…еврею просвет размером с игольное ушко — то Всевышний открывает для него как вход в зал Храма. И как объясняется в хасидизме уточнение по этому поводу, что в зале не было дверей и поэтому он всегда был открыт, только бы старались войти во двор. И ведь также между дворами для евреев и коэнов не было разделяющей их перегородки, хотя должны были подняться по ступенькам от одних к другим. И пример понятен.
Прошу Вас раздать монеты на праздник Ханука, как и в прошлом году1.
С благословением с праздником освобождения и успехов в материальном и духовном,
М. Шнеерсон
№3124
С Б-жьей помощью
19 Кислева, 5715 года
Бруклин
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от первого дня недели, когда читали главу Торы «Ваишлах», в котором пишете о том, что у Вас вызвало затруднение сказанное в первой части моего письма2 (ответ на Ваше письмо), а именно: как можно, чтобы изучающий Тору отвергал сказанное в принятой среди еврейского народе книге, если он найдет там противоречие.
И вот, я уже объяснил в своем письме достаточно причин для этого. И даже если бы эти причины были неизвестны, так ведь это очень часто происходит среди учеников известных йешив, у которых отсутствует изучение внутренней части Торы, которые отвергают сказанное в книгах и мнения последних законоучителей, а также и т.д. И я не хочу называть поименно этих людей (и в чем польза этого?), хотя они делают это в открытую. А те, кого они отрицают, это «Маген Авраам», «Хатам Софер» и т.д. и т.п.
2) Что касается Вашего смущения: каким образом можно наладить внутреннюю связь между душами ученика и учителя и как быть уверенным, что нашли правильно. И на мой взгляд возможно, что эта внутренняя связь появится именно после связи внешней. — Вот, что касается ответственности, так…
Примечания:
1) См. выше, том 8 письмо №2311. Том 7, письмо №1970. Том 5, письма №1290, 1341. Далее, письмо №3165. Это примечание было написано нескольким руководителям йешив в ХАБАДе.
2) Как выше, том 9, письмо №2625.