1. В течение последнего года общественность США разделилась во мнениях по поводу решения Верховного суда, отменившего конституционную защиту права на аборт, известную как «Роу против Уэйда».
Будучи верующими евреями, мы, естественно, рады, что такое зло — конституционная защита права на совершение такого ужасного действия, как аборт, которое во множестве случаев равносильно убийству — удалено из федеральной правовой системы, которая выступает в роли верховенства доброты и из Конституции, документа, в котором с большим уважением трактуются вопросы веры и Б-жественной морали.
Однако это также возможность для нас вновь проанализировать такие понятия, как «за жизнь» и «за выбор», а также уделить время тому, какое отношение это имеет к нам как к хасидам.
2. По воле Творца, употребление понятий «за жизнь» и «за выбор» для описания двух сторон этого ожесточенного спора дает нам возможность обсудить еще один связанный с этим вопрос.
Есть очень интересный вопрос, поднятый Цемах-Цедеком (в «Ор а-Тора», гл. «Шмот» том 8 стр. 3003). Цемах-Цедек обсуждает запрет на «совмещение», а именно, что в дополнение к запрету идолопоклонства и веры, не дай Б-г, в божков, существует ошибочное мнение, что у Всевышнего есть партнеры в управлении миром.
Истинная еврейская вера заключается в том, что «нет никого, кроме Него», и Всевышний управляет миром абсолютно Сам, без какой-либо другой силы или власти. Все остальные силы, управляющие миром — ангелы, планеты и т.п., — всего лишь «топор в руке дровосека». У них нет ни слова, ни мнения, и поэтому совершенно неправомерно обращаться к ним с просьбами.
Однако наши мудрецы говорят, что в создании человека участвуют три партнера: отец, мать и Всевышний. Отец и мать вносят определенные аспекты в физическое тело, а Всевышний, как главный партнер, вкладывает душу; поэтому у нас есть заповедь почитания родителей.
Кстати, в десяти заповедях первые пять связаны с отношениями между человеком и Б-гом, а последние пять относятся к отношениям с нашими ближними. Однако заповедь почитания родителей входит в первые пять, и причина этого в том, что уважение к родителям — это, по сути, уважение ко всем трем партнерам, не только к нашим родителям, но и к другому Партнеру (см. комментарий РАМБАНа на «Шмот» 20:13).
Как это можно согласовать с запретом на «совмещение» (запрет на веру в партнеров Всевышнего в управлении миром)?
Объяснение в том (см. «Ликутей Сихот» том 36 стр. 90-95), что иудаизм — это в значительной степени вера «за выбор». Всевышний дает нам власть делать выбор в нашей жизни, и если у Солнца и Луны нет выбора, давать ли тепло или свет, то у отца и матери определенно есть выбор, приносить ли жизнь в мир. Поэтому, когда они делают правильный выбор, это то, что следует уважать, и мы ценим, что они вступают в партнерство с Б-гом, выступая за выбор и за жизнь, принимая решение создать жизнь.
3. Будучи верующими евреями, мы не делаем свой «выбор» в пользу прекращения жизни плода даже в тех штатах, где разрешены неправомерные аборты. Иудаизм — это вера, которая рассматривает человеческую (даже эмбриональную) жизнь как священную. Но что касается выбора создания жизни, то очень важно поднять тему, которую Любавический Ребе ШЛИТА Король Мошиах часто освещает и о которой много говорит, — тему «планирования семьи» (контроля рождаемости).
Эта тема может показаться некоторым очень привлекательной и нравственной: ответственно приводить в мир только то количество детей, с которым, по их мнению, они могут справиться.
Однако Ребе неоднократно говорил, что так называемое «планирование семьи» (контроля рождаемости) — помимо того, что оно не является здоровым или безопасным для родителей — это, прежде всего, очень явное и неприкрытое отсутствие уверенности во Всевышнем, отвергающее способность третьего и главного Партнера поддерживать жизнь, которую может создать только Он.
Конечно, когда есть законные опасения по поводу здоровья и еврейского закона, следует проконсультироваться с равом о том, как правильно поступить. Однако расчеты комфорта и так называемого «качества жизни» противоречат ценностям Торы и не должны быть предметом обсуждения для пары, которая соблюдает шаббат, кашрут, законы семейной чистоты и отправляет своих детей в йешивы и религиозные школы.
4. Если ассимиляция — это «бесшумный Холокост», то, я думаю, мы можем сказать, что планирование семьи (контроль рождаемости) — это «бесшумный аборт».
Я знаю, что это резкое заявление. Естественно, аборт — это нечто гораздо более ужасное: это фактическое прекращение уже зачатой жизни. Тем не менее, это определение опирается на слова мудрецов Мишны и Талмуда.
В трактате «Сота» (12а) рассказывается, что когда фараон издал свой страшный указ: «Все новорожденные мальчики-евреи должны быть брошены в Нил», Амрам сказал: «Зачем нам рожать детей, если в конце концов их убьют?»
Мириам, его дочь, ответила так: «Он приговорил к смерти только мальчиков, в то время как ты решил судьбу и мальчиков, и девочек. Также, когда ребенок рождается, даже, если по воле Творца, он не выживет в этом мире, он может достигнуть Грядущего мира».
В общем, поскольку позиция «за выбор» закона об абортах вызывает чувство полного отвращения, мы должны, по крайней мере, испытывать аналогичное отвращение, когда речь идет о «выборе» в планировании семьи (контроля рождаемости) и попытках на законодательном уровне ограничить благословения Творца, отказавшись от рождения детей в этом мире.
Конечно, речь не идет о том, чтобы вмешиваться в чужой выбор, но, честно говоря, мы живем в мире, где каждый встречается с такой ситуацией. Поэтому, прежде чем принимать решение по этому вопросу, мы должны понять его последствия.
Как прекращение жизни нерожденного ребенка, так и запрет на зачатие другого ребенка — это выбор, который дает нам Всевышний. В то время как выбор в отношении одного из них хуже, чем в отношении другого, суть в том, что независимо от причин, по которым этому ребенку неправомерно и с нарушением еврейского закона не дали появиться на свет, решения об умерщвлении кого-то и о нежелании рождения новой жизни имеют одинаковый вес.
Поэтому, постараемся сделать правильный выбор! Источник: Assimilation & Family Planning