СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-26 22:52

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы пасхальной жертвы. Гл. 2

1. Пасхальная жертва должна была быть зарезана только ради тех, кто был перечислен для участия в ней, как сказано (Шмот 12:4): «А если мал числом дом, чтобы быть «на агнца», пусть возьмет он и его сосед, близкий к его дому, по числу душ; каждый (по тому), сколько съест, разочтитесь на агнца». Подразумевается, что человек должен быть причислен к нему, пока он жив. Те, кто перечислены на пасхальной жертве, называются «членами общества». אֵין שׁוֹחֲטִין אֶת הַפֶּסַח אֶלָּא לִמְנוּיָיו שֶׁנֶּאֱמַר (שמות יב ד) «תָּכֹסּוּ עַל הַשֶּׂה» מְלַמֵּד שֶׁמִּתְמַנִּים עָלָיו כְּשֶׁהוּא חַי. וְאֵלּוּ הַמִּתְמַנִּים עַל הַפֶּסַח הֵם הַנִּקְרָאִים בְּנֵי חֲבוּרָה:
2. Если кто-то один приносит пасхальную жертву для себя одного, это приемлемо, если он способен съесть ее полностью. Изначально, стараются не приносить пасхальную жертву ради одного человека, ибо сказано (Шмот 9:12): «Они должны принести ее». יָחִיד שֶׁשָּׁחַט אֶת הַפֶּסַח לְעַצְמוֹ כָּשֵׁר. וְהוּא שֶׁיִּהְיֶה רָאוּי לֶאֱכוֹל אֶת כֻּלּוֹ. וּמִשְׁתַּדְּלִין שֶׁלֹּא יִשְׁחַט לְכַתְּחִלָּה עַל יָחִיד שֶׁנֶּאֱמַר (שמות יב מז) (במדבר ט יא יב) «יַעֲשׂוּ אֹתוֹ»:
3. Пасхальная жертва должна быть зарезана только для тех, кто способен ее принять. Если один из членов компании был несовершеннолетним, пожилым или немощным, он может быть причислен к тем, для кого закалывается пасхальная жертва, если он способен съесть порцию размером с оливку. Если нет, то он не может быть причислен к ним, как подразумевается в сказанном (Шмот 12:4): «Человек по способности его есть», что указывает на то, что он должен быть пригоден для принятия пищи. Даже если компания состоит из 100 человек, если кто-то из них не в состоянии съесть порцию размером с оливку, он не может быть причислен к тем, для кого она зарезана. אֵין שׁוֹחֲטִין אֶת הַפֶּסַח אֶלָּא עַל מִי שֶׁרָאוּי לֶאֱכל. הָיָה אֶחָד מִבְּנֵי חֲבוּרָה קָטָן אוֹ זָקֵן אוֹ חוֹלֶה אִם יָכוֹל לֶאֱכל כְּזַיִת שׁוֹחֲטִין עָלָיו וְאִם לָאו אֵין שׁוֹחֲטִין עָלָיו שֶׁנֶּאֱמַר (שמות יב ד) «אִישׁ לְפִי אָכְלוֹ» עַד שֶׁיִּהְיֶה רָאוּי לֶאֱכל. אֲפִלּוּ חֲבוּרָה שֶׁל מֵאָה וְאֵין כָּל אֶחָד מֵהֶן יָכוֹל לֶאֱכל כְּזַיִת אֵין שׁוֹחֲטִין עֲלֵיהֶן:
4. Компания не должна состоять только из женщин и рабов или несовершеннолетних и рабов, чтобы среди них не было легкомыслия. Однако компания может состоять полностью из женщин даже для второй пасхальной жертвы или полностью из рабов. Несовершеннолетние могут быть включены в компанию, для которой заклана пасхальная жертва, но компания не может состоять исключительно из несовершеннолетних, поскольку они не являются интеллектуально зрелыми. Точно так же компания не должна состоять только из немощных, престарелых или тех, кто находится в остром состоянии траура. Даже если они способны есть, то, поскольку они съедят лишь небольшое количество пищи, есть вероятность, что они оставят остатки от пасхальной жертвы и сделают ее неприемлемой. Если же они преступили и для такой компании зарезали пасхальную жертву, то она приемлема. Точно так же не следует составлять компанию только из новообращенных, чтобы они не были точны в этом вопросе и не стали причиной запрещения. Если за такую компанию была принесена пасхальная жертва, то она приемлема. אֵין עוֹשִׂין חֲבוּרָה נָשִׁים וַעֲבָדִים אוֹ קְטַנִּים וַעֲבָדִים מִפְּנֵי שֶׁלֹּא תִּהְיֶה קַלּוּת רֹאשׁ בֵּינֵיהֶן. אֲבָל עוֹשִׂים חֲבוּרָה כֻּלָּם נָשִׁים אֲפִלּוּ בְּפֶסַח שֵׁנִי. אוֹ כֻּלָּהּ עֲבָדִים. וְשׁוֹחֲטִין עַל הַקְּטַנִּים שֶׁיִּהְיוּ מִכְּלַל בְּנֵי הַחֲבוּרָה. לֹא שֶׁתִּהְיֶה חֲבוּרָה כֻּלָּהּ קְטַנִּים שֶׁאֵינָן בְּנֵי דַּעַת. וְכֵן אֵין עוֹשִׂין חֲבוּרָה כֻּלָּהּ חוֹלִים אוֹ זְקֵנִים אוֹ אוֹנְנִים אַף עַל פִּי שֶׁהֵן יְכוֹלִין לֶאֱכל הוֹאִיל וַאֲכִילָתָם מְעוּטָה. שֶׁמָּא יַשְׁאִירוּ הַפֶּסַח וִיבִיאוּהוּ לִידֵי פְּסוּל. וְאִם עָבְרוּ וְשָׁחֲטוּ עַל חֲבוּרָה זוֹ כָּשֵׁר. וְכֵן אֵין עוֹשִׂין חֲבוּרָה כֻּלָּהּ גֵּרִים שֶׁמָּא יְדַקְדְּקוּ בּוֹ וִיבִיאוּהוּ לִידֵי פִּסּוּל. וְאִם שָׁחֲטוּ עֲלֵיהֶן כָּשֵׁר:
5. Если пасхальная жертва была зарезана для людей, которые не были перечислены на ней, или для тех, кто не мог съесть часть размером с оливку, или она была зарезана для необрезанных или нечистых, то она неприемлема. Если же он был зарезан для того, кто мог есть, и для того, кто не мог съесть порцию размером с оливку, для тех, кто перечислен на нем, и для других, не перечисленных на нем, для обрезанных и необрезанных, для чистых и нечистых, то он приемлем. Те, кто допущен к трапезе, едят по закону; остальных он как будто не имел в виду. שְׁחָטוֹ שֶׁלֹּא לִמְנוּיָיו אוֹ לְמִי שֶׁאֵין כָּל אֶחָד מֵהֶן יָכוֹל לֶאֱכל כְּזַיִת אוֹ שֶׁשְּׁחָטוֹ לַעֲרֵלִים אוֹ לִטְמֵאִים פָּסוּל. שְׁחָטוֹ לְמִי שֶׁיָּכוֹל לֶאֱכל וּלְמִי שֶׁאֵינוֹ יָכוֹל לֶאֱכל כְּזַיִת. לִמְנוּיָיו וְשֶׁלֹּא לִמְנוּיָיו. לְמוּלִים וְלַעֲרֵלִים. לִטְהוֹרִים וְלִטְמֵאִין. כָּשֵׁר. שֶׁאֵלּוּ הָרְאוּיִין לוֹ אוֹכְלִין כַּהֲלָכָה וְהָאֲחֵרִים כְּאִלּוּ לֹא חָשַׁב עֲלֵיהֶם:
6. Если пасхальная жертва была зарезана ради обрезанных, но ее кровью был окроплен жертвенник ради обрезанных и необрезанных, то это неприемлемо. Причина в том, что кропление кровью более важно, потому что это основополагающий аспект жертвоприношения. Если он зарезал его для обрезанных, чтобы необрезанные получили через него искупление, это неприемлемо, потому что он имел в виду необрезанных, когда лил кровь. Если он зарезал ее ради тех, кто будет есть ее, чтобы кровь была брошена для тех, кто не будет есть ее, то пасхальная жертва приемлема, но никто не исполняет своего обязательства с ее помощью, потому что те, кто будет есть ее, не имели в виду, когда кропили кровью. שְׁחָטוֹ לְמוּלִים וְזָרַק הַדָּם לְשֵׁם מוּלִים וַעֲרֵלִים פָּסוּל. שֶׁהַזְּרִיקָה חֲמוּרָה שֶׁהִיא עִקַּר הַקָּרְבָּן. שְׁחָטוֹ לְמוּלִים שֶׁיִּתְכַּפְּרוּ בּוֹ עֲרֵלִים פָּסוּל שֶׁהֲרֵי יֵשׁ מַחֲשֶׁבֶת עֲרֵלִים בִּזְרִיקָה. שְׁחָטוֹ לְאוֹכְלָיו לִזְרֹק דָּמוֹ שֶׁלֹּא לְאוֹכְלָיו הַפֶּסַח כָּשֵׁר וְאֵין אָדָם יוֹצֵא בּוֹ יְדֵי חוֹבָתוֹ לְפִי שֶׁאֵין מַחֲשֶׁבֶת אוֹכְלִים בַּזְּרִיקָה:
7. Если человек был здоров во время заклания жертвенного животного, но болен во время литья его крови, или болен во время заклания, но здоров во время литья крови, то жертвенное животное не должно быть зарезано, и его кровь не должна литься за него, пока он не будет здоров с момента заклания до литья его крови. מִי שֶׁהוּא בָּרִיא בִּשְׁעַת שְׁחִיטָה וְחוֹלֶה בִּשְׁעַת זְרִיקָה. אוֹ חוֹלֶה בִּשְׁעַת שְׁחִיטָה וּבָרִיא בִּשְׁעַת זְרִיקָה. אֵין שׁוֹחֲטִין וְזוֹרְקִין עָלָיו עַד שֶׁיִּהְיֶה בָּרִיא מִשְּׁעַת שְׁחִיטָה עַד שְׁעַת זְרִיקָה:
8. Можно зарезать жертвенное животное ради своего сына или дочери, не достигших совершеннолетия, а также ради своих ханаанских рабов и рабынь, с их согласия или без их согласия. Однако он не может зарезать животное ради своего сына или дочери, достигших совершеннолетия, ради своих еврейских рабов и рабынь или ради своей жены без их согласия. Если они молчали и не протестовали, считается, что они дали согласие. שׁוֹחֵט אָדָם עַל יְדֵי בְּנוֹ וּבִתּוֹ הַקְּטַנִּים וְעַל יְדֵי עַבְדּוֹ וְשִׁפְחָתוֹ הַכְּנַעֲנִים בֵּין מִדַּעְתָּן בֵּין שֶׁלֹּא מִדַּעְתָּן. אֲבָל אֵינוֹ שׁוֹחֵט עַל יְדֵי בְּנוֹ וּבִתּוֹ הַגְּדוֹלִים וְלֹא עַל יְדֵי עַבְדּוֹ וְשִׁפְחָתוֹ הָעִבְרִים וְלֹא עַל יְדֵי אִשְׁתּוֹ אֶלָּא מִדַּעְתָּן. וְאִם שָׁתְקוּ וְלֹא מִחוּ הֲרֵי זֶה מִדַּעְתָּן:
9. Если кто-то зарезал жертвенное животное ради своего сына или дочери, не достигших совершеннолетия, или ради своих ханаанских рабов и рабынь, а они пошли и зарезали его для себя, то они выполняют свою обязанность, принимая участие в жертвоприношении своего хозяина. שָׁחַט עַל יְדֵי בְּנוֹ וּבִתּוֹ הַקְּטַנִּים וְעַל יְדֵי עַבְדּוֹ וְשִׁפְחָתוֹ הַכְּנַעֲנִים וְהָלְכוּ וְשָׁחֲטוּ הֵן לְעַצְמָן יוֹצְאִין בְּשֶׁל רַבָּן:
10. Если некто зарезал жертвенное животное ради своей жены, сына или дочери, достигших совершеннолетия, или ради своих рабов, еврейских рабов и рабынь, а они пошли и зарезали его для себя, то нет большего протеста, чем такое деяние. Они выполняют свое обязательство, принимая участие в собственном жертвоприношении. שָׁחַט עַל יְדֵי אִשְׁתּוֹ וּבְנוֹ וּבִתּוֹ הַגְּדוֹלִים וְעַל יְדֵי עַבְדּוֹ וְשִׁפְחָתוֹ הָעִבְרִים וְשָׁחֲטוּ הֵן לְעַצְמָן. אֵין לְךָ מִחוּי גָּדוֹל מִזֶּה וְאֵינָן יוֹצְאִין אֶלָּא בְּשֶׁל עַצְמָן:
11. Если женщина живет в доме своего мужа, и ее отец закалывает для нее, а ее муж закалывает для нее, она должна есть от жертвоприношения своего мужа. Если она спешила в дом отца своего в первый праздник после свадьбы, как все женщины, и за нее заклали и отец ее, и муж ее, то она должна есть от отца своего. С этого момента она должна есть в том месте, где пожелает, при условии, что в момент заклания будет ясно, где она желает есть. Аналогично, если два опекуна приносят жертву от имени сироты, то сирота должен есть там, где пожелает. В каких случаях применяется вышеизложенное? К сироте, не достигшему совершеннолетия. Однако, если он достиг совершеннолетия, то он как будто включен в список двух пасхальных жертвоприношений. А когда человек причисляет себя к двум пасхальным жертвам, он может есть только от той, которая была зарезана первой. הָאִשָּׁה שֶׁהִיא בְּבֵית בַּעְלָהּ שָׁחַט עָלֶיהָ אָבִיהָ וְשָׁחַט עָלֶיהָ בַּעְלָהּ תֹּאכַל מִשֶּׁל בַּעְלָהּ. הָיְתָה נֶחְפֶּזֶת לָלֶכֶת לְבֵית אָבִיהָ בָּרֶגֶל הָרִאשׁוֹן הַסָּמוּךְ לְנִשּׂוּאֶיהָ כְּדֶרֶךְ כָּל הַבָּנוֹת וְשָׁחַט עָלֶיהָ אָבִיהָ וְשָׁחַט עָלֶיהָ בַּעְלָהּ תֹּאכַל מִשֶּׁל אָבִיהָ. מִכָּאן וְאֵילָךְ תֹּאכַל מִמָּקוֹם שֶׁהִיא רוֹצָה. וְהוּא שֶׁתִּבְרֹר לָהּ מָקוֹם שֶׁתִּרְצֶה בִּשְׁעַת שְׁחִיטָה. וְכֵן יָתוֹם שֶׁשָּׁחֲטוּ עָלָיו אַפּוֹטְרוֹפְּסִין יֹאכַל מִמָּקוֹם שֶׁהוּא רוֹצֶה. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּיָתוֹם קָטָן. אֲבָל גָּדוֹל נַעֲשֶׂה כִּמְמַנֶּה עַצְמוֹ עַל שְׁנֵי פְּסָחִים וְהַמְמַנֶּה עַצְמוֹ עַל שְׁנֵי פְּסָחִים אֵינוֹ אוֹכֵל אֶלָּא מִן הַנִּשְׁחָט רִאשׁוֹן:
12. Что касается ханаанского раба, принадлежащего двум совладельцам, то если они не доверяют друг другу, подозревая, что другой украдет раба, то он не должен принимать участие ни в одной из их пасхальных жертв. Если же они не доверяют друг другу, то он может есть, где пожелает. עֶבֶד שֶׁל שְׁנֵי שֻׁתָּפִין בִּזְמַן שֶׁמַּקְפִּידִין זֶה עַל זֶה שֶׁלֹּא יִגְנְבֶנּוּ לֹא יֹאכַל מִשֶּׁל שְׁנֵיהֶן. וְאִם אֵינָן מַקְפִּידִין מִמָּקוֹם שֶׁיִּרְצֶה יֹאכַל:
13. Человек, который является полурабом — полусвободным, не должен есть ни от жертвенного мяса своих господ, ни от своих собственных, пока не обретет свободу. מִי שֶׁחֶצְיוֹ עֶבֶד וְחֶצְיוֹ בֶּן חוֹרִין. לֹא יֹאכַל לֹא מִשֶּׁל רַבּוֹ וְלֹא מִשֶּׁל עַצְמוֹ עַד שֶׁיֵּעָשֶׂה כֻּלּוֹ בֶּן חוֹרִין:
14. До какой степени можно причислять людей на пасхальной жертве? До тех пор, пока для каждого не останется порция размером с оливку. Можно причислять людей на ней и отрекаться от нее, пока она не будет зарезана. После заклания он не может отстраниться от нее, так как она уже была зарезана за него. Следующие правила действуют, если одни люди были причислены к жертвенному животному, а другие пришли и причисляли себя к тому же животному. Если для первых остается порция размером с оливку, они могут съесть ее и освобождаются от принесения второй пасхальной жертвы. Последующие, которые добавлялись до тех пор, пока для каждого человека не осталось порции размером с оливку, не должны есть мясо от этой жертвы и обязаны принести вторую пасхальную жертву. עַד כַּמָּה נִמְנִים עַל הַפֶּסַח. עַד שֶׁיִּהְיֶה בּוֹ כְּזַיִת לְכָל אֶחָד וְאֶחָד. וְנִמְנִין עָלָיו וּמוֹשְׁכִין אֶת יְדֵיהֶן מִמֶּנּוּ עַד שֶׁיִּשָּׁחֵט. כֵּיוָן שֶׁנִּשְׁחַט אֵינוֹ יָכוֹל לִמְשֹׁךְ אֶת יָדוֹ שֶׁהֲרֵי נִשְׁחַט עָלָיו. נִמְנוּ עָלָיו וְחָזְרוּ אֲחֵרִים וְנִמְנוּ עָלָיו. רִאשׁוֹנִים שֶׁיֵּשׁ לָהֶם כְּזַיִת אוֹכְלִים וּפְטוּרִים מֵעֲשׂוֹת פֶּסַח שֵׁנִי וְאַחֲרוֹנִים שֶׁרָבוּ עַד שֶׁלֹּא נִמְצָא בּוֹ כְּזַיִת לְכָל אֶחָד אֵינָן אוֹכְלִין וְחַיָּבִים לַעֲשׂוֹת פֶּסַח שֵׁנִי:
15. Если некто причислил других к своей части пасхальной жертвы без ведома других членов своей компании, то члены компании имеют право отдать ему его часть после того, как она была зажарена во время поедания жертвы. Члены сообщества отдают ему свою часть, а он ест вместе с другими, которых он перечислил во втором обществе. Аналогично, если один из членов компании — обжора, членам компании разрешается удалить его и дать ему его порцию, которую он съест в своей собственной компании. Если же он не обжора, то они не имеют права делить. הַמְמַנֶּה אֲחֵרִים עִמּוֹ עַל חֶלְקוֹ וְלֹא יָדְעוּ בָּהֶן בְּנֵי הַחֲבוּרָה הֲרֵי בְּנֵי הַחֲבוּרָה רַשָּׁאִין לִתֵּן לוֹ חֶלְקוֹ אַחַר שֶׁיִּצָּלֶה בְּעֵת הָאֲכִילָה וּבְנֵי הַחֲבוּרָה אוֹכְלִין מִשֶּׁלָּהֶן וְהוּא אוֹכֵל חֶלְקוֹ עִם הָאֲחֵרִים שֶׁמָּנָה עָלָיו בַּחֲבוּרָה שְׁנִיָּה. וְכֵן בְּנֵי הַחֲבוּרָה שֶׁהָיָה אֶחָד מֵהֶם גַּרְגְּרָן רַשָּׁאִים לְהוֹצִיאוֹ מֵהֶן וְנוֹתְנִין לוֹ חֶלְקוֹ וְיֹאכְלֵהוּ בַּחֲבוּרָתוֹ. וְאִם אֵינוֹ זוֹלֵל אֵינָן רַשָּׁאִין לְחַלֵּק:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter