В «Шулхан Арухе» (гл. 85 «В каких местах запрещено произносить молитву „Слушай, Израиль“» п. 3) Алтер Ребе пишет:
Имена, относящиеся только ко Всевышнему — под которыми имеются в виду семь нестираемых Имён — запрещено произносить там [в нечистом месте] даже на не святом языке; то есть речь идёт об Именах, которые используются народами мира на их языке (как, например, «G-t» на немецком языке или «Б-г» на польском или русском). Хотя в таком имени нет святости в буквах написания и его можно стереть, но в любом случае, при произнесения его в нечистом месте являемся пренебрежением. Как например, приветствие «Шалом» — это слово можно стереть — но, тем не менее, так как Всевышний называется этим словом, хотя это не особое для Него имя, запрещено произносить его [в нечистом месте]... А тем более Имена Всевышнего на других языках, которые по нескольким мнениям обладают святостью, как Имена на иврите.
Из этого следует, что при произнесении Имен мы устрожаемся в большей степени, чем при написании.
В «Руководстве по благословениям» (13:4) Алтер Ребе постановил:
Запрет на упоминание Имени Всевышнего напрасно применяется независимо от того, упоминается ли это Имя на иврите или на любом другом языке. Следовательно, следует предостеречь тех, кто часто говорит на идише «Благословен Б-г» также по поводу события, которое не приносит радости его сердцу.
В «Шулхан Арух» (215:3) Алтер Ребе пишет, что «ради необходимости можно произнести Имя Всевышнего даже в будничных вещах».
В письме от 14 Адара II 5744 г. Ребе Король Мошиах пишет («Ликутей Сихот» том 24, стр. 410):
В произнесении слова «а-Шем» (т.е. «то самое имя») нет упоминания Имени вообще. В отношении произнесения слова «Лорд», а тем более, G-D, — есть законодательное решение Алтер Ребе, что заключена в них святость и более того.
Нет, нет, никого...
Ребе сказал («Сихот Кодеш» 5725 г., беседа 12 Тамуза):
В течение нескольких лет р. Михоэль Дворкин работал в городе с неевреями и он обычно использовал в своей речи фраза и выражения на русском языке. Он также пел нигун со словами «Нет никого, кроме Всевышнего» на русском языке: «Нету, нету никого, кроме — тут должно было быть Имя Всевышнего — одного». Но по мнению законоучителей, которое приводит также Алтер Ребе в своем «Шулхан Арухе», запрещено упоминать Имя Всевышнего (не только на святом языке, но также и) на других языках, следовательно нельзя было произнести Имя Всевышнего на русском языке. Поэтому он сказал: «Кроме Его одного»... и все понимали, о ком идёт речь...
И именно так мы слышим на записи.
Написание Имени
В «Игрот Кодеш» (том 9, стр. 62) Ребе пишет:
Во всех случаях, когда Имя Всевышнего написано на идиш и также на английском, нужно писать «Б-г», а не полностью, ведь по мнению нескольких последних законоучителей, эти буквы обладают святостью.
Поэтому мы пишем «Б-г» — через дефис.
Примечания:
1. На многих видео можно услышать, как Ребе Король Мошиах произносит Имя Всевышнего полностью (на русском и английском языках). Можно предположить, что для Ребе это приносит радость сердцу или он делает это ради необходимости. В любом случае, мне кажется, что это не является для нас примером, так как известно правило, что вещи, которые Ребе дал нам указания выполнять определенным образом, и которые сам он делает по другому, мы должны делать так, как нам указано, а не так, как делает Ребе.
2. Известно поведение Любавичского Ребе ШЛИТА Короля Мошиаха во время раздачи долларов желать людям на английском языке: G-d bless you. На первый взгляд непонятно, как это согласен с постановлением Алтер Ребе, который запрещает произносить Имена Всевышнего даже на иностранных языках? На первый взгляд, можно было бы сказать по-простому, что согласно постановлению Алтер Ребе при наличии радости в сердце можно благословлять Именем Всевышнего (чего нельзя делать при восхвалении без радости в сердце). Однако, нельзя сказать этого, так как разрешено только благословлять Всевышнего, а не других людей. Но на самом деле это не проблема, ведь есть постановление наших мудрецов («Брахот» 54а), что один человек должен приветствовать другого Именем Б-га, то есть он должен упоминать Имя Б-га в своем приветствии, как сказано: «Боаз же как раз пришел из Бейт-Лехема и сказал жнецам: Г-сподь да пребудет с вами! И сказали они ему: да благословит тебя Г-сподь!» (Рут 2:4). Под этим приветствием имеется в виду упоминание Имени Б-га в буквальном смысле. И если бы не это указание, то такое упоминание было бы напрасным.