14 Тишрея 5782 года, второй день недели, гл. Браха

Игрот Кодеш. Том 21, стр. 310

Вы пишете о пересечении1 границы часового пояса в момент наступления кануна святой субботы и самой субботы, что если сделать это несколько раз, то у такого человека пропадет знак субботы, но ведь это невозможно.

Нужно разобраться, какое следствие вытекает из различия между этими двумя мнениями, что будут семь дней без субботы или семьсот дней без субботы. И почему это невозможно — (и в частности по мнению РАМБАНа — глава «Шмот» 20:8 — что каждый день есть заповедь помнить о святой субботе. Хотя также и по его мнению это вспоминание не является полным знаком, ведь мы обязаны накладывать тфиллин).

И очевидно, что нельзя запретить это пересечение и похоже на то, как откладывают обрезание, чтобы не нарушить субботу после этого с помощью приборов (и по мнению РАЗА и РАШБА — как приводит РАН в комментарии на трактат «Шабат» 134б) или в отношении запрета выезжать группой, если потом придется нарушить субботу. И см. также РАШИ к трактату «Сукка» 25б со слова «Выпал»: «Занимающийся заповедью свободен и т.д.» — ибо во всем этом есть обязанность, только причина отталкивает ее или разрешает, чего нет в нашем случае.

И есть немногая схожесть со сказанным в трактате «Менахот» (41а) «Ты находишь любой предлог, чтобы освободить себя от исполнения и т.д.». См. там в «Тосафот» и замечаниях в конце закона о цицит.

И см. также сборник вопросов и ответов Цемах-Цедека, раздел «Йорэ деа» п. 92. «Цафнат панеах» первое издание 87:74.

И тем не менее это не похоже, ведь как уже было сказано есть заповедь в реальности по крайней мере, но — нет субботы в шестой или первый дни недели.

Снова я видел Ваше упоминание в книге о «Мишна брура».

* * *

Что же касается того, что Вы пишете, что может быть такая стараемся, когда все евреи пересекут границу часового пояса в это время и тогда суббота полностью будет отменена.

И нужно заметить из сказанного в «Мехильта» в начале главы «Насо», где уточняется: ведь когда неевреи окружили Землю Израиля и осквернили Израиль и т.д. И как сказал об этом в «Цафнат панеах» гаон из Рогачева (и этой книги у меня нет сейчас), который объясняет, что именно в таких случаях, когда отменили субботу полностью2, нужно сказанное в Торе (что только на основании этого понятно, почему в «Мехильте» был использован такой редкий случай). Также нужно разобраться в таких случаях — накладывали ли евреи тфиллин в Йом-Кипур в тот год, когда завершили строительство Храма, так как они ели и пили в этот день (трактат «Моэд катан» 9а). И см. комментарий Цемах-Цедека на Моэд катан (глава 3, мишна 4), что знак в отказе от работы. И возможно, что также в этот Йом-Кипур не выполняли работу…

Примечания:
1 На стр. 436.
2 См. также выше, том 2, письмо №183 и в примечаниях к нему.

« предыдущая стр.следующая стр. »

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Темы: Суббота
© Шолем Лугов | Просмотров: 1647 | Комментарии (0)
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter