СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 06:38

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы брака. Гл. 4

1. Женщина может быть посвящена только добровольно. Если кто-то принуждает женщину к посвящению, то оно не действительно. Если же мужчину, с другой стороны, заставляют посвятить [женщину], она посвящается. Человек может посвятить много женщин за один раз, при условии, что он делает это путем [передачи] денег, и денег достаточно, чтобы дать каждой из них мелкую монету. Одна из этих женщин или другой человек может принять деньги от имени всех, [если] они согласны. אֵין הָאִשָּׁה מִתְקַדֶּשֶׁת אֶלָּא לִרְצוֹנָהּ וְהַמְקַדֵּשׁ אִשָּׁה בְּעַל כָּרְחָהּ אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת. אֲבָל הָאִישׁ שֶׁאֲנָסוּהוּ עַד שֶׁקִּדֵּשׁ בְּעַל כָּרְחוֹ הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת. וְיֵשׁ לָאִישׁ לְקַדֵּשׁ נָשִׁים רַבּוֹת כְּאַחַת וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה בְּכֶסֶף אִם קִדֵּשׁ בְּכֶסֶף פְּרוּטָה לְכָל אַחַת וְאַחַת. וְיֵשׁ לְאַחַת מֵהֶן אוֹ לְאַחֵר לְקַבֵּל הַקִּדּוּשִׁין עַל יְדֵי כֻּלָּן מִדַּעְתָּן:
2. Если мужчина [желает] освятить женщину и с ее согласия дает предмет, которым заключается кидушин, другой женщине и говорит последней: «И ты тоже», или использует другое подобное выражение, то они обе посвящены (ему). Однако если мужчина вкладывает [предмет, которым заключается кидушин,] в руку [второй женщины] и говорит ей: «И ты», возникает сомнение, действителен ли такой кидушин. Возможно, его намерением было лишь прояснить ее чувства. Он как будто спросил ее: «Что бы ты сказала по этому поводу?». Поэтому она приняла кидушин, так как думала, что он все еще спрашивает ее о ее намерениях. По этой причине [вопрос не решен], и статус кидушин под вопросом. הַמְקַדֵּשׁ אֶת הָאִשָּׁה וְנָתַן הַקִּדּוּשִׁין מִדַּעְתָּהּ בְּיַד חֲבֶרְתָּהּ וְאָמַר לַחֲבֶרְתָּהּ כְּשֶׁנָּתַן הַקִּדּוּשִׁין בְּיָדָהּ וְאַתְּ נַמִּי. אוֹ וְכֵן גַּם אַתְּ וְכַיּוֹצֵא בָּזֶה. הֲרֵי שְׁתֵּיהֶן מְקֻדָּשׁוֹת. אֲבָל אִם נָתַן בְּיָדָהּ וְאָמַר לָהּ וְאַתְּ. הֲרֵי זוֹ שֶׁקִּבְּלָה הַקִּדּוּשִׁין מְקֻדֶּשֶׁת בְּסָפֵק. שֶׁמָּא לֹא נִתְכַּוִּן אֶלָּא לִרְאוֹת מַה בְּלִבָּהּ וּכְאִלּוּ אָמַר לָהּ וְאַתְּ מַה תֹּאמְרִי בְּדָבָר זֶה. וּלְפִיכָךְ קִבְּלָה הַקִּדּוּשִׁין הִיא שֶׁהֲרֵי זֶה עֲדַיִן שׁוֹאֲלָהּ לִרְאוֹת מַה בְּלִבָּהּ וּמִפְּנֵי זֶה הִיא סָפֵק מְקֻדֶּשֶׁת:
3. Если он сказал ей: «Будешь посвящена мне этим динаром», а она взяла его и бросила перед ним или в море, в огонь или сделала что-либо, что приведет к его уничтожению, то она не посвящена. Если она сказала ему: «Отдай моему отцу», «...твоему отцу» или «...такому-то и, такому-то», она не посвящена. Если она сказала ему: «Отдай ему, чтобы он принял это от моего имени», то она посвящена. אָמַר לָהּ הִתְקַדְּשִׁי לִי בְּדִינָר זֶה נְטָלַתּוּ וּזְרָקַתּוּ לְפָנָיו אוֹ לַיָּם אוֹ לָאוּר אוֹ לְדָבָר הָאָבֵד אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת. אָמְרָה לוֹ תְּנֵהוּ לְאַבָּא אוֹ לְאָבִיךָ אוֹ לְאִישׁ פְּלוֹנִי וְנָתַן אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת. וְאִם אָמְרָה לוֹ תְּנֵהוּ לוֹ שֶׁיְּקַבְּלֵהוּ לִי וְנָתַן הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת:
