Кульминацией года был день 19 Кислева. По всему городу были видны признаки радости праздника. Первым признаком праздника было отсутствие молитвы о прощении в дневной молитве накануне 19 Кислева. Вечером небольшие собрания проходили в частных домах. В начальной школе по изучению Торы учились половину дня. Хасидские учителя рассказывали своим ученикам историю ареста и освобождения Алтер Ребе. Главным событием дня была традиционная трапеза в честь 19 Кислева, которую ели в ночь на 20 Кислева. Она проходила в доме раввина. Его жена вместе с женщинами города проводила весь день, готовя еду, в особенности традиционную гречневую кашу, которая подавалась к столу...
Это хасидское описание праздника в хасидском городе Докшицы (в Витебской области) четко определяет место каши в обычаях 19 Кислева. Точно так же, как в Рош а-Шана мы едим яблоко в меду, в Пурим — «уши Амана», а в Шавуот — молочные продукты, в 19 Кислева мы едим кашу.
Если вы спросите хасидов о происхождении этой традиции, то, скорее всего, большинство с полной уверенностью ответит, что это потому, что Алтер Ребе ел кашу, находясь в тюрьме. Но если вы прочитаете историю о еде, которую ел Алтер Ребе, то обнаружите, что это была редька с медом и в ней не было даже крошки гречки.
1. ЧТОБЫ ВСПОМНИТЬ, ЧТО АЛТЕР РЕБЕ ЕЛ В ТЮРЬМЕ
Вот вкратце эта история. Когда Алтер Ребе прибыл в тюрьму, он не ел ничего. Тюремный надзиратель, который не знал, что причиной «голодовки» был кашрут, был уверен, что Ребе был очень переживает из-за суда и решил умереть голодной смертью.
Когда он увидел, что с помощью настойчивых уговоров не удается заставить Ребе поесть, он приказал тюремщикам накормить его насильно. Они попытались выполнить этот приказ, но Ребе так крепко закрыл рот, что они не смогли этого сделать. Раздались громкие крики, и в этот момент Б-г послал одного из министров, который очень хорошо относился к Ребе.
Министр услышал, что произошло, и накричал на них за то, что они пытаются так вести себя по отношению к с этим святым человеком. Он сам зашел в камеру и спросил: «Почему вы не едите? По итогам суда возможно, что вы выйдете невиновным. Если же вы не будете есть, то непременно умрете, а разве не сказано: „Тот, кто совершает самоубийство, не имеет доли в Грядущем мире“?»
Алтер Ребе сказал: «Я не могу есть сухой хлеб, потому что я нездоров, и я не буду есть трефную пищу, даже если потеряю свою долю в Грядущем мире».
Министра это глубоко тронуло, и он спросил: «Если я принесу кошерную еду для вас, будете ли вы ее есть?»
Ребе ответил, что, поскольку его желудок очень слаб после того, что он не ел так долго, ему почти не нужна пища, но если ему принесут смесь редьки с медом, он съест ее. Алтер Ребе добавил в шутливой форме: «Приготовленная таким образом смесь из горькой превращается в сладкую — именно это мне сейчас и нужно».
Министр спросил: «Если я принесу ее вам от еврея, вы поверите мне и съедите ее?»
«Да, — ответил Алтер Ребе, — при условии, что вы сами возьмете ее у еврея и передадите мне. Если вы обязуетесь это сделать, я поверю вам и съем ее».
«Обещаю вам, что сделаю это, потому что вы обнаружили добро во мне», — сказал министр.
В то время в городе жил хасид Алтер Ребе по имени р. Мордехай Леплер, который был очень богат. Он был известен даже среди неевреев как уважаемый человек. Министр, знавший его, попросил его приготовить блюдо.
Реб Мордехай был тронут такой просьбой и сообразил, что блюдо должно быть предназначено для Алтер Ребе. Поэтому он положил записку на тарелку, под еду, на которой написал: «Я хотел бы знать, кто это ест и где он находится». И подписал свое имя.
Ребе получил блюдо, немного поел, оставил часть еды и положил записку под оставшуюся еду, на которой написал свое имя и место, где он находится. (Он добавил просьбу: «Отправьте посланника в Вильно немедленно»). Затем он попросил министра принести ему ещё еды оттуда же.
Реб Мордехай получил записку от Алтер Ребе с огромной радостью и рассказал хасидам об этом знаменательном открытии. Разумеется, он прислал еще больше еды Ребе (и отправил посланника в Вильно).
Из этой истории мы видим, что Алтер Ребе ел холодную пищу в тюрьме, причем не кашу, а какое-то овощное блюдо.
Некоторые говорят, что именно поэтому принято есть кашу 19 Кислева (даже если это не то, что Ребе ел в тюрьме), поскольку это легкая пища, но в то же время в какой-то мере более достойное блюдо.
[По описанию, приведенному р. Й. Хитриком в его книге, Алтер Ребе также попросил наливку под названием «вишняк» (вишневый ликер), которая помогает желудку, и министр принес и ее].
Хасиды объясняют, что овощная смесь обозначает служение под названием по воспитанию силы воли («иткафия») от горького к сладкому, как Алтер Ребе пишет в книге «Тания», глава 27, по поводу стиха «и приготовь мне вкусные блюда» — «один вид пищи сладкий, а другой — острый и кислый, и только когда они хорошо приправлены, так что они становятся вкусными блюдами, оживляющими душу». Именно такой вид служения ввел Алтер Ребе после своего заключения в Петербурге.
2. В ПАМЯТЬ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО В ДОМЕ ЕГО ТЕСТЯ
Некоторые говорят, что мы едим кашу, чтобы вспомнить о том, что произошло с Алтер Ребе, когда он был в доме своего тестя. Новый путь Алтер Ребе был как кинжал в глазах его родственников. Он казался им сумасшедшим со всеми своими практиками, и они всячески усложняли ему жизнь.
Многое сказано об этом времени, тем не менее, если говорить о нашей теме, рассказывается, что Алтер Ребе очень долго молился, поэтому он заканчивал намного позже, чем его тесть уже завершал есть субботнюю трапезу в пятницу вечером.
Однажды тесть решил преподать ему урок. Он запер все продукты в кухонных шкафах и даже спрятал вино для кидуша и чашки.
Алтер Ребе завершил молиться, и они с женой начали искать вино для кидуша. После долгих поисков сестра его жены принесла водку (именно ее она нашла), содержащую 96 % алкоголя в большой емкости.
Алтер Ребе сделал кидуш и выпил больше половины ёмкости, в результате чего оказался в большой опасности. Жизнь ему спасли остатки каши, которая прилипла к горшку на кухне.
В память об этой истории мы едим такую кашу 19 Кислева.
3. ЛЮБИМАЯ ЕДА В ЛИТВЕ
В беседе 19 Кислева 5698 года Ребе РАЯЦ сказал: «По принятому обычаю 19 Кислева мы готовим гречневую кашу. В каждой стране есть любимая еда, которую люди любят больше чем какую-либо другую. В Литве такой едой является гречневая каша».
[Она называется «грикай», так как гречка была завезена в Восточную Европу из Греции в VII веке — прим. ред]».
В данном случае речь идет о любимом блюде (из тех, что ели в то время), которое готовили специально в честь 19 Кислева, поскольку Алтер Ребе родом из Литвы.
УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПОЕДАНИЕ КАШИ
В этой же беседе Ребе РАЯЦ рассказывает о неком посетителе, который присутствовал на праздничной трапезе в честь 19 Кислева у Ребе РАШАБа, и там они ели кашу.
Он услышал, как Ребе РАШАБ говорил о «любви к заповеди из-за удовольствия» начал наворачивать кашу за обе щеки. Ребе РАШАБ почувствовал, что удовольствие от слов Торы было изменено на удовольствие от поедания каши (не так, как должен кушать хасид) и заметил: «Вы забыли, что едите кашу».
Ребе РАЯЦ объяснил: «Удовольствие разума от объяснения любви к заповеди — а именно в это он был вовлечен — вызвало наслаждение животной души от поедания каши, а человек, который ее ел, совершенно этого не чувствовал, потому что не был вовлечен в процесс поедания, а только в то, что слушал. И несмотря на это, животная душа делала свое дело. Тот, кто ел, не чувствовал, что животная душа передает также наслаждение от каши. Поэтому он [Ребе РАШАБ] сказал ему: „Вы забыли, что едите кашу“».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ
В беседе 19 Кислева 5718 года Ребе Король Мошиах подробно остановился на этой теме:
— Когда мой тесть и учитель рассказывал 19 Кислева 5698 г. о фарбренгене своего отца, который был пятьдесят лет назад и на котором его отец рассказывал об исходе души из-за удовольствия от вещей Б-жественных, он привел следующую историю. На том фарбренгене присутствовали хасиды, которые были людьми, возвышенными в изучении Торы и служении Творцу. На столе стояла каша, в соответствии с обычаем, существовавшим с давних времен, что 19 Кислева едят кашу, и один из присутствующих (или даже несколько) ел кашу с особым удовольствием, и Ребе [РАШАБ] сказал ему: «Ты забыл, что ешь кашу». Объяснение было таким: поскольку на этом фарбренгене о делах Б-жественных говорили в доступной и доходчивой форме, так что хасид испытывал чувство ощутимого восторга от понимания Б-жественной души, это передавалось и на качества животной души, и из этого проистекала выразительность и увлеченность в поедании каши. Это является уроком того, что даже когда человек достиг совершенства в своем служении Всевышнему и находится в возвышенном состоянии в своем служении Ему, все равно необходимо сохранять осторожность и т.д.
Подумайте об этом! Даже когда сидят на фарбренгене 19 Кислева с Ребе РАШАБом, главой еврейского народа, об этом сказано: «каждый, кто получает удовольствие от трапезы, на которой присутствует мудрец Торы, — это как если бы он получал удовольствие от луча Б-жественного присутствия», и на этом фарбренгене они говорят на тему удовольствия, связанного с исходом души к Б-жественности... тем не менее, в случае с хасидом, который является человеком, достигшим высокого уровня, может быть так, что его удовольствие распространяется и на поедание каши... и тем более, когда качественные аспекты отсутствуют, а дела, связанные с этим миром, в силе — тогда, конечно, необходима особая осторожность и бдительность».
4. ЧТОБЫ НАПОМНИТЬ, ЧТО ЕЛ АЛТЕР РЕБЕ В БУДНИЕ ДНИ
Сказано от имени раввина Нисана Неменова, что Алтер Ребе омывал руки перед трапезой только в субботу. В остальные дни недели он ел кашу.
Значит, кашу едят 19 Кислева не потому, что это произошло один раз, когда он ел кашу (в тюрьме или в доме тестя), а потому что каша была его повседневной пищей в будни, и поэтому было установлено есть кашу в день его праздника.
5. ЭТО ЕДА, КОТОРОЙ АЛТЕР РЕБЕ УГОЩАЛ ГОСТЕЙ
Рассказывают от имени рабби Авраама Дрейзина, что в первый год празднования 19 Кислева (5560), который праздновался с участием множества людей и великим весельем вместе с самим Алтер Ребе, Алтер Ребе взял горшок с кашей, прошел среди гостей и сказал: «Ешьте, дети, пейте, дети, великое чудо свершилось!» Это еще одно, более раннее, упоминание об обычае есть кашу 19 Кислева.
6. УДАЛЕНИЕ «КУШИЙОТ»
Хасиды говорят в шутливой форме, что учение хасидизма устраняет «кушиёт» (противоречия, букв. вопросы; игра слов с «каша»), все сокрытия и утаивания и освещает светом истины. Без изучения хасидизма возникают всевозможные вопросы о вере в Б-га, Торе и заповедях, награде и наказании и т.д. Хасидизм предоставляет ответ посредством хохмы, бины и даат, о чем сам Алтер Ребе написал в предисловии к «Тании»: «И все они представляют собой ответы на многие вопросы, с которыми постоянно обращаются и ищут совета верные наши собратья, живущие в нашей стране, каждый на своем уровне, чтобы помочь себе в служении Всевышнему... Поэтому я записал ответы на все эти вопросы, чтобы запечатлеть их письменно, и для каждого они будут указанием и памяткой, всегда перед его глазами, и он не должен будет добиваться прийти ко мне для беседы наедине, в них он найдет покой своей душе и истинный совет в отношении всех своих вопросов, затрудняющих служение Всевышнему».
Поэтому мы едим кашу. Съедая ее, мы тем самым воплощаем в жизнь тот факт, что сомнительные вопросы «съедены», они исчезают. Мы можем добавить еще один смысл: поскольку она называется «шварце каша» (черная каша), это означает устранение тьмы, всех сокрытий и раскрытие истинного света, так как учение хасидизма появилось, чтобы осветить и оживить, как сказал Ребе РАШАБ о 19 Кислеве: «Свет и жизнь нашей души были даны нам».
Возможно, это можно сказать как аллюзию: [Мидраш гласит:] «Тьма относится к Греции». Это означает, что отрицательные силы Греции представляет собой воплощение тьмы. Поэтому, когда едят гречневую кашу, это символизирует «поглощение» и избавление от тьмы (см. также беседу субботы недельной главы «Микец» 5752 г., п. 7).