14 Хешвана 5782 года, четвертый день недели, гл. Вайера

Вечные ценности нашего народа

Расплывчатость определений и путаница в головах людей в наше время не только не уменьшились, но, напротив, пугающим образом возрасли.

2836 (0)
Источник: Перевел: Шмуэл Соминский Источник: «Игрот Кодеш» том 18, стр. 413-415

Предлагаем вам письмо Ребе Короля Мошиаха от 18 Сивана 5719 года являющееся продолжением письма «Доказательство истинности существования Б-га»:

Благословен Б-г
18 Сивана 5719 года
Бруклин, Нью-Йорк.

В продолжение моего письма отвечавшего на их прямой вопрос: «Существует ли способ, которым мы, люди сомневающиeся, смогли бы убедиться в подлинности существования Б-га — ясно, безо всяких сомнений и возможности сомнений?» —

Я нахожу важным дополнить строки, написанные прежде, по причине, которая будет ниже разъяснена.

В предыдущем письме, я ограничил свой ответ, в соответствии с формулировкой вопроса: «убедиться... ясно, безо всяких сомнений» т.д. Такая формулировка указывала на то, что [спрашивающие] желают [разумного] ответа, — связанного с пониманием и постижением.

Само собой разумеется, такой подход меня не удовлетворял. И — по двум основным прчинам:

а) В человеке, вообще, чувство и развитость душевных принципов [анахот банефеш] играют роль более определяющую, нежели выводы, к которым человек приходит при помощи разума.

б) В особенности [это справедливо] для еврея, [у которого,] в соответствии со словами Алтер Ребе (составителя «Таньи» и «Шульхан Аруха»), разум — не более, чем одеяние души, а душа — в буквальном смысле часть Б-жества свыше. — [Применительно к нему,] обращение к душе, — и совсем не обязательно посредством разума, — имеет большую силу. И ведь очевидно: на душу — чувство действует более, чем разум.

Несмотря на вышесказанное, я не хотел, — как уже упоминалось, из-за формулировки вопроса, — касаться этого в своем первом письме. А главное, потому что не хотел оставлять места для мысли, что содержание письма, как такового, — недостаточно, или же его можно опровергнуть [лишлоль] разумными средствами. Потому я продолжаю [начатый разговор] в данном направлении отдельно.

Излишне будет подчеркивать, что спрашивающих я полагаю подобными большинству еврейских мужчин и женщин, которые — какое бы разумное решение ни приняли, — верят в истинность справедливости и честности. И вера эта сильна настолько, что способна заставить их пойти на жертвы, вплоть до принесения в жертву их собственной жизни ради справедливости и честности, и ради помощи другому. В особенности [это так], когда речь идет о помощи большой количественно и качественно группе людей, а не кому-то лично.

Поэтому, отбросив ограничения, заключенные в формулировке вопроса, я позволю себе обратиться к ним так, как обращаются к своему товарищу.

По их вопросительному письму я вижу, что они молоды. Молоды, по меньшей мере в смысле того, что еще обладают энергией и огромными силами. И молоды также в том отношении, что, придя к пониманию, как должны поступить, они способны, противостоять мнению большинства, полностью изменить свою жизнь.

Конечно же для них — в их реальности — не является тайной то, что пережил наш народ на протяжении последних лет в дни Катастрофы и истребления [евреев], когда в годы последней войны были уничтожены несколько миллионов сыновей нашего народа. С другой стороны, появились некоторые новые задачи, которые прежде не стояли вовсе или существовали только в ограниченной мере.

Еще одна деталь. Расплывчатость определений и путаница в головах [людей] в наше время не только не уменьшились, но, напротив, пугающим образом возрасли. Дело пришло к тому, что тьму называют светом, а горькое — сладким. И делают это с экстремистским упорством, — вплоть до того, чтобы заставлять тысячи и десятки тысяч [людей] принимать тьму за свет и горькое за сладкое.

В такую пору глубинное требование, обращающееся к [самой] глубине души каждого и каждой, — быть в первом ряду тех, кто действует, выполняя свое предназначение не только как личную обязанность, но и восполняя силы самых активных и самых лучших из нашего народа, которые были уничтожены. — Не только предотвратить названную выше вопиющую подмену ценностей, но и распространять вечные ценноости нашего народа, сыновей Израиля, самым решительным образом, с великой энергией и силой. Так, чтобы каждый и каждая стали искрой, способной разжечь светильник души всех, кто их окружает. И это ли время для философствований?! Тем временем уходит попусту день, и неделя, и месяц, и год! — Их не вернуть! Упускаются возможности, которых не будет позже! И если этот призыв обращен к каждому, — тем более [он обращен] к молодежи и юношеству. Поскольку очевидно, что слова горячего побуждения, исходящие от ровесника, такого же молодого, как и он сам, не только более действенны для молодого поколения, нежели слова пожилого человека, но и воспринимаются с большим желанием.

Как уже говорилось, я не хочу пускаться здесь в доказательства, что же [именно] является вечными ценностями нашего народа, сыновей Израиля, и что же это за новые появившиеся в последнее время задачи. Я полагаюсь на каждого и каждую из них, что они разберутся в этом [самостоятельно], если раскроют книгу по еврейской истории, продолжающейся беспрерывно уже тысячелетия. Тысячелетия, напитанные кровью и преследованиями, подобных которым нет. Тяжелые испытания, подобных которы даже близко не переносил ни один народ. И если они поразмыслят над еврейской историей, то найдут только один вид ценностей, неизменно сохранявшихся на протяжении всех поколений и существующих ныне. И это не вопрос доказательства, поскольку речь идет о фактах, вещах, которые [в действительности] были, событиях, которые происходили [реально].[Еврейская история] ясно свидетельствуют, что не язык и не одежда, культура, формальный стиль жизни, не государственный или экономический строй наши вечные и актуальные ценности. Все это менялось и очень широко, в зависимости от времени и страны [в которой проживали евреи]. Что же осталось постоянным и неизменным во всех местах и во все времена? — Тора-Жизнь и заповеди, на практике осуществляемые в повседневности. Они — «вечность Израиля, которая не подведет».

И пусть будет угодно, чтобы эти короткие числом строки пробудили в них внутренние силы, которые имеются в душе каждого еврея. Так, чтобы они, [эти силы,] проявились на практике — и во все растущей мере. А если нужна награда, то, конечно же, душевное удовлетворение будет для них наивысшей наградой. Но наверняка Творец мира и Тот, Кто им управляет даст им награду и в их личных делах, — каждому и каждой, в соответствии с их положением и ситуацией.

С уважением и пожеланием добрых известий.

Опубликовано: 12.09.2006

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter