СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 23:19

Иудаизм и личная свобода

Точно так же пассажиры, идущие на посадку в самолет, не изучают заранее законы аэродинамики, чтобы убедиться в безопасности полетов. Они и без этого знают, что самолет прибудет в пункт назначения.

21.04.2006 1592 мин.

Милостью Б-га
6-го Швата, 5731,
Бруклин, Нью-Иорк

Приветствие и благословение!

Я получил Ваше письмо с некоторым запозданием. Вы пишете о своих сомнениях по поводу обязательств, налагаемых иудаизмом: Вам кажется, что жизнь по Торе и Заповедям препятствует выявлению индивидуальных способностей человека, особенно в сфере мысли и в вопросе выбора жизненного пути. Вы думаете, что верность иудаизму трудно совместить с идеей личной свободы.

Откровенно говоря, меня удивляет, что думающий человек может испытывать подобные сомнения. Мне кажется, что они возникают в основном из-за поверхностного понимания того, что означает принятие «бремени» Торы и Заповедей, потому что слово «бремя» подразумевает определенные ограничения.

В повседневной жизни есть много вещей, которые даже самый любознательный исследователь принимает как данность. Поскольку вы учитесь в колледже и наверняка знакомы с точными науками, вы знаете, что студенты свои занятия физикой и техническими дисциплинами начинают не с нуля. Они не пытаются самостоятельно повторить все исследования и эксперименты. Точно так же пассажиры, идущие на посадку в самолет, не изучают заранее законы аэродинамики, чтобы убедиться в безопасности полетов. Они и без этого знают, что самолет прибудет в пункт назначения.

Можно взять пример и из области медицины. Известно, что одни вещества полезны для здоровья, а другие — вредны. Никто не станет проверять на себе полезные или вредные свойства того или иного лекарства. Даже человек, склонный к научным занятиям, наверняка выберет для исследований наименее изученные области медицины. Такая позиция логична и понятна. Ведь если специалисты уже провели соответствующие исследования и определили, что полезно для здоровья, а что вредно, или же разработали усовершенствованную технологию, то попытка провести все исследования и эксперименты заново оказалась бы лишь пустой тратой времени. Более того, нет никакой гарантии, что в ходе повторных исследований экспериментатор не сделает ошибок и не придет к выводам, чреватым катастрофическими последствиями. Опыт показывает, что случается и такое.

Все, что было сказано выше о здоровье физическом, верно и по отношению к здоровью духовному — к тем путям, которыми «нешама» (душа) может достичь совершенства и исполнить свое назначение, — тем более, что физическое здоровье оказывает влияние на здоровье духовное, особенно, когда речь идет о еврее.

Творец человека, Он же Творец и Повелитель Вселенной, лучше, чем кто бы то ни было, знает, что полезно и что вредно для человека и для мира, в котором он живет. В своей доброте Б-г уже предоставил нам полные и окончательные данные, указан, что если человек будет придерживаться определенного образа жизни, то у него будут здоровая душа и здоровое тело. Ему будет хорошо как в этом, так и в грядущем мире. При этом Б-г оставил несколько сфер деятельности, в которых человек может проводить свои собственные эксперименты, не противоречащие установленным Им правилам.

Другими словами, нет никаких сомнений, что человек, прожив достаточно долго и имея все возможности для проведения самых разных экспериментов, ни на что не отвлекаясь и не делая никаких ошибок, безусловно, пришел бы к тому же, о чем мы знаем из Торы, дарованной нам Б-гом, а именно, — что необходимо соблюдать Субботу, есть только кошерную пищу и т.д. Но, как мы уже говорили, Б-г в своей бесконечной доброте (ибо в природе Б-га — творить добро), желая избавить нас от лишних забот и возможных ошибок, предоставил нам готовые результаты, одинаково полезные и для тех, у кого есть склонности и способности к исследованиям, и для тех, у кого их нет.

В отношении соблюдения Торы и Заповедей слово «бремя» указывает на то, что введение запретов обусловлено природой человека. Ибо человек под воздействием «йецер а-ра» (сил зла внутри человека) легко поддается искушению. Искушение сладостно в начале — но горько в конце. Однако такова уж человеческая натура, что люди готовы пренебречь горькими последствиями ради первоначального удовольствия. Так, например, хотя детей, а иногда и взрослых предупреждают, что неумеренность в потреблении определенных продуктов вредна для здоровья и может привести к тяжелым заболеваниям, во время которых им будет противопоказана даже обычная пища, они, тем не менее, очень часто пренебрегают запретом, чтобы удовлетворить свою прихоть. Именно поэтому Б-г наложил на нас «бремя» Торы и Заповедей и повелел нам безоговорочно исполнять их — независимо от того, понимаем мы их или нет.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter