Вопрос: чем занимался Адам пока был в райском саду Ган Эден?
Ответ: когда Всевышний поместил его в этот сад, Он наказал ему (Брейшит 2:15): «Возделывай и храни его».
Мидраш говорит, что мы могли бы понять слова «Возделывай и храни его» буквально, но тогда, продолжает он, нужно было бы спросить: а какую же работу надо было делать Адаму в райском саду? Зачем надо было «возделывать и хранить его»? Ведь эта работа никак не могла состоять ни в подрезании виноградников, ни в очистке или вспашке земли, ибо свет Всевышнего в райском саду светил так ярко, что все деревья там росли сами по себе. Мы могли бы подумать, что от Адама требовалось орошать сад, но это было не так, поскольку сказано, что там была река, дававшая всем растениям воду (Брейшит 2:10): «А река выходит из Эдена для орошения сада». Тогда что же это была за работа, порученная Адаму Всевышним?
Мидраш приходит к выводу, что Всевышний заповедал ему заниматься Торой и хранить Его заповеди. Ведь известно, что Адаму было велено есть от Древа Жизни, росшего в центре сада. Это дерево символизирует Тору, о которой сказано (Мишлэй 3:18): «Она — древо жизни для тех, кто поддерживает ее». Так что задачей Адама было усиленно работать над изучением Торы.
Так как в действительности Тора была дарована только двадцать шестью поколениями позже, возникает еще один вопрос: а какую же Тору Адаму было заповедано изучать?
Всевышний дал ему наставления по шести заповедям:
1. Назначение судей (задача которых в том, чтобы обеспечивать выполнение остальных пяти заповедей).
2. Запрет на осквернение имени Всевышнего
3. Запрет идолопоклонства
4. Запрет кровопролития
5. Запрет прелюбодеяния
6. Запрет воровства
Затем Всевышний дал Адаму наставления по еще одной очень важной, седьмой по счету заповеди, соблюдение которой было определяющим для судеб мира. Б-г заповедал ему (Брейшит 2:16-17): «От всякого дерева сада можешь есть, но от дерева познания добра и зла, от него не ешь, ибо в день, когда съешь от него — смерти предан будешь». Всевышний сказал Адаму, что за исполнение каждой из заповедей человеку полагается определенная награда. А в качестве награды за соблюдение этой седьмой заповеди ему и всем его потомкам будет дарована вечная жизнь. Если же он нарушит ее, то самого его и всех его потомков настигнет смерть, что и случилось, как мы знаем, впоследствии.
После прегрешения Адама и Хавы необходимость в седьмой заповеди отпала сама собой, так как люди были изгнаны из райского сада, где росло то дерево познания добра и зла, от которого запрещено было вкушать. Однако количество заповедей не уменьшилось, поскольку во времена Ноаха Всевышний снова добавил к шести заповедям седьмую, разрешив людям, пища которых до потопа была исключительно растительной, есть мясо, ограничив это разрешение запретом есть плоть, взятую от живой твари.
Мидраш говорит, что насаждения райского сада пышно разрастались как результат духовных достижений Адама. Когда он служил Б-гу, молясь, принося жертвы и изучая семь заповедей, Всевышний в ответ изливал свои благословения на райский сад.
Таким образом, Всевышний дал первому человеку шесть важнейших заповедей, как основные Б-жественные законы для передачи всем последующим поколениям. Ноаху Б-г заповедал еще одну седьмую заповедь: запрещение употреблять в пищу кровь или плоть живой твари. Эти законы составляют семь заповедей потомков Ноаха и обязательны для соблюдения всеми людьми на земле.
Что бы все это значило? Мы уже знаем, откуда взялись семь заповедей (об этом можно прочитать здесь), но как и кому они впервые были открыты и даны? Тора говорит нам: первому человеку, чтобы он учил и соблюдал их в райском саду. И именно об этом и сказано (Брейшит 2:15): «И взял Б-г Всесильный человека и поместил его в райском саду, чтобы тот возделывал и хранил его».
Посмотрите, какое значение это имеет! Адаму не было разрешено даже попробовать что-нибудь, пока он не принял на себя соблюдение семи заповедей. И только после того, как Всевышний обучил и повелел ему о семи заповедях, сказав: «Возделывай и храни его», — только после этого первому человеку было позволено есть плоды и для него была сотворена женщина. Это учит нас, насколько жизненно важным является соблюдение семи заповедей для всего человечества, если даже от Адама Всевышний «лично» потребовал принять их на себя сразу же после того, как его сотворил.
Семь заповедей для Бней Ноах демонстрируют, что Всевышний, во власти Которого все, создал законы и предписания для всего человечества... Для всех тех, кого Он создал и любит. Его Провидение никогда не оставляет никого из нас, как еврея так и нееврея. Он Один направляет и поддерживает нас, и каждая мелочь в нашей жизни — это часть его огромного замысла в отношении каждого из нас.
Рамбам пишет: «Тот из народов мира, кто принимает и тщательно соблюдает семь заповедей, чтобы служить Б-гу — он принадлежит к праведникам народов мира, и есть у него свой удел в будущем мире».
И хотя для нас есть много причин следовать этим заповедям (потому что, например, кто-то видит их как укрепляющие мораль и нравственные устои общества, или эти заповеди отвечают уровню развития его интеллекта или чувства справедливости), тем не менее, чтобы стать настоящим последователем Бней Ноах, необходимо сознательно следовать этим заповедям только потому, что они были даны Б-гом через пророка Моше рабейну детям Израиля вместе со всей Торой у горы Синай.
Ребе Менахем-Мендель Шнеерсон, Король Машиах, глава и лидер нашего поколения и всего движения ХаБаД, признанного и уважаемого во всем мире, говорит, что тщательное соблюдение семи законов Бней Ноах народами мира, то есть всем человечеством, приведет к воцарению всеобщего мира на земле и наступлению истинной мессианской эпохи. Ребе Король Машиах объясняет: «Поскольку сама природа нашего мира — это совершенство и доброта, каждый наш добрый поступок реален и сохраняется навсегда, в то время как плохие дела всего лишь негативная аномалия, темнота, которая ждет чтобы быть рассеянной светом. Так же соотносится и зло с добром, как темнота со светом. Темнота, какой бы зловещей и угрожающей ни казалась — это всего лишь отсутствие света. Более того, свету даже не нужно бороться и превозмогать эту темноту, чтобы одолеть ее. Ему достаточно просто посветить в ее сторону, и она рассеется, как будто и не было ее. А множество света рассеивает темноту даже в ее обители». И понятно, что речь идет о свете Торы и ее заповедей для всего человечества во всех уголках земли, и даже там куда свету, казалось бы, почти невозможно проникнуть. Ведь если Всевышний устроил этот мир так, что свет солнца попадает в любой даже самый отдаленный уголок земли, значит тем более и свет Торы можно донести вплоть до обоих полюсов, если понадобится.