4. [Если] женщина сказала мужчине: «Положи [предмет, которым совершается кидушин] на [этот] камень», то она не посвящена. Если камень принадлежал ей, она посвящена. Если камень принадлежал им обоим, [вопрос не решен, и] статус кидушин под вопросом. Если он сказал ей: «будь посвящена мне этим хлебом», а она ответила ему: «отдай его бедняку», она не посвящена. [Это относится даже к тому случаю, если она поддерживает (этого) бедняка. [Если она сказала ему: «Отдай собаке», она не освящена. Если собака принадлежала ей, она освящена. Если [собака] гналась за ней, и она сказала ему: «Отдай этой собаке», [вопрос не решен, и] статус кидушин под вопросом. אָמְרָה הַנִּיחֵהוּ עַל הַסֶּלַע אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת וְאִם הָיָה סֶלַע שֶׁלָּהּ מְקֻדֶּשֶׁת. הָיָה סֶלַע שֶׁל שְׁנֵיהֶם הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת בְּסָפֵק. אָמַר לָהּ הִתְקַדְּשִׁי לִי בְּכִכָּר זֶה אָמְרָה לוֹ תְּנֵהוּ לֶעָנִי אֲפִלּוּ הָיָה עָנִי הַסָּמוּךְ עָלֶיהָ אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת. תְּנֵהוּ לַכֶּלֶב הֲרֵי זוֹ אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת וְאִם הָיָה הַכֶּלֶב שֶׁלָּהּ מְקֻדֶּשֶׁת. וְאִם הָיָה רָץ אַחֲרֶיהָ לְנָשְׁכָהּ וְאָמְרָה לוֹ תְּנֵהוּ לְכֶלֶב זֶה הֲרֵי זוֹ סָפֵק מְקֻדֶּשֶׁת:
5. [Если мужчина продавал плоды, утварь и т.п., и пришла женщина и попросила: «Дайте мне что-нибудь из этого». Если он спросил ее: «Если я дам тебе их, будешь ли ты посвящена мне?», и она ответила: «Да», то она посвящена, когда он дает ей [эти предметы]. Если же она ответила ему: «[просто] дай мне их», «передай их» или дала другой ответ, означающий «не морочь мне голову в таких вопросах, просто дай мне [то, что я просила]», она не будет посвящена, хотя он дал ей [то, что она просила]. Аналогичное [решение принимается], если [мужчина] пьет вино, а [женщина] просит его: «Дай мне чашу», и он спрашивает ее: «Если я дам, будешь ли ты посвящена мне с ней?». Если она ответит: «[Только] дай мне попить», «дай мне», «подай мне попить» или «раздай мне», то она не посвящена. Ее слова означают: «Просто дай мне выпить и не морочь мне голову такими вопросами». הָיָה מוֹכֵר פֵּרוֹת אוֹ כֵּלִים וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן בָּאָה אִשָּׁה וְאָמְרָה לוֹ תֵּן לִי מְעַט מֵאֵלּוּ וְאָמַר לָהּ אִם אֶתֵּן לָךְ תְּהִי מְקֻדֶּשֶׁת לִי. אִם אָמְרָה הֵן וְנָתַן לָהּ הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת אֲבָל אִם אָמְרָה לוֹ תֵּן לִי מֵהֶן אוֹ הַשְׁלֵךְ לִי אוֹ דְּבָרִים שֶׁעִנְיָנָם לֹא תִּשְׂחַק עִמִּי בִּדְבָרִים אֵלּוּ אֶלָּא תֵּן לִי בִּלְבַד וְנָתַן אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת. וְכֵן אִם הָיָה שׁוֹתֶה יַיִן וְאָמְרָה לוֹ תֵּן לִי כּוֹס אֶחָד וְאָמַר לָהּ אִם אֶתֵּן לָךְ הֲרֵי אַתְּ מְקֻדֶּשֶׁת לִי בּוֹ וְאָמְרָה הַשְׁקֵנִי הַשְׁקוֹת אוֹ תֵּן הַשְׁקֵה הַשְׁלֵךְ אֵינָהּ מְ [קֵ] דֶּשֶׁת שֶׁאֵין הַדְּבָרִים נִרְאִין אֶלָּא הַשְׁקֵנִי בִּלְבַד וְלֹא תִּשְׂחַק עִמִּי בְּדָבָר אַחֵר:
6. Если мужчина посвящает женщину в присутствии одного свидетеля, его кидушин не имеет никакого значения. [Это относится] даже к тем случаям, когда оба [мужчина и женщина] признают [что кидушин был совершен]. Несомненно, что вышесказанное относится и к случаю, когда [мужчина] посвящает [женщину] без свидетелей [наблюдающих за этим действием]. Если [мужчина] посвящает [женщину] в присутствии лиц, которые по закону Торы не могут быть свидетелями, то она не посвящена. [Если он посвящает ее в присутствии] лиц, которые не могут быть свидетелями по постановлению мудрецов, или в присутствии свидетелей, в отношении которых существуют сомнения, приемлемы ли они по закону Торы, [действуют следующие правила:] Если он желает совершить брак, он должен посвятить женщину снова в присутствии приемлемых свидетелей. Если он не желает заключать брак, то женщина должна получить от него [разводное письмо] из-за сомнений. [Это постановление действует] даже тогда, когда женщина отрицает [этот вопрос], противоречит свидетелям и говорит, что она никогда не была посвящена. Данное постановление относится ко всем ситуациям, в которых статус кидушин вызывает сомнения. Если [мужчина] желает заключить брак, он должен снова посвятить женщину однозначно приемлемым способом. Если же он не желает заключать брак, то из-за сомнения женщина должна получить от него гет. הַמְקַדֵּשׁ בְּעֵד אֶחָד אֵין חוֹשְׁשִׁין לְקִדּוּשָׁיו וְאַף עַל פִּי שֶׁשְּׁנֵיהֶם מוֹדִין. קַל וָחֹמֶר לִמְקַדֵּשׁ בְּלֹא עֵדִים. הַמְקַדֵּשׁ בִּפְסוּלֵי עֵדוּת שֶׁל תּוֹרָה אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת. בִּפְסוּלֵי עֵדוּת שֶׁל דִּבְרֵי סוֹפְרִים אוֹ בְּעֵדִים שֶׁהֵן סָפֵק פְּסוּלֵי תּוֹרָה אִם רָצָה לִכְנֹס חוֹזֵר וּמְקַדֵּשׁ בִּכְשֵׁרִים וְאִם לֹא רָצָה לִכְנֹס צְרִיכָה גֵּט מִמֶּנּוּ מִסָּפֵק. וַאֲפִלּוּ כָּפְרָה הָאִשָּׁה וְהִכְחִישָׁה אֶת הָעֵדִים וְאָמְרָה לֹא קִדַּשְׁתַּנִי כּוֹפִין אוֹתָהּ לִקַּח גֵּט. וְכֵן דִּין כָּל קִדּוּשֵׁי סָפֵק אִם רָצָה לִכְנֹס חוֹזֵר וּמְקַדֵּשׁ וַדַּאי וְאִם לֹא רָצָה לִכְנֹס צְרִיכָה גֵּט מִמֶּנּוּ מִסָּפֵק:
7. Если несовершеннолетний посвящает [женщину], его кидушин не имеет значения. В отличие от этого, если мужчина, достигший совершеннолетия, посвящает девочку, не достигшую совершеннолетия, которая является сиротой или вышла из-под власти отца, [действуют иные правила]: если ей меньше шести лет, даже если она проявляет глубокое понимание и весьма разумна, то она не замужем, и нет необходимости в публичном отвержении брака при свидетелях. Если она старше десяти лет, то даже если она очень глупа, но поскольку она добровольно приняла кидушин — она посвящена [по постановлению мудрецов] и [должна совершить] публичное отвержение [если захочет аннулировать брак]. Если ей от шести до десяти лет, [мудрецы] должны оценить ее способность разумно мыслить. Если она способна понимать и разбираться в вопросах брака и посвящения, [брак действителен по постановлению мудрецов] и отвержение брака не требуется. Если она не обладает [такой степенью проницательности], то не посвящена [вообще], и ей не нужно совершать миун [чтобы аннулировать брак]. קָטָן שֶׁקִּדֵּשׁ אֵין קִדּוּשָׁיו קִדּוּשִׁין. אֲבָל גָּדוֹל שֶׁקִּדֵּשׁ אֶת הַקְּטַנָּה הַיְתוֹמָה. אוֹ קְטַנָּה שֶׁיָּצְאָה מֵרְשׁוּת אָבִיהָ. אִם הָיְתָה פְּחוּתָה מִבַּת שֵׁשׁ אַף עַל פִּי שֶׁהִיא נְבוֹנַת לַחַשׁ בְּיוֹתֵר וּמַכֶּרֶת וּמַבְחֶנֶת אֵין כָּאן שֵׁם קִדּוּשִׁין וְאֵינָהּ צְרִיכָה לְמָאֵן. וְאִם הָיְתָה מִבַּת עֶשֶׂר שָׁנִים וּלְמַעְלָה אַף עַל פִּי שֶׁהִיא סְכָלָה בְּיוֹתֵר הוֹאִיל וְנִתְקַדְּשָׁה לְדַעְתָּהּ הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת לְמֵאוּן. הָיְתָה מִבַּת שֵׁשׁ וְעַד סוֹף עֶשֶׂר בּוֹדְקִין אֶת יְפִי דַּעְתָּהּ אִם מַכֶּרֶת וּמַבְחֶנֶת עִסְקֵי הַנִּשּׂוּאִין וְהַקִּדּוּשִׁין צְרִיכָה לְמָאֵן. וְאִם לָאו אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת לְמֵאוּן וְאֵינָהּ צְרִיכָה לְמָאֵן:
8. Что подразумевается под утверждением, что она посвящена [согласно постановлению мудрецов] и [должна совершить] миун [если захочет аннулировать брак]? Если она была посвящена, но больше не желает оставаться со своим мужем, она должна совершить миун в присутствии двух свидетелей. Она должна сказать: «Я больше не желаю его». После этого она освобождается от отношений без развода, как будет объяснено в «законах о разводе». А почему она оставляет [отношения] без развода? Потому что посвящение не является абсолютно действительным по закону Торы; он всего лишь установлен мудрецами. [Согласно закону Торы, результат] носит предварительный характер. Если она продолжает жить со своим мужем до совершеннолетия, то кидушин завершается, и она становится замужней женщиной в полном смысле этого слова. Нет необходимости [ее мужу] посвящать ее снова после достижения ею совершеннолетия. Если она не хочет [продолжать] жить с ним, она должна совершить миун; тогда она выходит из [отношений] без развода. כֵּיצַד מְקֻדֶּשֶׁת לְמֵאוּן. שֶׁאִם נִתְקַדְּשָׁה וְלֹא רָצְתָה לֵישֵׁב עִם בַּעְלָהּ צְרִיכָה לְמָאֵן בִּפְנֵי שְׁנַיִם וְלוֹמַר אֵינִי רוֹצָה בּוֹ וְיוֹצְאָה בְּלֹא גֵּט כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר בְּהִלְכוֹת גֵּרוּשִׁין. וְזוֹ הִיא הַנִּקְרֵאת מְמָאֶנֶת. וְלָמָּה יוֹצְאָה בְּלֹא גֵּט מִפְּנֵי שֶׁאֵין קִדּוּשֶׁיהָ קִדּוּשִׁין גְּמוּרִין מִן הַתּוֹרָה אֶלָּא מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים וְהֵן תְּלוּיִין שֶׁאִם יָשְׁבָה עִם בַּעְלָהּ עַד שֶׁגָּדְלָה גָּמְרוּ קִדּוּשֶׁיהָ וְנַעֲשֵׂית אֵשֶׁת אִישׁ גְּמוּרָה וְאֵינוֹ צָרִיךְ לַחֲזֹר וּלְקַדְּשָׁהּ אַחַר שֶׁגָּדְלָה. וְאִם לֹא רָצְתָה לֵישֵׁב צְרִיכָה לְמָאֵן וְתֵצֵא בְּלֹא גֵּט:
9. Если глухонемой мужчина женится на дееспособной женщине или глухонемая женщина выходит замуж за дееспособного мужчину, брачные узы не являются абсолютно действительным по закону Торы; это всего лишь постановление мудрецов. Поэтому, если дееспособный мужчина посвящает жену глухонемого, которая сама дееспособна, то считается, что она посвящена дееспособному мужчине. Он должен дать ей развод, и тогда ей разрешается оставаться в браке со своим глухонемым мужем. И наоборот, в случаях, когда недееспособный мужчина посвящает дееспособную женщину или дееспособный мужчина посвящает недееспособную женщину, брачные узы вовсе не действительны — ни по закону Торы, ни по постановлению мудрецов. חֵרֵשׁ שֶׁנָּשָׂא פִּקַּחַת וְכֵן חֵרֶשֶׁת שֶׁנִּשֵּׂאת לְפִקֵּחַ אֵין קִדּוּשֵׁיהֶן גְּמוּרִין מִן הַתּוֹרָה אֶלָּא מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים לְפִיכָךְ אִם בָּא פִּקֵּחַ וְקִדֵּשׁ אֵשֶׁת חֵרֵשׁ הַפִּקַּחַת הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת לַשֵּׁנִי קִדּוּשִׁין גְּמוּרִין וְנוֹתֵן גֵּט וְהִיא מֻתֶּרֶת לְבַעְלָהּ הַחֵרֵשׁ. אֲבָל הַשּׁוֹטֶה שֶׁקִּדֵּשׁ פִּקַּחַת אוֹ פִּקֵּחַ שֶׁקִּדֵּשׁ שׁוֹטָה אֵין כָּאן קִדּוּשִׁין כְּלָל לֹא מִדִּבְרֵי תּוֹרָה וְלֹא מִדִּבְרֵי סוֹפְרִים:
10. В случае, когда скопец (природный или рукотворный) посвящает [женщину], и аналогично, когда [мужчина] посвящает неспособную к деторождению, то кидушин является абсолютно релевантным. סָרִיס שֶׁקִּדֵּשׁ בֵּין סְרִיס חַמָּה בֵּין סְרִיס אָדָם וְכֵן אַיְלוֹנִית שֶׁנִּתְקַדְּשָׁה הֲרֵי אֵלּוּ קִדּוּשִׁין גְּמוּרִין:
11. В случае, если бесполый или гермафродит посвящает женщину, или если один из таких людей был посвящён мужчиной, возникает сомнение в статусе этих кидушин, и из-за этого сомнения требуется развод. טֻמְטוּם וְאַנְדְּרוֹגִינוּס שֶׁקִּדְּשׁוּ אִשָּׁה אוֹ שֶׁקִּדְּשָׁן אִישׁ הֲרֵי אֵלּוּ קִדּוּשֵׁי סָפֵק וּצְרִיכִין גֵּט מִסָּפֵק:
12. Если человек посвящает одну из женщин, запрещенных из-за кровосмешения, его поступок не имеет последствий. Ибо кидушин не имеет применения к запретным связям, исключая женщину в состоянии ритуальной нечистоты («нида»). Если мужчина посвящает ритуально нечистую, то кидушин считается законченным. Тем не менее, делать это неприлично. הַמְקַדֵּשׁ אַחַת מִן הָעֲרָיוֹת לֹא עָשָׂה כְּלוּם שֶׁאֵין קִדּוּשִׁין תּוֹפְסִין לָעֶרְוָה חוּץ מִן הַנִּדָּה שֶׁהַמְקַדֵּשׁ אֶת הַנִּדָּה הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת קִדּוּשִׁין גְּמוּרִין וְאֵין רָאוּי לַעֲשׂוֹת כֵּן:
13. Если замужняя женщина принимает кидушин от другого мужчины в присутствии своего мужа, считается, что она посвящена второму мужчине. Ведь слово женщины принимается на веру, когда она говорит мужу в лицо, что он с ней развелся. Мы считаем аксиомой, что женщина не стала бы так нагло вести себя в присутствии мужа, [если бы это не было правдой]. Однако если другой человек освящает ее в отсутствие мужа, то эти кидушин не считаются действительными до тех пор, пока женщина не представит доказательство того, что она была разведена до освящения. Пока она находится без мужа, есть вероятность, что она будет вести себя нагло. אֵשֶׁת אִישׁ שֶׁפָּשְׁטָה יָדָהּ וְקִבְּלָה קִדּוּשִׁין מֵאַחֵר בִּפְנֵי בַּעְלָהּ הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת לַשֵּׁנִי. שֶׁהָאִשָּׁה שֶׁאָמְרָה לְבַעְלָהּ בְּפָנָיו גֵרַשְׁתַּנִי נֶאֱמֶנֶת חֲזָקָה אֵין אִשָּׁה מְעִזָּה פָּנֶיהָ בִּפְנֵי בַּעְלָהּ. אֲבָל אִם קִדְּשָׁהּ אַחֵר שֶׁלֹּא בִּפְנֵי בַּעְלָהּ אֵין קִדּוּשִׁין תּוֹפְסִין בָּהּ עַד שֶׁתָּבִיא רְאָיָה שֶׁנִּתְגָּרְשָׁה קֹדֶם שֶׁתְּקַבֵּל הַקִּדּוּשִׁין, כָּל שֶׁלֹּא בְּפָנָיו מְעִזָּה:
14. Если мужчина посвящает одну из шнийот (девушка второй степени родства) или женщину, запрещенную из-за заповеди [не связанной с отсечением души] или из-за повелевающей заповеди, то посвящение действительно. Если вдова, обязанная выйти замуж в силу левирата, была посвящена чужому, то их кидушин под сомнением. Ведь наши мудрецы сомневались, будет ли кидушин иметь юридическую силу, или вообще недействительным подобно срамным связям. Во всех вышеупомянутых ситуациях, хотя человеку, совершившему кидушин, было запрещено вступать в этот брак, он должен расторгнуть его, дав развод. הַמְקַדֵּשׁ אַחַת מִן הַשְּׁנִיּוֹת אוֹ מֵאִסּוּרֵי לָאוִין אוֹ מֵאִסּוּרֵי עֲשֵׂה. וְכֵן יָבָם שֶׁקִּדֵּשׁ צָרַת יְבָמָה. הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת קִדּוּשִׁין גְּמוּרִין חוּץ מִיבָמָה שֶׁנִּתְקַדְּשָׁה לְזָר שֶׁהִיא מְקֻדֶּשֶׁת בְּסָפֵק. נִסְתַּפֵּק לַחֲכָמִים אִם הַקִּדּוּשִׁין תּוֹפְסִין בִּיבָמָה כִּשְׁאָר חִיּוּבֵי לָאוִין אוֹ אֵין קִדּוּשִׁין תּוֹפְסִין בָּהּ כְּעֶרְוָה. וְאַף עַל פִּי שֶׁאָסוּר לוֹ לִכְנֹס אַחַת מִכָּל אֵלּוּ הֲרֵי זֶה מְגָרֵשׁ בְּגֵט:
15. Если мужчина посвящает женщину-нееврейку или наложницу-хананеянку, то кидушин не имеет никакого значения; статус женщины после получения этого такой же, как и до него. Точно так же, если нееврей или [ханаанейский] раб посвящает еврейскую женщину, то кидушин не имеет никакого значения. Если же еврей-отступник посвящает [женщину], его кидушин абсолютно действителен, несмотря на то, что он добровольно поклоняется ложному божеству. Женщина должна получить от него развод. הַמְקַדֵּשׁ כּוּתִית אוֹ שִׁפְחָה אֵינָן קִדּוּשִׁין אֶלָּא הֲרֵי הִיא אַחַר הַקִּדּוּשִׁין כְּמוֹ שֶׁהָיְתָה קֹדֶם הַקִּדּוּשִׁין. וְכֵן עַכּוּ''ם וְעֶבֶד שֶׁקִּדְּשׁוּ בַּת יִשְׂרָאֵל אֵין קִדּוּשֵׁיהֶן קִדּוּשִׁין. יִשְׂרָאֵל מוּמָר שֶׁקִּדֵּשׁ אַף עַל פִּי שֶׁהוּא עוֹבֵד עַכּוּ''ם בִּרְצוֹנוֹ הֲרֵי אֵלּוּ קִדּוּשִׁין גְּמוּרִין וּצְרִיכָה גֵּט מִמֶּנּוּ:
16. Если мужчина посвящает женщину, которая наполовину рабыня, а наполовину свободная женщина, то она не полностью посвящена, пока не станет [полностью] свободной. Как только она получает свободу, кидушин [автоматически] завершается, подобно кидушин несовершеннолетнего, достигшего совершеннолетия. Нет необходимости в повторном посвящении. Если другой мужчина освящает такую женщину после того, как она обрела свободу [до того, как посвятивший ее первоначально завершил их брак], возникает сомнение в этом вопросе, и статус обоих их кидушин оказывается под вопросом. הַמְקַדֵּשׁ אִשָּׁה שֶׁחֶצְיָהּ שִׁפְחָה וְחֶצְיָהּ בַּת חוֹרִין אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת קִדּוּשִׁין גְּמוּרִין עַד שֶׁתִּשְׁתַּחְרֵר וְכֵיוָן שֶׁנִּשְׁתַּחְרְרָה גָּמְרוּ קִדּוּשֶׁיהָ כְּקִדּוּשֵׁי קְטַנָּה שֶׁגָּדְלָה וְאֵינוֹ צָרִיךְ לְקַדְּשָׁהּ קִדּוּשִׁין אֲחֵרִים. בָּא אַחֵר וְקִדְּשָׁהּ אַחַר שֶׁנִּשְׁתַּחְרְרָה הֲרֵי זֶה סָפֵק קִדּוּשִׁין לִשְׁנֵיהֶם:
17. Что же представляет собой обрученная наложница согласно Торе [Ваикра 19:20]? Женщина, которая наполовину рабыня, а наполовину свободная женщина, которую посвятил раб-еврей. Если мужчина, наполовину раб и наполовину свободный человек, посвящает свободную женщину, [вопрос остается нерешенным,] то статус кидушин под вопросом. וְאֵי זוֹ הִיא שִׁפְחָה חֲרוּפָה הָאֲמוּרָה בַּתּוֹרָה זוֹ מִי שֶׁחֶצְיָהּ שִׁפְחָה וְחֶצְיָהּ בַּת חוֹרִין שֶׁקִּדְּשָׁהּ עֶבֶד עִבְרִי. וּמִי שֶׁחֶצְיוֹ עֶבֶד וְחֶצְיוֹ בֶּן חוֹרִין שֶׁקִּדֵּשׁ בַּת חוֹרִין הֲרֵי זוֹ סָפֵק קִדּוּשִׁין:
18. Если пьяный вручает предмет, с помощью которого заключается кидушин [женщине], они действительны, даже если он очень пьян. Если же он достиг состояния опьянения, сравнимого с состоянием Лота, то кидушин не имеет никакого значения. Этот вопрос требует тщательного обдумывания. שִׁכּוֹר שֶׁקִּדֵּשׁ קִדּוּשָׁיו קִדּוּשִׁין וְאַף עַל פִּי שֶׁנִּשְׁתַּכֵּר הַרְבֵּה. וְאִם הִגִּיעַ לְשִׁכְרוּתוֹ שֶׁל לוֹט אֵין קִדּוּשָׁיו קִדּוּשִׁין. וּמִתְיַשְּׁבִין בְּדָבָר זֶה:
19. Когда мужчина дает в качестве кидушин деньги стоимостью меньше пруты, кидушин недействителен. Когда мужчина посвящает женщину едой или утварью стоимостью меньше пруты, статус кидушин вызывает сомнения; возможно, эта еда или утварь стоит мелкую монету в другом месте. Отсюда можно сделать вывод, что всякий раз, когда человек освящает женщину предметом, стоящим денег, если он стоит мелкую монету в этой стране, то посвящение действительно. Если же она не стоит мелкую монету [там], то статус кидушин под сомнением [как сказано выше]. Мне кажется, что если [мужчина] освятил [женщину] приготовленной пищей, плодом, который не будет сохранен, или тому подобным, и этот предмет не стоит мелкую монету в том месте, то посвящение недействительно. Ибо к тому времени, когда этот предмет достигнет другого места, он испортится и станет бесполезным. Это разумный вывод; на него можно положиться. הַמְקַדֵּשׁ בְּפָחוֹת מִפְּרוּטָה אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת. קִדְּשָׁהּ בְּאֹכֶל אוֹ בִּכְלִי וְכַיּוֹצֵא בּוֹ שֶׁשָּׁוֶה פָּחוֹת מִפְּרוּטָה הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת בְּסָפֵק וּצְרִיכָה גֵּט מִסָּפֵק שֶׁמָּא דָּבָר זֶה שָׁוֶה פְּרוּטָה בְּמָקוֹם אַחֵר. הָא לָמַדְתָּ שֶׁכָּל הַמְקַדֵּשׁ בִּשְׁוֵה כֶּסֶף אִם הָיָה בְּאוֹתָהּ הַמְּדִינָה שְׁוֵה פְּרוּטָה הֲרֵי אֵלּוּ קִדּוּשֵׁי וַדַּאי וְאִם אֵינוֹ שְׁוֵה פְּרוּטָה הֲרֵי אֵלּוּ קִדּוּשֵׁי סָפֵק. יֵרָאֶה לִי שֶׁאִם קִדֵּשׁ בְּתַבְשִׁיל אוֹ בְּיָרָק שֶׁאֵינוֹ מִתְקַיֵּם וְכַיּוֹצֵא בָּהֶם אִם לֹא הָיוּ שְׁוֵה פְּרוּטָה בְּאוֹתוֹ הַמָּקוֹם אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת כְּלָל שֶׁהֲרֵי דָּבָר זֶה אֵינוֹ מַגִּיעַ לְמָקוֹם אַחֵר עַד שֶׁיִּפָּסֵד וְיֹאבַד וְלֹא יִהְיוּ שְׁוֵה פְּרוּטָה. וְדָבָר שֶׁל טַעַם הוּא זֶה וְרָאוּי לִסְמֹךְ עָלָיו:
20. Если мужчина посвящает женщину чем-либо меньшим по стоимости чем мелкая монета, или посвящает двух женщин чем-либо меньшим по стоимости чем мелкая монета, то женщины не посвящаются. [Это относится даже к тому случаю, когда после этого он посылает свадебные подарки [стоимостью более пруты]. Аналогично, если несовершеннолетний посвящает женщину, то кидушин не действителен, несмотря на то, что он послал свадебные подарки после достижения совершеннолетия. [Это постановление было вынесено потому, что подарки] были посланы из-за первоначального кидушин, который был недействительным [и, следовательно, не считается значимым сам по себе]. הַמְקַדֵּשׁ (אִשָּׁה) בְּפָחוֹת מִפְּרוּטָה אוֹ שֶׁקִּדֵּשׁ שְׁתֵּי נָשִׁים בִּפְרוּטָה אַף עַל פִּי שֶׁשָּׁלַח סִבְלוֹנוֹת לְאַחַר מִכֵּן אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת. וְכֵן קָטָן שֶׁקִּדֵּשׁ אַף עַל פִּי שֶׁשָּׁלַח סִבְלוֹנוֹת לְאַחַר שֶׁהִגְדִּיל אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת שֶׁמֵּחֲמַת קִדּוּשִׁין הָרִאשׁוֹנִים שְׁלָחָן שֶׁהָיוּ קִדּוּשִׁין פְּסוּלִין:
21. Если мужчина освящает женщину, давая ей деньги или юридический документ, он не обязан вкладывать объект кидушин в ее руку. Вместо этого, если она согласна, чтобы он бросил их ей, и он это сделает, она будет посвящена, бросит ли он их в ее руку, в ее подол, во двор или в поле. Если она стоит во владениях, принадлежащих ее [будущему] мужу, он должен положить их ей в руку или в подол. Если она стоит во владениях, принадлежащих им обоим, и он бросил ей кидушин с ее согласия, но они не достигли ее руки или ее подола, статус этого кидушин вызывает сомнение. Даже если она говорит ему: «положи кидушин на это место», если это место принадлежит им обоим, статус кидушин вызывает сомнения. הַמְקַדֵּשׁ אֶת הָאִשָּׁה בְּכֶסֶף אוֹ בִּשְׁטָר אֵינוֹ צָרִיךְ שֶׁיִּתֵּן הַקִּדּוּשִׁין לְתוֹךְ יָדָהּ אֶלָּא כֵּיוָן שֶׁרָצְתָה לִזְרֹק לָהּ קִדּוּשֶׁיהָ וּזְרָקָן בֵּין לְתוֹךְ יָדָהּ בֵּין לְתוֹךְ חֵיקָהּ אוֹ לְתוֹךְ חֲצֵרָהּ אוֹ לְתוֹךְ שָׂדֶה שֶׁלָּהּ הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת. הָיְתָה עוֹמֶדֶת בִּרְשׁוּת הַבַּעַל צָרִיךְ שֶׁיִּתֵּן לְתוֹךְ יָדָהּ אוֹ לְתוֹךְ חֵיקָהּ. הָיְתָה עוֹמֶדֶת בִּרְשׁוּת שֶׁהִיא שֶׁל שְׁנֵיהֶן וְזָרַק לָהּ קִדּוּשֶׁיהָ מִדַּעְתָּהּ וְלֹא הִגִּיעוּ לְיָדָהּ אוֹ לְחֵיקָהּ הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת קִדּוּשֵׁי סָפֵק. וַאֲפִלּוּ אָמְרָה לוֹ הַנַּח קִדּוּשִׁין עַל מָקוֹם זֶה וְאוֹתוֹ הַמָּקוֹם שֶׁל שְׁנֵיהֶם הֲרֵי אֵלּוּ קִדּוּשֵׁי סָפֵק:
22. [Следующие правила применяются, если двое] стоят в общественном месте или в месте, которое не принадлежит ни одному из них, и он бросает ей кидушин: если объект кидушин падает ближе к нему, она не посвящена. Если ближе к ней, то она посвящена. Если предмет лежит на полпути между ними, или если есть сомнения, к кому он был ближе — к нему или к ней, и он потерялся, не долетев до ее руки, то есть сомнения относительно статуса кидушин. Что подразумевается под словами «ближе к нему» или «ближе к ней»? Ситуация, в которой он может охранять кидушин, а она нет, считается «ближе к нему». Ситуация, в которой она может охранять их, а он нет, считается «ближе к ней». Ситуация, в которой они оба могут охранять их или ни один из них не может охранять их, считается «на полпути между ними». הָיוּ עוֹמְדִים בִּרְשׁוּת הָרַבִּים אוֹ בִּרְשׁוּת שֶׁאֵינוֹ שֶׁל שְׁנֵיהֶם וְזָרַק לָהּ קִדּוּשֶׁיהָ. קָרוֹב לוֹ אֵינָהּ מְקֻדֶּשֶׁת. קָרוֹב לָהּ הֲרֵי זוֹ מְקֻדֶּשֶׁת. מֶחֱצָה עַל מֶחֱצָה אוֹ שֶׁהָיוּ סָפֵק קָרוֹב לוֹ סָפֵק קָרוֹב לָהּ וְאָבְדוּ קֹדֶם שֶׁיַּגִּיעוּ לְיָדָהּ הֲרֵי זוֹ סָפֵק מְקֻדֶּשֶׁת. כֵּיצַד הוּא קָרוֹב לוֹ וְקָרוֹב לָהּ. כָּל שֶׁהוּא יָכוֹל לִשְׁמֹר אוֹתָן וְהִיא אֵינָהּ יְכוֹלָה זֶה הוּא קָרוֹב לוֹ. הִיא יְכוֹלָה לִשְׁמֹר אוֹתָן וְהוּא אֵינוֹ יָכוֹל זֶהוּ קָרוֹב לָהּ. שְׁנֵיהֶן יְכוֹלִין לִשְׁמֹר אוֹתָן אוֹ שְׁנֵיהֶן אֵין יְכוֹלִים לִשְׁמֹר אוֹתָן זֶה הוּא מֶחֱצָה עַל מֶחֱצָה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter