Недавно у меня спросили, откуда вообще взялись семь заповедей для народов мира. Для себя решил, что неплохо было бы написать об этом — ведь подобная статья даст прекрасный ответ на множество вопросов об их происхождении, а кроме того, послужит хорошим пособием при знакомстве с ними. Итак, и вправду, так откуда ж они взялись?
Понятно, что народам мира их дал Всевышний. Но вот закономерный вопрос, который задаст вам человек, услышавший об этом — если это так, то, значит, об этом должно быть написано в Торе (Пятикнижии Моисея — если понятнее). А если там об этом написано, то, соответственно, что же это не получило до сих пор такого распространения? Вот тут-то, чтобы разобраться во всем этом должным образом, нам и придется прибегнуть к помощи Талмуда — этой святой книги, в которой детальнейшим образом проанализированы мельчайшие подробности Писания, и которая любит давать ответы на сложнейшие вопросы, возникающие при его прочтении.
Итак, трактат Санедрин (то есть Высший Суд в переводе на русский), седьмой раздел, лист 56 — именно здесь так сказать выводятся вышеупомянутые семь заповедей, и мы с вами сейчас посмотрим как это происходит.
Мудрецы начинают с перечисления этих заповедей:
«Семь заповедей заповеданы потомкам Ноаха — суды, и запрет Б-гохульства, запрет идолопоклонства, запрет разврата, и запрет кровопролития, и запрет грабежа, и запрет употреблять в пищу орган, отделенный от живого существа. Рабби Ханина бен Гамлиэль говорит — также запрет употреблять в пищу кровь живого существа. Рабби Хидка говорит — также запрет кастрации. Рабби Шимон говорит — также запрет колдовства. Рабби Йосе говорит — народам мира запрещено все, сказанное о колдовстве в соответствующем разделе Торы (Дварим 18:10-13 или Второзаконие 18:10-13 если угодно): «Да не найдется у тебя никого, кто бы проводил сына своего или дочь свою через огонь (для посвящения их Молоху — детей при этом нередко просто сжигали, и, в целом, речь здесь идет о запрете посвящения детей какому бы то ни было божеству, тем более, если это влечет нанесение ущерба их здоровью или жизни), ворожащего (речь идет о распространенном на востоке вопрошании посоха или совершении любых иных действий для предсказывания будущего), звездочета (того, кто объявляет какой-либо момент времени удачным или неудачным для некоторого предприятия — то есть, кроме всего прочего, речь и об астрологических прогнозах любого рода), и суеверного (тех, кто толкует определенные события или знаки, чтобы предугадать будущее и поступает соответствующим образом), и колдуна (имеются в виду любые виды черной магии), и заклинателя (то есть привлекающего рептилий и других крупных животных в магических целях), и вызывающего «ов» (это некромантия и вызывание мертвеца, чей голос, в результате определенных ритуалов, исходил из подмышки или иной части трупа), и вопрошающего «идони» (кость животного, называемого «идо» помещали в рот такого человека и принуждали ее говорить) и вызывающего мертвецов (по типу советующихся с черепом, или мертвецом, или остающихся всю ночь на кладбище для общения с духами покойников). Ибо мерзость у Б-га всякий делающий это, и за мерзости эти Б-г Всесильный твой изгоняет их (истребленные впоследствии народы Кнаана) перед тобой. Непорочен будь пред Б-гом (т. е. не пытайся заглянуть в будущее, а принимай все, что Б-г тебе посылает) Всесильным твоим».
Рабби Эльазар говорит — также запретные смеси, народам мира разрешается носить «килаим» — то есть одежду из смешанной шерстяной и льняной тканей, а также сеять «килаим» — то есть засевать поля разнородными семенами, однако им запрещается случать самца и самку разных видов (как птиц так и животных, как диких так и домашних), а также запрещается им скрещивать различные виды плодовых деревьев (например, прививать ветку культурной яблони к дикой — однако плоды таких деревьев можно кушать, так же, как можно использовать мула и лошака, как готовую помесь).
Откуда взялись эти запреты? Рабби Йоханан говорит: написано в Писании (Брейшит 2:16 или Бытие 2:16) — «И заповедал Г-сподь Б-г человеку, сказав: от всякого дерева в саду есть ешь».
Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что ни одного слова в Библии не сказано просто так, но за каждой буквой в ней скрывается определенный смысл. Мудрецы об этом знали и умели докапываться до скрытого между строк. Использовали они для этого тринадцать принципов толкования Торы. Все они являются частью Устного Предания (Масора), передававшегося из поколения в поколение со времен пророка Моисея. Эти принципы часто применяются во всем Талмуде, когда необходимо проследить источники различных законов в тексте Торы. Один из них называется «гзера шава» (соответствие по подобию — перевод с библейского), то есть вывод из подобия слов или фраз в двух различных местах Писания. Это означает, что если в двух местах Торы встречаются одинаковые слова или выражения, то сказанное в одном месте имеет отношение и ко второму. Это правило (как и все другие), однако, не может применяться произвольно, но только там, где на это имеется явное Предание.
Основываясь на данной предпосылке, мудрецы и выводят по заповеди из каждого слова и словосочетания в данном случае. То есть на основе того, в каком контексте далее в тексте Торы встречаются подобные слова и словосочетания. И вот как они это делают.
И заповедал — это суды, поскольку написано (Брейшит 18:19 или Бытие 18:19): «Ибо предопределил Я его на то, чтобы он заповедал потомкам своим и дому своему после себя следовать путями Г-спода, творя добро и правосудие». Г-сподь — это запрет Б-гохульства, поскольку написано (Ваикра 24:16 или Левит 24:16): «А оскорбляющий имя Г-спода смерти да будет предан». Б-г — это запрет идолопоклонства, поскольку написано (Шмот 20:3 или Исход 20:3): «Да не будет у тебя богов иных предо Мною». Человеку — это запрет кровопролития, поскольку написано (Брейшит 9:6 или Бытие 9:6): «Проливающий кровь человека человеком его же кровь пролита будет». Сказав — это запрет разврата, поскольку написано (Ирмеяу 3:1 или Иеремия 3:1): «Сказано, вот, если отошлет муж жену свою, и пойдет она от него, и выйдет за другого, то разве возвратится он к ней снова». От всякого дерева в саду — это запрет грабежа (то есть Адаму необходимо было, чтобы Всевышний разрешил и дал ему в пользование деревья сада; но то, что не было дано ему в пользование, запрещено ему — комм. РАШИ). Есть ешь (то, что годится в пищу, но не ешь орган, отделенный от живого существа, поскольку живое животное не годится в пищу, но должно... — комм. РАШИ) — это запрет органа от живого существа».
Далее, мудрецы объясняют и доказывают, что народам мира все же разрешено употреблять в пищу кровь от живого существа (запрещенную по мнению рабби Ханины бен Гамлиэля). Вопрос о запрете кастрации остается спорным, поэтому лучше все же воздержаться от кастрирования или стерилизации как людей так и любых животных и птиц, если только это не необходимо для спасения жизни последних. А вот запретные смеси остаются в силе по всем мнениям, хотя сама заповедь и не входит в число семи. Вот откуда выводится сам запрет — трактат Санедрин, седьмой раздел, лист 60.
«Рабби Эльазар говорит — также запретные смеси. Откуда это выводится? Сказал Шмуэль: написано в Писании (Ваикра 19:19 или Левит 19:19) — «Установления мои соблюдайте» — то есть установления, которые Я уже когда-то дал вам (когда заповедал Израилю у Синая не случать самца и самку разных видов и т. д., то обратился к ним, сказав: установления мои соблюдайте, и не сказано так в других местах Писания; отсюда понятно, что так Он сказал им: установления, которые Я уже установил для народов мира, соблюдайте, и далее следуют сами установления — комментарий РАШИ). «Скота твоего не своди с другой породой. И поля твоего не засевай зерном разнородным» — как в отношении скота имеется в виду случка, так же и в отношении поля имеется в виду скрещивание (однако в отношении скота народам мира не запрещено запрягать вместе быка и осла, и так же в отношении засева поля запрещено им только скрещивать разные виды плодовых деревьев — комментарий РАШИ)».
И еще, написано в Библии (Брейшит 3:19 или Бытие 3:19): «Ибо прах ты, и в прах вернешься» — отсюда мудрецы выводят еще одно важное повеление, и касается оно поведения после смерти. Прах и земля на древнем иврите (языке, на котором изначально была вся Библия) являются одним словом. Запрещено предавать тело кремированию (как это стало модным в последнее время) или чему-то еще такому, что помешает его полноценному возвращению в землю, поскольку повеление состоит именно в придании тела земле, а его разложение там — часть процесса искупления грехов, совершенных человеком при жизни. И поэтому принято, чтобы если хоронят в гробу, то делают отверстие в его днище для связи с почвой, в которую его опускают, а если это невозможно, то, по крайней мере, насыпают горсть земли внутрь самого гроба».
Познавательно, не правда ли? А главное, не так уж сложно и совершенно доходчиво в ракурсе изучения и пояснений к нему. Простите, что закончил на такой вот неоптимистичной ноте, но, наверно, стоит и ее изучить, ведь раби Акива говорит, что у народов мира, которые примут на себя семь заповедей и будут тщательно их исполнять — у них есть удел в будущем мире. То есть в том, который будет когда придет праведный Мошиах (да случится это вскорости, в наши дни). И, стоит помнить, что вместе с ним придет и воскрешение умерших — и его в том числе удостоятся и те, о ком Тора говорит: «Праведники (а точнее благочестивые) народов мира»...