СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 09:01

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы праздников. Гл. 7

1. Хотя по отношению к праздничным будням не применяется слово «покой», но поскольку к ним применяются слова «священное собрание», и это было время, когда в Храме приносились праздничные жертвы, то в эти дни запрещается выполнять обычную работу, чтобы эти дни не считались обычными будними днями, совсем не наделенными святостью. Того, кто выполняет в эти дни запрещенный труд, порют плетьми за бунтарство, поскольку запрет установлен мудрецами. Не все виды «труда», запрещенные в праздничные дни, также запрещены на праздничные будни, поскольку цель запрета состоит в том, чтобы этот день не считался обычным будним днем во всех отношениях. Поэтому одни работы в этот день разрешены, а другие запрещены. חֻלוֹ שֶׁל מוֹעֵד אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא נֶאֱמַר בּוֹ (ויקרא כג כד) (ויקרא כג לט) «שַׁבָּתוֹן» הוֹאִיל וְנִקְרָא (ויקרא כג ז) «מִקְרָא קֹדֶשׁ» וַהֲרֵי הוּא זְמַן חֲגִיגָה בַּמִּקְדָּשׁ אָסוּר בַּעֲשִׂיַּת מְלָאכָה כְּדֵי שֶׁלֹּא יִהְיֶה כִּשְׁאָר יְמֵי הַחל שֶׁאֵין בָּהֶן קְדֻשָּׁה כְּלָל. וְהָעוֹשֶׂה בּוֹ מְלָאכָה הָאֲסוּרָה מַכִּין אוֹתוֹ מַכַּת מַרְדּוּת מִפְּנֵי שֶׁאִסּוּרוֹ מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים. וְלֹא כָּל מְלֶאכֶת עֲבוֹדָה אֲסוּרָה בּוֹ כְּיוֹם טוֹב שֶׁסּוֹף הָעִנְיָן בַּדְּבָרִים שֶׁנֶּאֶסְרוּ בּוֹ כְּדֵי שֶׁלֹּא יִהְיֶה כְּיוֹם חֹל לְכָל דָּבָר. לְפִיכָךְ יֵשׁ מְלָאכוֹת אֲסוּרוֹת בּוֹ וְיֵשׁ מְלָאכוֹת מֻתָּרוֹת בּוֹ:
2. Под понятием «разрешенные работы» подразумевается следующее: Любая работа может быть выполнена, если ее неисполнение приведет к большим убыткам, при условии, что она не связана с напряженной деятельностью. Что подразумевается? Мы можем орошать высохшие земли в праздничные будни, но не уже политые. Ибо, если не орошать иссушенную землю, деревья на ней будут уничтожены. Орошая [такую землю], нельзя черпать дождевую воду или воду из бассейна, так как это требует больших усилий. Однако можно направить на поле поток из родника. Можно расширить источник и орошать [свою землю этой водой]. То же самое относится ко всем подобным ситуациям. וְאֵלּוּ הֵן. כָּל מְלָאכָה שֶׁאִם לֹא יַעֲשֶׂה אוֹתָהּ בַּמּוֹעֵד יִהְיֶה שָׁם הֶפְסֵד הַרְבֵּה עוֹשִׂין אוֹתָהּ. וּבִלְבַד שֶׁלֹּא יִהְיֶה בָּהּ טֹרַח הַרְבֵּה. כֵּיצַד. מַשְׁקִין בֵּית הַשְּׁלָחִין בַּמּוֹעֵד אֲבָל לֹא בֵּית הַמַּשְׁקֶה. שֶׁאִם לֹא יַשְׁקֶה בֵּית הַשְּׁלָחִין וְהִיא הָאָרֶץ הַצְּמֵאָה יִפָּסְדוּ בּוֹ הָאִילָנוֹת שֶׁבָּהּ. וּכְשֶׁהוּא מַשְׁקֶה אוֹתָהּ לֹא יִדְלֶה וְיַשְׁקֶה מִן הַבְּרֵכָה אוֹ מִמֵּי הַגְּשָׁמִים מִפְּנֵי שֶׁהוּא טֹרַח גָּדוֹל. אֲבָל מַשְׁקֶה הוּא מִן הַמַּעְיָן בֵּין שֶׁהָיָה בֵּין שֶׁיָּצָא לְכַתְּחִלָּה מַמְשִׁיכוֹ וּמַשְׁקֶה בּוֹ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
3. Человек может переворачивать свои оливки в праздничные будни, измельчать их, давить, наполнять кувшины маслом и закрывать их также, как он это делает в будние дни. Всякий раз, когда невыполнение работы привело бы к убыткам, человек может выполнять работу обычным способом, не отклоняясь от своей обычной практики. Точно так же человек может принести свои плоды [чтобы защитить их] от воров, при условии, что он делает это осторожно. Человек может вытащить свой лен из ванны, где он замачивался, чтобы избежать его порчи, и можно собрать урожай с виноградника в праздничные будни, если пришло время сбора урожая. הוֹפֵךְ אָדָם אֶת זֵיתָיו בַּמּוֹעֵד וְטוֹחֵן אוֹתָן וְדוֹרֵךְ אוֹתָן וּמְמַלֵּא הֶחָבִיּוֹת וְגַף אוֹתָן כְּדֶרֶךְ שֶׁהוּא עוֹשֶׂה בְּחל. כָּל שֶׁיֵּשׁ בּוֹ הֶפְסֵד אִם לֹא נַעֲשָׂה עוֹשֵׂהוּ כְּדַרְכּוֹ וְאֵינוֹ צָרִיךְ שִׁנּוּי. וְכֵן מַכְנִיס אָדָם פֵּרוֹתָיו מִפְּנֵי הַגַּנָּבִים וּבִלְבַד שֶׁיַּכְנִיסֵם בְּצִנְעָה. וְשׁוֹלֶה פִּשְׁתָּנוֹ מִן הַמִּשְׁרֶה בִּשְׁבִיל שֶׁלֹּא תֹּאבַד. וְכֵן כֶּרֶם שֶׁהִגִּיעַ זְמַנּוֹ לְהִבָּצֵר בַּמּוֹעֵד בּוֹצְרִין אוֹתוֹ:
4. Запрещается намеренно откладывать выполнение этих или подобных работ на праздничные будни, если у него есть свободное время. Каждый раз, когда человек откладывает свою работу на праздничные будни с намерением выполнить ее тогда, и фактически [начинает] это делать, [еврейский] суд должен уничтожить [плоды этого труда] или объявить их бесхозным, [свободным для приобретения] кем-либо. Если человек [отложил] свою работу с намерением [выполнить ее в праздничные будни] и умер, то мы не наказываем его сына и не причиняем ему убытки. [Наоборот,] мы не препятствуем сыну выполнять работу в праздничные будни, чтобы он не понес убытки. וְאָסוּר לָאָדָם שֶׁיִּתְכַּוֵּן וִיאַחֵר מְלָאכוֹת אֵלּוּ וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן וְיַנִּיחֵם כְּדֵי לַעֲשׂוֹתָן בַּמּוֹעֵד מִפְּנֵי שֶׁהוּא פָּנוּי. וְכָל הַמְכַוֵּן מְלַאכְתּוֹ וְהִנִּיחָהּ לַמּוֹעֵד וַעֲשָׂאָהּ בַּמּוֹעֵד בֵּית דִּין מְאַבְּדִין אוֹתָהּ וּמַפְקִירִין אוֹתָהּ לַכּל. וְאִם כִּוֵּן מְלַאכְתּוֹ וּמֵת אֵין קוֹנְסִין בְּנוֹ אַחֲרָיו וְאֵין מְאַבְּדִין אוֹתָהּ מִמֶּנּוּ. וְאֵין מוֹנְעִין הַבֵּן מִלַּעֲשׂוֹת אוֹתָהּ מְלָאכָה בַּמּוֹעֵד כְּדֵי שֶׁלֹּא תֹּאבַד:
5. [Следующие правила применяются, когда] человек должен сшить одежду или построить что-либо в праздничные будни: если он обычный человек и не обладает навыками в выполнении этой работы, то он может выполнять ее в своей обычной манере; однако, если он опытный ремесленник, то [должен отклониться от своей обычной практики и] выполнять эту работу, как это сделал бы обычный человек. Что подразумевается под вышесказанным? При шитье он должен делать стежки. При строительстве он должен класть камни вниз, но не наносить на них раствор. Трещины [в крыше] можно замазать [заштукатурить] валиком, руками и ногами, как шпателем. То же самое относится и к другим подобным ситуациям. מִי שֶׁצָּרַךְ לִתְפֹּר לוֹ בֶּגֶד אוֹ לִבְנוֹת לוֹ מָקוֹם בַּמּוֹעֵד. אִם הָיָה הֶדְיוֹט וְאֵינוֹ מָהִיר בְּאוֹתָהּ מְלָאכָה הֲרֵי זֶה עוֹשֶׂה אוֹתָהּ כְּדַרְכּוֹ. וְאִם הָיָה אֻמָּן מָהִיר הֲרֵי זֶה עוֹשֶׂה אוֹתָהּ מַעֲשֵׂה הֶדְיוֹט. כֵּיצַד. בִּתְפִירָה מַכְלִיב וּבְבִנְיָן מַנִּיחַ אֲבָנִים וְאֵינוֹ טָח בְּטִיט עֲלֵיהֶן וְשָׁף סִדְקֵי הַקַּרְקַע וּמַעֲגִילָהּ בַּיָּד וּבָרֶגֶל כְּעֵין שֶׁמַּעֲגִילִים בְּמַחְלָצַיִם. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
6. [Следующее правило применяется, если] у человека нет иной пищи, кроме зерна, растущего на земле: хотя он не понесет убытков [не собрав урожай], мы не требуем от него покупать то, что ему нужно на рынке, и [ждать] до окончания праздника, чтобы собрать урожай. Вместо этого он может сжинать [зерно], которое ему нужно, собирать его в снопы, молотить, веять, разделять и измельчать, при условии, что он не молотит его быками, так как все, не влекущее за собой убытков, должно быть [исполнено] измененным способом. То же самое и в других подобных ситуациях. מִי שֶׁהָיְתָה לוֹ תְּבוּאָה מְחֻבֶּרֶת לַקַּרְקַע וְאֵין לוֹ מַה שֶּׁיֹּאכַל בַּמּוֹעֵד אֶלָּא מִמֶּנָּה אַף עַל פִּי שֶׁאֵין כָּאן הֶפְסֵד אֵין מַצְרִיכִין אוֹתוֹ לִקְנוֹת מַה שֶּׁיֹּאכַל מִן הַשּׁוּק עַד שֶׁיִּקְצֹר אַחַר הַמּוֹעֵד אֶלָּא קוֹצֵר וּמְעַמֵּר וְדָשׁ וְזוֹרֶה וּבוֹרֵר וְטוֹחֵן מַה שֶּׁהוּא צָרִיךְ. וּבִלְבַד שֶׁלֹּא יָדוּשׁ בְּפָרוֹת. שֶׁכָּל דָּבָר שֶׁאֵין בּוֹ הֶפְסֵד צָרִיךְ לְשַׁנּוֹת. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
7. [Еда], которую желают промариновать, чтобы ее можно было съесть во время праздника, можно мариновать в праздничные будни. Однако, если маринованная еда не будет готова до окончания праздника, ее запрещено мариновать в праздничные будни. В праздничные будни можно поймать столько рыбы, сколько сможет, и засолить весь улов, потому что он может съесть эту рыбу во время праздника, если сожмет ее много раз руками до тех пор, пока она не размягчится. כְּבָשִׁים שֶׁיָּכוֹל לֶאֱכל מֵהֶן בַּמּוֹעֵד כּוֹבְשָׁן. וְשֶׁאֵינָן רְאוּיִין אֶלָּא לְאַחַר הַמּוֹעֵד אָסוּר לְכָבְשָׁן. וְצָד אָדָם דָּגִים כָּל שֶׁיָּכוֹל לָצוּד וּמוֹלֵחַ הַכּל בַּמּוֹעֵד שֶׁהֲרֵי אֶפְשָׁר שֶׁיֹּאכַל מֵהֶן בַּמּוֹעֵד אִם יִסְחֹט אוֹתָן בְּיָדוֹ פְּעָמִים רַבּוֹת עַד שֶׁיִּתְרַכְּכוּ:
8. Ради праздника можно поставить пиво на брожение в праздничные будни. Если это не ради праздника, то это запрещено. Это относится как к пиву из фиников, так и к пиву из ячменя. Даже если человек выдержал пиво, он может действовать лукаво и [приготовить свежее пиво] для питья, поскольку коварство этого действия не будет заметно для наблюдателя. То же самое относится и к другим аналогичным ситуациям. מְטִילִין שֵׁכָר בַּמּוֹעֵד לְצֹרֶךְ הַמּוֹעֵד. וְשֶׁלֹּא לְצֹרֶךְ הַמּוֹעֵד אָסוּר. אֶחָד שֵׁכָר תְּמָרִים וְאֶחָד שֵׁכָר שְׂעוֹרִים. אַף עַל פִּי שֶׁיֵּשׁ לוֹ יָשָׁן מַעֲרִים וְשׁוֹתֶה מִן הֶחָדָשׁ שֶׁאֵין הַעֲרָמָה זוֹ נִכֶּרֶת לָרוֹאֶה. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
9. Всякий раз, когда работы, необходимые для праздника, выполняются в праздничные будни мастерами, они должны выполняться неприметно. Что подразумевается под этим? Охотники, мельники и сборщики винограда, намеревающиеся продать свою продукцию на рынке, должны выполнять свою работу неприметно ради праздника. Если эти действия выполняются не ради праздника, то их плоды запрещены. Если они выполняют эти действия ради праздника, но остается излишек, то его можно использовать. כָּל מְלָאכוֹת שֶׁהֵן לְצֹרֶךְ הַמּוֹעֵד כְּשֶׁעוֹשִׂין אוֹתָן אֻמָּנֵיהֶן עוֹשִׂין בְּצִנְעָה. כֵּיצַד. הַצַּיָּדִים וְהַטּוֹחֲנִין וְהַבּוֹצְרִין לִמְכֹּר בַּשּׁוּק הֲרֵי אֵלּוּ עוֹשִׂין בְּצִנְעָה לְצֹרֶךְ הַמּוֹעֵד. וְאִם עָשָׂה לְצֹרֶךְ הַמּוֹעֵד וְהוֹתִיר הֲרֵי זֶה מֻתָּר:
10. Мы можем выполнять [любую работу, которая] необходима на благо общества в целом в праздничные будни. Что подразумевается под вышесказанным? Мы можем чинить общественные гидротехнические сооружения, улицы и дороги; мы можем копать колодцы, траншеи и водосборники для общества; отводить воду из рек, чтобы у них была вода для питья; мы можем наполнять водой общественные хранилища и гроты, заделывать трещины [в их стенах], мы можем убирать колючки с дорог; и мы можем измерить воду в микве. Если в микве не хватает воды, мы можем направить в нее воду для заполнения до нужного объема. עוֹשִׂין כָּל צָרְכֵי הָרַבִּים בַּמּוֹעֵד. כֵּיצַד. מְתַקְּנִים קִלְקוּלֵי הַמַּיִם שֶׁבִּרְשׁוּת הָרַבִּים. וּמְתַקְּנִין אֶת הַדְּרָכִים וְאֶת הָרְחוֹבוֹת. וְחוֹפְרִים לָרַבִּים בּוֹרוֹת שִׁיחִין וּמְעָרוֹת. וְכוֹרִין לָהֶן נְהָרוֹת כְּדֵי שֶׁיִּשְׁתּוּ מֵימֵיהֶן וְכוֹנְסִים מַיִם לְבוֹרוֹת וּמְעָרוֹת שֶׁל רַבִּים וּמְתַקְּנִין אֶת סִדְקֵיהֶן. וּמְסִירִין אֶת הַקּוֹצִין מִן הַדְּרָכִים. וּמוֹדְדִין אֶת הַמִּקְוָאוֹת וְכָל מִקְוֶה שֶׁנִּמְצָא חָסֵר מַרְגִּילִין לוֹ מַיִם וּמַשְׁלִימִין לוֹ שִׁעוּרוֹ:
11. Посланники раввинского суда могут объявить бесхозными поля, засеянные запретными смесями различных видов. Мы можем выкупать пленников [взятых неевреями], пожертвования, и заклятое. Дают женщине, подозреваемой в прелюбодеянии, выпить [необходимое питье (сота)], мы можем сжигать рыжую телицу, мы можем сломать шею телице, мы можем проколоть ухо рабу, и мы можем очистить прокаженного (человек, пораженный белесыми язвами, обычно в результате злоязычия). Мы также можем обозначить место захоронения, отметки которого были смыты дождем, чтобы коэны случайно не зашли туда. Все эти действия необходимы для общества в целом. וְיוֹצְאִין שְׁלוּחֵי בֵּית דִּין לְהַפְקִיר אֶת הַכִּלְאַיִם. וּפוֹדִין אֶת הַשְּׁבוּיִים וְאֶת הָעֶרְכִין וְאֶת הַחֲרָמִים וְאֶת הַהֶקְדֵּשׁוֹת. וּמַשְׁקִין אֶת הַסּוֹטוֹת. וְשׂוֹרְפִין אֶת הַפָּרָה. וְעוֹרְפִין אֶת הָעֶגְלָה. וְרוֹצְעִין עֶבֶד עִבְרִי. וּמְטַהֲרִין אֶת הַמְצֹרָע. וּמְצַיְּנִין עַל הַקְּבָרוֹת שֶׁמִּחוּ גְּשָׁמִים אֶת צִיּוּנָן כְּדֵי שֶׁיִּפְרְשׁוּ מֵהֶן הַכֹּהֲנִים. שֶׁכָּל אֵלּוּ צָרְכֵי רַבִּים הֵן:
12. Точно так же мы можем рассматривать денежные споры, дела, связанных с наказанием плетью, и дела о смертной казни во время праздничных будней. Если человек не принимает приговор, его могут подвергнуть остракизму во время праздничных будней. Так же, как дела могут рассматриваться во время праздничных будней, так мы можем и выписать судебные документы и т.д. Что подразумевается? Судьи могут составить отчет об оценке [имущества должника] для его кредитора, отчет об имуществе, проданном для того, чтобы прокормить жену и дочерей, оформить документы о разутии и об отказе повзрослевшей от замужества, и все необходимые для судопроизводства документы. Если человеку требуется ссуда, а кредитор не предоставляет ему ссуду только на основании устного обязательства, разрешается выписать письменное долговое обязательство. Аналогичным образом, выписывают разводной акт, свидетельство о браке, квитанцию [об уплате долга] и дарственные в праздничные будни, поскольку все они регламентируют вопросы, необходимые для всей общины. וְדָנִים דִּינֵי מָמוֹנוֹת וְדִינֵי מַכּוֹת וְדִינֵי נְפָשׁוֹת בַּמּוֹעֵד. וּמִי שֶׁלֹּא קִבֵּל עָלָיו הַדִּין מְשַׁמְּתִין אוֹתוֹ בַּמּוֹעֵד. וּכְשֵׁם שֶׁדָּנִין בַּמּוֹעֵד כָּךְ כּוֹתְבִין מַעֲשֵׂה בֵּית דִּין וְכָל הַדּוֹמֶה לוֹ. כֵּיצַד. כּוֹתְבִין הַדַּיָּנִין אִגְּרוֹת שׁוּם שֶׁשָּׁמוּ לְבַעַל חוֹב וְאִגְּרוֹת שֶׁמָּכְרוּ בָּהֶן לִמְזוֹן הָאִשָּׁה וְהַבָּנוֹת. וְשִׁטְרֵי חֲלִיצָה וּמֵאוּנִין. וְכָל הַדּוֹמֶה לָהֶן מִדְּבָרִים שֶׁצְּרִיכִים הַדַּיָּנִין לְכָתְבָם כְּדֵי שֶׁיִּזְכְּרוּם. כְּגוֹן טַעֲנוֹת בַּעֲלֵי דִּינִין אוֹ דְּבָרִים שֶׁקִּבְּלוּ עֲלֵיהֶן כְּגוֹן אִישׁ פְּלוֹנִי נֶאֱמָן עָלַי. אוֹ אִישׁ פְּלוֹנִי יָדוּן לִי. מִי שֶׁצָּרִיךְ לִלְווֹת בַּמּוֹעֵד וְלֹא הֶאֱמִינוֹ הַמַּלְוֶה בְּעַל פֶּה הֲרֵי זֶה כּוֹתֵב שְׁטַר חוֹב. וְכֵן כּוֹתְבִין גִּטִּין וְקִדּוּשֵׁי נָשִׁים וְשׁוֹבְרִין וּמַתָּנוֹת. שֶׁכָּל אֵלּוּ כְּצָרְכֵי רַבִּים הֵן:
13. Запрещено писать [профессионально] во время праздничных будней даже свитки Торы, тфиллин и мезузы. Также нельзя проверять [буквы свитка Торы], ни одну букву в свитке, хранящемся во дворе Храма, потому что это работа не нужна для праздника. Однако человек может писать тфиллин или мезузы для себя или плести пурпурную ткань для своей одежды. Если ему нечего есть, то он может писать и продавать другим, чтобы заработать себе на жизнь. וְאָסוּר לִכְתֹּב בַּמּוֹעֵד אֲפִלּוּ סְפָרִים תְּפִלִּין וּמְזוּזוֹת. וְאֵין מַגִּיהִין אֲפִלּוּ אוֹת אַחַת בְּסֵפֶר הָעֲזָרָה מִפְּנֵי שֶׁזּוֹ מְלָאכָה שֶׁאֵינָהּ לְצֹרֶךְ הַמּוֹעֵד. אֲבָל כּוֹתֵב אָדָם תְּפִלִּין וּמְזוּזָה לְעַצְמוֹ וְטוֹוֶה תְּכֵלֶת לְבִגְדוֹ. וְאִם אֵין לוֹ מַה יֹּאכַל כּוֹתֵב וּמוֹכֵר לַאֲחֵרִים כְּדֵי פַּרְנָסָתוֹ:
14. Разрешается писать социальную корреспонденцию во время праздничных будней. Точно так же можно рассчитать свой бюджет и расходы. Человек не слишком заботится о написании этих материалов, и это схоже на выполнение ремесла простым человеком. וּמֻתָּר לִכְתֹּב אִגְּרוֹת שֶׁל שְׁאֵלַת שָׁלוֹם בַּמּוֹעֵד. וְכוֹתֵב חֶשְׁבּוֹנוֹתָיו וּמְחַשֵּׁב יְצִיאוֹתָיו. שֶׁכְּתִיבוֹת אֵלּוּ אֵין אָדָם נִזְהָר בְּתִקּוּנָן מְאֹד וְנִמְצְאוּ כְּמַעֲשֵׂה הֶדְיוֹט בִּמְלָאכוֹת:
15. Мы можем позаботиться обо всех нуждах покойного во время праздничных будней. Мы можем подстричь его волосы, постирать саваны и сделать для него гроб. Если досок нет в наличии, мы можем незаметно принести брусья и нарезать из них доски внутри здания. Если [гроб предназначен для] важного человека, он может быть изготовлен даже на рынке. Однако мы не можем рубить дерево в лесу, чтобы напилить доски для гроба, или добывать камни, чтобы построить усыпальницу. עוֹשִׂין כָּל צָרְכֵי הַמֵּת בַּמּוֹעֵד. גּוֹזְזִין שְׂעָרוֹ וּמְכַבְּסִין כְּסוּתוֹ וְעוֹשִׂין לוֹ אָרוֹן. וְאִם לֹא הָיוּ לָהֶם נְסָרִים מְבִיאִין קוֹרוֹת וְנוֹסְרִין מֵהֶם נְסָרִים בְּצִנְעָה בְּתוֹךְ הַבַּיִת. וְאִם הָיָה אָדָם מְפֻרְסָם עוֹשִׂין אֲפִלּוּ בַּשּׁוּק. אֲבָל אֵין כּוֹרְתִין עֵץ מִן הַיַּעַר לִנְסֹר מִמֶּנּוּ לוּחוֹת לָאָרוֹן. וְאֵין חוֹצְבִין אֲבָנִים לִבְנוֹת בָּהֶן קֶבֶר:
16. Мы не можем осматривать пятна проказы во время праздничных будней, чтобы человека не объявили нечистым и его праздник не превратился в траур. Мы не можем ни жениться, ни совершать акт левиратного брака (бездетная жена усопшего выходит замуж за его близкого родича, чтобы продолжить его род) во время праздничных будней, чтобы счастье праздника не затмилось счастьем брака. Однако можно повторно жениться на разведенной женщине и обручиться во время праздничных будней, при условии, что никто не устроит пир для обручения или свадьбы, так, чтобы никакая другая радость не сочеталась с праздничным ликованием. אֵין רוֹאִין אֶת הַנְּגָעִים בַּמּוֹעֵד שֶׁמָּא יִמָּצֵא טָמֵא וְנִמְצָא חַגּוֹ נֶהֱפָךְ לְאֵבֶל. וְאֵין נוֹשְׂאִין נָשִׁים וְלֹא מְיַבְּמִין בַּמּוֹעֵד כְּדֵי שֶׁלֹּא תִּשְׁתַּכֵּחַ שִׂמְחַת הֶחָג בְּשִׂמְחַת הַנִּשּׂוּאִין. אֲבָל מַחֲזִיר אֶת גְּרוּשָׁתוֹ. וּמְאָרְסִין נָשִׁים בַּמּוֹעֵד. וּבִלְבַד שֶׁלֹּא יַעֲשֶׂה סְעֻדַּת אֵרוּסִין וְלֹא סְעֻדַּת נִשּׂוּאִין. שֶׁלֹּא יְעָרֵב שִׂמְחָה אַחֶרֶת בְּשִׂמְחַת הֶחָג:
17. Мы не можем стричь волосы, и стирать одежду в праздничные будни. [Это] постановление, [введено], чтобы человек не ждал наступления праздника, встречая его в неопрятном виде. Однако, тому, у кого не было такой возможности до праздника, можно приводить в порядок себя и одежду в праздничные будни. אֵין מְגַלְּחִין וְאֵין מְכַבְּסִין בַּמּוֹעֵד גְּזֵרָה שֶׁמָּא יַשְׁהֶה אָדָם עַצְמוֹ לְתוֹךְ הַמּוֹעֵד וְיָבוֹא יוֹם טוֹב הָרִאשׁוֹן וְהוּא מְנֻוָּל. לְפִיכָךְ כָּל מִי שֶׁאִי אֶפְשָׁר לוֹ לְגַלֵּחַ וּלְכַבֵּס בְּעֶרֶב יוֹם טוֹב הֲרֵי זֶה מֻתָּר לְכַבֵּס וּלְגַלֵּחַ בַּמּוֹעֵד:
18. Каким образом? [Следующим] лицам разрешается стричь волосы и стирать одежду в праздничные будни: скорбящий, чей седьмой день траура приходится на [первый день] праздника — или даже если [его седьмой день] выпадает на день перед праздником, но это суббота, когда запрещено стричь волосы, человек, который возвращается из длительного путешествия, при условии, что он путешествовал не для удовольствия, а — в деловых целях и тому подобное, человек, которого освободили из плена или из тюрьмы, человек, подвергавшийся остракизму, который не отменялся до праздничных будней, человек, давший обет не стричь волосы или не стирать свою одежду и не просивший мудреца о разрешении от обета до наступления праздничных будней. כֵּיצַד. אָבֵל שֶׁחָל שְׁבִיעִי שֶׁלּוֹ לִהְיוֹת בְּיוֹם טוֹב אוֹ שֶׁחָל לִהְיוֹת בְּעֶרֶב יוֹם טוֹב וַהֲרֵי הוּא שַׁבָּת שֶׁאִי אֶפְשָׁר לְגַלֵּחַ. וְהַבָּא מִמְּדִינַת הַיָּם וְהוּא שֶׁלֹּא יָצָא לְהִטַיֵּיל אֶלָּא לִסְחוֹרָה וְכַיּוֹצֵא בָּהּ. וְהַיּוֹצֵא מִבֵּית הַשִּׁבְיָה וּמִבֵּית הָאֲסוּרִים. וּמִי שֶׁהָיָה מְנֻדֶּה וְלֹא הִתִּירוּהוּ אֶלָּא בַּמּוֹעֵד. וּמִי שֶׁנִּשְׁבַּע שֶׁלֹּא לְגַלֵּחַ וְשֶׁלֹּא לְכַבֵּס וְלֹא נִשְׁאָל לְחָכָם לְהַתִּיר נִדְרוֹ אֶלָּא בַּמּוֹעֵד הֲרֵי אֵלּוּ מְגַלְּחִין וּמְכַבְּסִין בַּמּוֹעֵד:
19. Во всех вышеупомянутых ситуациях, если кто-либо из людей имел возможность постричься перед праздником, но не сделал этого, ему запрещается это делать [в праздничные будни]. С другой стороны, когда назорею или мецора уже пришло время бриться, независимо от того, вышел ли его срок во время праздника или до него, они могут бриться в праздничные будни, даже если у них была возможность постричь волосы перед праздником, чтобы они не откладывали принесение своих жертв. [Точно так же] любому, кто завершает состояние ритуальной нечистоты и очищается, разрешается остричь волосы во время праздничных будней. Мы можем стричь ребенка во время праздничных будней, независимо от того, родился ли он во время праздничных будней или до них. Члены священнической стражи, служащие в Храме, завершившие [свою неделю служения] во время праздничных будней, могут стричь волосы, так как им запрещено стричь волосы в течение недели служения. וְכֻלָּן שֶׁהָיָה לָהֶן פְּנַאי לְגַלֵּחַ קֹדֶם הָרֶגֶל וְלֹא גִּלְּחוּ אֲסוּרִין. אֲבָל הַנָּזִיר וְהַמְצֹרָע שֶׁהִגִּיעַ זְמַן תִּגְלַחְתָּן בֵּין בְּתוֹךְ הַמּוֹעֵד בֵּין קֹדֶם הָרֶגֶל אַף עַל פִּי שֶׁהָיָה לָהֶם פְּנַאי מֻתָּרִין לְגַלֵּחַ בַּמּוֹעֵד שֶׁלֹּא יַשְׁהוּ קָרְבְּנוֹתֵיהֶן. וְכָל הַיּוֹצֵא מִטֻּמְאָתוֹ לְטָהֳרָתוֹ מֻתָּר לְגַלֵּחַ בַּמּוֹעֵד. וְקָטָן שֶׁנּוֹלַד בֵּין בַּמּוֹעֵד בֵּין לִפְנֵי הַמּוֹעֵד מֻתָּר לְגַלְּחוֹ בַּמּוֹעֵד. וְאַנְשֵׁי מִשְׁמָר שֶׁשָּׁלְמָה מִשְׁמַרְתָּן בְּתוֹךְ הַמּוֹעֵד מֻתָּרִין לְגַלֵּחַ מִפְּנֵי שֶׁאַנְשֵׁי מִשְׁמָר אֲסוּרִין לְגַלֵּחַ בְּשַׁבָּת שֶׁלָּהֶן:
20. Во время праздничных будней разрешается стричь усы, а также стричь ногти, даже с использованием специальных инструментов. Женщина может удалить волосы с подмышек и лобка вручную или с помощью инструментов. Точно так же она может пройти все косметические процедуры во время праздничных будней: [например,] она может подрисовать глаза, расчесать волосы, нанести румяна на ее лицо, белить кожу и тому подобное, при условии, что она сможет удалить нанесенное в праздничные будни. מֻתָּר לִטּל שָׂפָה בְּחֻלּוֹ שֶׁל מוֹעֵד. וְלִטּל צִפָּרְנַיִם וַאֲפִלּוּ בִּכְלִי. וּמַעֲבֶרֶת הָאִשָּׁה שֵׂעָר מִבֵּית הַשֶּׁחִי וּמִבֵּית הָעֶרְוָה בֵּין בַּיָּד בֵּין בִּכְלִי. וְעוֹשָׂה כָּל תַּכְשִׁיטֶיהָ בַּמּוֹעֵד. כּוֹחֶלֶת וּפוֹקֶסֶת וּמַעֲבֶרֶת סְרָק עַל פָּנֶיהָ וְטוֹפֶלֶת עַצְמָהּ בְּסִיד וְכַיּוֹצֵא בּוֹ וְהוּא שֶׁתּוּכַל לְקַפְּלוֹ בַּמּוֹעֵד:
21. Страдающим истечением слизи мужчине и женщине, роженице и всем тем, кто выходит из состояния ритуальной нечистоты во время праздничных будней, разрешается стирать свою одежду. Человек, у которого есть только одна одежда, должен постирать ее во время праздничных будней. Полотенца для рук, полотенца парикмахера, и банные полотенца разрешается стирать. Точно так же нижнее белье разрешается стирать в это время, потому что его нужно стирать постоянно, даже если оно было постирано накануне праздника. הַזָּבִים וְהַזָּבוֹת וְהַנִּדּוֹת וְהַיּוֹלְדוֹת וְכָל הָעוֹלִים מִטֻּמְאָה לְטָהֳרָה בְּתוֹךְ הַמּוֹעֵד הֲרֵי אֵלּוּ מֻתָּרִין לְכַבֵּס. וּמִי שֶׁאֵין לוֹ אֶלָּא חָלוּק אֶחָד הֲרֵי זֶה מְכַבְּסוֹ בַּמּוֹעֵד. מִטְפְּחוֹת הַיָּדַיִם וּמִטְפְּחוֹת הַסְּפָרִים וּמִטְפְּחוֹת הַסְפָג הֲרֵי אֵלּוּ מֻתָּרִין לְכַבֵּס בַּמּוֹעֵד. וְכֵן כְּלֵי פִּשְׁתָּן מֻתָּר לְכַבְּסָן בַּמּוֹעֵד מִפְּנֵי שֶׁצְּרִיכִין כִּבּוּס תָּמִיד אֲפִלּוּ נִתְכַּבְּסוּ עֶרֶב יוֹם טוֹב:
22. Нельзя заниматься коммерческой деятельностью в праздничные будни, независимо от того, продаете ли вы или покупаете. Если, однако, дело связано с потерей [возможности], которая не всегда доступна после, праздника — например, корабли или караваны, которые прибыли или готовятся к отплытию, и они продают свои товары дешево или покупают дорого — разрешено продавать и покупать у них в праздничные будни. Мы не можем покупать здания, слуг и животных, которые не нужны в праздничные будни. אֵין עוֹשִׂין סְחוֹרָה בַּמּוֹעֵד בֵּין לִמְכֹּר בֵּין לִקְנוֹת. וְאִם הָיָה דָּבָר הָאָבֵד שֶׁאֵינוֹ מָצוּי תָּמִיד לְאַחַר הַמּוֹעֵד כְּגוֹן סְפִינוֹת אוֹ שַׁיָּרוֹת שֶׁבָּאוּ אוֹ שֶׁהֵם מְבַקְּשִׁים לָצֵאת וּמָכְרוּ בְּזוֹל אוֹ לָקְחוּ בְּיֹקֶר הֲרֵי זֶה מֻתָּר לִקְנוֹת אוֹ לִמְכֹּר. וְאֵין לוֹקְחִין בָּתִּים וַעֲבָדִים וּבְהֵמָה אֶלָּא לְצֹרֶךְ הַמּוֹעֵד:
3. Торговцы, торгующие продуктами, одеждой и посудой, могут тайно продавать их ради праздника. Что подразумевается? Если лавка [торговца] выходит на угол или переулок, он может управлять им как обычно. Если она выходит на общественную улицу, он должен открыть одну дверь и закрыть другую. В день перед Шмини Ацерет, можно вынести свои продукты и украсить ими рынок в знак уважения к празднику. Торговцы специями могут продавать свои товары обычным образом, публично [в праздничные будни]. מוֹכְרֵי פֵּרוֹת כְּסוּת וְכֵלִים מוֹכְרִין בְּצִנְעָה לְצֹרֶךְ הַמּוֹעֵד. כֵּיצַד. אִם הָיְתָה הַחֲנוּת פְּתוּחָה לְזָוִית אוֹ לְמָבוֹי פּוֹתֵחַ כְּדַרְכּוֹ. וְאִם הָיְתָה פְּתוּחָה לִרְשׁוּת הָרַבִּים פּוֹתֵחַ אַחַת וְנוֹעֵל אַחַת. וְעֶרֶב יוֹם טוֹב הָאַחֲרוֹן שֶׁל חַג הַסֻּכּוֹת מוֹצִיא וּמְעַטֵּר אֶת הַשּׁוּק בְּפֵרוֹת בִּשְׁבִיל כְּבוֹד יוֹם טוֹב. מוֹכְרֵי תַּבְלִין מוֹכְרִין כְּדַרְכָּן בְּפַרְהֶסְיָא:
24. Все, что запрещено делать самому еврею во время праздничных будней, нельзя также наставлять нееврея делать [от своего имени]. Если у человека нет еды, он может выполнять любую работу, запрещенную во время праздничных будней, или участвовать в любом коммерческом предприятии, чтобы заработать себе на жизнь. Богачу разрешено нанимать бедняка, у которого нет еды, для выполнения задач, которые запрещены во время праздничных будней, таким образом работнику будет выплачиваться заработная плата, на которую он сможет купить себе пропитание. Точно так же мы можем покупать предметы, которые не нужны для самого праздника, потому что продавец нуждается и испытывает недостаток в еде. כָּל שֶׁאָסוּר לַעֲשׂוֹתוֹ בַּמּוֹעֵד אֵינוֹ אוֹמֵר לְנָכְרִי לַעֲשׂוֹתוֹ. וְכָל שֶׁאָסוּר לַעֲשׂוֹתוֹ בַּמּוֹעֵד אִם אֵין לוֹ מַה שֶּׁיֹּאכַל הֲרֵי זֶה עוֹשֶׂה כְּדֵי פַּרְנָסָתוֹ. וְכֵן עוֹשֶׂה סְחוֹרָה כְּדֵי פַּרְנָסָתוֹ. וּמֻתָּר לֶעָשִׁיר לִשְׂכֹּר פּוֹעֵל עָנִי שֶׁאֵין לוֹ מַה יֹּאכַל לַעֲשׂוֹת מְלָאכָה שֶׁהִיא אֲסוּרָה בַּמּוֹעֵד כְּדֵי שֶׁיִּטּל שְׂכָרוֹ לְהִתְפַּרְנֵס בּוֹ. וְכֵן לוֹקְחִין דְּבָרִים שֶׁאֵינָם לְצֹרֶךְ הַמּוֹעֵד מִפְּנֵי צֹרֶךְ הַמּוֹכֵר שֶׁאֵין לוֹ מַה יֹּאכַל:
25. Мы можем нанять рабочего во время праздничных будней для выполнения какой-либо задачи после праздника, при условии, что он не будет взвешивать, измерять или считать [объем работы, который он должен выполнить] подобно тому, как это делается в обычный день. Если нееврей был подряжен для выполнения задания для еврея, тот [еврей] должен помешать ему выполнить его во время праздничных будней. [Это применимо], даже если нееврей [работает] вне субботних пределов [города]. Людям в целом известно, что этот подряд [выполняется] ради еврея, и они будут подозревать, что тот (специально) нанял нееврея для того, чтобы тот выполнил порученное для него во время праздничных будней. Ведь не все люди осознают разницу между наемным рабочим и подрядчиком. Поэтому [чтобы не возникло ошибочного впечатления] это запрещено. שׂוֹכְרִין הַשָּׂכִיר עַל הַמְּלָאכָה בַּמּוֹעֵד לַעֲשׂוֹתָהּ לְאַחַר הַמּוֹעֵד וּבִלְבַד שֶׁלֹּא יִשְׁקל וְשֶׁלֹּא יִמְדֹּד וְלֹא יִמְנֶה כְּדֶרֶךְ שֶׁהוּא עוֹשֶׂה בְּחל. נָכְרִי שֶׁקִּבֵּל קִבּלֶת מִיִּשְׂרָאֵל אֲפִלּוּ הָיָה חוּץ לַתְּחוּם אֵינוֹ מַנִּיחוֹ לַעֲשׂוֹתוֹ בַּמּוֹעֵד. שֶׁהַכּל יוֹדְעִין שֶׁמְּלָאכָה זוֹ שֶׁל יִשְׂרָאֵל וְיַחְשְׁדוּ אוֹתוֹ שֶׁהוּא שָׂכַר אֶת הַנָּכְרִי לַעֲשׂוֹת לוֹ בַּמּוֹעֵד. שֶׁאֵין הַכּל יוֹדְעִין הַהֶפְרֵשׁ שֶׁיֵּשׁ בֵּין הַשָּׂכִיר וּבֵין הַקַּבְּלָן וּלְפִיכָךְ אָסוּר:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter