Внезапно произошла страшная катастрофа. Вся культура и цивилизация двадцатого века рухнули. И стало понятным, что это никоим образом не противоречит тому, что с одной стороны можно быть философом или поэтом, иметь хорошие манеры, вращаться в высшем обществе посещая салоны Берлина, а, с другой стороны, приезжать в Треблинку, например, и совершать все, что там творилось. Более того, это не исключительный случай «чудовищ», ужасных существ в человеческом обличье, а сотен миллионов человек, целого народа. Однако, как Вы пишите в своих статьях, «мир хранил молчание». И мы могли бы добавить подзаголовок, подчеркнув при этом, что большая часть мира была счастлива, что «дело» было сделано и другие люди позаботились об этом, или даже были довольны, несмотря на то, что другие позаботились об этом.
Если история Гитлера должна была бросить вызов любой вере, то в некотором роде она должна была показать и даже прояснить, что нельзя полагаться на человеческую концепцию справедливости и праведности, в том числе человека с высшим образованием и университетским дипломом, сына профессора.
К нашему большому сожалению и стыду, мы боимся четко и открыто сформулировать такой вывод и тем более логические последствия, которые он должен иметь в повседневной жизни. И это необъяснимое молчание к сожалению существует также и среди представителей религиозного мира, включая тех, кто своими глазами наблюдал, на что способны люди, когда они представлены самим себе. Как я уже сказал в начале этого письма, это происходит потому что мы стараемся иметь более легкую и комфортную жизнь, легче спать. Ведь гораздо легче быть в гармонии с миром, хотя это тот же самый мир, который хранил молчание и, по большей части, даже был доволен в глубине сердца.
* * *
Позвольте мне теперь сделать личное замечание по поводу обмена мнениями, который произошел при встрече в моем офисе. Ваша серия статей под названием «А весь мир молчал» в очередной раз...