28 Сивана 5782 года, второй день недели, гл. Корах | 2022-06-27 11:13

Игрот Кодеш. Том 20, стр. 341

Чтобы разрешить противоречие между цитатой из Мишны и комментарием к ней, можно привести следующее объяснение.

Некоторые из первых мудрецов, комментирующих Талмуд, не цитируют его в качестве названия своего объяснения, за исключением двух или трех слов. Иногда они пишут это прямо на копии Талмуда. Это то, что р. Дитрани сделал в данном случае. В данном случае переписчик, воспроизводивший текст, не был дотошным, так как не заметил этого противоречия. Так что он не задавался вопросом и о переписке Мишны, и, возможно, у него было кембриджское издание. В любом случае, такая важная личность, как р. Дитрани, не мог выбрать эту версию, и именно поэтому мы не находим подобного в другом месте, как мы видели, хотя учеников р. Дитрани было много.

Там: «внутрь... это входы». Следует отметить, что это согласуется с комментарием РАШИ к «Швуот» (5а), но не с тем, что говорят РАШИ и «Тосафот» здесь.

Там. «Из четыре»: Это не начало нового абзаца, а лишь продолжение первого, которое заканчивается словами «и среди бедных» в конце комментируемого здесь отрывка. Впоследствии слова «и возражает Талмуд» вводят новую тему.

В конце книги. На странице 489 отмечено: «Что мы сказали». На самом деле, возможно, следует читать (?): «Кто сказал».

Там. «Я занимаюсь, чтобы расслабиться, и мне не нужно знать меру этой воды». Рабби Дитрани добавляет следующее уточнение: «...чтобы расслабиться», и надо выяснить, встречается ли это дополнение или его эквивалент у других комментаторов.

Это можно сравнить с игрой в мяч в субботу. Действительно, измерение тогда необходимо, но, пока оно проводится только для того, чтобы занять себя, оно разрешено. В таком случае измерение имеет игровую цель, и нет необходимости знать меру воды. Таково мнение «Ави а-Эзри» («Тур» в разделе «Орах Хаим», в конце главы 306), который разрешает трижды измерить расстояние в три локтя и затем произнести заклинательную формулу. Причина в том, что это только один способ быть занятым1.

Однако мы можем истолковать термин «расслабиться» и в смысле развлечения, легкого действа, как в стихе (Мишлей 26:19): «Ведь я шучу»2. В таком случае речь идет не об измерении, а только о занятии. В этом отношении вы увидите объяснение рабейну Хананеля, который говорит: «Я занимаюсь только собой, что означает, что я измеряю, не имея намерения это делать». Точно так же Алтер Ребе в «Шулхан Арухе» (306:18-19) уточняет: «Тот, кто измеряет без какой-либо пользы для него. Вот это разрешено». В этом случае повторение заклинательной формулы предполагает меру, но это разрешено, поскольку оно мотивировано заповедью. В любом случае, этот анализ еще нуждается в углублении.

И, придя к такому заключению, можно также задаться вопросом, почему РАМБАМ, «Шулхан Арух» и РАМО не связывают принцип, согласно которому допустимо измерять?

Там. «Бочка была взята» — Может быть, здесь действительно нужно сказать: «Он берет бочку».

Там. В сноске. «Благословен Б-г…». Кажется, это означает: «Благословен Б-г, Который помог нам»3.

Примечания:
1) Как правило, в субботу нельзя проводить измерения. Тем не менее, это будет разрешено, если это будет сделано только для того, чтобы занять себя, а это измерение не будет иметь никакой пользы.
2) Так же поступает и человек, который оскорбляет своего ближнего и объясняет: «Мне было весело».
3) Традиционная формула заключения трактата Талмуда.

« предыдущая стр.следующая стр. »

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

© Шолем Л. | Просмотров: 121 | Комментарии (0)
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter