17 Тишрея 5782 года, пятый день недели, гл. Браха

За тех, кто в море

Наши мудрецы говорят, что «все что есть на суше есть в море». Разница состоит лишь в том, что на суше все видно, а в море сокрыто от наших глаз. Поэтому суша намекает нам на раскрытую часть мироздания и, соответственно, на раскрытую Тору. А море – на скрытую часть мироздания и, соответственно, скрытую Тору.

2669 (0)
За тех, кто в море
За тех, кто в море

Любавичским Ребе שליט"א Королем Мошиахом написал более 200 книг. Большинство из них являются книгами по учению хасидизма. А среди книг по еврейскому закону особое место занимает сборник окончательных законодательных решений по вопросу отправления в плаванье на судне.

Меня всегда интересовало, почему из огромного количества различных разделов Шулхан Аруха, свода еврейского закона, Ребе выбрал именно этот? Чем уж так важны именно эти законы?

Давайте же откроем указанный раздел Шулхан Аруха. Первое же указание гласит, что запрещается отправляться на судне меньше, чем за три полных дня до субботы. Сразу же возникает вопрос, а почему именно три дня? Алтер Ребе объясняет, что первые три дня человек привыкает к морю (качка, новая обстановка и т.д.), и в связи с этим он чувствует себя плохо и не может по-настоящему насладиться наступившей субботой. Поэтому нужно дать еврею три полных дня на адаптацию и борьбу с морской болезнью, а потом, став «опытным мореплавателем», он уже и в субботу сможет насладиться как полагается.

И тут вдруг стало понятно, как все это связано с Мошиахом и Освобождением.

Рамбам пишет про время Освобождения, что тогда «…покроется земля знанием Б-га, как вода покрывает море». Сегодня многие религиозные люди говорят: «Ну хорошо, вот скоро придет Мошиах и нам никто больше не будет мешать учить Талмуд, будем сидеть и учить его днем и ночью, днем и ночью. Зарабатывать больше не будет необходимости, ведь „яствами все будет завалено как прахом“, да и неевреи нас тоже оставят в покое. Вот жизнь будет хорошая!»

В чем-то эта позиция, конечно, правильная, но с одной оговоркой. Сказано ведь, что земля покроется не знанием Талмуда, а знанием Б-га и «все узнают Меня». И поэтому написано, что в Освобождении раскроется внутренняя, доселе глубоко скрытая, часть Торы, которая говорит о самом Б-ге и вот ею-то все и будут заниматься. Это и есть то море, в котором придется плавать.

А чем собственно суша отличается от моря? Наши мудрецы говорят, что «все что есть на суше есть в море». Разница состоит лишь в том, что на суше все видно, а в море сокрыто от наших глаз. Поэтому суша намекает нам на раскрытую часть мироздания и, соответственно, на раскрытую Тору. А море — на скрытую часть мироздания и, соответственно, скрытую Тору.

Проблема, однако, состоит в том, что все это будет происходить во время Освобождения, Геулы, которое сравнивается с субботним днем, предназначенным для наслаждений. И посему нельзя так сразу с «бала на корабль». Ведь закон говорит, что к морю (т.е. «тайнам Торы») человек не может привыкнуть за одно мгновение, если он всю жизнь ходил по суше («раскрытая часть Торы»).

И нужно, по крайней мере, три дня поплавать, освоиться, и тогда в субботу будут все хорошо. А как можно плавать в море знания о самом Б-ге — то есть не о его законах, а о Нем самом — в наше время? Элементарно, нужно просто начать знакомство с учением хасидизма в особенности с беседами Ребе за 1991-92 гг.

Так что получается, что эти законы имеют самое прямое отношение к нашему Ребе Королю Мошиаху, идея которого ввести весь еврейский народ в эпоху Освобождения (субботу) с наслаждением и радостью за счет изучения Торы хасидизма.

Опубликовано: 30.01.2005

Темы: Море
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter