִים לְכָל דִּבְרֵיהֶן כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר. הַקְּלִפִּין שֶׁבַּשְּׁוָקִין הוֹלְכִין בָּהֶן אַחַר הָרֹב:
6. При смешивании нечистой крови с водой вся смесь считается чистой, если в ней не видно крови. Если такая кровь смешивается с чистой кровью или с вином, мы считаем вино и кровь водой. Аналогичные законы действуют, если нечистая слюна смешивается с водой. Если слюна остается вязкой субстанцией в своем естественном состоянии, она нечиста. Если она сводится к нулю в воде и больше не видна как отдельная сущность, то она чиста. Если она смешивается с другой слюной, мы считаем чистую слюну водой. Точно так же, когда моча такого нечистого человека смешивается с водой, если она больше не видна как отдельная сущность, вся смесь чиста. Если нет, то она нечиста. Если она смешивается с вином или чистой мочой, мы рассматриваем вино или чистую мочу как воду. Если моча еврея смешивается с мочой нееврея, решение принимается большинством. Что подразумевается? Если имеется писсуар, в который мочатся и евреи, и иноверцы, то если большинство пользующихся писсуаром — неевреи, то все его содержимое нечисто. Если большинство — евреи, то все его содержимое чистое. Если же им пользуется равное количество людей, то все его содержимое нечисто. Точно так же, если моча одного нееврея смешивается с мочой одного еврея, решение принимается большинством. דָּם טָמֵא שֶׁנִּתְעָרֵב בְּמַיִם אִם בָּטְלוּ מַרְאָיו הַכּל טָהוֹר. נִתְעָרֵב בְּדָם טָהוֹר וּבְיַיִן רוֹאִין אוֹתוֹ כְּאִלּוּ הוּא מַיִם. וְכֵן רֹק טָמֵא שֶׁנִּתְעָרֵב בְּמַיִם אִם הָיָה קָרוּשׁ כִּבְרִיָּתוֹ הֲרֵי זֶה טָמֵא וְאִם נִמְחָה בְּמַיִם אִם בָּטְלוּ מַרְאָיו הַכּל טָהוֹר. נִתְעָרֵב בְּרֹק אַחֵר רוֹאִין אוֹתוֹ כְּאִלּוּ הוּא מַיִם. וְכֵן מֵי רַגְלָיו שֶׁל טָמֵא שֶׁנִּתְעָרְבוּ בְּמַיִם אִם בָּטְלוּ מַרְאֵיהֶן הַכּל טָהוֹר וְאִם לָאו טָמֵא. נִתְעָרֵב בְּיַיִן אוֹ בְּמֵי רַגְלַיִם טְהוֹרִין רוֹאִין אוֹתוֹ כְּאִלּוּ הוּא מַיִם. נִתְעָרְבוּ בְּמֵי רַגְלַיִם שֶׁל עַכּוּ''ם הוֹלְכִין אַחַר הָרֹב. כֵּיצַד. כְּלִי שֶׁהָיוּ יִשְׂרָאֵל וְעַכּוּ''ם מְטִילִין שָׁם מֵי רַגְלֵיהֶן אִם רֹב עַכּוּ''ם הַכּל טָמֵא וְאִם רֹב יִשְׂרָאֵל הַכּל טָהוֹר מֶחֱצָה לְמֶחֱצָה הַכּל טָמֵא. וְכֵן אִם נִתְעָרֵב מֵי רַגְלֵי עַכּוּ''ם זֶה בְּמֵי רַגְלֵי יִשְׂרָאֵל זֶה הוֹלְכִין אַחַר הָרֹב:
7. Мочу можно одолжить у евреев в любой ситуации. Мы не подозреваем, что это моча ниды, поскольку еврейские женщины не должны были сохранять свою мочу в состоянии отлучения. שׁוֹאֲלִין [כְּלֵי] מֵי רַגְלַיִם מִכָּל מָקוֹם וְאֵין חוֹשְׁשִׁין שֶׁמָּא שֶׁל נִדּוֹת הֵן שֶׁלֹּא נֶחְשְׁדוּ בְּנוֹת יִשְׂרָאֵל לְכַנֵּס אֶת מֵי רַגְלֵיהֶן כְּשֶׁהֵן נִדּוֹת:
8. Если сосуд для мочи, в который мочится истекающий или истекающая, был вымыт один или два раза, жидкость, которой он был вымыт, считается нечистой. После третьего омовения, будь то водой или другой мочой, жидкость считается чистой, поскольку можно предположить, что нечистой мочи не осталось. חֶרֶס שֶׁהָיָה הַזָּב אוֹ הַזָּבָה מְטִילִין בּוֹ מֵי רַגְלֵיהֶן וְכִבְּסוּ פַּעַם רִאשׁוֹנָה וּשְׁנִיָּה הֲרֵי הַמַּשְׁקִין שֶׁכִּבְּסוּ בָּהֶן טְמֵאִין וּפַעַם שְׁלִישִׁית טְהוֹרִין בֵּין שֶׁכִּבְּסוּ בְּמַיִם בֵּין שֶׁכִּבְּסוּ בְּמֵי רַגְלַיִם שֶׁהֲרֵי לֹא נִשְׁאַר בָּהּ לַחְלוּחִית מֵימֵי רַגְלַיִם:
9. Если по завершении семи дней отсчёта истекающая почувствовала, что у нее уже началось мочеиспускание, но все же сдержалась, спустилась в микву и погрузилась в нее, а помочилась только после погружения, статус мочи вызывает сомнения. Остается нерешенным вопрос, считать ли мочу такой, как если бы она появилась изначально, когда она была истекающей, или же после того, как она появилась, когда она стала чистой. Аналогично, если женщина-нееврейка, у которой уже началось мочеиспускание, но она все же сдерживала себя, прошла гиюр, погрузилась в воду и помочилась только после погружения, статус мочи вызывает сомнения. Остается нерешенным вопрос, считать ли мочу такой, как если бы она появилась изначально, и считать ее мочой нееврейки, или после того, как она действительно появилась, и считать ее мочой чистой еврейской женщины. זָבָה שֶׁנֶּעֶקְרוּ מֵימֵי רַגְלֶיהָ בְּסוֹף שִׁבְעַת יְמֵי הַסְּפִירָה וְיָרְדָה וְטָבְלָה וְהֵטִילָה מַיִם אַחַר הַטְּבִילָה הֲרֵי הֵן סָפֵק אִם אַחַר עֲקִירָה הוֹלְכִין וְזָבָה הָיְתָה אוֹ אַחַר הַיְצִיאָה שֶׁהִיא טְהוֹרָה. וְכֵן עַכּוּ''ם שֶׁנֶּעֶקְרוּ מֵימֵי רַגְלֶיהָ וְנִתְגַיְּרָה וְטָבְלָה וְהֵטִילָה מַיִם אַחַר שֶׁטָּבְלָה הֲרֵי זֶה סָפֵק אִם אַחַר עֲקִירָה הוֹלְכִין וַהֲרֵי הֵן כְּמֵי רַגְלֵי הָעַכּוּ''ם הַטְּמֵאִים אוֹ אַחַר יְצִיאָה וַהֲרֵי הֵם כְּמֵימֵי רַגְלֵי יִשְׂרָאֵל הַטְּהוֹרִים:
10. Ханаанейские рабыни и рабы становятся нечистыми из-за истечения, отлучения и родов, как это делают евреи. Неевреи же, напротив, не заражаются нечистотой ни через истечение, ни через отлучение, ни через роды, согласно закону Торы, как это следует из сказанного (Ваикра 15:2): «Говорите сынам Израиля и скажите им. Всякий муж, если будет иметь истечение из плоти его». Подразумевается, что сыны Израиля заражаются нечистотой через истечение, но не иноверцы. Однако наши мудрецы постановили, что все неевреи приобретают нечистоту подобно истекающим в любом контексте, как мужчины, так и женщины, при условии, что мужчине девять лет или больше, а женщине три года или больше. Они не постановили, что дети младше этих возрастов приобретают нечистоту, поскольку основная причина постановления заключается в том, что еврейский ребенок не будет вовлечен в содомию с неевреями, а для детей младшего возраста не существует понятия интимной близости. Когда был введен этот указ, не было принято постановление против семени нееврея. Напротив, семя нееврея чисто, как и его статус в соответствии с законом Торы. Почему не был принят указ, чтобы признать его нечистым? Чтобы стало известно, что нечистота неевреев установлена мудрецами. Ведь всем известно, что если бы их статус истекающих был установлен Торой, то их семя было бы нечистым, как и их статус по закону Торы. А поскольку они знают, что нечистота нееврея установлена мудрецами, они не будут сжигать приношение и жертвенную пищу, которым они придали нечистоту. Таким образом, мы можем сделать вывод, что все перечисленное ниже: выделения истечения у неевреев установлены мудрецами, поэтому они не будут сжигать приношения и жертвенную пищу, которым они придали нечистоту. Таким образом, мы можем сделать вывод, что все перечисленное ниже: выделения истечения у мужчины-нееврея, кровь отлучения у женщины-нееврейки, кровь ее истечения у женщины-нееврейки, кровь при родах, кровь мужчины-нееврея и женщины-нееврейки, даже если они чисты от любых маточных кровотечений и выделений, слюна неевреев, их моча, кушетки, на которых они лежат, седла, на которых они ездят, и тот, кто имеет отношения с женщиной-нееврейкой, — все это первичные источники нечистоты по постановлению мудрецов. Поэтому нельзя входить в Храм или принимать жертвенную пищу, если человек заразился нечистотой из одного из этих источников, а также нельзя сжигать приношение, если она заразилась нечистотой из такого источника. Однако все они передают нечистоту людям и орудиям труда через физический контакт и передают нечистоту человеку при ношении, как это делает истекающий во всех контекстах. Просто эта нечистота установлена мудрецами, как было сказано выше. Кровь при маточном кровотечении у нееврейки считается ее слюной и мочой, и она придает нечистоту во влажном состоянии, но не в сухом. הָעֲבָדִים מְטַמְּאִין בְּזִיבָה וּבְנִדָּה וּבְלֵדָה כְּיִשְׂרָאֵל אֲבָל הָעַכּוּ''ם אֵין מְטַמְּאִין לֹא בְּזִיבָה וְלֹא בְּנִדּוּת וְלֹא בְּלֵדוֹת דִּין תּוֹרָה שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא טו ב) «דַּבְּרוּ אֶל בְּנֵי יִשְׂרָאֵל וַאֲמַרְתֶּם אֲלֵהֶם אִישׁ אִישׁ כִּי יִהְיֶה זָב» בְּנֵי יִשְׂרָאֵל מְטַמְּאִין בְּזִיבָה וְלֹא הָעַכּוּ''ם. וַחֲכָמִים גָּזְרוּ עַל כָּל הָעַכּוּ''ם שֶׁיְּטַמְּאוּ כְּזָבִים לְכָל דִּבְרֵיהֶן זְכָרִים וּנְקֵבוֹת וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה הַזָּכָר בֶּן תֵּשַׁע שָׁנִים וְיוֹם אֶחָד וּלְמַעְלָה וְהַנְּקֵבָה בַּת שָׁלֹשׁ שָׁנִים וְיוֹם אֶחָד וָמַעְלָה. אֲבָל הַקְּטַנִּים לְמַטָּה מִזְּמַן זֶה לֹא גָּזְרוּ עֲלֵיהֶן טֻמְאָה שֶׁעִקַּר הַגְּזֵרָה הִיא כְּדֵי שֶׁלֹּא יְהֵא תִּינוֹק יִשְׂרָאֵל רָגִיל אֵצֶל הָעַכּוּ''ם בְּמִשְׁכַּב זָכוּר וּפָחוֹת מִזְּמַן זֶה אֵין בִּיאָתָן בִּיאָה. בְּעֵת שֶׁגָּזְרוּ עֲלֵיהֶן לֹא גָּזְרוּ עַל שִׁכְבַת זֶרַע שֶׁלָּהֶן אֶלָּא שִׁכְבַת זַרְעוֹ שֶׁל עַכּוּ''ם טְהוֹרָה כְּדִין תּוֹרָה. וּמִפְּנֵי מָה לֹא גָּזְרוּ עָלֶיהָ טֻמְאָה כְּדֵי לְהוֹדִיעַ שֶׁטֻּמְאָתָן מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים שֶׁהֲרֵי הַכּל יוֹדְעִין שֶׁאִלּוּ הָיוּ זָבִין דִּין תּוֹרָה הָיְתָה שִׁכְבַת זַרְעָם אַב הַטֻּמְאָה כְּשִׁכְבַת זֶרַע הַזָּב וּמֵאַחַר שֶׁיּוֹדְעִין בְּטֻמְאָתָן שֶׁהָיְתָה מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים לֹא יָבוֹאוּ לִשְׂרֹף עָלֶיהָ תְּרוּמָה וְקָדָשִׁים. נִמְצֵאתָ לָמֵד שֶׁזּוֹבוֹ שֶׁל עַכּוּ''ם. וְדַם נִדָּה אוֹ דַּם זִיבָה וְלֵדָהּ שֶׁל בַּת עַכּוּ''ם. וּבַת עַכּוּ''ם וְעַכּוּ''ם עַצְמָן אַף עַל פִּי שֶׁהֵם נְקִיִּים מִן הַתּוֹרָה מִדַּם הַזָּב. וְרֹק הָעַכּוּ''ם וּמֵימֵי רַגְלֵיהֶן וּמִשְׁכָּבָן וּמֶרְכָּבָן. וּבוֹעֵל עַכּוּ''ם. כָּל אֶחָד מֵאֵלּוּ אַב טֻמְאָה מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים. לְפִיכָךְ אֵין חַיָּבִין עֲלֵיהֶן עַל בִּיאַת מִקְדָּשׁ וְקָדָשָׁיו וְאֵין שׂוֹרְפִין עֲלֵיהֶן אֶת הַתְּרוּמָה. וְכֻלָּן מְטַמְּאִין אָדָם וְכֵלִים בְּמַגָּע וּמְטַמְּאִין אָדָם בְּמַשָּׂא כְּזָב לְכָל דָּבָר. אֶלָּא שֶׁהַטֻּמְאָה מִדִּבְרֵיהֶן כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וְדַם הַנָּכְרִית כְּרֻקָּהּ וּכְמֵימֵי רַגְלֶיהָ מְטַמֵּא לַח וְאֵינוֹ מְטַמֵּא יָבֵשׁ:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter