Мы должны задаться вопросом об источнике и происхождении этого использования, тем более, что оно не встречается в тексте «кадиша» мудрецов, согласно порядку молитвы РАМБАМа, согласно всем изданиям, с которыми я ознакомился. Его также нет в «кадише» в конце трактатов Талмуда и Мишны. Оно также не встречается в молитвенниках «Аводат Исраэль» или «Оцар а-Тфилот».
Кроме того, эта формулировка создает некоторые проблемы. Ведь вся Земля свята, а не только «это место», см. «Леках Тов» к «Шмот» 3:5. Подобным образом, каждая синагога, каждый дом обучения является священным местом, как сказано в «Сефер а-Йерим» в главе 324. В молитвеннике РАШАШа (р. Шалома Шараби), напечатанном в Иерусалим 5676 году, мы не находим этого дополнения.
№4868
С Б-жьей помощью
25 Мар-Хешвана, 5717 года
Бруклин
Госпожа Фрейдл Зильберштрум1 из Иерусалима
Благословение и мир!
...Что касается вопроса о месте надгробия2, необходимо приложить усилия, чтобы установить обычай, который принят на Святой Земле. Ждать целый год3 или нет? Если устоявшейся практики в этой области нет, или если их несколько, нет причин откладывать эту установку.
Творец мира, Который направляет его, дарует Вам долгие дни и добрые годы. Всегда и каждый день Вы будете приносить только хорошие новости о себе, своих сыновьях и внуках.
С благословением.
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 4441.
2) Симхи Зильберштрума, убитого в профессиональном училище Кфар-Хабада арабскими террористами. См. по этому поводу письма 4441 и 4999.
3) После смерти.