СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-19 19:39

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы ритуального убоя скота и птицы. Гл. 3

1. Существует пять факторов, которые препятствуют ритуальному убою, и основы законов кошерного забоя заключаются в защите от каждого из этих факторов: Это: задержка, нажатие, укрывание, поднятие и вырывание. חֲמִשָׁה דְּבָרִים מַפְסִידִין אֶת הַשְּׁחִיטָה. וְעִקַּר הִלְכוֹת שְׁחִיטָה לְהִזָּהֵר בְּכָל אַחַת מֵהֶן. וְאֵלּוּ הֵן. שְׁהִיָּה. דְּרָסָה. חֲלָדָה. הַגְרָמָה. וְעִקּוּר:
2. Что подразумевается под словом «задержка»? Человек начал забой и поднял руку до того, как завершил забой и подождал. Независимо от того, сделал ли он это непреднамеренно, умышленно или по независящим от него причинам, [действуют следующие правила], если он или другой человек завершил забой. Если он ждал столько времени, сколько потребовалось бы, чтобы поднять животное, заставить его лечь и зарезать, его забой неприемлем. Если он ждал меньше этого времени, то его забой допустим. שְׁהִיָּה כֵּיצַד. הֲרֵי שֶׁהִתְחִיל לִשְׁחֹט וְהִגְבִּיהַּ יָדוֹ קֹדֶם שֶׁיִּגְמֹר הַשְּׁחִיטָה וְשָׁהָה בֵּין בְּשׁוֹגֵג בֵּין בְּמֵזִיד בֵּין בְּאֹנֶס וְחָזַר הוּא אוֹ אַחֵר וְגָמַר אֶת הַשְּׁחִיטָה. אִם שָׁהָה כְּדֵי שֶׁיַּגְבִּיהַּ אֶת הַבְּהֵמָה וְיַרְבִּיצֶנָּה וְיִשְׁחֹט שְׁחִיטָתוֹ פְּסוּלָה. וְאִם שָׁהָה פָּחוֹת מִכְּדֵי זֶה שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה:
3. В отношении мелкого домашнего животного мера дисквалифицирующей задержки равна количеству времени, необходимому для того, чтобы поднять животное, заставить его лечь и зарезать. В отношении крупного домашнего животного — это количество времени, которое потребуется, чтобы поднять животное, заставить его лечь и зарезать. В отношении птицы — это количество времени, которое потребуется, чтобы поднять маленькое животное, заставить его лечь и зарезать. הָיְתָה בְּהֵמָה דַּקָּה שִׁעוּר שְׁהִיָּתָהּ כְּדֵי שֶׁיַּגְבִּיהַּ בְּהֵמָה דַּקָּה וְיַרְבִּיצֶנָּה וְיִשְׁחֹט. וְאִם הָיְתָה גַּסָּה כְּדֵי שֶׁיַּגְבִּיהֶנָּה וְיַרְבִּיצֶנָּה וְיִשְׁחֹט. וּבְעוֹף כְּדֵי שֶׁיַּגְבִּיהַּ בְּהֵמָה דַּקָּה וְיַרְבִּיצֶנָּה וְיִשְׁחֹט:
4. Если человек немного надрезал по требуемым местам, подождал некоторое время, надрезал немного, подождал некоторое время, пока не завершил забой, не выждав при этом количества времени, которое дисквалифицирует животное в любой момент, но все время ожидания равнялась бы времени задержки, возникает неразрешимое сомнение, считается ли [животное] падалью. Аналогично, если он выждал столько времени, сколько требуется, чтобы поднять животное, заставить его лечь и перерезать только часть отличительных мест, но не зарезать его полностью, возникает неразрешимое сомнение, считается ли [животное] падалью. שָׁחַט מְעַט וְשָׁהָה מְעַט וְחָזַר וְשָׁחַט מְעַט וְשָׁהָה מְעַט עַד שֶׁגָּמַר הַשְּׁחִיטָה וְלֹא שָׁהָה בְּפַעַם אַחַת שִׁעוּר הַשְּׁהִיָּה אֲבָל כְּשֶׁתַּחְשֹׁב כָּל זְמַן הַשְּׁהִיּוֹת יִצְטָרֵף מִכֻּלָּן שִׁעוּר שְׁהִיָּה הֲרֵי זוֹ סְפֵק נְבֵלָה. וְכֵן אִם שָׁהָה כְּדֵי שֶׁיַּגְבִּיהֶנָּה וְיַרְבִּיצֶנָּה וּכְדֵי שֶׁיִּשְׁחֹט כְּמוֹ מִעוּט הַסִּימָנִין בִּלְבַד לֹא כְּדֵי שֶׁיִּשְׁחֹט שְׁחִיטָה גְּמוּרָה הֲרֵי זוֹ סְפֵק נְבֵלָה:
5. Если он разрезал большую часть одного знакового места для птицы или большую часть обоих знаковых мест для животного, то забой разрешен, даже если он ждал полдня, а затем вернулся и закончил разделку знаковых мест. Ведь поскольку минимальная мера для забоя была соблюдена, он как будто разделывает зарезанное мясо. שָׁחַט רֹב אֶחָד בְּעוֹף אוֹ רֹב שְׁנַיִם בִּבְהֵמָה אַף עַל פִּי שֶׁשָּׁהָה חֲצִי הַיּוֹם וְחָזַר וְגָמַר חֲתִיכַת הַסִּימָנִין הֲרֵי זוֹ מֻתֶּרֶת. מֵאַחַר שֶׁנִּשְׁחַט בָּהּ כַּשִּׁעוּר הֲרֵי זֶה כִּמְחַתֵּךְ בְּשַׂר הַשְּׁחוּטָה:
6. Если кто-либо перережет половину или меньше трахеи и подождет длительное время, он может вернуться и завершить забой; [его предыдущие действия] не имеют значения. Однако если он перерезал большую часть трахеи или даже слегка продырявил пищевод, а затем подождал [дисквалифицирующую] меру времени, [забой] неприемлем. [Это справедливо] независимо от того, вернулся ли он и завершил разделку там, где начал, или зарезал животное полностью в другом месте. [Это объясняется тем, что если перерезана большая часть трахеи или даже слегка продырявлен пищевод животного или птицы, то животное сравнимо с падалью, и ритуальный забой для него неприемлем, как будет объяснено далее. שָׁחַט בַּקָּנֶה לְבַדּוֹ חֶצְיוֹ אוֹ מִעוּטוֹ וְשָׁהָה זְמַן מְרֻבֶּה הֲרֵי זֶה חוֹזֵר וְגוֹמֵר הַשְּׁחִיטָה וְאֵין בְּכָךְ כְּלוּם. אֲבָל אִם שָׁחַט רֹב הַקָּנֶה אוֹ שֶׁנִּקֵּב בַּוֵּשֶׁט כָּל שֶׁהוּא וְשָׁהָה כַּשִּׁעוּר בֵּין שֶׁחָזַר וְגָמַר הַשְּׁחִיטָה שֶׁהִתְחִיל בֵּין שֶׁשָּׁחַט שְׁחִיטָה גְּמוּרָה בְּמָקוֹם אַחֵר הֲרֵי זוֹ פְּסוּלָה. מִפְּנֵי שֶׁהַבְּהֵמָה אוֹ הָעוֹף שֶׁנִּפְסַק רֹב הַקָּנֶה שֶׁלָּהּ אוֹ שֶׁנִּקַּב הַוֵּשֶׁט בְּמַשֶּׁהוּ נְבֵלָה וְאֵין הַשְּׁחִיטָה מוֹעֶלֶת בָּהּ כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר:
7. Таким образом, для вас объясняется, что понятие задержка вообще не существует в отношении к трахее птицы. Ибо если он перерезал большую часть трахеи и подождал, то он уже завершил забой [птицы]. Когда он возвращается и завершает забой, это все равно, что он режет мясо. Если он перерезал менее половины трахеи и подождал, он может вернуться и [завершить] забой, когда пожелает, ибо она не дисквалифицируется как падаль кроме как, если не перерезана большая часть трахеи. הִנֵּה נִתְבָּאֵר לְךָ שֶׁאֵין שְׁהִיָּה בַּקָּנֶה בָּעוֹף כְּלָל. שֶׁאִם שָׁחַט רֹב הַקָּנֶה וְשָׁהָה כְּבָר נִגְמְרָה שְׁחִיטָתוֹ כְּשֶׁחָזַר וְגָמַר מְחַתֵּךְ בָּשָׂר הוּא. וְאִם שָׁחַט בְּמִעוּט הַקָּנֶה וְשָׁהָה הֲרֵי זֶה חוֹזֵר וְשׁוֹחֵט כָּל זְמַן שֶׁיִּרְצֶה שֶׁאֵינָהּ נֶאֱסֶרֶת מִשּׁוּם נְבֵלָה עַד שֶׁיִּפָּסֵק רֹב הַקָּנֶה:
8. Если человек зарезал птицу и ждал, но не знает, продырявлен ли у нее пищевод или нет. Он должен вернуться и перерезать трахею в другом месте, оставить птицу до тех пор, пока она не умрет, а затем проверить пищевод изнутри. Если на нем не окажется капли крови, то очевидно, что он не был продырявлен, и это допустимо. שָׁחַט הָעוֹף וְשָׁהָה בּוֹ וְאֵינוֹ יוֹדֵעַ אִם נִקַּב הַוֵּשֶׁט אוֹ לֹא נִקַּב חוֹזֵר וְשׁוֹחֵט הַקָּנֶה לְבַדּוֹ בְּמָקוֹם אַחֵר וּמַנִּיחוֹ עַד שֶׁיָּמוּת וּבוֹדֵק הַוֵּשֶׁט מִבִּפְנִים. אִם לֹא נִמְצֵאת בּוֹ טִפַּת דָּם בְּיָדוּעַ שֶׁלֹּא נִקַּב וּכְשֵׁרָה:
9. Что подразумевается под нажатием? Например, человек вставил нож между одним знаковым признаком и другим. Независимо от того, разрезает ли он затем верхний признак сверху или разрезает нижний признак снизу в порядке ритуального забоя, [такой забой] неприемлем. חֲלָדָה כֵּיצַד. כְּגוֹן שֶׁהִכְנִיס הַסַּכִּין בֵּין סִימָן לְסִימָן. בֵּין שֶׁפָּסַק הַסִּימָן הָעֶלְיוֹן לְמַעְלָה בֵּין שֶׁשָּׁחַט הַתַּחְתּוֹן לְמַטָּה שֶׁהוּא דֶּרֶךְ שְׁחִיטָה הֲרֵי זוֹ פְּסוּלָה:
10. Если он ввел нож под шкуру [животного] и разрезал оба признака обычным способом, спрятал нож под спутанной шерстью или накрыл нож и шею тканью и зарезал под тканью, так как нож не был открыто показан, возникает неразрешимое сомнение, считается ли [животное] падалью. Аналогично, если разрезали менее половины признаков с нажимом и завершили забой без нажатия, возникает неразрешимое сомнение, считается ли [животное] падалью. הִכְנִיס אֶת הַסַּכִּין תַּחַת הָעוֹר וְשָׁחַט שְׁנֵי הַסִּימָנִים כְּדַרְכָּן. אוֹ שֶׁהֶחְלִיד אֶת הַסַּכִּין תַּחַת צֶמֶר מְסֻבָּךְ. אוֹ שֶׁפָּרַס מַטְלִית עַל הַסַּכִּין וְעַל הַצַּוָּאר וְשָׁחַט תַּחַת הַמַּטְלִית הוֹאִיל וְאֵין הַסַּכִּין גְּלוּיָה הֲרֵי זוֹ סְפֵק נְבֵלָה. וְכֵן אִם שָׁחַט מִעוּט הַסִּימָנִים בְּהַחְלָדָה וְגָמַר הַשְּׁחִיטָה שֶׁלֹּא בְּהַחְלָדָה הֲרֵי זוֹ סְפֵק נְבֵלָה:
11. Что подразумевается под укрыванием? Например, человек ударил ножом по шее, как ударяют мечом, разрезая признаки за один раз, не перемещая [нож] вперед-назад, или положил нож на шею и надавил, разрезая вниз, как разрезают редис или кабачок, пока не разрежет признаки, [такой забой] недопустим. דְּרָסָה כֵּיצַד. כְּגוֹן שֶׁהִכָּה בְּסַכִּין עַל הַצַּוָּאר כְּדֶרֶךְ שֶׁמַּכִּין בְּסַיִף וְחָתַךְ הַסִּימָנִין בְּבַת אַחַת בְּלֹא הוֹלָכָה וְלֹא הוֹבָאָה. אוֹ שֶׁהִנִּיחַ הַסַּכִּין עַל הַצַּוָּאר וְדָחַק וְחָתַךְ לְמַטָּה כְּחוֹתֵךְ צְנוֹן אוֹ קִישׁוּת עַד שֶׁחָתַךְ הַסִּימָנִין הֲרֵי זוֹ פְּסוּלָה:
12. Что понимается под словом «поднятие»? Это подразумевает того, кто закалывает в высокой точке на трахее, где не подобает закалывать. В верхней части трахеи, у большого кольца, есть два [узла, похожие на зерна] пшеницы. [Следующие правила действуют, если] человек закалывает посреди этих зерен. Если он оставил хоть малейшую часть их нетронутыми над [местом разреза], это допустимо, ибо он зарезал от косой крышки трахеи или ниже. Это в пределах места, пригодного для ритуального забоя. Если же он не оставил нетронутой ни одной части, а разрезал над ними, то это считается убоем «поднятием» и является неприемлемым. הַגְרָמָה כֵּיצַד. זֶה הַשּׁוֹחֵט בַּקָּנֶה לְמַעְלָה בְּמָקוֹם שֶׁאֵינוֹ רָאוּי לִשְׁחִיטָה. וּכְמוֹ שְׁנֵי חִטִּים יֵשׁ בְּסוֹף הַקָּנֶה לְמַעְלָה בְּטַבַּעַת גְּדוֹלָה. שָׁחַט בְּתוֹךְ הַחִטִּים אִם שִׁיֵּר מֵהֶן כָּל שֶׁהוּא לְמַעְלָה הֲרֵי זוֹ כְּשֵׁרָה. שֶׁהֲרֵי שָׁחַט מִשִּׁפּוּי כּוֹבַע וּלְמַטָּה. וְהוּא מִן הַמָּקוֹם הָרָאוּי לִשְׁחִיטָה. וְאִם לֹא שִׁיֵּר מֵהֶן כְּלוּם אֶלָּא שָׁחַט לְמַעְלָה מֵהֶן הֲרֵי זוֹ מֻגְרֶמֶת וּפְסוּלָה:
13. Если кто-либо перерезал большую часть одного признака [для птицы] или большую часть обоих признаков [для животного], а затем завершил забой с задержкой или поднятием, то это приемлемо, ибо минимальная мера была разрезана надлежащим образом. Если сначала он перерезал треть [трахеи] через поднятие, а затем перерезал две трети соответствующим образом, то забой допустим. Если он перерезал треть соответствующим образом, перерезал треть через поднятие, а затем перерезал последнюю треть соответствующим образом, то забой допустим. Если же он сначала перерезал треть через поднятие, перерезал треть соответствующим образом, а затем перерезал треть через поднятие, то забой неприемлем. Если кто-то перерезал [часть] горла животного нажатием или укрыванием, то это неприемлемо, будь то первая или вторая треть. שָׁחַט רֹב הָאֶחָד אוֹ רֹב הַשְּׁנַיִם וְהִשְׁלִים הַשְּׁחִיטָה בִּדְרָסָה אוֹ בְּהַגְרָמָה הֲרֵי זוֹ כְּשֵׁרָה שֶׁהֲרֵי נִשְׁחַט הַשִּׁעוּר כָּרָאוּי. הִגְרִים בַּתְּחִלָּה שְׁלִישׁ וְשָׁחַט שְׁנֵי שְׁלִישִׁים הֲרֵי זוֹ כְּשֵׁרָה. שָׁחַט שְׁלִישׁ וְהִגְרִים שְׁלִישׁ וְחָזַר וְשָׁחַט שְׁלִישׁ הָאַחֲרוֹן כְּשֵׁרָה. הִגְרִים שְׁלִישׁ וְשָׁחַט שְׁלִישׁ וְחָזַר וְהִגְרִים שְׁלִישׁ הָאַחֲרוֹן הֲרֵי זוֹ פְּסוּלָה. וְאִם דָּרַס אוֹ הֶחְלִיד בֵּין בַּשְּׁלִישׁ הָרִאשׁוֹן בֵּין בַּשְּׁלִישׁ הָאֶמְצָעִי הֲרֵי זוֹ פְּסוּלָה:
14. Что следует понимать под словом «вырыванием»? То, что пищевод или трахея были смещены и соскользнули [со своего места] до завершения убоя. Если же человек перерезал в птице весь признак или его большую часть, а затем второй признак соскользнул, то забой допустим. עִקּוּר כֵּיצַד. כְּגוֹן שֶׁנֶּעֶקְרָה הַגַּרְגֶּרֶת וְהִיא הַקָּנֶה אוֹ הַוֵּשֶׁט וְנִשְׁמַט אֶחָד מֵהֶן אוֹ שְׁנֵיהֶן קֹדֶם גְּמַר שְׁחִיטָה. אֲבָל אִם שָׁחַט אֶחָד בָּעוֹף אוֹ רֻבּוֹ וְאַחַר כָּךְ נִשְׁמַט הַסִּימָן הַשֵּׁנִי שְׁחִיטָתוֹ כְּשֵׁרָה:
15. Если же один из признаков был смещен, а после этого перерезали другой, то забой неприемлем. Если перерезали один из признаков [птицы], а затем обнаружили, что другой признак смещен, но неизвестно, был ли он смещен до забоя или после него, то остается нерешенным вопрос, является ли [эта птица] падалью. נִשְׁמַט אֶחָד מֵהֶן וְאַחַר כָּךְ שָׁחַט אֶת הַשֵּׁנִי שְׁחִיטָתוֹ פְּסוּלָה. שָׁחַט אֶחָד מֵהֶן וְנִמְצָא הַשֵּׁנִי שָׁמוּט וְאֵין יָדוּעַ אִם קֹדֶם שְׁחִיטָה נִשְׁמַט אוֹ אַחַר שְׁחִיטָה הֲרֵי זוֹ סְפֵק נְבֵלָה:
16. Если окажется, что признак, надрезанный для ритуального забоя, был смещен, то [птица или животное] допустимы, ибо, несомненно, они были смещены после забоя. Ведь если бы он был смещен до ритуального забоя, он висел бы свободно, и его нельзя было бы разрезать [эффективно]. נִמְצָא הַסִּימָן הַשָּׁחוּט שָׁמוּט הֲרֵי זוֹ כְּשֵׁרָה. שֶׁוַּדַּאי אַחַר שְׁחִיטָה נֶעֱקַר. שֶׁאִלּוּ נֶעֱקַר קֹדֶם שְׁחִיטָה הָיָה מִתְדַּלְדֵּל וְלֹא נִשְׁחָט:
17. В каких случаях применяется вышесказанное? В том случае, когда [резник] не удерживал признаки рукой, когда резал их. Если же он удерживал признаки и резал, то возможно, что [признаки] могли быть перерезаны [эффективно даже] после того, как они были смещены. Поэтому, если обнаружено, что признаки смещены и разрезаны, то остается нерешенным вопрос, является ли [животное или птица] падалью. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים שֶׁלֹּא תָּפַס הַסִּימָנִין בְּיָדוֹ כְּשֶׁשָּׁחַט. אֲבָל אִם תְּפָסָן וְשָׁחַט אֶפְשָׁר שֶׁתִּשָּׁחֵט אַחַר הָעִקּוּר וּלְפִיכָךְ אִם נִמְצֵאת שְׁמוּטָה וּשְׁחוּטָה הֲרֵי זוֹ סְפֵק נְבֵלָה:
18. Во всех случаях, когда мы использовали термин «неприемлемый», животное является падалью, и, если кто-либо съест его часть размером с оливку, он подлежит наказанию плетьми за съеденную падаль. Ибо только приемлемый забой животного, как заповедал Моше, учитель наш, благословенной памяти, не позволяет животному считаться падалью, как мы объяснили. В случае, если существует неразрешимое сомнение в том, является ли забой [приемлемым], существует неразрешимое сомнение в том, является ли животное падалью. Человек, съевший его, подлежит наказанию плетьми за бунт. כָּל מָקוֹם שֶׁאָמַרְנוּ בִּשְׁחִיטָה פְּסוּלָה הֲרֵי זוֹ נְבֵלָה. וְאִם אָכַל מִמֶּנָּה כְּזַיִת לוֹקֶה מִשּׁוּם אוֹכֵל נְבֵלָה שֶׁאֵין מוֹצִיא מִידֵי נְבֵלָה אֶלָּא שְׁחִיטָה כְּשֵׁרָה כַּאֲשֶׁר צִוָּה משֶׁה רַבֵּנוּ עָלָיו הַשָּׁלוֹם כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. וְכָל סָפֵק בִּשְׁחִיטָה הֲרֵי הוּא סְפֵק נְבֵלָה וְהָאוֹכֵל מִמֶּנָּה מַכִּין אוֹתוֹ מַכַּת מַרְדּוּת:
19. Если бедро животного и [мясо] его полости удалены, и поэтому оно кажется приспущенным, когда лежит, то это — падаль. [Это] как если бы половина его была отрезана, и оно разделилось на два тела. Таким образом, подобный забой считается неприемлемым. Аналогично, если у животного перебит хребет вместе с большей частью мяса, спина разорвана, как у рыбы, перерезана большая часть трахеи, или пищевод проколот в месте, пригодном для убоя, оно считается падалью, пока живо, и такой забой неприемлем. В отношении всех этих вопросов действуют одинаковые законы как для животного, так и для птицы. בְּהֵמָה שֶׁנִּטַּל יָרֵךְ שֶׁלָּהּ וַחֲלָלָה עִמָּהּ עַד שֶׁתֵּרָאֶה חֲסֵרָה כְּשֶׁתִּרְבַּץ הֲרֵי זוֹ נְבֵלָה כְּמוֹ שֶׁנֶּחְתַּךְ חֶצְיָהּ וְנֶחְלְקָה לִשְׁנֵי גּוּפוֹת וְאֵין הַשְּׁחִיטָה מוֹעֶלֶת בָּהּ. וְכֵן אִם נִשְׁבְּרָה מִפְרֶקֶת וְרֹב בָּשָׂר עִמָּהּ אוֹ שֶׁנִּקְרְעָה מִגַּבָּהּ כְּדָג אוֹ שֶׁנִּפְסַק רֹב הַקָּנֶה אוֹ שֶׁנִּקַּב הַוֵּשֶׁט בְּכָל שֶׁהוּא בְּמָקוֹם הָרָאוּי לִשְׁחִיטָה הֲרֵי זוֹ נְבֵלָה מֵחַיִּים וְאֵין הַשְּׁחִיטָה מוֹעֶלֶת בָּהּ. וְאֶחָד הַבְּהֵמָה וְאֶחָד הָעוֹף בְּכָל הַדְּבָרִים הָאֵלֶּה:
20. В пищеводе две оболочки: внешняя — красная, а внутренняя — белая. Если проколота одна из них, [животное] приемлемо. Если они обе проколоты даже в малейшей степени в месте, пригодном для надреза, оно является падалью. [Это верно] независимо от того, было ли оно забито в месте прокола или в другом месте, забой будет недействителен. Если они оба были пробиты, [даже если] одно [отверстие] не соответствует другому, животное является падалью. שְׁנֵי עוֹרוֹת יֵשׁ לוֹ לַוֵּשֶׁט. הַחִיצוֹן אָדֹם וְהַפְּנִימִי לָבָן. נִקַּב הָאֶחָד מֵהֶן בִּלְבַד כְּשֵׁרָה. נִקְּבוּ שְׁנֵיהֶן בְּכָל שֶׁהוּא בְּמָקוֹם הָרָאוּי לִשְׁחִיטָה הֲרֵי זוֹ נְבֵלָה. וּבֵין שֶׁנִּשְׁחֲטָה בִּמְקוֹם הַנֶּקֶב בֵּין שֶׁנִּשְׁחֲטָה בְּמָקוֹם אַחֵר אֵין הַשְּׁחִיטָה מוֹעֶלֶת בָּהּ. נִקְּבוּ שְׁנֵיהֶם זֶה שֶׁלֹּא כְּנֶגֶד זֶה נְבֵלָה:
21. В случае, когда пищевод пробит и образуется струп, который закрывает его, струп не имеет значения, и пищевод рассматривается как пробитый, каким он был до этого. Если обнаруживается колючка, торчащая в пищеводе, остается нерешенным вопрос, является ли животное падалью. Мы опасаемся, что, возможно, на этом месте образовался струп, и его не видно. Если же колючка лежит в пищеводе вдоль, мы не беспокоимся об этом, так как большинство пустынных животных постоянно едят колючки. נִקַּב הַוֵּשֶׁט וְעָלָה בּוֹ קְרוּם וּסְתָמוֹ אֵין הַקְּרוּם כְּלוּם וַהֲרֵי הוּא נָקוּב כְּשֶׁהָיָה. נִמְצָא קוֹץ עוֹמֵד בַּוֵּשֶׁט הֲרֵי זוֹ סְפֵק נְבֵלָה שֶׁמָּא נִקַּב הַוֵּשֶׁט וְעָלָה קְרוּם בִּמְקוֹם הַנֶּקֶב וְאֵינוֹ נִרְאֶה. אֲבָל אִם נִמְצָא הַקּוֹץ לְאָרְכּוֹ בַּוֵּשֶׁט אֵין חוֹשְׁשִׁין לוֹ שֶׁרֹב הַבְּהֵמוֹת הַמִּדְבָּרִיּוֹת אוֹכְלוֹת הַקּוֹצִים תָּמִיד:
22. Пищевод невозможно проверить снаружи, только — изнутри. Что имеется в виду? Необходимо вывернуть его наизнанку и проверить. Если на нем обнаружится капля крови, можно сделать вывод, что он был проколот. וֵשֶׁט אֵין לוֹ בְּדִיקָה מִבַּחוּץ אֶלָּא מִבִּפְנִים. כֵּיצַד. הוֹפְכוֹ וּבוֹדֵק. אִם נִמְצָא עָלָיו טִפַּת דָּם בְּיָדוּעַ שֶׁהָיָה נָקוּב:
23. Если большая часть полости трахеи разорвана в месте, пригодном для убоя, [животное] является падалью. Это также относится к случаю, если в нем есть отверстие размером с исар. [Если трахея животного] была проколота мелкими отверстиями, действуют следующие правила. Если отверстия по совокупности, будучи сложенными вместе, они составляют большую часть трахеи, они дисквалифицируют животное как падаль. Если отверстия по совокупности, будучи сложенными вместе, равны размеру исара, то это животное является падалью. Аналогично, если прядь [плоти] вырвана из [трахеи], она [дисквалифицирует животное, если ее площадь] равна размеру исара. В отношении птицы действует [более строгое правило]: если полоса [плоти, которая была вырвана] или пробитые отверстия [достаточно велики, чтобы их можно было] сложить так, чтобы, будучи помещенными над отверстием трахеи, они закрывали большую часть [его полости], то это — падаль. Если нет, то это допустимо. גַּרְגֶּרֶת שֶׁנִּפְסַק רֹב חֲלָלָה בַּמָּקוֹם הָרָאוּי לִשְׁחִיטָה הֲרֵי זוֹ נְבֵלָה. וְכֵן אִם נִקְּבָה כְּאִיסָר. נִקְּבָה נְקָבִים קְטַנִּים אִם נְקָבִים שֶׁאֵין בָּהֶן חֶסְרוֹן הֵם מִצְטָרְפִין לְרֻבָּהּ וְאִם נְקָבִים שֶׁיֵּשׁ בָּהֶם חֶסְרוֹן מִצְטָרְפִין לִכְאִיסָר. וְכֵן אִם נִטְּלָה מִמֶּנָּה רְצוּעָה מִצְטָרֶפֶת לִכְאִיסָר. וּבְעוֹף כָּל שֶׁאִלּוּ מְקַפֵּל הָרְצוּעָה אוֹ הַנְּקָבִים שֶׁיֵּשׁ בָּהֶן חֶסְרוֹן וּמַנִּיחָן עַל פִּי הַקָּנֶה אִם חוֹפֶה אֶת רֻבּוֹ נְבֵלָה וְאִם לָאו כְּשֵׁרָה:
24. Если трахея была проколота насквозь отверстием, достаточно большим, чтобы в него можно было вставить исар (мелкая монета), то это — падаль. Если она разрезана вдоль, даже если сверху и снизу осталась лишь малейшая часть места, пригодного для забоя [животного], это допустимо. נִקְּבָה הַגַּרְגֶּרֶת נֶקֶב מְפֻלָּשׁ מִשְּׁנֵי צְדָדֶיהָ כְּדֵי שֶׁיִּכָּנֵס אִיסָר לְרָחְבּוֹ נְבֵלָה. נִסְדְּקָה לְאָרְכָּהּ אֲפִלּוּ לֹא נִשְׁתַּיֵּר מִן הַמָּקוֹם הָרָאוּי בָּהּ לִשְׁחִיטָה אֶלָּא מַשֶּׁהוּ לְמַעְלָה וּמַשֶּׁהוּ לְמַטָּה כְּשֵׁרָה:
25. Если трахея была проколота, и неизвестно, пробита ли она до убоя или после него, мы прокалываем ее снова в другом месте и сравниваем два отверстия. Если они похожи друг на друга, то это разрешено. Мы сравниваем только [отверстие в] большом кольце с [отверстием в] большом кольце или [отверстие в] маленьком [кольце] с [отверстием в] маленьком [кольце], но не [отверстие в] маленьком [кольце] с [отверстием в] большом [кольце]. Ибо вся дыхательная труба состоит из ряда колец. Между каждым [большим] кольцом находится маленькое, мягкое кольцо. גַּרְגֶּרֶת שֶׁנִּקְּבָה וְאֵין יָדוּעַ אִם קֹדֶם שְׁחִיטָה נִקְּבָה אוֹ אַחַר שְׁחִיטָה נִקְּבָה. נוֹקְבִין אוֹתָהּ עַתָּה בְּמָקוֹם אַחֵר וּמְדַמִּין הַנֶּקֶב לְנֶקֶב אִם נִדְמֶה לוֹ מֻתֶּרֶת. וְאֵין מְדַמִּין אֶלָּא מֵחֻלְיָא גְּדוֹלָה לְחֻלְיָא גְּדוֹלָה אוֹ מִקְּטַנָּה לִקְטַנָּה. אֲבָל לֹא מִקְּטַנָּה לִגְדוֹלָה שֶׁכָּל הַקָּנֶה חֻלְיוֹת חֻלְיוֹת הוּא וּבֵין כָּל חֻלְיָא וְחֻלְיָא חֻלְיָא אַחַת קְטַנָּה מִשְּׁתֵּיהֶן וְרַכָּה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter