Еврейская религия примиряет две крайности (противостояние которых, к тому же, только кажущееся).
С одной стороны, она включает в себя простейшие принципы, такие как единство Творца и творения, осуществленного из небытия. С другой стороны, она управляет и повседневным поведением человека, вплоть до мельчайших подробностей, даже самых тривиальных.
Содержание Десяти Заповедей доказывает это. Глубокий смысл первой заповеди «Я — Б-г Всесильный твой» — это отрицание любого существования, кроме Б-га, тогда как последняя «Не убий» относится к инстинктам человек. Это позволяет установить, что в жизни евреев не может существовать никакого разделения между религией и материальной жизнью. Наоборот, в макрокосме должны царить единство и мир, как и в микрокосме, которым является человек. Для этого эти два элемента должны сочетаться. Иными словами, необходимо внести в материю одухотворенность и тем самым добиться ее утончения.
Это доказывает изречение наших мудрецов глобального масштаба, согласно которому: «Главное не теория, а практика». Действительно, эти мудрецы обладали знанием тайн Торы и ее самых отвлеченных понятий, но, в то же время, они выступали за самое скрупулезное исполнение материальных действий, по-видимому, второстепенных, в том числе, когда они касались еды, питья и всех мельчайших деталей. И это критерий, который нужно помнить каждому человеку и в любой деятельности.
То же самое относится и к отделению религии от государства. Первым и наиболее важным шагом является оценка того, что получится на практике. Однако легко представить, какими будут завтра последствия, которых мы можем ожидать от такого разделения, поскольку оно приведет к отмене субсидий, выплачиваемых всем религиозным учреждениям нашей Святой Земли. Можем ли мы представить себе, что после такого разделения мы могли бы открыть большее количество школ, основанных на святых ценностях, и йешив, умножить число раввинов и шойхетов, получить удовлетворение религиозных потребностей с меньшими затратами?
Все это настолько очевидно, что нет необходимости более подробно объяснять, почему каждый, кто религиозен и предвидит события, обязан самым решительным образом противостоять идее разделения религии и государства... Надо думать о том, что будет завтра или послезавтра.