СБП. Дни Мошиаха! 15 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-23 15:32

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о злоупотреблениях с имуществом, посвященным Храму. Гл. 8

1. Если работники трудятся в освященных садах, даже если было решено, что они получат еду, они не должны есть освященный инжир. В этом случае они нарушают запрет на злоупотребления. Вместо этого казна Храма должна выдать им деньги на покупку еды. הַפּוֹעֲלִים שֶׁהֵן עוֹשִׂין בְּהֶקְדֵּשׁ אַף עַל פִּי שֶׁפָּסְקוּ עִמָּהֶן מְזוֹנוֹת לֹא יֹאכְלוּ מִגְּרוֹגָרוֹת שֶׁל הֶקְדֵּשׁ וְאִם אָכְלוּ מָעֲלוּ. אֶלָּא הַהֶקְדֵּשׁ נוֹתֵן לָהֶם דְּמֵי מְזוֹנוֹת:
2. Если кто-то молотит освященную вику, он должен надеть на быка намордник. Хотя сказано (Дварим 25:4): «Не загради рта быку, когда он молотит», последняя фраза может быть истолкована как «молотьба, подходящая для него». הַדָּשׁ כַּרְשִׁינֵי הֶקְדֵּשׁ הֲרֵי זֶה חוֹסֵם אֶת הַפָּרָה. שֶׁנֶּאֱמַר (דברים כה ד) «לֹא תַחְסֹם שׁוֹר בְּדִישׁוֹ» דַּיִשׁ הָרָאוּי לוֹ:
3. Святость освященного имущества не должна передаваться в качестве оплаты за работу, а только на деньги. Что подразумевается? В том случае, если искусник выполняет работу стоимостью в сотню монет для Храмовой казны, ему нельзя давать в оплату освященное животное или освященную одежду, пока их святость не будет сначала переведена на деньги. После того как вещь стала обычной собственностью, ее можно отдать ремесленнику в качестве зарплаты. Если казначеи желают, они могут затем выкупить животное из Храмовой казны. אֵין מְחַלְּלִין אֶת הַהֶקְדֵּשׁ עַל הַמְּלָאכָה אֶלָּא עַל הַמָּעוֹת. כֵּיצַד. אֻמָּן שֶׁעָשָׂה מְלָאכָה בְּהֶקְדֵּשׁ בְּמָנֶה אֵין נוֹתְנִין לוֹ בֶּהֱמַת הֶקְדֵּשׁ אוֹ טַלִּית הֶקְדֵּשׁ בִּשְׂכָרוֹ עַד שֶׁמְּחַלְּלִין אוֹתָן עַל הַמָּעוֹת. וְאַחַר שֶׁיֵּעָשׂוּ חֻלִּין נוֹתְנִין אוֹתָן לָאֻמָּן בִּשְׂכָרוֹ אִם רָצוּ. וְחוֹזְרִין וְלוֹקְחִין מִמֶּנּוּ בְּהֵמָה מִתְּרוּמַת הַלִּשְׁכָּה:
4. При строительстве Храма не следует брать освященное дерево и камни, а также строить здание с намерением его освятить. Вместо этого все должно быть построено из обычного имущества. Это постановление для того, чтобы никто из рабочих не воспользовался тенью здания или не прислонился к камню или балке во время работы. После завершения строительства святость освященных средств переносится на здание. Если казначеям нужны дрова для Храма только на этот день, они могут купить их на освященные средства, ибо они не откладывают дело на несколько дней, в течение которых нужно было бы принять меры предосторожности, чтобы никто не прислонился к ним и тем самым не нарушил запрет на злоупотребление. כְּשֶׁבּוֹנִין בַּמִּקְדָּשׁ אֵין לוֹקְחִין עֵצִים וַאֲבָנִים מִן הַהֶקְדֵּשׁ וְלֹא בּוֹנִין אֶת הַבִּנְיָן עַל דַּעַת שֶׁהוּא קֹדֶשׁ אֶלָּא בּוֹנִין הַכּל מִן הַחל. גְּזֵרָה שֶׁמָּא יֵהָנֶה בְּצֵל הַבִּנְיָן אוֹ יִשָּׁעֵן עַל אֶבֶן אוֹ קוֹרָה בִּשְׁעַת מְלָאכָה. וְאַחַר שֶׁיֻּשְׁלַם הַבִּנְיָן מְחַלְּלִין מְעוֹת הַהֶקְדֵּשׁ עַל הַבִּנְיָן. וְאִם צָרְכוּ הַגִּזְבָּרִין לְעֵצִים לַקֹּדֶשׁ לְאוֹתוֹ הַיּוֹם בִּלְבַד לוֹקְחִין אוֹתָן מִמְּעוֹת הַהֶקְדֵּשׁ שֶׁהֲרֵי אֵינָן מִתְאַחֲרִין יָמִים כְּדֵי שֶׁנָּחוּשׁ לָהֶן שֶׁמָּא יִשָּׁעֵן אָדָם עֲלֵיהֶן וְיִמְעל:
5. При заключении договора с рабочими на строительство в Храме и его дворах, договор заключается на столько-то сэла за столько-то локтей, считая, что в локте 20 пальцев. Когда измеряют то, что они построили, то измеряют и определяют оплату, считая, что в локте содержится 24 сантиметра, чтобы рабочие не извлекали несправедливую выгоду из Храмовой казны, потому что они не точны в измерениях. כְּשֶׁפּוֹסְקִין עִם הָאֻמָּנִין לִבְנוֹת בַּמִּקְדָּשׁ וּבָעֲזָרוֹת. פּוֹסְקִין עִמָּהֶן כָּךְ וְכָךְ אַמָּה בְּכָךְ וְכָךְ סֶלַע בְּאַמָּה בַּת עֶשְׂרִים אֶצְבַּע. וּכְשֶׁמּוֹשְׁחִין לָהֶן מַה שֶּׁבָּנוּ מוֹשְׁחִין וּמְחַשְּׁבִין לָהֶן בְּאַמָּה גְּדוֹלָה בַּת עֶשְׂרִים וְאַרְבַּע אֶצְבָּעוֹת כְּדֵי שֶׁלֹּא יָבוֹאוּ לִידֵי מְעִילָה מִפְּנֵי שֶׁאֵין מְדַקְדְּקִין בִּמְשִׁיחָה:
6. По условию суда, коэны могут пользоваться освященной солью и деревом во время жертвоприношений, предоставляемых им в качестве удела. Однако они не могут использовать Храмовую соль в своей обычной пище. תְּנַאי בֵּית דִּין שֶׁיִּהְיוּ הַכֹּהֲנִים נֵאוֹתִין בַּמֶּלַח וּבָעֵצִים בַּאֲכִילַת קָרְבָּנוֹת שֶׁאוֹכְלִין בְּחֶלְקָן. אֲבָל לֹא יִתְּנוּ מֶלַח הַמִּקְדָּשׁ בְּחֻלִּין שֶׁלָּהֶן:
7. Запрет на злоупотребления распространяется на соль, которая находится на конечности жертвы, приносимой на жертвенник. Однако он не распространяется на соль на рампе и вершине жертвенника. מֶלַח שֶׁעַל גַּבֵּי הָאֵיבָר מוֹעֲלִין בּוֹ. שֶׁעַל גַּבֵּי הַכֶּבֶשׁ וְשֶׁעַל רֹאשׁ הַמִּזְבֵּחַ אֵין מוֹעֲלִין בּוֹ:
8. Человеку подобает размышлять над суждениями святой Торы и знать их конечную цель в соответствии со своими возможностями. Если он не может найти причину или мотивирующее обоснование для какой-либо практики, он не должен относиться к ней легкомысленно. Он также не должен прорываться, чтобы подняться к Б-гу, чтобы Б-г не восстал против него. Мысли о них не должны быть похожи на мысли о других обычных делах. Посмотрите, как строго Тора относится к присвоению священного имущества. Если дерево, камни, земля и пепел стали святыми, потому что Имя Владыки мира было призвано к ним только через речь, а тот, кто относится к ним как к обычным вещам, нарушает запрет на злоупотребления, и даже если он действовал неосознанно, он обязан обеспечить искупление, то тем более человек не должен относиться к заповедям, которые Б-г установил для нас, пренебрежительно, потому что он не понимает их смысла. Он не должен выдумывать неправдивые вещи, касающиеся Б-га, и не должен размышлять о них своим умом, как об обычных вещах. Ибо сказано (Ваикра 19:37): «И соблюдайте все законы Мои и все правопорядки Мои, и исполняйте их». Наши мудрецы прокомментировали: «Это призывает нас охранять и исполнять как постановления, так и приговоры». Значение слова «исполнять» хорошо известно, т.е. соблюдать постановления. «Охранять» означает относиться к ним с осторожностью и не считать их чем-то меньшим, чем постановления. Суждения — это те заповеди, мотивация которых открыто раскрыта и польза от их соблюдения в этом мире известна, например, запреты на грабеж и кровопролитие, почитание отца и матери. Постановления — это заповеди, мотивация которых неизвестна. Наши мудрецы сказали: «Я издал постановления, и у вас нет права подвергать их сомнению». Естественная склонность человека противостоит ему в их отношении, а народы мира оспаривают их, например, запрет на мясо свиньи, молоко и мясо, теленка, у которого сломана шея, красную телицу и козла, посланного Азазелю. До какой степени король Давид страдал из-за еретиков и неевреев, которые бросали вызов постановлениям! До тех пор, пока они преследовали его ложными ответами, которые они составляли в соответствии с ограниченными знаниями человека, он усиливал свою привязанность к Торе, как сказано (Псалмы 119:69): «Умышленные нарушители сложили против меня ложь, но я с полным сердцем охраняю Твои заповеди». И там же, в 86-м стихе, говорится об этом: «Все Твои заповеди верны; они преследуют меня ложью; помоги мне». Все жертвоприношения относятся к категории постановлений. Наши мудрецы сказали: «Мир существует ради служения жертвоприношениям». Ибо через исполнение постановлений и судов праведники заслуживают жизнь в грядущем мире. И между ними двумя Тора отдает предпочтение повелению о постановлениях, как сказано (Ваикра 18:5): «И соблюдайте законы Мои и правопорядки Мои, которые будет исполнять человек, и жизнь обретет ими». רָאוּי לָאָדָם לְהִתְבּוֹנֵן בְּמִשְׁפְּטֵי הַתּוֹרָה הַקְּדוֹשָׁה וְלֵידַע סוֹף עִנְיָנָם כְּפִי כֹּחוֹ. וְדָבָר שֶׁלֹּא יִמְצָא לוֹ טַעַם וְלֹא יֵדַע לוֹ עִלָּה אַל יְהִי קַל בְּעֵינָיו וְלֹא יַהֲרֹס לַעֲלוֹת אֶל ה' פֶּן יִפְרֹץ בּוֹ. וְלֹא תְּהֵא מַחֲשַׁבְתּוֹ בּוֹ כְּמַחְשַׁבְתּוֹ בִּשְׁאָר דִּבְרֵי הַחל. בּוֹא וּרְאֵה כַּמָּה הֶחְמִירָה תּוֹרָה בִּמְעִילָה. וּמָה אִם עֵצִים וַאֲבָנִים וְעָפָר וָאֵפֶר כֵּיוָן שֶׁנִּקְרָא שֵׁם אֲדוֹן הָעוֹלָם עֲלֵיהֶם בִּדְבָרִים בִּלְבַד נִתְקַדְּשׁוּ וְכָל הַנּוֹהֵג בָּהֶן מִנְהַג חֹל מָעַל בָּהּ וַאֲפִלּוּ הָיָה שׁוֹגֵג צָרִיךְ כַּפָּרָה. קַל וָחֹמֶר לְמִצְוֹת שֶׁחָקַק לָנוּ הַקָּדוֹשׁ בָּרוּךְ הוּא שֶׁלֹּא יִבְעַט הָאָדָם בָּהֶן מִפְּנֵי שֶׁלֹּא יֵדַע טַעְמָן. וְלֹא יְחַפֶּה דְּבָרִים אֲשֶׁר לֹא כֵּן עַל הַשֵּׁם וְלֹא יַחְשֹׁב בָּהֶן מַחְשַׁבְתּוֹ כְּדִבְרֵי הַחל. הֲרֵי נֶאֱמַר בַּתּוֹרָה (ויקרא יט לז) (ויקרא כ כב) «וּשְׁמַרְתֶּם אֶת כָּל חֻקֹּתַי וְאֶת כָּל מִשְׁפָּטַי וַעֲשִׂיתֶם אֹתָם». אָמְרוּ חֲכָמִים לִתֵּן שְׁמִירָה וַעֲשִׂיָּה לַחֻקִּים כַּמִּשְׁפָּטִים. וְהָעֲשִׂיָּה יְדוּעָה וְהִיא שֶׁיַּעֲשֶׂה הַחֻקִּים. וְהַשְּׁמִירָה שֶׁיִּזָּהֵר בָּהֶן וְלֹא יְדַמֶּה שֶׁהֵן פְּחוּתִין מִן הַמִּשְׁפָּטִים. וְהַמִּשְׁפָּטִים הֵן הַמִּצְוֹת שֶׁטַּעְמָן גָּלוּי וְטוֹבַת עֲשִׂיָּתָן בָּעוֹלָם הַזֶּה יְדוּעָה כְּגוֹן אִסּוּר גֵּזֶל וּשְׁפִיכוּת דָּמִים וְכִבּוּד אָב וָאֵם. וְהַחֻקִּים הֵן הַמִּצְוֹת שֶׁאֵין טַעְמָן יָדוּעַ. אָמְרוּ חֲכָמִים חֻקִּים חַקֹּתִי לְךָ וְאֵין לְךָ רְשׁוּת לְהַרְהֵר בָּהֶן. וְיִצְרוֹ שֶׁל אָדָם נוֹקְפוֹ בָּהֶן וְאֻמּוֹת הָעוֹלָם מְשִׁיבִין עֲלֵיהֶן כְּגוֹן אִסּוּר בְּשַׂר חֲזִיר וּבָשָׂר בְּחָלָב וְעֶגְלָה עֲרוּפָה וּפָרָה אֲדֻמָּה וְשָׂעִיר הַמִּשְׁתַּלֵּחַ. וְכַמָּה הָיָה דָּוִד הַמֶּלֶךְ מִצְטַעֵר מִן הַמִּינִים וּמִן הָעַכּוּ''ם שֶׁהָיוּ מְשִׁיבִין עַל הַחֻקִּים. וְכָל זְמַן שֶׁהָיוּ רוֹדְפִין אוֹתוֹ בִּתְשׁוּבוֹת הַשֶּׁקֶר שֶׁעוֹרְכִין לְפִי קֹצֶר דַּעַת הָאָדָם הָיָה מוֹסִיף דְּבֵקוּת בַּתּוֹרָה. שֶׁנֶּאֱמַר (תהילים קיט סט) «טָפְלוּ עָלַי שֶׁקֶר זֵדִים אֲנִי בְּכָל לֵב אֶצֹּר פִּקּוּדֶיךָ». וְנֶאֱמַר שָׁם בָּעִנְיָן (תהילים קיט פו) «כָּל מִצְוֹתֶיךָ אֱמוּנָה שֶׁקֶר רְדָפוּנִי עָזְרֵנִי». וְכָל הַקָּרְבָּנוֹת כֻּלָּן מִכְּלַל הַחֻקִּים הֵן. אָמְרוּ חֲכָמִים שֶׁבִּשְׁבִיל עֲבוֹדַת הַקָּרְבָּנוֹת הָעוֹלָם עוֹמֵד. שֶׁבַּעֲשִׂיַּת הַחֻקִּים וְהַמִּשְׁפָּטִים זוֹכִין הַיְשָׁרִים לְחַיֵּי הָעוֹלָם הַבָּא. וְהִקְדִּימָה תּוֹרָה צִוּוּי עַל הַחֻקִּים. שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יח ה) «וּשְׁמַרְתֶּם אֶת חֻקֹּתַי וְאֶת מִשְׁפָּטַי אֲשֶׁר יַעֲשֶׂה אֹתָם הָאָדָם וָחַי בָּהֶם».
Да будет благословен Милосердный, оказывающий помощь. На этом заканчивается восьмая книга, которая является «Книгой о Храмовом служении». סליקו להו הלכות מעילה בס"ד: נגמר ספר שמיני והוא ספר עבודה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter