11 Тишрея 5782 года, шестой день недели, гл. Аазину

О запрете плавания на еврейских кораблях в субботу

Это письмо (написанное в 1956 г.) адресовано раввинам Герцогу и Нисиму, двум главным раввинам Израиля. В нем обсуждается запрет плыть на израильских кораблях в субботу и отрицается слух, что раввинат якобы разрешил это.

208 (0)
Сокращенный перевод: Шолем Лугов Источник: «Игрот Кодеш» том 13, стр. 285 и далее
О запрете плавания на еврейских кораблях в субботу
О запрете плавания на еврейских кораблях в субботу

...Действительно, вопрос возник внезапно и многие богобоязненные евреи и еврейки сбились с пути. Их привлекло то, что им рассказали о наличии четкого разрешения от главного раввината плыть на этих кораблях, поэтому они собрались отплыть через несколько дней перед началом субботы. Некоторые из них задавали мне вопросы об этом и я ответил, что мне было ясно, — доказательством послужит написанное ниже, что главный раввинат не мог разрешить такую ​​поездку. Чтобы проверить это, я был вынужден отправить им эти телеграммы для разъяснений.

Вы можете понять, какое моральное удовлетворение я испытал, получив телеграмму с подтверждением, что это неверно и что такое разрешение никогда не давалось.

Поскольку история об этом дошла до моего сведения, я уточню некоторые моменты, на которых я основываю свое мнение, выраженное в этой телеграмме. Я не буду здесь приводить ссылки, так как в этом нет необходимости и они Вам хорошо известны.

Чуть иной вопрос задает «Шулхан Арух», первые и последние законоучителя по поводу лодки (или каравана), разрешено ли человеку плыть на ней... В зависимости от текущей ситуации возникает вопрос о самой лодке: можно ли путешествовать на ней, зная, что это будет происходить в субботу, или это запрещено?

Другими словами, постановление в первую очередь касается владельцев этого судна. Могут ли они организовать время его отправки и прибытия так, чтобы машинное отделение работало в субботу и движение продолжалось, или это запрещено и следует ли совершать поездку так, чтобы останавливаться на время субботы — в порту или в открытом море? Как я уже сказал, все дискуссии и выводы, сделанные первым и последними мудрецами, относятся к путешествию на корабле и поэтому не применимы к обсуждаемому вопросу.

Таким образом, вопрос заключается в следующем. Запрещена ли эксплуатация машинного отделения и самого корабля в субботу? И, если есть запрет, можем ли мы считать, что в этом случае есть опасная для жизни ситуация? Если справедливо последнее, то не применим ли здесь закон о том, что «пусть лучше действуют непреднамеренно»? Конечно, это может быть так, только если не задать вопрос — можно или нельзя — но как только он будет задан, то больше не сможете действовать непреднамеренно.

Что касается первого пункта, любой, кто имеет хотя бы элементарные знания о том, как управлять кораблем и как работать в машинном отделении, знает, что при этом без тени сомнения нарушаются запреты Торы на выполнение евреем в субботу таких работ, как: зажигание огня, приготовления и многое другое. Это заложено в самой сути машинного отделения.

Кроме того, некоторые запреты связаны с обычаями и законами судоходных компаний или с законами и обычаями транспортных средств в целом. Очень часто, а иногда даже несколько раз в день, люди совершают измерения, а затем записывают в специальные дневники результаты, касающиеся корабля и путешествия, они отправляют и получают телеграммы, корректируют направление движения судна и т.п. Кроме того, часто возникает необходимость включать и выключать (электрическое) освещение.

Мне стали известны очень странные сведения по этому поводу. Странно и то, что есть те, кто по незнанию соглашаются с этим.

Утверждается, что сегодня механизмы кораблей работают автоматически. Мы можем понять, что это значит, но к нам это совершенно не относится. Это правда, что машины могут работать автоматически в течение определенного периода времени, но несколько раз в день их необходимо обрабатывать определенным количеством смазки (водой и маслом). Люди должны направлять их или снова настраивать (однако между двумя настройками они фактически работают автоматически). Тем более, что перенастроить эти машины недостаточно. Также приходится менять режим их работы, регулировать и адаптировать их к различным внешним элементам, которые здесь указывать не нужно. Однако эти корректировки и модификации также включают несколько видов работ, установленных Торой. Это знает каждый механик.

Тот, кто утверждает, что можно настроить машины и подготовить их до начала субботы, чтобы они работали автоматически в течение всего дня, без необходимости вмешательства, демонстрирует величайшее невежество с точки зрения механика.

(Правда, тщательное исследование позволило бы создать корабль, работа которого была бы полностью автоматической не только в течение дня, но даже в течение неограниченного времени. Тем не менее, до реализации этого проекта пройдет несколько лет).

Что касается второго пункта, будь то это опасная для жизни ситуация или, по крайней мере, сомнительная опасность, если судно будет остановлено ​​во время субботы, в порту или даже на якоре в море, совершенно очевидно, что это ситуация не представляет опасности не только из-за обычных ветров, но даже из-за штормов.

В самом деле, нельзя спасти корабль от шторма, управляя его машинами. Это делается с помощью определенной конструкции на борту или за счет маневрирования во время шторма. Важно знать еще один критический момент. Ситуация в настоящее время отличается от той, которая была когда-то. Действительно, шторм можно предсказать за несколько часов до того, как он произойдет в определенном месте. Таким образом, есть достаточно времени, чтобы снова включить машины, если они были выключены ранее из-за субботы и т.п.

Выдвигается еще один аргумент, не менее странный, чем предыдущий. Утверждается, что остановка судна в открытом море увеличивает риск столкновения двух кораблей. И наоборот, этот риск меньше, если корабль находится в движении. Ясно, что это противоречит самой основной логике. Когда корабль движется с относительно высокой скоростью, как это имеет место в наше время, сложнее изменить его курс или остановить его, если вдруг выясняется, что движется другое судно. Фактор опасности меньше, когда этот корабль стоит на месте.

Более того, такой риск маловероятен при нынешнем устройстве, когда все корабли в море передают новости по телеграфу всем, с кем они могут столкнуться, во избежание столкновений. Отправка этой информации наряду с использованием прожекторов на кораблях — это способ избежать таких столкновений, а не их движение, которое усложняет задачу.

На самом деле нет необходимости расписывать все это, и я пишу Вам эти строки только потому, что, к своему удивлению, слышал, что есть две категории «разрешающих» работу с механизмами и плавание судов в субботу, основанные на двух противоположных аргументах.

Первые считают, что любое вмешательство человека бесполезно, потому что каждые двадцать четыре часа судно движется вперед практически автоматически. Но вторые утверждают обратное, что в этом случае существует опасность или, по крайней мере, риск опасности, если машины не управляются людьми. В этом случае необходимо специальное наблюдение, так как (говорят оппоненты) останавливать корабль в открытом море очень опасно.

Однако даже в соответствии с этой концепцией мы не понимаем, почему нельзя было бы остановить судно в порту. Так как по пути в обе стороны есть очень много островов и гаваней.

Я подчеркиваю этот момент, потому что в эти дни они начали распространять новое обоснование этого разрешения, которое заключается в следующем. За шесть дней отходящие отсюда корабли не успевают дойти до Европы. При этом они замалчивают тот факт, что на этом пути будет много портов, и, кроме этого, можно всегда остановить корабль в открытом море.

Исходя из всего этого, можно понять, что, даже если бы об этом никто не спрашивал, нельзя было бы сказать, что лучше пусть действуют непреднамеренно. Фактически, это четко сформулированный запрет Торы — зажигать огонь...

Еще один момент, который особенно важен, если учесть, что большое количество тех, кто путешествует, будут следовать советам духовных наставников еврейского народа и не будут путешествовать на кораблях, плывущих в субботу, то почти наверняка, по крайней мере, некоторые из израильских кораблей организуют свой рейс так, чтобы совершать остановку на субботу. И все это будет оправдано, даже если сделано для одного-единственного судна.

Очевидно, все это еще более справедливо для поездок, организованных партиями, которые позиционируют себя как религиозные. Если будет дано такое указание, они будут ему следовать.

Я добавлю пункт, не имеющий прямого отношения к предмету нашего обсуждения. Есть вопрос, можно ли все-таки сесть на корабль, который в любом случае будет плыть в субботу. Однако из всего анализа, который мне удалось увидеть, относительно того, что было написано и напечатано об израильских кораблях, кажется, что не было уделено внимания следующим моментам, какими бы фундаментальными они ни были:

Возможно путешествие на корабле неизраильского происхождения. Даже если кто-то утверждает, что идет вразрез с истиной, что принцип «купишь у друга» имеет силу, позволяющую совершить такое путешествие, все равно можно путешествовать на израильском корабле, не опасаясь его движения во время субботы. Просто сойдите с корабля до субботы и дождитесь следующего, даже если это займет больше времени. Эта возможность устраняет различие, которое может быть сделано в зависимости от того, начинается ли путешествие за три дня до субботы или после нее...

Кроме того, можно путешествовать на израильском самолете, который начинает и заканчивает свой полет в будние дни.

В дополнение к заданному вопросу был добавлен еще один вопрос о кораблях последних поколений. Услуги, оказываемые путешественникам, также связаны с работами, иногда даже с теми, которые запрещены Торой, например, с опреснением [морской] воды и ее раздачей в каютах путешественников с помощью механизмов. То же самое касается освещения этих кают, а также мест, где люди молятся...

В этой связи нельзя сказать, что «зажженная для одного человека свеча светит для сотни людей», потому что большинство путешественников — евреи. Однако чем их больше, тем больше необходимо увеличивать количество машин или количество рабочих часов...

Таким образом, в случае реальной опасности для путешественника, в результате которой разрешается такая поездка, раввин должен предупредить его, что вскоре после начала субботы он больше не может, например, использовать воду на корабле или свет, а также запрещено читать кидуш над вином.

Потому что в большинстве случаев на корабле вообще нет больных людей, как это видно из бортовых журналов. Более того, мы увидели, что в этом вопросе нельзя сказать, что «зажженная для одного человека свеча светит для сотни людей».

Точно так же следует подчеркнуть, что на больших кораблях немыслимо, что в течение этих 24 часов не произойдет поломки машины, которую необходимо отремонтировать на месте.

Чтобы рассмотреть все аргументы, я цитирую еще один, который также распространяется, и который заключается в следующем. Полная остановка корабля и прекращение работы его машинного отделения приводит к значительным финансовым потерям. Поэтому у нас не будет необходимых средств для вооружения... Однако ясно, что на основе такого аргумента нельзя вести войну против соблюдения субботы на фабриках и полях Святой Земли, ведь соблюдение субботы обходится еще дороже, чем остановка кораблей во время их путешествия.

Я добавлю, что при этом обсуждении я не затронул проблему нарушения святости субботы со стороны значительной части еврейского народа. Действительно, многим более чем десяти евреям хорошо известно, что эти корабли считаются собственностью всего нашего народа, чьи имена они носят [следовательно, это публичный факт]. Тем более, что другие люди из народов мира наблюдают за ними.

Трудно сказать больше, потому что это болезненно и ужасно, особенно в соответствии с хорошо известными словами РАМБАНа, на которых было основано постановление Хатам-Софера в его ответах (том 6, глава 97), согласно которому управление этих израильских кораблей могло бы нарушить запрет Торы, даже если бы не все это. По его словам, это действительно запрет Торы.

Тому, кто устраняет бреши в народе Израиля, Всевышний посылает дух чистоты, чтобы укрепить стену субботы, потому что, если евреи будут хранить субботу должным образом, они будут немедленно освобождены.

Опубликовано: 09.09.2021

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter