СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 06:41

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы пасхальной жертвы. Гл. 3

1. Следующие правила действуют, если кто-либо говорит своему рабу: «Иди и принеси для меня пасхальную жертву». Даже если его хозяин обычно каждый год закалывает ягненка, а раб зарезал козленка — или его хозяин обычно закалывал козленка, а он пошел и зарезал ягненка, хозяин может поесть, поскольку он не сказал прямо: «Зарежь именно этого». Если же раб пошел и зарезал и козленка, и ягненка, то хозяин не должен есть ни того, ни другого. Вместо этого их следует отнести туда, где сжигают жертвы, потому что нельзя перечислять две пасхальные жертвы. Если же король или королева велели своему рабу принести для него в жертву животное, и тот зарезал юного ягненка, король или королева могут попробовать то животное, которое было зарезано первым. Это снисхождение было сделано, чтобы умиротворить короля. הָאוֹמֵר לְעַבְדּוֹ צֵא וּשְׁחֹט עָלַי אֶת הַפֶּסַח. אַף עַל פִּי שֶׁדֶּרֶךְ רַבּוֹ לִשְׁחֹט טָלֶה בְּכָל שָׁנָה וְהָלַךְ וְשָׁחַט עָלָיו גְּדִי אוֹ שֶׁהָיָה דַּרְכּוֹ לִשְׁחֹט גְּדִי וְהָלַךְ וְשָׁחַט עָלָיו טָלֶה הֲרֵי זֶה יֹאכַל מִמֶּנּוּ. שֶׁהֲרֵי לֹא פֵּרֵשׁ וְאָמַר לוֹ שְׁחֹט לִי מִמִּין פְּלוֹנִי. הָלַךְ וְשָׁחַט גְּדִי וְטָלֶה אֵינוֹ אוֹכֵל מִשְּׁנֵיהֶן אֶלָּא יֵצְאוּ לְבֵית הַשְּׂרֵפָה שֶׁאֵין נִמְנִין עַל שְׁנֵי פְּסָחִים. וְאִם הָיָה מֶלֶךְ אוֹ מַלְכָּה וְאָמַר לְעַבְדּוֹ לִשְׁחֹט עָלָיו וְשָׁחַט גְּדִי וְטָלֶה יֹאכַל מִן הָרִאשׁוֹן מִשּׁוּם שְׁלוֹם מַלְכוּת:
2. Если кто-либо говорит своему посланнику: «Пойди и зарежь для меня пасхальную жертву» и уточняет, что хочет зарезать либо козленка, либо ягненка, но посланник забыл, что сказал ему хозяин, то посланник должен зарезать и козленка, и ягненка и сказать: «Если хозяин сказал мне зарезать козленка, то козленок должен быть его, а ягненок — мой. Если он сказал мне зарезать ягненка, то ягненок должен быть его, а козленок — мой». В такой ситуации, если хозяин также забыл, что он сказал посланцу, оба животных должны быть отведены в место, где сжигают жертвы. Если владелец забыл до того, как кровью окропили жертвенник, он обязан принести вторую пасхальную жертву. Если он забыл после того, как кровь была брошена на жертвенник, он освобождается от принесения второй пасхальной жертвы. То же самое касается и того, кто говорит ханаанскому рабу: «Иди и зарежь для меня пасхальную жертву», и он установил желаемый вид жертвы, а раб забыл, что сказал ему его господин, при условии, что пастух его господина даст ему козленка и ягненка и скажет ему: «Зарежь их обоих так, чтобы ты зарезал одного в соответствии с указаниями твоего господина. И один из них будет твоим при условии, что твой хозяин не будет иметь в нем доли». Если пастух так поступит, то слуга сможет сделать оговорку, описанную выше. הָאוֹמֵר לִשְׁלוּחוֹ צֵא וּשְׁחֹט עָלַי אֶת הַפֶּסַח וְקָבַע לוֹ גְּדִי אוֹ טָלֶה וְשָׁכַח מָה אָמַר לוֹ רַבּוֹ. הֲרֵי זֶה שׁוֹחֵט גְּדִי וְטָלֶה וְאוֹמֵר אִם גְּדִי אָמַר לִי גְּדִי שֶׁלּוֹ וְטָלֶה שֶׁלִּי וְאִם טָלֶה אָמַר לִי טָלֶה שֶׁלּוֹ וּגְדִי שֶׁלִּי. שָׁכַח הַשּׁוֹלֵחַ מָה אָמַר לוֹ שְׁנֵיהֶן יֵצְאוּ לְבֵית הַשְּׂרֵפָה. וְאִם שָׁכַח הַשּׁוֹלֵחַ קֹדֶם שֶׁיִּזָּרֵק הַדָּם חַיָּבִין לַעֲשׂוֹת פֶּסַח שֵׁנִי. שָׁכַח אַחַר שֶׁנִּזְרַק הַדָּם פָּטוּר מִלַּעֲשׂוֹת פֶּסַח שֵׁנִי. וְכֵן הַדִּין בְּאוֹמֵר לְעַבְדּוֹ צֵא וּשְׁחֹט עָלַי וְקָבַע לוֹ וְשָׁכַח הָעֶבֶד מָה אָמַר לוֹ רַבּוֹ. וְהוּא שֶׁיִּתֵּן לוֹ רוֹעֶה שֶׁל רַבּוֹ גְּדִי וְטָלֶה וְיֹאמַר לוֹ שְׁחֹט שְׁנֵיהֶן כְּדֵי שֶׁתִּשְׁחֹט כְּמוֹ שֶׁאָמַר לוֹ רַבְּךָ וַהֲרֵי אֶחָד מֵהֶן שֶׁלְּךָ עַל מְנָת שֶׁלֹּא יִהְיֶה לְרַבְּךָ בּוֹ כְּלוּם. אִם עָשָׂה הָרוֹעֶה כָּךְ אַחַר כָּךְ יִהְיֶה אֶפְשָׁר לָעֶבֶד לְהַתְנוֹת כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
3. Следующие правила применяются, если члены сообщества говорят человеку: «Иди и зарежь за нас пасхальную жертву», а он говорит им: «И ты забей для меня». Если они зарезали животное, а он зарезал животное, то они должны есть от животного, зарезанного первым, а животное, зарезанное последним, следует отнести на место, где сжигают жертвы. בְּנֵי חֲבוּרָה שֶׁאָמְרוּ לָאֶחָד צֵא וּשְׁחֹט לָנוּ אֶת הַפֶּסַח וְאָמַר הוּא לָהֶן וְאַתֶּם שַׁחֲטוּ עָלַי וְשָׁחֲטוּ הֵם וְשָׁחַט הוּא כֻּלָּם אוֹכְלִין מִזֶּה שֶׁנִּשְׁחַט רִאשׁוֹן וְהָאַחֲרוֹן יֵצֵא לְבֵית הַשְּׂרֵפָה:
4. Следующие законы действуют, если потерялось животное, предназначенное для пасхальной жертвы сообщества, и они говорят одному из членов общества: «Пойди, поищи его и зарежь его для нас». Он пошел, нашел потерянную пасхальную жертву и зарезал ее, а они взяли другое животное для пасхальной жертвы и зарезали его. Если его зарезали первым, то он вкушает свою жертву, и они вкушают ее вместе с ним, а второе животное должно быть сожжено. Если их жертва была зарезана первой, то они должны съесть от своей жертвы, а он — от своей. Если неизвестно, кто был зарезан первым, или они оба были зарезаны одновременно, он должен съесть от своей жертвы, но они не должны есть с ним. Их жертву следует отнести на место, где сжигают жертвы, но они освобождаются от принесения второй пасхальной жертвы. חֲבוּרָה שֶׁאָבַד פִּסְחָהּ וְאָמְרוּ לָאֶחָד צֵא וּבַקֵּשׁ וּשְׁחֹט עָלֵינוּ. הָלַךְ וּמָצָא פֶּסַח שֶׁאָבַד וּשְׁחָטוֹ וְהֵם לָקְחוּ פֶּסַח אַחֵר וּשְׁחָטוּהוּ אִם שֶׁלּוֹ נִשְׁחַט רִאשׁוֹן הוּא אוֹכֵל מִשֶּׁלּוֹ וְהֵן אוֹכְלִין עִמּוֹ וְהַשֵּׁנִי יִשָּׂרֵף וְאִם שֶׁלָּהֶן נִשְׁחַט רִאשׁוֹן הֵן אוֹכְלִין מִשֶּׁלָּהֶן וְהוּא אוֹכֵל מִשֶּׁלּוֹ. אֵין יָדוּעַ אֵי זֶה מֵהֶן נִשְׁחַט רִאשׁוֹן אוֹ שֶׁשָּׁחֲטוּ שְׁנֵיהֶן כְּאַחַת הוּא אוֹכֵל מִשֶּׁלּוֹ וְהֵן אֵינָן אוֹכְלִין עִמּוֹ וְשֶׁלָּהֶן יֵצֵא לְבֵית הַשְּׂרֵפָה וּפְטוּרִין מִלַּעֲשׂוֹת פֶּסַח שֵׁנִי:
5. Следующие законы действуют, если посланец сказал членам сообщества, пославшим его на поиски потерянной пасхальной жертвы и на ее забой: «Если я приду поздно, зарежьте за меня пасхальную жертву», и тогда он пошел, нашел потерянное животное и зарезал его, но они также взяли другое животное для пасхальной жертвы и зарезали его. Если сначала зарезали свое, то они должны есть свое, а он должен есть с ними. Второе животное должно быть сожжено. Если его зарезали первым, то он должен съесть от своего, а они — от своего. Если неизвестно, кто был зарезан первым, или они оба были зарезаны одновременно, они должны съесть свою, но он не ест с ними. Его жертву следует отнести на место, где сжигают жертвы, но он освобождается от принесения второй пасхальной жертвы. אָמַר לָהֶם זֶה שֶׁשְּׁלָחוּהוּ לְבַקֵּשׁ פֶּסַח שֶׁאָבַד וּלְשָׁחֳטוֹ אִם אֵחַרְתִּי שַׁחֲטוּ אַתֶּם עָלַי. הָלַךְ וּמָצָא וְשָׁחַט וְהֵם לָקְחוּ וְשָׁחֲטוּ. אִם שֶׁלָּהֶן נִשְׁחַט רִאשׁוֹן הֵם אוֹכְלִין מִשֶּׁלָּהֶם וְהוּא אוֹכֵל עִמָּהֶם וְהַשֵּׁנִי יִשָּׂרֵף. וְאִם שֶׁלּוֹ נִשְׁחַט רִאשׁוֹן הוּא אוֹכֵל מִשֶּׁלּוֹ וְהֵן אוֹכְלִין מִשֶּׁלָּהֶן. אֵין יָדוּעַ אֵי זֶה מֵהֶן נִשְׁחַט רִאשׁוֹן אוֹ שֶׁשָּׁחֲטוּ שְׁנֵיהֶם כְּאֶחָד הֵן אוֹכְלִין מִשֶּׁלָּהֶן וְהוּא אֵינוֹ אוֹכֵל עִמָּהֶן. וְשֶׁלּוֹ יֵצֵא לְבֵית הַשְּׂרֵפָה וּפָטוּר מִלַּעֲשׂוֹת פֶּסַח שֵׁנִי:
6. Следующие законы применяются, если пасхальная жертва компании была утеряна и пасхальная жертва отдельного человека была утеряна. Он сказал им: «Идите, ищите ее и зарежьте для меня», а они сказали ему: «Иди, ищи и зарежь для нас». Если он пошел, нашел потерянное животное и зарезал его, а они пошли, нашли потерянное животное и зарезали его, то все они должны есть от первого зарезанного, а второе должно быть сожжено. Если неизвестно, какое животное было зарезано первым, или они были зарезаны одновременно, то оба должны быть сожжены, и все они освобождаются от принесения второй пасхальной жертвы. Если он пошел искать потерянное животное, а они пошли искать потерянное животное, но ничего не сказали друг другу, то ни один из них не несет никакой ответственности перед другим. Поскольку они ничего не сказали прямо и ничего не сообщили друг другу, это относится даже к тому случаю, если в их сердцах было намерение, чтобы каждый из них зарезал животное ради другого, и были жесты и другие вещи, по которым можно было бы судить, что они все согласились, что тот, кто найдет потерянное животное, должен зарезать его ради другого. אָבַד לָהֶן פִּסְחָם וְאָבַד לוֹ פִּסְחוֹ וְאָמַר לָהֶן צְאוּ וּבַקְּשׁוּ וְשַׁחֲטוּ עָלַי וְאָמְרוּ לוֹ צֵא וּבַקֵּשׁ וּשְׁחֹט עָלֵינוּ וְהָלַךְ וּמָצָא וְשָׁחַט וּמָצְאוּ הֵם וְשָׁחֲטוּ. כֻּלָּם אוֹכְלִין מִן הָרִאשׁוֹן וְהַשֵּׁנִי יִשָּׂרֵף. וְאִם אֵין יָדוּעַ אֵי זֶה נִשְׁחַט תְּחִלָּה אוֹ שֶׁשָּׁחֲטוּ שְׁנֵיהֶן כְּאֶחָד שְׁנֵיהֶן יִשָּׂרְפוּ וּפְטוּרִין מִלַּעֲשׂוֹת פֶּסַח שֵׁנִי. הָלַךְ הוּא לְבַקֵּשׁ וְהָלְכוּ הֵם לְבַקֵּשׁ וְלֹא אָמְרוּ זֶה לָזֶה כְּלוּם. אַף עַל פִּי שֶׁהָיָה בְּלִבָּם שֶׁיִּשְׁחֹט כָּל אֶחָד מֵהֶן עַל חֲבֵרוֹ. אוֹ שֶׁהָיוּ שָׁם רְמִיזוֹת וּדְבָרִים שֶׁאֻמְדַּן הַדַּעַת בָּהֶן שֶׁכָּל אֶחָד שֶׁיִּמְצָא יִשְׁחֹט עַל חֲבֵרוֹ. הוֹאִיל וְלֹא פֵּרְשׁוּ וְלֹא אָמְרוּ זֶה לָזֶה כְּלוּם אֵינָן אַחְרָאִין זֶה לָזֶה:
7. Следующие правила применяются, если пасхальные жертвы двух сообществ перемешались до их забоя. Одно сообщество берет одного ягненка из смешавшихся, а другое — из второй отары. Один из членов одной компании должен подойти к другой, а один из членов второй компании — к первой. Каждая из компаний говорит тому, кто пришел к ним: «Если эта пасхальная жертва наша, то ты удаляешься от своей пасхальной жертвы и перечисляешься на нашу. Если же эта пасхальная жертва ваша, то мы удаляемся от нашей пасхальной жертвы и перечисляемся на вашу». Аналогично, если было пять групп, в каждой из которых не менее пяти человек, или десять групп, в каждой из которых не менее десяти человек, то члена каждой компании отводят в каждую другую компанию и оговаривают это. После этого закалывают жертвенных животных. שְׁתֵּי חֲבוּרוֹת שֶׁנִּתְעָרְבוּ פִּסְחֵיהֶן קֹדֶם שֶׁיִּשָּׁחֲטוּ. חֲבוּרָה זוֹ לוֹקְחִין כֶּבֶשׂ אֶחָד מִן הַתַּעֲרוֹבוֹת. וְהַשְּׁנִיָּה לוֹקְחִין הַשֵּׁנִי. וְאֶחָד מִבְּנֵי חֲבוּרָה זוֹ בָּא אֵצֶל אֵלּוּ. וְאֶחָד מִבְּנֵי שְׁנִיָּה בָּא אֵצֶל הָרִאשׁוֹנָה. וְכָל חֲבוּרָה מֵהֶן אוֹמְרוֹת לְזֶה הָאֶחָד שֶׁבָּא אֶצְלָם אִם שֶׁלָּנוּ הוּא הַפֶּסַח הַזֶּה יָדֶיךָ מְשׁוּכוֹת מִשֶּׁלְּךָ וְנִמְנֵיתָ עַל שֶׁלָּנוּ וְאִם שֶׁלְּךָ הוּא הַפֶּסַח הַזֶּה יָדֵינוּ מְשׁוּכוֹת מִשֶּׁלָּנוּ וְנִמְנֵינוּ עַל שֶׁלְּךָ. וְכֵן חָמֵשׁ חֲבוּרוֹת שֶׁל חֲמִשָּׁה חֲמִשָּׁה בְּנֵי אָדָם אוֹ עֶשֶׂר חֲבוּרוֹת שֶׁל עֲשָׂרָה עֲשָׂרָה מוֹשְׁכִין לָהֶן אֶחָד מִכָּל חֲבוּרָה לַחֲבוּרָה הָאַחֶרֶת וְכָךְ הֵם מַתְנִים וְאוֹמְרִים וְאַחַר כָּךְ שׁוֹחֲטִין:
8. Если пасхальные жертвы двух лиц смешиваются в отаре, то один должен взять одну из пасхальных жертв, которые смешиваются, а другой должен взять другую. Один должен добавить к своей пасхальной жертве еще одного постороннего человека, а другой должен добавить постороннего человека, чтобы было две компании. После этого один из двух пойдет к другому, а другой — к одному, и каждый договорится с тем, кто пришел к нему из другой компании. Каждый должен сказать: «Если эта пасхальная жертва моя, то ты удаляешься от своей пасхальной жертвы и перечисляешься на мою. Если же эта пасхальная жертва твоя, то я удаляюсь от нашей пасхальной жертвы и перечисляюсь на твою». Таким образом, никто ничего не потерял. שְׁנַיִם שֶׁנִּתְעָרְבוּ פִּסְחֵיהֶן זֶה לוֹקֵחַ פֶּסַח אֶחָד מִן הַתַּעֲרוֹבוֹת וְזֶה לוֹקֵחַ לוֹ אֶחָד. וְזֶה מְמַנֶּה עַל פִּסְחוֹ אֶחָד מִן הַשּׁוּק וְהָאַחֵר מְמַנֶּה עִמּוֹ אֶחָד מִן הַשּׁוּק כְּדֵי שֶׁיִּהְיוּ שְׁתֵּי חֲבוּרוֹת. וְאַחַר כָּךְ יָבוֹא אֶחָד מִשְּׁנֵיהֶם אֵצֶל אֵלּוּ וְיָבוֹא אֶחָד מֵאֵלּוּ אֵצֶל הָאַחֵר וּמַתְנֶה כָּל אֶחָד עִם חֲבֵרוֹ שֶׁבָּא אֶצְלוֹ מֵחֲבוּרָה שְׁנִיָּה וְאוֹמֵר אִם שֶׁלִּי הוּא פֶּסַח זֶה יָדֶיךָ מְשׁוּכוֹת מִשֶּׁלְּךָ וְנִמְנֵיתָ עַל שֶׁלִּי וְאִם שֶׁלְּךָ הוּא יָדִי מְשׁוּכָה מִפֶּסַח שֶׁלִּי וְנִמְנֵיתִי עַל שֶׁלְּךָ וְנִמְצָא שֶׁלֹּא הִפְסִידוּ כְּלוּם:
9. Если шкуры пасхальных жертв пяти сообществ перемешались и на шкуре одной из них был обнаружен запрещающий нарост, то все жертвы должны быть отнесены на место, где сжигают жертвы. Если они смешались до того, как кровью окропили жертвенник, то все они обязаны принести вторую пасхальную жертву. Если же жертвенные животные смешались после того, как кровь была брошена, то они освобождаются от принесения второй пасхальной жертвы. Ведь если они принесут вторую пасхальную жертву, то те, кто принес приемлемую жертву в первый Песах, принесут во двор Храма не жертвенных животных. Если же все они будут перечислены на одной пасхальной жертве, то она будет зарезана для тех, кто не обязан. Это равносильно тому, что ее принесут в жертву ради тех, кто не был на ней указан. Если каждый из них принесет жертву для второго пасхального жертвоприношения и сделает оговорку, сказав: «Если это не пасхальная жертва, то она должна считаться мирной жертвой», то это нежелательно. Ведь кровь пасхальной жертвы выливается на жертвенник, а кровь мирной жертвы вытирается, и, как первоначальное предпочтение, кровь, которая должна быть вытираема, не должна выливаться. Поэтому они освобождаются от второго пасхального жертвоприношения. חֲמִשָּׁה שֶׁנִּתְעָרְבוּ עוֹרוֹת פִּסְחֵיהֶן נִמְצֵאת יַבֶּלֶת בְּעוֹר אֶחָד מֵהֶן כֻּלָּם יֵצְאוּ לְבֵית הַשְּׂרֵפָה. וְאִם נִתְעָרְבוּ קֹדֶם זְרִיקַת דָּמָן חַיָּבִין בְּפֶסַח שֵׁנִי. נִתְעָרְבוּ אחַר זְרִיקָה פְּטוּרִין מִלַּעֲשׂוֹת פֶּסַח שֵׁנִי שֶׁאִם הִקְרִיבוּ פֶּסַח שֵׁנִי נִמְצָא זֶה שֶׁקָּרַב בָּרִאשׁוֹן קָרְבָּן כָּשֵׁר מֵבִיא חֻלִּין עֲזָרָה. וְאִם נִמְנוּ כֻּלָּן עַל פֶּסַח אֶחָד נִמְצָא נִשְׁחַט שֶׁלֹּא לִמְחֻיָּב וְזֶה כְּמִי שֶׁנִּשְׁחַט שֶׁלֹּא לִמְנוּיָיו. וְאִם הִתְנָה כָּל אחָד מֵהֶן וְאָמַר אִם אֵינוֹ פֶּסַח יִהְיֶה שְׁלָמִים דַּם הַפֶּסַח בִּשְׁפִיכָה וְדַם הַשְּׁלָמִים בִּזְרִיקָה וְהַנִּתָּנִין בִּזְרִיקָה אַל יִתְּנֵם בִּשְׁפִיכָה לְכַתְּחִלָּה לְפִיכָךְ פְּטוּרִין מִפֶּסַח שֵׁנִי:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter