СБП. Дни Мошиаха! 5 Тишрея 5785 г., второй день недели Браха | 2024-10-07 05:18

7. Действия Ребе и указания Ребе

Мораль из всех этих источников — важность связи с Ребе, проявляющейся помимо прочего в подражании его поведении и старании вести себя с большей скрупулезностью в этом. Также не важно, почему Ребе ведет себя так, а не иначе и возможно, что имеющаяся у Ребе причина подобного поведения не имеет никакого отношения к хасиду...

Источник: книга «ШЛИТА» гл. 7 Свободный перевод:Шолем Лугов 15.08.2011 1 4695 мин.

В Талмуде (трактат «Сукка» 32а) рассказывается, как рав Аха, ученик рава Кааны, старался взять на праздник Суккот ветвь мирта, в которой было только по два листа на одном черенке и один лист снизу нависает над ними. Почему он брал такую «проблемную» ветвь мирта? Дело в том, что его учитель рав Каана разрешал использовать даже такую миртовую ветвь. И это несмотря на то, что сам рав Каана сказал, что «три на одном черенке несомненно кошерно». Но так как это «вышло из уст рав Каана», то для того, чтобы подчеркнуть свою связь с учителем, его ученик следовал с большей скрупулезностью («идур») сделать именно так.

Возникает вопрос: действительно ли это подчеркивает связь с учителем? Если ученик считается связанным со своим учителем, то на первый взгляд он должен был вести себя так, как его учитель, который в данном случае использовал обычную ветвь мирта.

Возникает абсурдная ситуация. Слова рав Каана побудили ученика поступить таким образом, а действия рав Каана – нет. Представьте себе, как рав Каана вышел на молитву держа в руках миртовую ветвь с тремя листиками на одном черенке, а его верный ученик, старающийся во всем подражать учителю, держит в руке ветвь с двумя листиками на одном черенке и нависающим над ним третьим!

Но на самом деле из этой истории мы учим важнейшую вещь в отношениях между учеником и учителем. Когда хасид стремится подражать обычаю Ребе, то он должен знать, что это не может противоречить словам Ребе. То есть, если рав Аха считает возможным быть связанным со своим учителем выполняя его слова сказанные не в форме указания, а только в виде возможности («даже два и один») хотя в этот момент он «пренебрегает» копированием поведения учителя, то тем более нужно вести себя в случае, когда учитель дает четкое и ясное указание.

Для более лучшего понимания этой идеи сейчас мы рассмотрим несколько отрывков из выступлений Ребе, в который он поощряет подражать его обычаям.

Одобрение подражания хасидами поведения Ребе

«Игрот Кодеш» том 9, стр. 31:

«…в частности, (в письмах) между хасидами и их раббеим, которые стараются в стиле своих писем, и в поведении уподобляться своему Ребе»

«Игрот Кодеш» том 3, стр. 31:

И со стороны важности связывания с Ребе… на нас лежит обязанность «связывать» себя и усиливаться в большей степени, чтобы придерживаться указаний глав ХАБАДа и их обычаев, и их «движений», которые к нам относятся (кроме обычаев, которые относятся лишь к Ребе).

«Итваадует» 5745 5:2762:

Обычаи, относящиеся ко всем людям поколения — он опубликовал для всех или делал это прилюдно, ведь тогда это является практическим указанием для всех тех, кто видел или слышал об этом поведении. Тем более, согласно учению Баал-Шем-Това, что если человек видит или слышит что-то в этом мире, это является указанием в его служении Всевышнему. И тем более, когда он видит или слышит о поведении главы поколения. И до такой степени, что есть вещи, которые не раскрылись в предыдущих поколениях, но тем не менее, когда наступило время были раскрыты моим тестем и учителем, Ребе, главой нашего поколения.

«Итваадует» 5743 1:585:

Идея публикации вещей — подчеркнуть, что так как поведение главы поколения было таким, то это указание для всего поколения, так как «тело следует за головой» и поэтому так как каждый является частью относящегося к глава поколения тела (и желает и старается иметь отношение и быть связанным с ним еще больше), то когда рассказывают ему об обычае главы поколения, то прежде всего он знает, что также и он сам должен вести себя в подобной манере.

«Итваадует» 5742 4:1964:

Есть особое указание вести себя с большей скрупулезностью по указанию учителя, даже если подобное поведение является послаблением («ле кула») и есть возможность устрожиться («леахмир»).

«Итваадует» 5712 146:

Так как он знает, что это поведение глав ХАБАДа, не нужно ему искать лучших способов и наоборот, он должен с большей скрупулезностью вести себя именно таким поведением… И нужно вести себя с большей скрупулезностью именно по указанию глав ХАБАДа.

«Итваадует» 5748 1:244:

Те, кто обратил внимание на поведение Ребе РАЯЦа, видели, что после каждого движения он смотрел на этрог, видимо чтобы удостовериться, что этрог не поцарапался.

И нужно сказать, что по этой причине он не держал этрог все время при чтении Алель, а только в необходимое время (при трясении) из-за опасения поцарапать и т.д. Ведь очевидно, что чем больше держать в руках этрог, тем больше будет опасение его поцарапать и поэтому он держал этрог только когда это было необходимо.

И нужно добавить, что такое поведение мы наблюдали в последние годы, когда состояние здоровья моего тестя и учителя, Ребе не было крепким и т.д. [а в предыдущие годы, когда его здоровье было крепким — не видели (я по крайней мере не видел), что он вел себя так] и поэтому он особенно остерегался поцарапать этрог, так как у него тряслись руки и т.д.

И вот, мы находим в Талмуде, что «рав Аха... старался взять два и один» (взять на Суккот «адас», в котором только два листа на одном черенке и один лист снизу нависает над ними) по мнению рава Каана, несмотря на то, что сам рав Каана сказал, что «даже два и один», но «три на одном черенке несомненно кошерно». Но так как это «вышло из уст рав Каана», то его ученики старались с большей скрупулезностью сделать именно так. И наподобие этого в нашем примере: так как на практике Ребе РАЯЦ вел себя упомянутым образом (по какой бы то ни было причине) — то многие хасиды, которые обратили особое внимание на его поведение, начали тоже вести себя так (брать во время чтения Алель только лулав и присоединять к нему этрог только во время колебательных движений и т.д.) по обычаю Ребе.

[И нужно заметить, что хотя на первый взгляд это непорядок «брать» поведение Ребе во всех вещах, но ведь видели также у первых хасидов, что в вопросах связанных с уточнением и особой осторожностью и т.д., наблюдаемых у Ребе, также и они вели себя так].

Мораль из всех этих источников — важность связи с Ребе, проявляющейся помимо прочего в подражании его поведении и старании вести себя с большей скрупулезностью в этом. Также не важно, почему Ребе ведет себя так, а не иначе и возможно, что имеющаяся у Ребе причина подобного поведения не имеет никакого отношения к хасиду, но тем не менее факт того, что Ребе ведет себя определенным образом, влечет за собой то, что и хасид начинает делать подражать ему.

Личные обычаи Ребе

С другой стороны, есть выступление Ребе, в котором он не разрешает копировать обычаи Ребе.

«Итваадует» 5710 1:39:

В тексте просьбы об искуплении души, которую вручали Ребе… я бы отменил текст, когда писали «из источника милосердия»… Хотя Ребе РАЯЦ пишет этот текст, но это его поведение и это не является доказательством того, что и мы — кто не понимает действий Ребе — должны писать это.

Однако сам Ребе, как и Ребе РАЯЦ написал просьбу с этим текстом. Более того, через много лет Ребе давал благословения хасидам этим текстом (см. «Игрот Кодеш» 4:142).

С одной стороны, у нас есть обычай главы поколения в написании просьбы и опубликованный для всех, но с другой стороны, Ребе не разрешил хасидам вести себя так, хотя в многочисленных выступлениях призывал копировать поведение Ребе.

Для каждого здравомыслящего человека понятно, что изначально здесь нет никакого противоречия. В общем, копирования обычаев Ребе это правильно и необходимо, кроме тех случаев, когда сам Ребе указывает не делать так (указал ли он при этом причину или нет). Так как есть обычаи, относящиеся только к Ребе и их нельзя копировать.

Открытые и скрытые обычаи

Понятие «дела Ребе» означает, что есть вещи, которые не только нельзя копировать, но и они не имеют никакого отношения к нам.

Приведем несколько примеров:

1. Учеба в университете

Известно, до какой степени Ребе выступает против учебы в университете. В «Игрот Кодеш» (том 3, стр. 434) Ребе пишет: «Я был поражен услышав, что есть у него мысли пойти учиться в университете... Я уверен и надеюсь, что он полностью отбросит эти мысли и моя душа успокоится услышав добрые вести...». Там же, на стр. 473: «После всего этого, если не дай Б-г истинен слух, что я слышал о Вашем желании относительно университета, то есть несколько следствий из этого…» и Ребе приводит 4 причины, почему нельзя идти в университет. Но несмотря на это, сам Ребе учился в университете и объяснил как-то, что если человек выучил всю Тору, он может изучать светские науки для использования их при служении Всевышнему. Так что можно сказать о человеке, который захочет «вести себя как Ребе», закрывая при этом глаза на предупреждения Ребе об опасности подобной учебы?

2. Добровольные посты

Известно, насколько Ребе выступает против добровольных постов. Например, в «Игрот Кодеш» (том 13, стр. 16) он пишет: «Это не является хасидским поведением». А в «Игрот Кодеш» (том 16, стр. 164) пишет: «Также… ни в коем случае не поститься, так как это противоречит указаниям Баал-Шем-Това и хасидизму». Но сам Ребе постоянно постится (см. «Дни Короля» I, стр. 306).

Так и здесь, что можно сказать о человеке, который захочет «походить на Ребе» и начнет поститься, хотя Ребе просит прекратить это.

3. Миква каждый день

Ребе придает огромную важность тому, что хасиды ежедневно ходят окунаться в микву. (см. «Игрот Кодеш» том 11, стр. 185, 401; том 20, стр. 93; том 22 стр. 352; «Ликутей Сихот» том 30, стр. 19 и др.). Но мы видим, что сам Ребе не делает этого каждый день.

Раз уж зашла речь об этом, то интересно привести письмо из «Игрот Кодеш» (том 6, стр. 199). Ребе рассказывает о том, что он слышал от Ребе РАЯЦ, что хасид р. Залман Наймарк (который был раввином Стародуба) о том, почему Ребе РАШАБ ходит в микву: «Когда мы встали из-за стола и пошли к микве, зашел только отец (Ребе РАШАБ), а мы все остались ожидать снаружи. Сказал р. Залман словами РАМБАМа: „Не… и не миква очищает, а это указ и т.д. Как я еврей — так и микве он нужен, а не ему требуется миква“».

А сейчас, что можно сказать о человеке, который не будет ходить в микву ежедневно, а будет это делать только тогда, когда Ребе ходит! Разве этот человек связан с Ребе?! Даже если он будет кричать, что желает копировать поведение учителя и приведет «доказательства» из слов Ребе, что «раз таким было поведение главы поколения, то это указание для всех» и потому он тоже должен вести себя так — не найдется ни одного здравомыслящего хасида, который одобрил бы такого человека.

Но если хасид копирует поведение Ребе в тех случаях, когда это не противоречит его указаниям, он выполняет волю Ребе и выполняет заповедь Торы (см. РАМБАМ, «Законы об образе жизни» 6:2): «Повелевающая заповедь — стремиться к общению с мудрецами, чтобы учиться их делам, как сказано: „И будь всегда рядом с Ним“ („Дварим“ 10:20); но так как невозможно быть рядом со Всевышним, то, как сказали наши мудрецы, объясняя эту заповедь, имеется в виду быть рядом со знатоками Торы и их учениками».

Вывод: вещи, которые Ребе дал нам указания выполнять определенным образом, и которые сам он делает по другому, мы должны делать так, как нам указано, а не так, как делает Ребе. Теперь у нас есть основа для того, чтобы понять, почему хасиды не используют по отношению к Ребе те термины, которые он сам использовал по отношению к Ребе РАЯЦ.

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter