СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 16:08

РАМБАМ: Мишне Тора

Введение в законы эрува. Этот раздел содержит одну повелевающую заповедь постановления мудрецов. Она не входит в исчисление 613 заповедей. Эта заповедь объясняется в следующих главах. הלכות עירובין — הקדמה מצוה עשה אחת והיא מדברי סופרים ואינה מן המנין: וביאור מצוה זו בפרקים אלו:

Законы эрува. Гл. 1

1. Согласно закону Торы, когда есть несколько соседей, живущих во дворе, каждый в своем частном доме, всем им разрешается носить с собой по всему двору, из домов во двор и из двора в дома, потому что весь двор является частным владением, и разрешается переносить по всему двору. Аналогичным образом, что касается полосы, на которой есть столб расположенный у входа или балка, расположенная над ним, всем жителям полосы разрешается носить на всей полосе и от внутренних дворов до полосы движения, и от переулка до дворов, так как весь переулок является частной собственностью. Точно так же вся область внутри города, окруженная стеной высотой не менее десяти ладоней, с воротами, запираемыми на ночь, является частной территорией. Это закон Торы. חָצֵר שֶׁיֵּשׁ בָּהּ שְׁכֵנִים הַרְבֵּה כָּל אֶחָד מֵהֶם בְּבַיִת לְעַצְמוֹ דִּין תּוֹרָה הוּא שֶׁיִּהְיוּ כֻּלָּן מֻתָּרִין לְטַלְטֵל בְּכָל הֶחָצֵר וּמִבָּתִּים לֶחָצֵר וּמֵהֶחָצֵר לַבָּתִּים מִפְּנֵי שֶׁכָּל הֶחָצֵר רְשׁוּת הַיָּחִיד אַחַת וּמֻתָּר לְטַלְטֵל בְּכֻלָּהּ. וְכֵן הַדִּין בְּמָבוֹי שֶׁיֵּשׁ לוֹ לֶחִי אוֹ קוֹרָה שֶׁיִּהְיוּ כָּל בְּנֵי הַמָּבוֹי מֻתָּרִים לְטַלְטֵל בְּכֻלּוֹ וּמֵחֲצֵרוֹת לַמָּבוֹי וּמִמָּבוֹי לַחֲצֵרוֹת שֶׁכָּל הַמָּבוֹי רְשׁוּת הַיָּחִיד הוּא. וְכֵן הַדִּין בִּמְדִינָה שֶׁהִיא מֻקֶּפֶת חוֹמָה גְּבוֹהָה עֲשָׂרָה טְפָחִים שֶׁיֵּשׁ לָהּ דְּלָתוֹת וְנִנְעָלוֹת בַּלַּיְלָה שֶׁכֻּלָּהּ רְשׁוּת הַיָּחִיד הִיא. זֶה הוּא דִּין תּוֹרָה:
2. Тем не менее, согласно постановлению мудрецов, соседям запрещено носить с собой в пределах частной собственности, которая разделена на разные жилища, если все жители не объединяются в эрув [владений] до начала субботы. Это ограничение распространяется на дворы, переулки и города. Он был учрежден Шломо и его судом. אֲבָל מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים אָסוּר לִשְׁכֵנִים לְטַלְטֵל בִּרְשׁוּת הַיָּחִיד שֶׁיֵּשׁ בָּהּ חֲלוּקָה בְּדִיּוּרִין עַד שֶׁיְּעָרְבוּ כָּל הַשְּׁכֵנִים כֻּלָּן מֵעֶרֶב שַׁבָּת. אֶחָד חָצֵר וְאֶחָד מָבוֹי וְאֶחָד הַמְּדִינָה. וְדָבָר זֶה תַּקָּנַת שְׁלֹמֹה וּבֵית דִּינוֹ:
3. Точно так же люди, которые живут в палатках, в будках или в лагере, окруженном перегородкой, не могут переходить из палатки в палатку, пока они не совершат эрув. Напротив, члены каравана, которые окружают свой лагерь перегородкой не обязаны присоединяться к эруву. Они могут переносить предметы из палатки в палатку без эрува, поскольку сама природа их обстоятельства считается эрувом, так как эти жилища недолговечны. וְכֵן יוֹשְׁבֵי אֹהָלִים אוֹ סֻכּוֹת אוֹ מַחֲנֶה שֶׁהִקִּיפוּהוּ מְחִצָּה אֵין מְטַלְטְלִין מֵאֹהֶל לְאֹהֶל עַד שֶׁיְּעָרְבוּ כֻּלָּן. אֲבָל שַׁיָּרָא שֶׁהִקִּיפָה מְחִצָּה אֵין צְרִיכִין לְעָרֵב אֶלָּא מוֹצִיאִין מֵאֹהֶל לְאֹהֶל בְּלֹא עֵרוּב לְפִי שֶׁהֵן כֻּלָּן מְעֹרָבִין וְאֵין אוֹתָן אֹהָלִים קְבוּעִין לָהֶן:
4. Почему Шломо ввел это ограничение? Чтобы простые люди не заблуждались и не говорили: «Так же, как разрешено переносить предметы из дворов на улицы города и его рыночные площади, и приносить предметы из этих владений во двор, так и разрешено возить предметы из города в поля и с полей в город». Более того, они будут действовать под ошибочным представлением, что рынки и улицы — поскольку они являются общественным достоянием — подобны полям и пустыням. Это привело бы их к еще одной ошибке, заставив их сказать, что только внутренний двор является частным владением, и они могут подумать, что нет запрета на передачу вещей, и что разрешено переносить вещи из частного владения в общественное и наоборот. וּמִפְּנֵי מָה תִּקֵּן שְׁלֹמֹה דָּבָר זֶה. כְּדֵי שֶׁלֹּא יִטְעוּ הָעָם וְיֹאמְרוּ כְּשֵׁם שֶׁמֻּתָּר לְהוֹצִיא מִן הַחֲצֵרוֹת לִרְחוֹבוֹת הַמְּדִינָה וּשְׁוָקֶיהָ וּלְהַכְנִיס מֵהֶם לַחֲצֵרוֹת כָּךְ מֻתָּר לְהוֹצִיא מִן הַמְּדִינָה לַשָּׂדֶה וּלְהַכְנִיס מִן הַשָּׂדֶה לַמְּדִינָה. וְיַחְשְׁבוּ שֶׁהַשְּׁוָקִים וְהָרְחוֹבוֹת הוֹאִיל וְהֵן רְשׁוּת לַכּל הֲרֵי הֵן כְּשָׂדוֹת וּכְמִדְבָּרוֹת וְיֹאמְרוּ שֶׁהַחֲצֵרוֹת בִּלְבַד הֵן רְשׁוּת הַיָּחִיד וִידַמּוּ שֶׁאֵין הַהוֹצָאָה מְלָאכָה וְשֶׁמֻּתָּר לְהוֹצִיא וּלְהַכְנִיס מֵרְשׁוּת הַיָּחִיד לִרְשׁוּת הָרַבִּים:
5. Поэтому Шломо установил следующие правила: всякий раз, когда частное владение делится на отдельные жилые единицы, которые считаются частной собственностью отдельных лиц, и остается территория, которая является совместной собственностью всех людей и все участвуют в ней в равной степени — например, двор с выходящими на него домами — территория, находящаяся в совместной собственности, считается общественным достоянием. Точно так же каждое место, которым один из соседей владеет, считается частной собственностью. Таким образом, запрещается переносить предмет из частной собственности человека в область, находящуюся в совместной собственности, так же как запрещается переносить из частного владения в общественное. Вместо этого каждый человек должен содержать свою деятельность в пределах своей собственности, если только не учрежден эрув, хотя согласно Торе вся территория является одним частным владением. לְפִיכָךְ תִּקֵּן שֶׁכָּל רְשׁוּת הַיָּחִיד שֶׁתֶּחֱלַּק בְּדִיּוּרִין וְיֹאחַז כָּל אֶחָד וְאֶחָד בָּהּ רְשׁוּת לְעַצְמוֹ וְיִשָּׁאֵר מִמֶּנָּה מָקוֹם בִּרְשׁוּת כֻּלָּן וְיַד כֻּלָּן שָׁוָה בּוֹ כְּגוֹן חָצֵר לַבָּתִּים. שֶׁנַּחְשֹׁב אוֹתוֹ הַמָּקוֹם שֶׁיַּד כֻּלָּן שָׁוָה בּוֹ כְּאִלּוּ הוּא רְשׁוּת לָרַבִּים. וְנֶחְשָׁב כָּל מָקוֹם וּמָקוֹם שֶׁאָחַז כָּל אֶחָד מִן הַשְּׁכֵנִים וְחִלְּקוֹ לְעַצְמוֹ שֶׁהוּא בִּלְבַד רְשׁוּת הַיָּחִיד. וְיִהְיֶה אָסוּר לְהוֹצִיא מֵרְשׁוּת שֶׁחָלַק לְעַצְמוֹ לִרְשׁוּת שֶׁיַּד כֻּלָּם שָׁוָה בּוֹ. כְּמוֹ שֶׁאֵין מוֹצִיאִין מֵרְשׁוּת הַיָּחִיד לִרְשׁוּת הָרַבִּים. אֶלָּא יִשְׁתַּמֵּשׁ כָּל אֶחָד בָּרְשׁוּת שֶׁחָלַק לְעַצְמוֹ בִּלְבַד עַד שֶׁיְּעָרְבוּ כֻּלָּן אַף עַל פִּי שֶׁהַכּל רְשׁוּת הַיָּחִיד:
6. Что подразумевается под эрувом? Что все люди соберутся вместе в одном сборе еды перед началом субботы. Это служит заявлением о том, что все они объединились и делят еду. Ни один из них не имеет полностью частной собственности. Напротив, как территория, находящаяся в совместном владении, является собственностью всех, так и каждый участвует в частной собственности. Все они объединены в один домен. Выполнение этого действия не позволит им ошибиться и подумать, что разрешено передавать статьи между частным владением и общественным владением. וּמַה הוּא הָעֵרוּב הַזֶּה. הוּא שֶׁיִּתְעָרְבוּ בְּמַאֲכָל אֶחָד שֶׁמַּנִּיחִין אוֹתוֹ מֵעֶרֶב שַׁבָּת. כְּלוֹמַר שֶׁכֻּלָּנוּ מְעֹרָבִין וְאֹכֶל אֶחָד לְכֻלָּנוּ וְאֵין כָּל אֶחָד מִמֶּנּוּ חוֹלֵק רְשׁוּת מֵחֲבֵרוֹ אֶלָּא כְּשֵׁם שֶׁיַּד כֻּלָּנוּ שָׁוָה בְּמָקוֹם זֶה שֶׁנִּשְׁאַר לְכֻלָּנוּ כָּךְ יַד כֻּלָּנוּ שָׁוָה בְּכָל מָקוֹם שֶׁיֹּאחֵז כָּל אֶחָד לְעַצְמוֹ וַהֲרֵי כֻּלָּנוּ רְשׁוּת אֶחָד. וּבַמַּעֲשֶׂה הַזֶּה לֹא יָבוֹאוּ לִטְעוֹת וּלְדַמּוֹת שֶׁמֻּתָּר לְהוֹצִיא וּלְהַכְנִיס מֵרְשׁוּת הַיָּחִיד לִרְשׁוּת הָרַבִּים:
7. Эрув, который жители двора совершают между собой, называется «эрув хацерот», соединение участков дворов. Объединение жителей переулка или города называется «шитуф» (партнерство). הָעֵרוּב שֶׁעוֹשִׂים בְּנֵי הֶחָצֵר זֶה עִם זֶה הוּא הַנִּקְרָא עֵרוּבֵי חֲצֵרוֹת. וְשֶׁעוֹשִׂין אַנְשֵׁי מָבוֹי זֶה עִם זֶה אוֹ כָּל בְּנֵי הַמְּדִינָה הוּא הַנִּקְרָא שִׁתּוּף:
8. Эрув, объединение обитателей двора, не может быть приготовлено из чего-либо, кроме целой буханки хлеба. Даже если буханка хлеба имеет размер «сэа», но она нарезана, ее нельзя использовать для эрува. Если он цел, даже если он размером с «исар», его можно использовать для эрува. Подобно тому, как эрув можно приготовить из буханки хлеба, сделанной из зерна, также можно приготовить его из буханки хлеба, сделанной из риса или чечевицы. Буханку хлеба из проса, напротив, использовать нельзя. «Шитуф» для переулка или города, напротив, может быть приготовлен либо из хлеба, либо из другой пищи. Ибо мы можем использовать любую пищу для «шитуфа», за исключением воды и соли. Точно так же нельзя использовать грибы и трюфели для «шитуфа», потому что они не считаются пищей. Ограничение на использование воды и соли применяется только, когда они выделены как отдельные объекты. Если смешать воду и соль, это считается рассолом, и его можно использовать для «шитуфа». אֵין מְעָרְבִין בַּחֲצֵרוֹת אֶלָּא בְּפַת שְׁלֵמָה בִּלְבַד. אֲפִלּוּ כִּכַּר מַאֲפֶה סְאָה וְהִיא פְּרוּסָה אֵין מְעָרְבִין בָּהּ. הָיְתָה שְׁלֵמָה וְהִיא כְּאִיסָר מְעָרְבִין בָּהּ. וּכְשֵׁם שֶׁמְּעָרְבִין בְּפַת תְּבוּאָה כָּךְ מְעָרְבִין בְּפַת אֹרֶז וּבְפַת עֲדָשִׁים אֲבָל לֹא בְּפַת דֹּחַן. וְשִׁתּוּף בֵּין בְּפַת בֵּין בִּשְׁאָר אֳכָלִים. בְּכָל אֹכֶל מִשְׁתַּתְּפִין חוּץ מִן הַמַּיִם בִּפְנֵי עַצְמָן אוֹ מֶלַח בִּפְנֵי עַצְמוֹ. וְכֵן כְּמֵהִין וּפִטְרִיּוֹת אֵין מִשְׁתַּתְּפִין בָּהֶן שֶׁאֵינָן חֲשׁוּבִין כָּאֳכָלִים. עֵרֵב מַיִם עִם מֶלַח נַעֲשָׂה כְּמוּרְיָס וּמִשְׁתַּתְּפִין:
9. Какое количество еды необходимо, чтобы установить «шитуф»? Мера, равная размеру сушеного инжира, для каждого жителя переулка или города, если их восемнадцать или меньше. Однако, если имеется более восемнадцати жителей, минимальной мерой «шитуфа» является количество пищи, достаточное для двух приемов пищи, т.е. количество, эквивалентное восемнадцати сушеным инжирам, что эквивалентно мере в шесть яиц среднего размера. Даже если тысячи и мириады людей захотят употребить этот «шитуф», все, что необходимо, это количество пищи достаточное для двух приемов пищи. וְכַמָּה שִׁעוּר הָאֹכֶל שֶׁמִּשְׁתַּתְּפִין בּוֹ. כִּגְרוֹגֶרֶת לְכָל אֶחָד וְאֶחָד מִבְּנֵי הַמָּבוֹי אוֹ מִבְּנֵי הַמְּדִינָה. וְהוּא שֶׁיִּהְיוּ שְׁמוֹנֶה עֶשְׂרֵה אוֹ פָּחוֹת. אֲבָל אִם הָיוּ מְרֻבִּים עַל זֶה שִׁעוּרוֹ שְׁתֵּי סְעֵדּוֹת שֶׁהֵן כִּשְׁמוֹנֶה עֶשְׂרֵה גְּרוֹגָרוֹת שֶׁהֵן כְּשֵׁשׁ בֵּיצִים בֵּינוֹנִיּוֹת. אֲפִלּוּ הָיוּ הַמִּשְׁתַּתְּפִין אֲלָפִים וּרְבָבוֹת שְׁתֵּי סְעֵדּוֹת לְכֻלָּן:
10. Когда «шитуф» готовится из любой пищи, которую едят без дальнейшего приготовления, например, буханки хлеба, определенных видов зерна или сырого мяса, минимальной мерой является количество пищи достаточное для двух приемов пищи. Когда рассматриваемая пища является гарниром — то есть чем-то, что люди обычно едят вместе с хлебом — например, вареным вином, жареным мясом, уксусом, рыбным рассолом, оливками и луковицами — минимальной мерой является количество, достаточное для проведения двух трапез. כָּל אֹכֶל שֶׁהוּא נֶאֱכָל כְּמוֹת שֶׁהוּא כְּגוֹן פַּת וּמִינֵי דָּגָן וּבָשָׂר חַי אִם נִשְׁתַּתְּפוּ בּוֹ שִׁעוּרוֹ מְזוֹן שְׁתֵּי סְעֵדּוֹת. וְכָל שֶׁהוּא לִפְתָּן וְדֶרֶךְ הָעָם לֶאֱכל בּוֹ פִּתָּן כְּגוֹן יַיִן מְבֻשָּׁל וּבָשָׂר צָלִי וְחֹמֶץ וּמוּרְיָס וְזֵיתִים וְאִמָּהוֹת שֶׁל בְּצָלִים שִׁעוּרוֹ כְּדֵי לֶאֱכל בּוֹ שְׁתֵּי סְעֻדּוֹת:
11. Когда свежее вино используется для «шитуфа», на каждого участника требуется два «ревиита». Точно так же, если используется пиво, требуются два ревиита. Если используются яйца, минимальная мера — два; их можно использовать для шитуфа даже в сыром виде. Другие минимальные меры: два граната, один этрог, пять орехов, пять персиков, римский фунт овощей — сырых или вареных; если овощи приготовлены слегка, но не тщательно, их нельзя использовать; ула специй, кав фиников, кав сушеного инжира, манэ измельченного инжира, кав яблок, горсть повиликок, горсть свежих бобов, римский фунт лишайника. Свекла считается овощами и может использоваться для приготовления эрува. Луковые листья нельзя использовать для эрува, если они еще не выращены, а длина каждого листа не меньше длины вытянутой руки. Если они не такие длинные, они не считаются пищей. Все эти виды еды считаются гарнирами; следовательно, им были даны эти меры. Те же принципы применимы и в других подобных ситуациях. Все продукты можно комбинировать, чтобы достичь минимального размера шитуфа. נִשְׁתַּתְּפוּ בְּיַיִן חַי שִׁעוּרוֹ שְׁתֵּי רְבִיעִיּוֹת לְכֻלָּן. וְכֵן בְּשֵׁכָר שְׁתֵּי רְבִיעִיּוֹת. בֵּיצִים שְׁתַּיִם וּמִשְׁתַּתְּפִין בָּהֶן וַאֲפִלּוּ הֵן חַיּוֹת. וְרִמּוֹנִים שְׁנַיִם. אֶתְרוֹג אֶחָד. חֲמִשָּׁה אֱגוֹזִים. חֲמִשָּׁה אֲפַרְסֵקִים. לִיטְרָא שֶׁל יָרָק בֵּין חַי בֵּין שָׁלוּק וְאִם הָיָה בָּשִׁיל וְלֹא בָּשִׁיל אֵין מְעָרְבִין בּוֹ לְפִי שֶׁאֵינוֹ רָאוּי לַאֲכִילָה. עֵכְּלָא תַּבְלִין. קַב תְּמָרִים. קַב גְּרוֹגָרוֹת. מָנֶה דְּבֵלָה. קַב תַּפּוּחִין. כְּשׁוּת כִּמְלוֹא הַיָּד. פּוֹלִין לַחִין כִּמְלוֹא הַיָּד. חֲזִין לִיטְרָא. וְהַתְּרָדִין הֲרֵי הֵן בִּכְלַל הָיָּרָק וּמְעָרְבִין בָּהֶן. עֲלֵי בְּצָלִים אֵין מְעָרְבִין בָּהֶן. אֶלָּא אִם הִבְצִילוּ וְנַעֲשָׂה אֹרֶךְ כָּל עָלֶה מֵהֶן זֶרֶת. אֲבָל פָּחוֹת מִכָּאן אֵינוֹ אֹכֶל. וְכָל אֵלּוּ הַדְּבָרִים הָאֲמוּרִין כְּלִפְתָּן הֵן. וּלְפִיכָךְ נָתְנוּ בָּהֶן שִׁעוּרִין אֵלּוּ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּהֶן. וכָּל הָאֳכָלִין מִצְטָרְפִין לְשִׁעוּר הַשִּׁתּוּף:
12. Всякий раз, когда упоминается термин римский фунт, он относится к мере, равной двум полным оборотам. Ула — это половина ревиита; манэ — сто динаров; динар — шесть маа; маа — вес шестнадцати зерен ячменя, сэла — четыре динара. Ревиит содержит количество воды или вина, эквивалентное примерно семнадцати с половиной динарам. Таким образом, римский фунт эквивалентен по весу 35 динарам, а ула по весу эквивалентна восьми и трех четвертным динарам. לִיטְרָא הָאֲמוּרָה בְּכָל מָקוֹם מְלֹא שְׁתֵּי רְבִיעִיּוֹת. וְעֻכְּלָא חֲצִי רְבִיעִית. וּמָנֶה הָאֲמוּרָה בְּכָל מָקוֹם מֵאָה דִּינָר. וְהַדִּינָר שֵׁשׁ מָעִין. וְהַמָּעָה מִשְׁקַל שֵׁשׁ עֶשְׂרֵה שְׂעוֹרוֹת. וְהַסֶּלַע אַרְבָּעָה דִּינָרִין. וְהָרְבִיעִית מַחְזֶקֶת מִן הַמַּיִם אוֹ מִן הַיַּיִן מִשְׁקַל שִׁבְעָה עָשָׂר דִּינָרִין וַחֲצִי דִּינָר בְּקֵרוּב. נִמְצָא הַלִּיטְרָא מִשְׁקַל חֲמִשָּׁה וּשְׁלֹשִׁים דִּינָר. וְהָעֻכְּלָא מִשְׁקַל תִּשְׁעָה דִּינָרִין פָּחוֹת רְבִיעַ:
13. Всякий раз, когда упоминается термин сэа, он относится к мере, равной шести кавам. Кав — четыре лога, а бревно — четыре ревиит. Мы уже определили меру и вес реви'ита. Эти измерения необходимо человеку помнить всегда. סְאָה הָאֲמוּרָה בְּכָל מָקוֹם שֵׁשֶׁת קַבִּין. וְהַקַּב אַרְבָּעָה לוֹגִין. וְהַלּוֹג אַרְבַּע רְבִיעִיּוֹת. וּכְבָר בֵּאַרְנוּ מִדַּת הָרְבִיעִית וּמִשְׁקָלָהּ. וְאֵלּוּ הַשִּׁעוּרִין שֶׁאָדָם צָרִיךְ לִזְכֹּר אוֹתָן תָּמִיד:
14. Вся пища, которую разрешено есть, даже если человеку, который ее употребляет, запрещено принимать ее, можно использовать для эрува или для шитуфа. Что подразумевается? Назир может установить шитуф, используя вино, а израильтянин может установить шитуф, используя труму. Точно так же человек, который дает клятву не принимать определенной пищи, может использовать ее для эрува или шитуфа. Ибо, если это не годится для одного человека, оно подходит для другого. אֹכֶל שֶׁהוּא מֻתָּר בַּאֲכִילָה אַף עַל פִּי שֶׁהוּא אָסוּר לְזֶה הַמְעָרֵב הֲרֵי זֶה מְעָרֵב בּוֹ וּמִשְׁתַּתֵּף בּוֹ. כֵּיצַד. מִשְׁתַּתֵּף הַנָּזִיר בְּיַיִן וְיִשְׂרָאֵל בִּתְרוּמָה. וְכֵן הַנּוֹדֵר מֵאֹכֶל זֶה אוֹ שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכְלֶנּוּ מְעָרֵב בּוֹ וּמִשְׁתַּתֵּף בּוֹ. שֶׁאִם אֵינוֹ רָאוּי לָזֶה הֲרֵי הוּא רָאוּי לְאַחֵר:
15. Запрещенная пища — например, неотделенный урожай, даже пища, которая считается из неотделенного урожая только согласно постановлению мудрецов, первая десятина, из которой трума была взята ненадлежащим образом, или вторая десятина или освященные предметы, которые не были выкуплены надлежащим образом — напротив, нельзя использовать для эрува или шитуфа. Однако мы можем использовать «дмай» для обозначения эрува или шитуфа, поскольку он подходит для бедных. Точно так же мы можем использовать первую десятину после удаления трумы и вторую десятину или выкупленные освященные предметы, даже если дополнительная пятая часть их стоимости не была уплачена. Непредоставление дополнительной пятой части не аннулирует погашение этих вещей. Мы можем использовать вторую десятину в Иерусалиме, поскольку ее можно есть там, но ее нельзя использовать за пределами этого города. אֲבָל דָּבָר הָאָסוּר לַכּל כְּגוֹן טֶבֶל אֲפִלּוּ טֶבֶל שֶׁל דִּבְרֵי סוֹפְרִים. וְכֵן מַעֲשֵׂר רִאשׁוֹן שֶׁלֹּא נִטְּלָה תְּרוּמָתוֹ כַּהֹגֶן. וְכֵן מַעֲשֵׂר שֵׁנִי וְהֶקְדֵּשׁ שֶׁלֹּא נִפְדּוּ כַּהֲלָכָה. אֵין מְעָרְבִין וּמִשְׁתַּתְּפִין בָּהֶן. אֲבָל מְעָרְבִין וּמִשְׁתַּתְּפִין בִּדְמַאי מִפְּנֵי שֶׁרָאוּי לָעֲנִיִּים. וּבְמַעֲשֵׂר רִאשׁוֹן שֶׁנִּטְּלָה תְּרוּמָתוֹ. וּבְמַעֲשֵׂר שֵׁנִי וְהֶקְדֵּשׁ שֶׁנִּפְדּוּ אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא נָתַן אֶת הַחֹמֶשׁ שֶׁאֵין הַחֹמֶשׁ מְעַכֵּב. וּמְעָרְבִין בְּמַעֲשֵׂר שֵׁנִי בִּירוּשָׁלַיִם מִפְּנֵי שֶׁהוּא רָאוּי שָׁם לַאֲכִילָה אֲבָל לֹא בִּגְבוּלִין:
16. Как устроен эрув объединяющий всю площадь двора вместе? Мы собираем полную буханку хлеба из каждого дома и складываем все буханки в один контейнер в одном из домов внутреннего двора. Даже зернохранилище, сарай или склад приемлемы для этой цели. Однако, если эрув был помещен в сторожку — даже сторожку, принадлежащую частному лицу — экседру, подъезд или дом размером не четыре на четыре локтя, это не считается эрувом. Когда эрув собирается вместе, человек произносит благословение: «Благословен Ты, Б-г, наш Всесильный, Властелин Вселенной, который освятил нас Своими заповедями и давший нам повеление относительно заповеди эрува». После один говорит: «С этим эрувом всем обитателям этого двора будет разрешено переносить предметы из одного дома в другой». Несовершеннолетний может собирать хлеб для эрува, чтобы объединенить всю площадь двора вместе. Дом, в который помещен эрув, не обязательно должен давать буханку хлеба. Если жители двора обычно помещают эрув в один дом, как выражение «путей мира» это правильно, что они не должны переходить в другой дом. כֵּיצַד מְעָרְבִין בַּחֲצֵרוֹת. גּוֹבִין חַלָּה אַחַת שְׁלֵמָה מִכָּל בַּיִת וּבַיִת וּמַנִּיחִין הַכּל בִּכְלִי אֶחָד בְּבַיִת אֶחָד מִבָּתֵּי הֶחָצֵר אֲפִלּוּ בְּבֵית הַתֶּבֶן אוֹ בְּבֵית הַבָּקָר אוֹ בְּבֵית הָאוֹצָר. אֲבָל אִם נָתְנוּ בְּבֵית שַׁעַר אֲפִלּוּ בֵּית שַׁעַר שֶׁל יָחִיד אוֹ בְּאַכְסַדְרָה אוֹ בְּמִרְפֶּסֶת אוֹ בְּבַיִת שֶׁאֵין בּוֹ אַרְבַּע אַמּוֹת עַל אַרְבַּע אַמּוֹת אֵינוֹ עֵרוּב. וּכְשֶׁמְּקַבֵּץ הָעֵרוּב מְבָרֵךְ בָּרוּךְ אַתָּה ה' אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ עַל מִצְוַת עֵרוּב. וְאוֹמֵר בְּעֵרוּב זֶה יִהְיֶה מֻתָּר לְכָל בְּנֵי הֶחָצֵר לְהוֹצִיא וּלְהַכְנִיס מִבַּיִת לְבַיִת בְּשַׁבָּת. וְיֵשׁ לְקָטָן לִגְבּוֹת עֵרוּבֵי חֲצֵרוֹת. וּבַיִת שֶׁמַּנִּיחִין בּוֹ עֵרוּב אֵינוֹ צָרִיךְ לִתֵּן אֶת הַפַּת. וְאִם הָיוּ רְגִילִין לְהַנִּיחַ בּוֹ אֵין מְשַׁנִּין אוֹתוֹ מִפְּנֵי דַּרְכֵי שָׁלוֹם:
17. Как устанавливается шитуф на переулок? Мы собираем количество еды, равное размеру сушеного инжира, от каждого человека — или меньше, чем это количество, если вовлечено много людей. Вся сумма помещается в единую емкость в одном из дворов переулка или в одном из домов. Допустимо разместить его в небольшом доме, в экседре или на крыльце. Если, однако, оставить его на открытом пространстве переулка, это недопустимо. Если кто-то оставляет контейнер в одном из дворов, он должен поднять контейнер по крайней мере на ладонь над землей во дворе, чтобы это было очевидно. При приготовлении шитуфа человек произносит благословение: «…относительно заповеди эрува», и говорит: «С этим шитуфом всем обитателям этого переулка будет разрешено приносить предметы внутрь и наружу — с переулка во двор и со двора на переулок — в субботу». וְכֵיצַד מִשְׁתַּתְּפִין בְּמָבוֹי. גּוֹבֶה אֹכֶל כִּגְרוֹגֶרֶת מִכָּל אֶחָד וְאֶחָד אוֹ פָּחוֹת מִכִּגְרוֹגֶרֶת אִם הָיוּ מְרֻבִּין. וּמַנִּיחַ הַכּל בִּכְלִי אֶחָד בְּחָצֵר מֵחַצְרוֹת הַמָּבוֹי אוֹ בְּבַיִת מִן הַבָּתִּים אֲפִלּוּ בַּיִת קָטָן אוֹ אַכְסַדְרָה אוֹ מִרְפֶּסֶת הֲרֵי זֶה שִׁתּוּף. אֲבָל אִם הִנִּיחוֹ בַּאֲוִיר מָבוֹי אֵינוֹ שִׁתּוּף. וְאִם הִנִּיחַ הַכְּלִי בֶּחָצֵר צָרִיךְ לְהַגְבִּיהַּ הַכְּלִי מִן הַקַּרְקַע טֶפַח כְּדֵי שֶׁיִּהְיֶה נִכָּר. וּמְבָרֵךְ עַל מִצְוַת עֵרוּב. וְאוֹמֵר בְּזֶה הַשִּׁתּוּף יִהְיֶה מֻתָּר לְכָל בְּנֵי הַמָּבוֹי לְהוֹצִיא וּלְהַכְנִיס מֵחֲצֵרוֹת לַמָּבוֹי בְּשַׁבָּת:
18. Если разделить эрув или шитуф, он больше не действует. Это постановление применяется, даже если все части эрува находятся в одном доме. Если, однако, кто-то наполняет контейнер эрувом, и остается немного еды, которую он кладет во второй контейнер, это приемлемо. חָלְקוּ אֶת הָעֵרוּב אוֹ אֶת הַשִּׁתּוּף אַף עַל פִּי שֶׁהוּא בְּבַיִת אֶחָד אֵינוֹ עֵרוּב. אֲבָל אִם מִלְּאוּ אֶת הַכְּלִי מִן הָעֵרוּב וְנִשְׁאַר מִמֶּנּוּ מְעַט וְהִנִּיחוּהוּ בִּכְלִי אַחֵר מֻתָּר:
19. Тем не менее, участники шитуфа в переулке должны также устроить эрув в своих соответствующих дворах, чтобы их дети не забыли законы эрува. По этой причине, если хлеб используется в качестве шитуфа в переулке, жители могут положиться на него, и им не нужно делать эрув для дворов, потому что дети заметят хлеб. Если группа людей вместе участвовала в пиру и началась суббота, они могут полагаться на хлеб на столе перед ними как на эрув для двора. Если они желают полагаться на этот хлеб как на шитуф для переулка, они могут, даже если они обедают во дворе. הַמִּשְׁתַּתְּפִין בַּמָּבוֹי צְרִיכִים לְעָרֵב בַּחֲצֵרוֹת כְּדֵי שֶׁלֹּא יִשְׁכְּחוּ הַתִּינוֹקוֹת תּוֹרַת עֵרוּב. שֶׁהֲרֵי אֵין הַתִּינוֹקוֹת מַכִּירִין מַה נַּעֲשָׂה בַּמָּבוֹי. לְפִיכָךְ אִם נִשְׁתַּתְּפוּ בַּמָּבוֹי בְּפַת סוֹמְכִין עָלָיו וְאֵין צְרִיכִין לְעָרֵב בַּחֲצֵרוֹת שֶׁהֲרֵי הַתִּינוֹקוֹת מַכִּירִין בַּפַּת. בְּנֵי חֲבוּרָה שֶׁהָיוּ מְסֻבִּין וְקָדַּשׁ עֲלֵיהֶן הַיּוֹם פַּת שֶׁעַל הַשֻּׁלְחָן סוֹמְכִין עָלֶיהָ מִשּׁוּם עֵרוּבֵי חֲצֵרוֹת. וְאִם רָצוּ לִסְמֹךְ עָלֶיהָ מִשּׁוּם שִׁתּוּף סוֹמְכִין אַף עַל פִּי שֶׁהֵן מְסֻבִּין בֶּחָצֵר:
20. Человек может сделать эрув от имени других. Например, если один из обитателей двора берет хлеб и говорит: «Вот, это для всех обитателей двора», или он взял количество еды, эквивалентное двухразовому приему пищи, и говорит: «Это для всех обитателей переулка», ему не нужно собирать еду с каждого в отдельности. Однако он должен отдать свою долю другому лицу, которое приобретет ее от их имени. Чьи-то сын или дочь, достигшие совершеннолетия, его еврейский слуга и его жена могут вступать во владение от имени других. Ни сын, ни дочь моложе совершеннолетия, ни кнаанейский слуга или служанка не имеют этой возможности, потому что у них нет независимого финансового положения. Точно так же служанка-еврейка может вступать во владение от имени других, даже если она не достигла совершеннолетия, несовершеннолетний может вступать во владение от имени других по вопросам постановления мудрецов. Человеку не нужно сообщать жителям переулка или двора, что он предоставил им порцию еды и установил для них эрув, так как эти действия идут им на пользу, и человек может сделать добро товарищу без того, что он знает об этом. לָקַח אֶחָד מִבְּנֵי הֶחָצֵר פַּת אַחַת וְאָמַר הֲרֵי זוֹ לְכָל בְּנֵי הֶחָצֵר אוֹ שֶׁהוּא אֹכֶל כִּשְׁתֵּי סְעֵדּוֹת וְאָמַר הֲרֵי זֶה לְכָל בְּנֵי הַמָּבוֹי אֵינוֹ צָרִיךְ לִגְבּוֹת מִכָּל אֶחָד וְאֶחָד. אֲבָל צָרִיךְ לְזַכּוֹת לָהֶן בּוֹ עַל יְדֵי אַחֵר. וְיֵשׁ לוֹ לְזַכּוֹת עַל יְדֵי בְּנוֹ וּבִתּוֹ הַגְּדוֹלִים וְעַל יְדֵי עַבְדּוֹ הָעִבְרִי וְעַל יְדֵי אִשְׁתּוֹ. אֲבָל לֹא עַל יְדֵי בְּנוֹ וּבִתּוֹ הַקְּטַנִּים וְלֹא עַל יְדֵי עַבְדּוֹ וְשִׁפְחָתוֹ הַכְּנַעֲנִים מִפְּנֵי שֶׁיָּדָן כְּיָדוֹ. וְכֵן יֵשׁ לוֹ לְזַכּוֹת לָהֶן עַל יְדֵי שִׁפְחָתוֹ הָעִבְרִית אַף עַל פִּי שֶׁהִיא קְטַנָּה. שֶׁהַקָּטָן זוֹכֶה לַאֲחֵרִים בְּדָבָר שֶׁהוּא מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים. וְאֵינוֹ צָרִיךְ לְהוֹדִיעַ לִבְנֵי הֶחָצֵר אוֹ לִבְנֵי הַמָּבוֹי שֶׁהֲרֵי זָכָה לָהֶן וְעֵרֵב עֲלֵיהֶן שֶׁזְּכוּת הִיא לָהֶן וְזָכִין לוֹ לְאָדָם שֶׁלֹּא בְּפָנָיו:
21. В субботу нельзя устанавливать ни эрув, ни шитуф. Вместо этого они должны быть установлены до наступления темноты. Однако можно установить эрув для двора и шитуф для переулка «бейн ашмашот», даже если есть сомнения, считается ли этот период частью дня или ночи. Эрув и шитуф всегда должны быть доступны, чтобы можно было принимать их во время «бейн а-шмашот». По этой причине, если до наступления темноты на них обрушилась лавина, они были потеряны или сожжены, или они были приношением и стали нечистыми, это не считается эрувом. Если это произошло после наступления темноты, эрув приемлем. Если кто-то сомневается, когда это произошло, эрув приемлем, потому что всякий раз, когда возникает сомнение, приемлем ли эрув или нет, он считается приемлемым. אֵין מְעָרְבִין וְלֹא מִשְׁתַּתְּפִין בְּשַׁבָּת אֶלָּא מִבְּעוֹד יוֹם. וּמְעָרְבִין עֵרוּבֵי חֲצֵרוֹת וְשִׁתּוּפֵי מְבוֹאוֹת בֵּין הַשְּׁמָשׁוֹת אַף עַל פִּי שֶׁהוּא סָפֵק מִן הַיּוֹם סָפֵק מִן הַלַּיְלָה. וּלְעוֹלָם צָרִיךְ שֶׁיְּהֵא הָעֵרוּב אוֹ הַשִּׁתּוּף מָצוּי וְאֶפְשָׁר לְאָכְלוֹ כָּל בֵּין הַשְּׁמָשׁוֹת. לְפִיכָךְ אִם נָפַל עָלָיו גַּל אוֹ אָבַד אוֹ נִשְׂרַף אוֹ שֶׁהָיָה תְּרוּמָה וְנִטְמֵאת מִבְּעוֹד יוֹם אֵינוֹ עֵרוּב. מִשֶּׁחֲשֵׁכָה הֲרֵי זֶה עֵרוּב. וְאִם סָפֵק הֲרֵי זֶה עֵרוּב שֶׁסְּפֵק הָעֵרוּב כָּשֵׁר:
22. Следующие правила применяются, когда эрув или шитуф был помещен в башню, башня была заперта, а ключ был утерян до наступления темноты: если невозможно удалить эрув без выполнения запрещенной работы в сумерки, считается утерянным. Следовательно, эрув неприемлем, так как его нельзя есть. Если человек отделил приношение десятины или приношение и поставил условие, что священный статус не будет передаваться этим сущностям до наступления темноты, они не могут быть использованы для эрува. Причина в том, что в сумерки это все еще неотделенный урожай, и пища, используемая для эрува, должна быть пригодна для употребления до наступления темноты. נָתַן הָעֵרוּב אוֹ הַשִּׁתּוּף בַּמִּגְדָּל וְנָעַל עָלָיו וְאָבַד הַמַּפְתֵּחַ קֹדֶם שֶׁחֲשֵׁכָה אִם אִי אֶפְשָׁר לוֹ לְהוֹצִיא הָעֵרוּב אֶלָּא אִם כֵּן עָשָׂה מְלָאכָה בֵּין הַשְּׁמָשׁוֹת הֲרֵי זֶה כְּמִי שֶׁאָבַד וְאֵינוֹ עֵרוּב שֶׁהֲרֵי אִי אֶפְשָׁר לְאָכְלוֹ. הִפְרִישׁ תְּרוּמַת מַעֲשֵׂר אוֹ תְּרוּמָה גְּדוֹלָה וְהִתְנָה עָלֶיהָ שֶׁלֹּא תִּהְיֶה תְּרוּמָה עַד שֶׁתֶּחְשַׁךְ אֵין מְעָרְבִין בָּהּ שֶׁעֲדַיִן הִיא טֶבֶל כָּל בֵּין הַשְּׁמָשׁוֹת וְצָרִיךְ שֶׁתִּהְיֶה סְעֻדָּה הָרְאוּיָה מִבְּעוֹד יוֹם:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter