Мудрецы древности учат, что этот мир держится на трех опорах: Торе (то есть ее изучении и выполнении всеми потомками Ноаха семи ее заповедей), храмовой службе (то есть жертвоприношениях, совершавшихся в двух иерусалимских храмах) и добром отношении к ближнему (сюда входит целый ряд определенных поведенческих критериев, как то гостеприимство, отзывчивость, доброжелательность и т. п.).
Эти три важнейшие духовные силы, перечисленные в порядке их значимости, обеспечивают существование всей Вселенной. Если бы не выполнение их нами, Всевышний не позволил бы просуществовать этому миру и часа. Вот что имеется в виду, когда говорят о том, что «этот мир существует благодаря праведникам» — в том числе и благодаря праведникам из народов мира. И вот почему.
Дело в том, что у народов мира, соблюдающих семь заповедей потомков Ноаха, есть существенная доля в каждом из трех вышеперечисленных действий. Тора дает им семь заповедей для тщательного их соблюдения и выполнения. Доброе отношение к ближним, одним из проявлений которого является, к примеру, гостеприимство (не являющееся само по себе заповедью) имеет прямое отношение к народам мира уже хотя бы исходя из того, как настойчиво праотец Авраам наставлял в этом своего сына Ишмаэля (см. Берейшит 18:7). Но вот вопрос: а разве есть доля у народов мира в храмовом жертвоприношении? Ведь это, так сказать, сугубо еврейский и наполненный совершенно особой и в высшей степени святой атмосферой элемент их жизни.
Оказывается есть. И еще какая!
Тора говорит нам, что любой представитель народов мира, независимо от его религиозных убеждений мог принести в иерусалимском храме жертву «ола», то есть всесожжения. Чтобы понять, что это за жертва такая, достаточно будет сказать, что по своей очередности она стоит самой первой из всех перечисляемых Торой (см. Ваикра 1:1-17), а Тора перечисляет их всех в порядке убывания святости каждой.
Само название «жертва» — на иврите «корбан» — означает приближение, достижение близости к Всевышнему.
Ола — или жертва всесожжения — это добровольное приношение отдельного человека. Из всех жертв она единственная сжигалась на огне полностью, без остатка. Этой жертвой мог быть бык, ягненок, козел, дикий голубь или домашний голубь — зависело от благосостояния жертвующего. Жертвенных животных резали к северу от внешнего храмового жертвенника, затем снимали шкуру, тушу разрубали на части, солили все это на пандусе при возношении на жертвенник, а после — целиком сжигали на огне. У жертвенных животных не должно было быть никакого изъяна.
В случае крайней нужды жертвующего, животное могло быть заменено пшеничной мукой — такое жертвоприношение называлось «минхой» (см. Ваикра 2:1-13).
Жертва ола потому упоминается в Торе раньше всех других жертв, что она стоит выше их. На это намекает само ее название — «ола», означающее, что она, во-первых, превыше других жертв, и во-вторых, вся возносится в огне.
Тот факт, что ола полностью сжигается, и ни коэны ни жертвующий не могут съесть от нее ни куска (в отличие от всех других жертв) свидетельствует о ее высоком достоинстве. Дело в том, что большинство остальных жертв приносятся по обязанности или как искупление определенных грехов. Поэтому относительно них (других жертв) Всевышний повелел, чтобы их частично сжигали, а оставшееся отдавали коэнам для употребления в пищу. Жертва же ола — это дар Всевышнему, вызванный желанием очиститься и приблизиться к своему Творцу. Поэтому она единственная сжигается полностью. Б-г относится к ней как к дару от дорогого друга, который предназначен только Ему и никому больше.
Кроме того, Рамбам объясняет, что глядя на то, как животное режут, разделывают и полностью сжигают на огне, любого человека охватывало чувство глубочайшего смирения и покорности. Он осознавал, что то, что свершается над жертвой, в действительности следовало бы совершить над ним самим (анатомия людей и животных схожа по своей физической структуре). Ведь Небеса требуют, чтобы за каждое нарушение даже одной из семи заповедей потомков Ноаха следовала смерть преступающего их. И мидраш рассказывает нам, что окропление храмового жертвенника кровью приносимого в жертву всесожжения животного (а оно следовало сразу же после его забоя) представляло собой замену крови согрешившего кровью животного.
Более того, жертва всесожжения, приносимая любым человеком из народов мира принималась даже если он молился идолам. Ведь известно было, что ее принесение так сильно возвышает человека и оказывает такое сильнейшее воздействие на его душу, тело и всю дальнейшую жизнь, что он впоследствии зачастую отрекался от своих ложных верований и признавал над собой власть Всевышнего, а также принимал на себя выполнение семи законов потомков Ноаха, установленных для всего человечества.
Теперь у нас нет больше Храма. Уже нельзя с помощью жертвы всесожжения стать ближе к нашему Создателю. Однако, после разрушения Храма место всех жертвоприношений заняли соответствующие молитвы (как сказано: «И заменят уста наши приношения быков в жертву»).
Известно, что жертву всесожжения заменяет сегодня произнесение «Мизмор ле-Тода» — Песни в честь благодарственного жертвоприношения (Псалмы, гл. 100). Каждому произносящему этот псалом зачитывается, как если бы он лично привел в храмовый двор и отдал коэнам животное, предназначенное для принесения в жертву всесожжения.
Поэтому третий Любавичский Ребе Цемах-Цедек так настоятельно рекомендовал всем посещавшим его из народов мира произносить этот псалом ежедневно каждое утро, кроме субботы, праздничных дней, дня накануне праздника Песах, праздничных будней Песах и дня накануне праздника Йом-Кипур.
Ведь его произнесение, наряду с принятием и выполнением семи заповедей потомков Ноаха, а также добром поведении по отношению к ближнему — ваш личный вклад не только в поддержание существования и процветания этого мира, но и в склонение чаши весов в сторону кардинальных перемен, которые наступят в нем с приходом праведного Мошиаха, да случится это вскорости в наши дни.
Вот текст псалма:
Песнь благодарения. Восклицайте Б-гу, вся земля! Служите Б-гу с радостью, приходите к Нему с песнопением! Познайте, что Б-г — Всесильный, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его с благодарением, во дворы Его — с хвалою. Благодарите Его, благословляйте имя Его, ибо Б-г добр: милосердие Его вовек, вера Его из поколения в поколение.