СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 00:56

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о злоупотреблениях с имуществом, посвященным Храму. Гл. 7

1. Следующие правила применяются, если человек по неосторожности взял освященную вещь или освященные деньги и передал их посланцу, чтобы тот использовал их как обычное имущество или деньги. Если посланец выполняет порученное ему задание, считается, что хозяин нарушил запрет на злоупотребления. Если поверенный не выполнил поручение, а действовал по собственной инициативе, то именно он нарушает запрет на злоупотребления. Что подразумевается? Человек сказал своему посланцу: «Отдай это мясо гостям», а вместо этого тот дал им хлеб, или он сказал ему дать хлеб, а тот дал им мясо. Если человек сказал своему посланцу: «Принеси мне из окна», а тот принес ему из шкафа, или он сказал ему принести из шкафа, а тот принес из окна, то посланец нарушает запрет на злоупотребления. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. Если посланец пошел и принес из окна, как ему было велено, несмотря на то, что сказал ему: «В душе я хотел, чтобы ты принес из шкафа», то поручитель нарушает запрет на злоупотребления, поскольку посланец выполнил задание так, как он ему поручил. Мы следуем принципу: «Дела сердечные не имеют значения». Даже если посланцем был глухонемой, умственно или эмоционально недееспособный человек или несовершеннолетний, на которого законы посланничества не распространяются, если они выполняют указания поручителя, тот нарушает запрет на злоупотребления. Если же они не выполняют его указаний, поручитель освобождается от ответственности. Если человек говорит своему посланцу: «Дай каждому из гостей по куску мяса», а посланец сказал им: «Берите по два за раз», то хозяин нарушает запрет на злоупотребления, потому что его указание было выполнено. А посланец освобождается от ответственности, потому что он лишь дополняет полномочия поручителя. Он не устраняет его. Если, однако, посланец говорит гостям: «Берите по два за раз под мою ответственность», то и он, и поручитель нарушают запрет на злоупотребления. Если гости берут сразу три, они также нарушают запрет на злоупотребления, поскольку каждый из них выполнил порученное ему дело и добавил еще одно по собственной инициативе. Таким образом, второй также несет ответственность, поскольку его указания были выполнены, и поручение не было упразднено. И он несет ответственность за то, что добавил по собственной инициативе. מִי שֶׁשָּׁגַג וְלָקַח הֶקְדֵּשׁ אוֹ מְעוֹת הֶקְדֵּשׁ וּנְתָנוֹ לְשָׁלִיחַ לְהוֹצִיאוֹ בְּתוֹרַת חֻלִּין. אִם עָשָׂה הַשָּׁלִיחַ שְׁלִיחוּתוֹ הַמְשַׁלֵּחַ הוּא שֶׁמָּעַל. וְאִם לֹא עָשָׂה שְׁלִיחוּתוֹ אֶלָּא עָשָׂה הַשָּׁלִיחַ מִדַּעַת עַצְמוֹ הַשָּׁלִיחַ הוּא שֶׁמָּעַל. כֵּיצַד. בַּעַל הַבַּיִת שֶׁאָמַר לִשְׁלוּחוֹ תֵּן (לִי) מֵאוֹתוֹ בָּשָׂר לָאוֹרְחִין הָלַךְ וְנָתַן לָהֶן כִּכָּר. אוֹ שֶׁאָמַר לוֹ תֵּן לָהֶן כִּכָּר וְנָתַן לָהֶן בָּשָׂר. אָמַר לִשְׁלוּחוֹ הָבֵא לִי מִן הַחַלּוֹן וְהֵבִיא לוֹ מִן הַמִּגְדָּל. אוֹ שֶׁאָמַר לוֹ הָבֵא מִן הַמִּגְדָּל וְהֵבִיא לוֹ מִן הַחַלּוֹן. הַשָּׁלִיחַ מָעַל. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה. הָלַךְ הַשָּׁלִיחַ וְהֵבִיא מִן הַחַלּוֹן כְּמוֹ שֶׁאָמַר לוֹ אַף עַל פִּי שֶׁאָמַר הַשּׁוֹלֵחַ לֹא הָיָה בְּלִבִּי שֶׁיָּבִיא אֶלָּא מִן הַמִּגְדָּל בַּעַל הַבַּיִת מָעַל. שֶׁהֲרֵי עָשָׂה שְׁלִיחוּת מַאֲמָרוֹ וּדְבָרִים שֶׁבַּלֵּב אֵינָן דְּבָרִים. וַאֲפִלּוּ הָיָה הַשָּׁלִיחַ חֵרֵשׁ אוֹ שׁוֹטֶה אוֹ קָטָן שֶׁאֵין לָהֶן שְׁלִיחוּת אִם עָשָׂה כְּמַאֲמָרוֹ בַּעַל הַבַּיִת מָעַל וְאִם לֹא עָשָׂה שְׁלִיחוּתוֹ בַּעַל הַבַּיִת פָּטוּר. אָמַר לִשְׁלוּחוֹ תֵּן לָאוֹרְחִין חֲתִיכָה חֲתִיכָה שֶׁל בָּשָׂר הָלַךְ הַשָּׁלִיחַ וְאָמַר לָהֶן טלוּ שְׁתַּיִם שְׁתַּיִם. בַּעַל הַבַּיִת מָעַל שֶׁהֲרֵי נַעֲשָׂה דְּבָרוֹ וְהַשָּׁלִיחַ פָּטוּר מִפְּנֵי שֶׁהוּא מוֹסִיף עַל שְׁלִיחוּת בַּעַל הַבַּיִת וְלֹא עָקַר הַשְּׁלִיחוּת. אֲבָל אִם אָמַר לָהֶם הַשָּׁלִיחַ טלוּ שְׁתַּיִם שְׁתַּיִם מִדַּעְתִּי שְׁנֵיהֶן מָעֲלוּ. נָטְלוּ הָאוֹרְחִים שָׁלֹשׁ שָׁלֹשׁ אַף הָאוֹרְחִין מָעֲלוּ מִפְּנֵי שֶׁכָּל אֶחָד מֵהֶן עָשָׂה שְׁלִיחוּת חֲבֵרוֹ וְהוֹסִיף מִדַּעְתּוֹ. נִמְצָא חֲבֵרוֹ חַיָּב לְפִי שֶׁנַּעֲשׂוּ דְּבָרָיו וְלֹא נֶעֶקְרָה הַשְּׁלִיחוּת וְהוּא חַיָּב עַל זֶה שֶׁהוֹסִיף מִדַּעְתּוֹ:
2. В каких случаях применяется вышесказанное? Если куски мяса были освящены для благоустройства Храма. Если же это было мясо от всесожжения или т.п., то только тот, кто его ест, нарушает запрет на злоупотребления. Ибо он обязан соблюдать другой запрет, помимо на злоупотребления, а в отношении всей Торы нет понятия запрета, нарушаемого через посредничество, кроме как в случае одного только злоупотребления, и то при условии, что с ним не связано никакого другого запрета. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁהָיוּ הַחֲתִיכוֹת מִקָּדְשֵׁי בֶּדֶק הַבַּיִת. אֲבָל אִם הָיוּ בְּשַׂר עוֹלָה וְכַיּוֹצֵא בּוֹ לֹא מָעַל אֶלָּא הָאוֹכֵל בִּלְבַד שֶׁהֲרֵי הוּא חַיָּב בְּאִסּוּר אַחֵר יֶתֶר עַל הַמְּעִילָה. וּבְכָל הַתּוֹרָה כֻּלָּהּ אֵין שָׁלִיחַ לִדְבַר עֲבֵרָה אֶלָּא בִּמְעִילָה לְבַדָּהּ שֶׁלֹּא יִתְעָרֵב עִמָּהּ אִסּוּר אַחֵר:
3. Если кто-то дает мелкую монету из освященных средств поверенному и говорит ему: «Из половины купи для меня лампы, а из половины — фитили», и тот использовал всю сумму на лампы или на фитили, то они оба освобождаются. Этот закон также применяется, если он сказал ему использовать всю сумму на лампы или фитили, а он использовал половину на покупку ламп и половину на покупку фитилей. Объясняется это тем, что хозяин не нарушает запрет на злоупотребления, поскольку его посредничество не было завершено в отношении стоимости мелкой монеты. И посланец не нарушает этот запрет, потому что он не упразднил свою миссию в отношении стоимости мелкой монеты. Однако если сказать посланцу: «За половину мелкой монеты принеси мне светильники из такого-то места, а за другую половину принеси мне фитили из такого-то места», и тот принес светильники из места, указанного для фитилей, а фитили из места, указанного для светильников, то он нарушает этим запрет на злоупотребления. הַנּוֹתֵן פְּרוּטַת הֶקְדֵּשׁ לִשְׁלוּחוֹ וְאָמַר לוֹ הָבֵא לִי בְּחֶצְיָהּ נֵרוֹת וּבְחֶצְיָהּ פְּתִילוֹת. הָלַךְ וְהֵבִיא לוֹ בְּכֻלָּהּ נֵרוֹת אוֹ בְּכֻלָּהּ פְּתִילוֹת. אוֹ שֶׁאָמַר לוֹ הָבֵא לִי בְּכֻלָּהּ נֵרוֹת אוֹ בְּכֻלָּהּ פְּתִילוֹת הָלַךְ וְהֵבִיא בְּחֶצְיָהּ נֵרוֹת וּבְחֶצְיָהּ פְּתִילוֹת שְׁנֵיהֶם פְּטוּרִים. בַּעַל הַבַּיִת לֹא מָעַל שֶׁהֲרֵי לֹא נַעֲשָׂה שְׁלִיחוּתוֹ בִּפְרוּטָה. וְהַשָּׁלִיחַ לֹא מָעַל שֶׁהֲרֵי לֹא עָקַר שְׁלִיחוּתוֹ בִּפְרוּטָה. אֲבָל אִם אָמַר לוֹ הָבֵא לִי בְּחֶצְיָהּ נֵרוֹת מִמָּקוֹם פְּלוֹנִי וּבְחֶצְיָהּ פְּתִילוֹת מִמָּקוֹם פְּלוֹנִי וְהָלַךְ וְהֵבִיא נֵרוֹת מִמְּקוֹם פְּתִילוֹת וּפְתִילוֹת מִמְּקוֹם נֵרוֹת הַשָּׁלִיחַ מָעַל:
4. Если хозяин дал своему посланцу две освященные мелкие монеты и сказал ему: «Принеси мне этрог», а посланец пошел и принес ему этрог за мелкую монету и гранат за мелкую монету, то посланец нарушает запрет на злоупотребления, но хозяин освобождается от ответственности. Это объясняется тем, что хозяин отправил посланца купить для него этрог стоимостью в две мелкие монеты. Поэтому, если этрог, который посланец принес хозяину и который стоил одну мелкую монету, стоит две мелкие монеты, они оба нарушают запрет на злоупотребления. נָתַן לוֹ שְׁתֵּי פְּרוּטוֹת וְאָמַר לוֹ הָבֵא לִי אֶתְרוֹג וְהָלַךְ וְהֵבִיא לוֹ בִּפְרוּטָה אֶתְרוֹג וּבִפְרוּטָה רִמּוֹן. הַשָּׁלִיחַ מָעַל וּבַעַל הַבַּיִת פָּטוּר שֶׁהֲרֵי שְׁלָחוֹ לִקְנוֹת לוֹ אֶתְרוֹג שֶׁשָּׁוֶה שְׁתֵּי פְּרוּטוֹת. לְפִיכָךְ אִם הָיָה הָאֶתְרוֹג שֶׁהֵבִיא לוֹ בִּפְרוּטָה אַחַת שָׁוֶה שְׁתֵּי פְּרוּטוֹת שְׁנֵיהֶם מָעֲלוּ:
5. Если кто-либо послал через посланца мелкую монету для покупки определенного предмета, а затем, прежде чем она попала в руки лавочника, хозяин вспомнил, что мелкая монета освящена, посланник нарушает запрет на злоупотребление, поскольку действует неосознанно, в то время как хозяин уже вспомнил. Как мы уже объясняли, человек, действующий сознательно, не несет ответственности за жертвоприношение во искупление злоупотребления. Если посланец также помнил и знал, что деньги были освящены до того, как попали к лавочнику, то они оба освобождаются от жертвоприношения для искупления злоупотреблений, а лавочник несет ответственность, когда использует ту мелкую монету, которая смешалась с его деньгами, поскольку он действует неосознанно. Если же лавочник был информирован о том, что мелкая монета, которую ему дали, была освящена, то все они освобождаются, и покупка завершается, а вещь становится освященной. הַשּׁוֹלֵחַ פְּרוּטָה בְּיַד שְׁלוּחוֹ לִקְנוֹת לוֹ בָּהּ חֵפֶץ וְנִזְכַּר בַּעַל הַבַּיִת שֶׁהִיא הֶקְדֵּשׁ קֹדֶם שֶׁתַּגִּיעַ לְיַד הַחֶנְוָנִי הַשָּׁלִיחַ מָעַל שֶׁהוּא שׁוֹגֵג וּבַעַל הַבַּיִת כְּבָר נִזְכַּר וְאֵין הַמֵּזִיד חַיָּב בְּקָרְבַּן מְעִילָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. נִזְכַּר אַף הַשָּׁלִיחַ וְיָדַע שֶׁהִיא הֶקְדֵּשׁ קֹדֶם שֶׁתַּגִּיעַ לַחֶנְוָנִי שְׁנֵיהֶם פְּטוּרִים מִקָּרְבַּן מְעִילָה וְהַחֶנְוָנִי חַיָּב כְּשֶׁיּוֹצִיא אוֹתָהּ פְּרוּטָה שֶׁנִּתְעָרְבָה בִּמְעוֹתָיו שֶׁהֲרֵי הוּא שׁוֹגֵג. הוֹדִיעוּ לְחֶנְוָנִי שֶׁפְּרוּטָה שֶׁנָּתְנוּ לוֹ הֶקְדֵּשׁ שְׁלָשְׁתָּן פְּטוּרִין וְנִתְפַּס הַמִּקָּח לַהֶקְדֵּשׁ:
6. Как следует поступить, чтобы лавочник не согрешил, и ему было разрешено использовать все полученные деньги? Нужно взять неосвященную мелкую монету или любую другую неосвященную утварь и произнести: «Где бы ни находилась освященная мелкая монета, ее святость должна быть перенесена на это». Мелкая монета или утварь становятся освященными, и лавочнику разрешается использовать все полученные деньги. Аналогично, если освященная мелкая монета смешалась со всеми деньгами в кошельке или кто-то сказал: «Монета в этом кошельке освящена», он должен передать ее святость, а затем он может использовать все монеты в кошельке. Если он использовал монеты из кошелька, не передав святость освященной монеты, он не нарушил запрет, пока не использовал все монеты в кошельке. וְכֵיצַד יַעֲשֶׂה כְּדֵי לְהַצִּיל הַחֶנְוָנִי מִן הַחֵטְא עַד שֶׁיִּהְיֶה מֻתָּר לְהִשְׁתַּמֵּשׁ בְּכָל הַמָּעוֹת. נוֹטֵל פְּרוּטָה שֶׁל חֻלִּין אוֹ כְּלִי כָּל שֶׁהוּא וְאוֹמֵר פְּרוּטָה שֶׁל הֶקְדֵּשׁ בְּכָל מָקוֹם שֶׁהִיא מְחֻלֶּלֶת עַל זֶה. וְתֵעָשֶׂה אוֹתָהּ פְּרוּטָה אוֹ הַכְּלִי הֶקְדֵּשׁ וְיֻתַּר הַחֶנְוָנִי לְהִשְׁתַּמֵּשׁ בְּכָל הַמָּעוֹת. וְכֵן פְּרוּטָה שֶׁל הֶקְדֵּשׁ שֶׁנִּתְעָרְבָה בְּכָל הַכִּיס אוֹ שֶׁאָמַר פְּרוּטָה בְּכִיס זֶה הֶקְדֵּשׁ. מְחַלֵּל אוֹתָהּ וְאַחַר כָּךְ יִשְׁתַּמֵּשׁ בַּכִּיס. וְאִם הוֹצִיא וְלֹא חִלֵּל לֹא מָעַל עַד שֶׁיּוֹצִיא אֶת כָּל הַכִּיס:
7. Если кто-либо сказал: «Один из моих кошельков освящен» или «Один из моих быков освящен», то запрет на злоупотребления распространяется как на все, так и на некоторые из них. Что же ему следует делать? Он должен принести самый большой из кошельков или быков и сказать: «Если это освящено, то оно должно оставаться освященным. Если нет, то где бы ни находился освященный, его святость должна быть перенесена на этот». Затем он может использовать меньшие. אָמַר כִּיס מִכִּיסַי הֶקְדֵּשׁ וְשׁוֹר מִשְּׁוָרַי הֶקְדֵּשׁ. מוֹעֲלִין בְּכֻלָּן וּמוֹעֲלִין בְּמִקְצָתָן. כֵּיצַד עוֹשֶׂה. מֵבִיא אֶת הַגָּדוֹל שֶׁבָּהֶם וְאוֹמֵר אִם הֶקְדֵּשׁ הוּא הֲרֵי הוּא הֶקְדֵּשׁ וְאִם לָאו הַהֶקְדֵּשׁ בְּכָל מָקוֹם שֶׁהוּא מְחֻלָּל עַל זֶה. וִיהַנֶּה בַּקָּטָן:
8. Если человек присвоил освященное имущество стоимостью менее, чем мелкая монета, умышленно или неумышленно, он должен возместить основную сумму (стоимость использованного), но ему не нужно платить дополнительную пятую часть или приносить жертву. Мне кажется, что он не подлежит наказанию плетьми за присвоение имущества стоимостью менее мелкой монеты, если он действовал намеренно. הַמּוֹעֵל בְּפָחוֹת מִשְּׁוֵה פְּרוּטָה בֵּין בְּזָדוֹן בֵּין בִּשְׁגָגָה מְשַׁלֵּם אֶת הַקֶּרֶן וְאֵינוֹ חַיָּב חֹמֶשׁ וְלֹא קָרְבָּן. וְיֵרָאֶה לִי שֶׁאֵינוֹ לוֹקֶה עַל פָּחוֹת מִשְּׁוֵה פְּרוּטָה אִם הָיָה מֵזִיד:
9. Если кто-то доверил освященные деньги домовладельцу, а тот воспользовался ими и потратил их, он нарушает запрет на злоупотребления. Это объясняется тем, что у него нет разрешения на использование этих средств, а хозяин дома не давал ему на это разрешения. הַמַּפְקִיד מָעוֹת אֵצֶל בַּעַל הַבַּיִת וְנִשְׁתַּמֵּשׁ בָּהֶן וְהוֹצִיא. בַּעַל הַבַּיִת מָעַל. שֶׁהֲרֵי אֵין לוֹ רְשׁוּת לְהִשְׁתַּמֵּשׁ בָּהֶן וּבַעַל הַפִּקָּדוֹן לֹא הִרְשָׁהוּ:
10. Иные правила действуют, если он доверил их меняле или лавочнику, и они не были запечатаны или завязаны необычным узлом. В этих ситуациях, поскольку ему разрешено использовать их по закону, если он их потратил, они оба освобождаются от ответственности. Владелец доверенной вещи освобождается от ответственности, потому что он не говорил лавочнику или меняле использовать их. А лавочник освобождается от ответственности, потому что он как бы использовал их с разрешения, так как они не были завязаны необычным узлом или опечатаны. הִפְקִידָן אֵצֶל שֻׁלְחָנִי אוֹ חֶנְוָנִי וְלֹא הָיוּ חֲתוּמִין וְלֹא קְשׁוּרִין קֶשֶׁר מְשֻׁנֶּה הוֹאִיל וְיֵשׁ לוֹ רְשׁוּת מִן הַדִּין לְהִשְׁתַּמֵּשׁ בָּהֶן אִם הוֹצִיאוּ שְׁנֵיהֶן פְּטוּרִין. בַּעַל הַפִּקָּדוֹן פָּטוּר שֶׁהֲרֵי לֹא אָמַר לוֹ הִשְׁתַּמֵּשׁ בָּהֶן. וְהַחֶנְוָנִי פָּטוּר מִפְּנֵי שֶׁאֵינָן קְשׁוּרִין קֶשֶׁר מְשֻׁנֶּה וְלֹא חֲתוּמִין וּכְאִלּוּ הִשְׁתַּמֵּשׁ בִּרְשׁוּת:
11. Если женщина принесла освященные деньги во владения своего мужа или ее наследодатель освятил имущество, а затем умер, и освященное имущество перешло к ней в качестве наследства, то если ее муж тратит эти деньги на свои личные нужды, он нарушает запрет на злоупотребления. הָאִשָּׁה שֶׁהִכְנִיסָה מָעוֹת שֶׁל הֶקְדֵּשׁ לְבַעְלָהּ. אוֹ שֶׁהִקְדִּישׁ מוֹרִישָׁהּ וּמֵת וְנָפְלוּ לָהּ הֶקְדֵּשׁוֹת בִּירֻשָּׁה. לִכְשֶׁיּוֹצִיא הַבַּעַל הַמָּעוֹת בַּחֲפָצָיו יִמְעל:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter