…в моей памяти. Только версия второго издания такова, что приводят также и данное окончание слов Торы. И об этом можно сказать, по моему скромному мнению, сказанное в моем письме.
И засим остаюсь Вашим зятем, с пожеланиями мира навсегда, и получающим благословение от Вас, уважаемый Ребе...
Менахем
№5
1С Б-жьей помощью
3-й день недели, 7 Менахем-Ава, 5692 года.
Уважаемый и известный раввин-гаон, знаток Торы… р. Йосеф Розин2
Благословение и мир!
Научите нас, учитель, закону бесхозного имущества в юбилейный год3: освобождается ли оно немедленно от того, кто получил это имущество, и возвращается к тому, кто объявил его бесхозным и т.д.
Также о причине слов РАМБАМа в комментарии на Мишну, трактат «Нида» (45б), который объяснил, что годы жизни женщины в отношении срока обетов меньше, чем у мужчины, так как их жизнь короче4 и т.д., но не так, как приводится причина в Талмуде там. И также в чем причина5 того, что их жизнь короче и т.д.
Уважающий и ценящий Вас
М. Шнеерсон
Примечания:
1) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 17, стр. 521. Сборник «Возвысится Тора», Иерусалим, выпуск №9, стр. 10 (и на полях там в месте примечаний, процитированных далее) и отредактировано по фотокопии рукописи письма.
2) Гаон из Рогачева. Другое письмо к нему — выше, письмо 1.
3) См. книгу «Рахаш левав» [р. Ш. Биренбойма, зятя р. Акивы Эйгера], Иерусалим 5719 года, п. 9-10, где написано об этом.
4) И также комментарий Эвен-Эзры (на слова «Ваикра» 21:4) и причина упоминать мать прежде отца в том, что мужчины живут дольше женщин и т.д.
5) В похожем тексте задал вопрос также о книге «Маасэ рокеах» по РАМБАМу, гл. 11 «Законов об обетах», где написал, что нужно выяснить, ведь обязательно РАМБАМ имел в виду привести причину словам рабби Хии, что Всевышний дал женщинам дополнительное понимание, так как их жизнь коротка. И см. еще в «Новшествах» Хатам-Софера к Талмуду там, где приводится объяснение.