СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 08:32

Одолженный лулав во второй день Суккот в диаспоре

Все строгости Торы в отношении первого дня праздника мудрецы включили в своё постановление насчёт второго дня.

16.10.2019 1172 мин.

Алтер Ребе (ША а-Рав 649:21) приводит спор между законодателями, обладает ли второй день праздника (Йом Тов) вне Земли Израиля, который установили мудрецы, всеми теми строгими аспектами, что и первый день.

С одной стороны РААВАД, РОШ (и ряд других авторитетов) считают, что у второго дня праздника в диаспоре все те же законы и строгие аспекты, что и у первого дня. Их логика заключается в том, что поскольку мудрецы в своё время (когда начало месяца устанавливалось по свидетельству) установили второй день праздника в диаспоре из-за сомнения какой день является праздником, первый или второй — значит у него такой же полноценный статус как и у первого.

Если вы спросите, каким образом день, установленный мудрецами как праздник из-за сомнения может включать в себя все ограничения и запреты, которые налагает Тора на первый день (к примеру запрет в первый день брать одолженный лулав) — на это даёт простой ответ ТАЗ: «Все строгости Торы в отношении первого дня праздника мудрецы включили в своё постановление насчёт второго дня» (649:11).

Согласно второй группе законодателей (РАМБАМ, РИТВА, РАН, «Даркей Моше» и другие), поскольку в наше время (когда мы уже не освящаем месяц по свидетельству, а пользуемся календарем, который был установлен ещё в середине 4 века новой эры Гилелем вторым) с точностью можно сказать, что праздник по закону Торы — это первый день, а второй день вне Земли Израиля соблюдается для того, чтобы сохранить обычай предков и придать также и ему статус святости праздника.

Из этого следует, что основная наша обязанность — не относится халатно к святости второго дня, а для этого (поддержания святости) достаточно того, что мы делаем кидуш и произносим благословение «давший нам дожить» и во второй день.

Однако когда речь идёт о заповедях, присущих именно первому дню, второй день к ним не имеет отношения, поскольку, например, брать лулав Тора обязала именно в первый день, и эта обязанность зависит именно от того, какой день считается первым днём праздника, а не «просто» оттого, что некий день имеет статус праздника.

Около столетия спустя этот же спор зафиксирует и «Мишна Брура» (649:50).

В отношении практического закона, в частности, в отношении одолженного лулава (или же если у нас такой лулав, который обладает параметром, который делает его некошерным только в первый день праздника), во второй день праздника, Алтер Ребе постанавливает (649:21), что в отношении благословений в случае сомнения мы идём в сторону облегчения, и не произносим его, если у нас нет возможности взять никакой другой лулав, но только одолженный (см. также »Биур алаха»).

Чтобы выйти из данного положения «Мишна Брура» настоятельно советует тому у кого нет лулава (который кошерный в первый день праздника или же во второй день человек дал свой лулав ребёнку, который, как мы знаем, не может до своего совершеннолетия перевести подаренный ему объект во владение другого человека) — попросить, чтобы другой человек предоставил ему свой лулав в статусе подарка с возвратом (но не брать без разрешения, даже если хозяину этого лулава приятно когда заповеди исполняются посредством его имущества даже в его отсутствие, поскольку в таком случае этот лулав будет иметь статус одолженного). Алтер Ребе пишет, что так следует поступить «если есть такая возможность».

В отношении Алель и Ошанот, Алтер Ребе и «Мишна Брура» в унисон пишут, что можно будет взять уже свой лулав.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter