№7526
С Б-жьей помощью
дни праздника Ханука, 5721 года
Бруклин, Нью-Йорк
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Довбер Тейтельбойм
Мир и благословение!
Мне было приятно узнать о Вашем с друзьями подарке от чистого сердца — сочинении по [ритуальному] очищению [в микве] для пробуждения еврейских сердец.
Ведь каждый в начале дня после пробуждения произносит благословение: «Б-г мой! (что Он чист1, Его место чисто и Его служители чисты) Душа, которую Ты дал мне, чиста»».
Это сочинение о важности окунания и очищения тела, сосуда святости и собственности Всевышнего2, основано на словах первых и последних законодателях, по слову которых мы живём.
Речь идёт не только об окунании для очищения от нечистоты в буквальном смысле, но также и окунание для достижения повышенной чистоты. Ведь в этом есть несколько уровней и подъемов, наподобие пяти достоинствам, которые перечислили наши мудрецы, когда окунающийся для [съедения] несвятого считается ритуально нечистым для [съедения] десятины и т.д.
И как говорил мой уважаемый тесть и учитель... об отличии3 между собой времен окунания для [достижения] чистоты в обычный будний день, в дни чтения Торы во второй и пятый дни недели, в дни общественных постов, в канун суббот и праздников, накануне Рош а-Шана и Йом-Кипура, в субботы и праздники.
Понятно, что при этом есть несколько подъемов также и из высказывания РАМБАМа, все слова которого4 исключительно точны, в конце десятой книги, которая называется «Книга чистоты», где он объяснил, что погружение и окунания в воду намекает на «приведение своей души к воде сознания».
Примечания:
1) «Ваикра раба».
2) «Шулхан Арух» Алтер Ребе, второе издание в конце п. 4. РАМБАМ в «Законах об убийце» 1:4 (см. также комментарий РАДБАЗа к РАМБАМу в «Законах о Санедрине» в конце гл. 18. «Шулхан Арух» Алтер Ребе в «Законах причинения ущерба телу» п. 4: «У человека нет права над своим телом и т.д.»).
3) Беседа в праздник Песах 5703 г., п. 61.
4) «Правила РАМБАМа» (см. «Яд Малахи» и в других местах).