Алтер Ребе — певец Разума и Освобождения

25.11.2010 5197 (0)
Алтер Ребе — певец Разума и Освобождения
Алтер Ребе — певец Разума и Освобождения

Более 100 лет назад запела еврейская душа, предчувствуя приближающееся Освобождение. К этому времени Баал-Шем-Тов посеял семена радости служения Творцу, распространяя их среди простых евреев, что стало первым шагом к Освобождению. Его последователи, лидеры девяти поколений хасидских и любавичских ребе, шаг за шагом развивали дальше идеи служения Творцу, ведущие к Геуле — Освобождению мира от сил зла. Среди них гигант духа, мудрец и пророк, автор книги «Тания» и основатель Хабада, рабби Шнеур-Залман из Ляд занимает особое место. Он организовывал сбор денег для поддержки евреев, живущих в Палестине. Так тогда называлась территория Эрец Исраэль, где господствовала Оттоманская Империя. За эти действия по наговору противников хасидизма, видевших в новом направлении опасность для иудаизма, Алтер Ребе был посажен царским правительством России в тюрьму. Выйдя из тюрьмы 19 Кислева 1798 года, Алтер Ребе приступил к изданию «Тании», в которой раскрыл пути постижения Творца, что является необходимым условием наступления эпохи Освобождения.

После опубликования «Тании», Геула из абстрактного теоретического понятия практически стала достоянием времени и стала влиять на духовность народа. «Тания» написана на Святом Языке, каждая буква которого является источником духовной энергии, на которую влияет личность автора книги. Все это создает то энерго-информационное поле, которое способствовало пробуждению еврейского сознания.

Об этом напоминает также история восстановления истинной формы букв Святого языка, над которой четыре месяца работал еще молодой гений р. Шнеур-Залман, которого вскоре назовут Алтер Ребе. Отдав сделанную работу и получив одобрение своего учителя, Магида из Межирич, р. Шнеур-Залман отправился домой. А по пути, остановившись в одном из местечек передохнуть, в домике увидел сойфера, который заполнял пергамент буквами, только что восстановленной им формы. Спросил удивленно, откуда ему известна эта новая форма букв. Сойфер объяснил, что днем зашел к нему заказчик тфиллин, известный рабби, и сказал, что восстановлена истинная форма букв Святого Языка и тут же быстро написал все эти буквы. Эта духовная связь, к которой наука лишь приближается, была известна нашим мудрецам и праведникам, и они пользовались ею. Науке известны случаи одновременных открытий, совершаемыми учеными в разных странах, независимо друг от друга, достаточно вспомнить историю открытия электрической лампочки, радио.

Знамя Освобождения, поднятое основателем хасидизма Баал-Шем-Товом, понес «Баал а-Тания», раскрыв тайну десяти сил души человека, их аналогию с духовными сфирот Творца, определяющие его свойства и позволяющие познать и приблизиться к Творцу. Близость к Творцу открывает человеку возможность участвовать в управлении мирозданием, что является целью мироздания. Новые идеи и информация хасидизма, описанные и созданные Алтер Ребе отзывались в сердцах евреев, рождали мысли о возвращении на Святую Землю, помогали реализации мечты в быль. Наука 20-го века создала кибернетику, раскрыв связь информации с управлением систем, подтверждая, как учит Тора, что все, происходящее в материальном мире имеет свой корень в духовных мирах.

Духовная энергия существенно отличается от других форм энергии, известных науке. Благодаря автору «Тании», написанной на Святом Языке, Творец и духовная энергия раскрылись в своей многогранной сущности, с ее необычными характеристиками: Бесконечностью и Единством, Сознанием и Разумом, Эмоциями, включая Любовь и Страх, Действием. Духовная энергия распространяется от источника мгновенно, что помогает разумеющим в ней видеть все «от края до края». Вот какой необычной энергией наполнена Вселенная со времени ее создания Творцом, поддерживаемая перманентно им, включая все творения и нас самих. Эта энергия излучается также буквами Торы при ее чтении, изучении, размышлением над ней и над другими духовными священными источниками. Автор «Тании» называет эту энергию Божественным Светом или Жизненной энергией, иногда называет ее Духовной Энергией. В ее характеристики входят Разум, Эмоции и Действие. Стоит ли удивляться тому, что 21 век ученые склонны характеризовать как энерго-информационный. И это новое понятие, к которому ученые лишь приближаются, Алтер Ребе наполнил глубоким смыслом, раскрывающим перед каждым возможности духовного роста, приближающие его к Главному Источнику жизни на земле — Абсолютной Истине, Единому и Бесконечному Творцу Вселенной.

Чтобы лучше понять сколь необычна личность автора «Тании» и почему следует доверять его трудам, приведу некоторые эпизоды из его жизни, которые произвели на меня особое впечатление.

В 1798 году по наговору противников хасидизма, митнагдим, Алтер Ребе был заключен в тюрьму. Три недели он сидел в Петропавловской крепости, в маленькой камере без окон. За ним велось наблюдение, как за особо опасным преступником. Однажды днем охранник зашел к нему и предложил лечь спать, сказав, что уже ночь на дворе. Ребе ему возразил, что сейчас не ночь и назвал время дня с точностью до минуты. Когда удивленный стражник спросил откуда он это знает, Ребе ответил, что в течение суток происходит смена Имен Всевышнего, днем — одних, а ночью других, И это позволяет ему всегда знать точное время. Подумайте, смог ли ученый— астроном в таких условиях определить точное время суток, не имея часов? И задумайтесь над различием ученых и такого мудреца, как Алтер Ребе, у которого вся жизнь практически была связана с Творцом и Его Именами.

Особая близость Алтер Ребе к Творцу объясняет нам почему именно он смог стать автором «Тании», в которой были предельно ясно раскрыты тайны Торы до того доступные лишь избранным лицам. Книга, посвященная строению мироздания и управлению им, учит как можно достичь этих духовных вершин и приблизиться к Творцу и как помогает в этом разум. И хотя она не сразу была воспринята многими евреями, но время берет свое и сегодня лекции по «Тании» читают те, кто еще недавно относил себя к противникам хасидизма.

Известна еще одна история из жизни Алтер Ребе, имеющая отношение ко времени, когда будучи еще совсем юным, он починил соседскому помещику солнечные часы, с которыми не могли справиться специалисты, приглашенные из разных стран. Ребе определил, что влияют на них сосны, выросшие за годы на холме. С раннего возраста автор «Тании» выделялся среди сверстников своими интеллектуальными и духовными способностями. В возрасте 1 года он начал связно разговаривать. В 9 лет он изучал астрономию, геометрию и механику, не говоря уже о Торе. В 10 — составил лунный календарь на 15 лет вперед. В 12 лет провел занятие по законам Рамбама так, что выдающиеся мудрецы, присутствовавшие на уроке, до глубины души были потрясены его мудростью. В 13 лет, когда он отмечал свою бар-мицву, выдающиеся мудрецы того поколения назвали его великим гением, авторитетом в законах Торы. С 18 лет р. Шнеур-Залман изучал каббалу, постигая тайну букв иврита. Не случайно именно ему было дано задание восстановления утерянной формы букв Святого языка.

За время пребывания в тюрьме Алтер Ребе привлек к себе внимание высокопоставленных царских чиновников, включая императора Павла. Один из министров, образованный и хорошо сведущий в Библии, зная об особой мудрости заключенного, попросил его объяснить, что означает вопрос Всевышнего «Где ты?», который был задан Адаму. При этом министр добавил, что знаком с толкованием Раши, но хотел бы знать мнение по этому вопросу Ребе. Алтер Ребе объяснил, что когда ты веришь, что Тора вечна и неизменна во все времена, то этот вопрос значит, что Всевышний взывает к каждому из нас. Всевышний отвел каждому определенное количество дней и лет, чтобы мы использовали это во благо Ему и своим ближним. «Вы прожили в этом мире уже… — здесь Алтер Ребе назвал точный возраст чиновника. — Как вы использовали это время? Совершили ли что-либо хорошее?» Министр был потрясен ответом…

Император Павел, заинтересованный удивительным арестантом, прибыл в тюрьму инкогнито, сменив царские одеяния на простой чиновничий мундир. Но едва он вошел в камеру, Ребе встал и приветствовал своего гостя как подобает чествовать императора, удивив его этим. Ребе объяснил, что чувствует царственность и маскарад не может его обмануть. В дальнейшем, Российское правительство во время войны 1812 года высоко оценило помощь, оказанную Алтер Ребе. Первый Ребе Хабада предвидел, что результатом французского либерализма с его идеалами — свободой, равенством и братством — будет отход евреев от Торы и заповедей с последующей ассимиляцией. И потому желал скорейшего поражения наполеоновских войск. В самом Наполеоне он различал беспредельный эгоизм — источник духовной скверны. Во время войны 1812 года Алтер Ребе принял сторону российского правительства и стремился помочь ему всеми силами. Его хасиды, оставшиеся на занятой территории и получившие приказ Ребе проникнуть в стан врага, собирали ценную информацию о замыслах французов, которую Ребе передавал в штаб русских войск.

В 1813 году, сын Алтер Ребе, второй глава Хабада рабби Довбер Шнеури, после смерти отца, отправился жить в Белоруссию и три месяца провел в пути, прежде чем прибыл Любавичи. Его встречали с великим почетом не только евреи. По указанию министерства внутренних дел чиновники в каждом городе должны были организовать почетную встречу «раввину Шнеуру, сына раввина Боруховича из Ляд (так именовался в российских документах первый глава Хабада) за великие заслуги его отца перед родиной во время войны». Тема участия Алтер Ребе в войне 1812 года интересна и не исчерпывается приведенной информацией.

Представлению об этой необычной личности помогает также известная история о том, как однажды, по рассказам свидетелей в Йом Кипур, один из самых значимых для евреев святой день, Алтер Ребе прервав молитву, пошел на край местечка к дому, почувствовав, что там одинокая женщина после родов с ребенком находится в холодном доме и ей некому помочь. И лишь, нарубив дрова и растопив печь, сварив суп для больной, Ребе вернулся к молитве. Алтер Ребе, подобно Баал-Шем-Тову, любил и готов был помочь любому еврею.

Итак, рабби Шнеур-Залман из Ляд (1745-1813 гг.), он же Алтер Ребе. Он — первый глава Хабада или первый Любавичский Ребе, по имени места Любавичи в Белоруссии, где развивалось далее это Движение. Эти имена, династия лидеров, последовавшая за ним, напоминают по форме королевские почести. И не случайно. Их влияние на тех, кто знакомится с ними намного сильнее тех формальных связей, которые существовали в королевских дворцах. История королевских дворов полна историями унижений приближенных, тогда как духовные связи с Ребе полны историями возвышений всех, кто попадал в сферу их влияний. Каждый из лидеров этого Движения, известного сейчас как Хабад, внес свой вклад в развитие нового направления в иудаизме, которое создавало особую силу духовной связи между учеником и тем, кого стали называть — Ребе. На меня произвел впечатление рассказ об этой связи шестого Любавичского Ребе, Йосифа-Ицхака Шнеерсона: «Мой учитель реб Шмуэль-Бецалель первый раз прибыл в Любавичи в четверг вечером, после чего каждый год он бодрствовал всю эту ночь, стараясь поутру возложить тфиллин именно в тот момент, когда первый раз входил в комнату к Цемах-Цедеку» (к 3-ему Любавичскому Ребе, внуку Алтер Ребе). Нам, выросшим в атмосфере бездуховности, даже трудно представить столь сильное эмоциональное влияние личности на других. Но эта особая связь между учеником и учителем, с которой нас знакомит история Любавичских Ребе, подготовила нас пониманию связи между каждым евреем и Главой поколения, что имеет особое значение в современном мире для раскрытия Короля-Мошиаха.

Первый Ребе Хабада в молодом возрасте заслужил у коллег имя Алтер Ребе, что означает «Старый Ребе». Люди ценили его спокойное и мудрое рассуждение по любому вопросу, которое убеждало в его правоте. Его основной труд «Тания» учит тому, как интеллект должен управлять эмоциями, и как можно, пользуясь этим, приблизиться к Творцу. Само имя — Алтер Ребе — свидетельствует о том, что он владел своим учением уже в юности, демонстрируя всякий раз победу своего интеллекта над эмоциями. И это неизменно привлекало к нему людей.

«Тания» приобщает нас к знаниям кабалы и хасидизма, применяя их к проблемам нашей повседневной жизни. В ней даны практические указания, как все это относится к духовной и материальной деятельности еврея. Эта удивительная книга по содержанию напоминает энциклопедию духовных знаний, затрагивая самые разнообразные духовные проблемы, возникающие у разных людей, которых автор объединяет в группы. Известно, что один из известнейших мудрецов и праведников рабби Зусе из Аннополя, когда Алтер Ребе дал ему отпечатанную брошюру книги «Тания», посмотрел несколько минут на них и вернул со словами: «Это настоящий огонь».

Алтер Ребе раскрывает перед нами последовательность процесса мышления, работу сил интеллекта головного мозга, который проходит последовательно три ступени. Первая из них — как блеск молнии или озарения, когда возникает еще не сформулированная словами идея, смутно напоминающая какой-то образ. Вторая ступень — подключение процесса размышления над деталями, раскрывающими этот образ всесторонне в его развитии. И наконец — третья ступень — выражение процесса в словесной форме или речи, с помощью которой идея передается другим людям. Алтер Ребе проводит аналогию между интеллектом человека и свойствами Творца, названными «сфирот». «Хохма» — Мудрость — аналог первой ступени нашего интеллекта, «Бина» — Понимание — аналог второй ступени и «Даат» — Знание — аналог третьей ступени. Эта аналогия раскрывает смысл того, что человек создан по «образу и подобию Божьему», а также знакомит нас с Высшим Разумом Бога. Аббревиатура этих слов на иврите создает распространенное слово «Хабад».

У человека процесс мышления рождает идею, которая в последствии оформляется в виде речи или на бумаге в виде чертежей, формул и текста, которые он может передать другим, так что оно становится независимым от его создателя или творца. В отличии от человека, Высший Разум или Бог Един со своими свойствами. Результатом Его Речи или Слов — создаются Творения, в которых искры Божественной эманации или Животворной силы рождают Душу или соответствующий уровень сознания. Так 10 речениями Всевышнего был создана наша Вселенная и все наполняющее ее. Она сохраняет Единство с ее Создателем, Который поддерживает постоянно ее существование. Это сегодня хорошо коррелирует с гипотезой, высказанной в науке, что Вселенная — голограмма, в каждом элементе которой кроется информация о всей Вселенной. Читая о Интеллекте Всевышнего и Его особенностях, а также как с помощью речи Бог творил Вселенную, понимаешь почему еще в 1933 году ученый Джеймс Джинс написал, что Вселенная напоминает ему больше Большую Мысль, чем Большую Машину.

Алтер Ребе описал связь мышления с эмоциями. Эмоции человека также аналогичны духовным сфирот, раскрывающими перед нами свойства Творца. Эти свойства выражаются как «Хесед» — Добро, «Гвура» — Строгость или Ограничение, «Тиферет» — Великолепие или Гармония и так далее. Эмоции человека помогают в работе интеллекту, особенно на второй и третьей стадии. Интеллект выше эмоций. Это помогает понять его приоритет в вопросах творчества и изобретений, которые должны соответствовать высоким требованиям Разума. Вместе с тем, эмоции помогают развитию интеллектуального процесса творчества, делают его более глубоким и разносторонним. Связь интеллекта с эмоциями позволяет понять почему, занимаясь любым трудом, человек стремится привнести в него красоту и одухотворенность. И все это исследовано автором «Тании» свыше двухсот лет тому назад.

Алтер Ребе учит, как интеллект использовать для приближения человека к Творцу, что является главной целью эпохи Освобождения, а также целью мироздания. Баал-Шем-Тов раскрыл возможность приближения к Творцу любого еврея, искренне верящего в Него и молящегося всем сердцем, то есть, использующего свои эмоции. Алтер Ребе учит использовать для этого свой Разум, который также связан с эмоциями. Он учит сравнивать свои возможности с возможностями Творца, «создавшего небо и землю», что ведет к размышлению о Его Величии, о Его Единстве, о Его Бесконечности. Учит размышлять «над тем, как велика милость Создателя: такой малый из малых, каким является человек, способен доставить великое наслаждение Величайшему из всех великих, о ком написано: „И величие Его непостижимо“». Размышлять о том, как Всевышний, участвуя в управлении Вселенной, интересуется судьбой каждого из нас. Это сравнение рождает любовь и трепет к Творцу, которые и помогают приблизиться к Нему. Обо всем этом с удивительно ярко и образно пишет автор «Тании», для которого связь с Творцом осуществлена на практике, пред Которым он испытывает благоговение и любовь, стараясь передать ее нам.

Нельзя не остановиться на освещении автором «Тании» происхождения речи, которая делает нас людьми. Алтер Ребе подробно разбирает возникновение звуков речи и слов в зависимости от произношения тех или иных букв иврита. Показывает, что процесс речи настолько сложен и скор, что осознанное управление им не возможно. Речь и управление ею прерогатива души. Размышляя над процессом речи, анализируя скорость чтения вслух, с удивлением обнаруживаешь, что наблюдаешь за процессом, который идет действительно неосознанно и что управление им — великая тайна нашей души. Именно этот процесс — делает нас человеком, «говорящим», созданном «по образу и подобию божию».

Распространение учения, заложенного в «Тании», лучше всего прочего отвечает на вопрос, кто прав в продолжительном противостоянии имевшем место между хасидами и митнагдим. Кстати, по кабале имя раскрывает сущность явления. Термин «хасид», широко используемое в «Теилим», означает «благочестивый», что полностью соответствует духовному миру тех, кого сегодня называют хасидами. Тогда как всех не согласных с этим учением, стали называть «митнагдим», то есть противостоящих ему. Это можно воспринимать как обычный консерватизм человека, сопротивляющегося новому направлению, что, характерно для связей материального мира. Пора поставить точку в этом противостоянии. «Тания» переведена на многие языки, ее учение шествует по миру, напоминая нам о Геуле — Эпохе Освобождения. Пора смириться митнагдим с новым дыханием времени, в котором уже проросли семена, посеянные Алтер Ребе, раскрывшим роль мозга и интеллектуальных сил в сближении с Творцом, что помогает каждому преодолеть материальный барьер на пути к духовному взлету.

«Тания» разделена на 52 отрывка, читаемых по неделям в соответствии с Торой. Чтение это начинается ежегодно 19 Кислева, в день освобождения Алтер Ребе из тюрьмы, что рассматривается как начало нового года хасидизма. Последователи Хабада ежедневно читают, кроме Торы и Теилим, которые также разделены в соответствии с каждым днем еврейского календаря, еще и «Танию», раскрывающую тайны Торы. И тот, кто размышляет над информацией, проходящей нитью через эти источники духовных знаний, окажется подключенным к высоким духовным сферам, и это поможет ему выполнять работу, возложенную на него, как в духовном, так и в материальном отношении, сохраняя бодрость духа и радостное отношение к жизни.

Не все может быть понятно нам, находящимся в материальном мире: Творец скрыт от нас, что бы предоставить нам свободу выбора. Но тем не менее, если мы относимся к Торе, как к Творцу, помня, что она Едина с Ним, если, читая Тору, мы понимаем, что все время обращаемся к Б-гу, то мы столь близко приближаемся к нему, что получаем возможность удостоиться обратной связи: услышать, почувствовать, увидеть во всем Божественное Присутствие. Ребе в своих работах неоднократно указывал, когда мы читаем Тору о Храме — мы в мыслях строим его.

Сложно было браться за материал о таком необычном человеке, мудреце и пророке, каким является автор «Тании», книги, которую сегодня называют душой Торы. Знакомясь с материалами, раскрывающими личность первого Любавичского Ребе, как и с самой «Танией», даже глядя на его портрет, ты невольно приближаешься к его мощному духовному каналу. Я это чувствовала, когда писала ранее статьи о Ребе, Короле-Мошиахе. Читая «Танию» на иврите, я сравнивала восприятие духовной энергии ее страниц с энергией Теилим. Страницы «Тании» несут духовную энергию, воспринимаемую, как спокойную и размеренную, тогда как в Теилим она воспринималась эмоционально со сменой настроения от радости к боли, как если бы мы сравнивали полноводную спокойную реку с течением горной реки.

Я писала выше, что известный мудрец и праведник оценил «Танию» словами: «Это настоящий огонь». Мне не дано было почувствовать так эту мощь и силу этой необычной книги. Значит духовная энергия, поскольку она действует через сознание, оказывается еще зависимой не только от сознания автора святой книги, но и от читателя, размышляющей над ней. Восприятие духовной энергии текста на иврите, как живых букв, Имен Всевышнего, которыми заполнены страницы «Тании», может усилить действие этой необычной книги, помочь почувствовать вместе с автором близость к Творцу. Это помогает также воспринимать автора этой книги, как живую душу, которая, если обратиться к ней, подключается к нашим заботам, размышлениям и активному участию в сегодняшней Геуле, к которой он прокладывал дорогу. Этому может помочь также фото праведника. Глядя на него, думая о нем, мы приближаем эту душу. Что ж время такое необычное, что неплохо бы подключить на помощь нам и Королю-Мошиаху всех хасидских и любавичских ребе, кто внес свой вклад в продвижение и раскрытие эпохи Геулы.

А в завершении работы я опишу сценку, которую увидела я на своем «персональном телевизоре», когда кончала работу об Алтер Ребе. Я не сразу поняла ее, а написав о восприятии живых душ наших праведников, мне стала ясна показанная аллегория… Рядом появились, как на параде, велосипедист, мотоциклист и автомобилист. Затем вдали появился ослик, на котором хорошо был виден Ребе по пояс, как на фото с подписью «Король-Мошиах». Затем ослик вместе с Ребе взмыл над этой тройкой, и над ними появилось развевающееся знамя. На нем начали прыгать буквы иврита, вначале «гимел», потом еще что-то — не ясно, затем вижу «вав», «ламед»: складывается слово «Геула». Мне подсказывают, что следует привлечь к Геуле вечно живые души наших праведников и праведниц, наши силы умножатся и долгожданное Освобождение, истинное и полное раскроется скорее. В Геуле вместе с Королем-Мошиахом участвует Алтер Ребе, именно он, возможно, ехал в автомобиле. Мы сегодня все соучастники Освобождения мира от сил зла, и от нас тоже зависит, как скоро мы сможем участвовать в этом параде.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter