СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-19 19:30

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы пасхальной жертвы. Гл. 4

1. Мы уже объясняли в «Законы о запретном для жертвенника», что пасхальную жертву закалывают только ради пасхальной жертвы и только ради ее хозяев. Если она была зарезана ради другого вида жертвоприношения, она неприемлема. Если человек зарезал пасхальную жертву для членов компании, а позже сказал им: «Та пасхальная жертва, которую я зарезал для вас, была зарезана не с должным намерением», то они должны положиться на его слова, если считают его достойным доверия. В противном случае, согласно букве, его слова не принимаются. Если человек желает быть строгим к себе и принести вторую пасхальную жертву, он достоин похвалы. כְּבָר נִתְבָּאֵר בְּהִלְכוֹת פְּסוּלֵי הַמֻּקְדָּשִׁין שֶׁהַפֶּסַח אֵינוֹ נִשְׁחַט אֶלָּא לְשֵׁם פֶּסַח וּלְשֵׁם בְּעָלָיו וְאִם שְׁחָטוֹ בְּמַחְשֶׁבֶת שִׁנּוּי הַשֵּׁם פָּסוּל. הַשּׁוֹחֵט אֶת הַפֶּסַח עַל בְּנֵי חֲבוּרָה וְאָמַר לָהֶם לְאַחַר זְמַן אוֹתוֹ הַפֶּסַח שֶׁשָּׁחַטְתִּי עֲלֵיכֶם שֶׁלֹּא לִשְׁמוֹ שְׁחַטְתִּיו. אִם הָיָה נֶאֱמָן לָהֶן סוֹמְכִין עַל דְּבָרָיו. וְאִם לָאו שׁוּרַת הַדִּין שֶׁאֵינוֹ נֶאֱמָן. וְהָרוֹצֶה לְהַחְמִיר עַל עַצְמוֹ הֲרֵי זֶה מְשֻׁבָּח וְיָבִיא פֶּסַח שֵׁנִי:
2. В случае, когда мясо пасхальной жертвы оскверняется, и об этом становится известно до возлияния крови на жертвенник, ее не следует возливать на жертвенник, даже если жиры и органы чисты. Это объясняется тем, что пасхальная жертва приносится только для того, чтобы ее съели. Если кровь выливается на жертвенник, это неприемлемо. Если человек не осознает этого до тех пор, пока кровь не будет вылита, то это приемлемо. Ибо венец первосвященника дает умиротворение за кровь, принесенную непреднамеренно, когда мясо стало нечистым, но не дает умиротворения за намеренное нарушение. Если часть конечностей пасхальной жертвы осквернилась, он должен сжечь то, что стало нечистым, и съесть то, что чисто. Если жиры и органы стали нечистыми, в то время как мясо осталось нетронутым, следует вылить кровь, а мясо съесть вечером. Если хозяева осквернились после того, как была зарезана пасхальная жертва, кровь не следует выливать. Если кровь выливается, она неприемлема. Поэтому они обязаны принести вторую пасхальную жертву. Ибо венец первосвященника не приносит успокоения за телесную нечистоту, если только человек не стал нечистым из-за «нечистоты, подобной глубинам», как мы объясняли в «Законы посещения Храма». בְּשַׂר הַפֶּסַח שֶׁנִּטְמָא וְנוֹדַע לוֹ קֹדֶם זְרִיקָה אַף עַל פִּי שֶׁהָאֵימוּרִין טְהוֹרִין לֹא יִזְרֹק אֶת הַדָּם שֶׁאֵין הַפֶּסַח בָּא אֶלָּא לַאֲכִילָה וְאִם זָרַק לֹא הֻרְצָּה. וְאִם לֹא נוֹדַע לוֹ עַד שֶׁנִּזְרַק הַדָּם הֻרְצָּה שֶׁהַצִּיץ מְרַצֶּה עַל שִׁגְגַת הַבָּשָׂר שֶׁנִּטְמָא וְאֵינוֹ מְרַצֶּה עַל הַזָּדוֹן. נִטְמְאוּ מִקְצָת הָאֵיבָרִים שׂוֹרֵף אֶת הַטְּמֵאִים וְאוֹכֵל אֶת הַטְּהוֹרִים. נִטְמְאוּ הָאֵימוּרִים וְהַבָּשָׂר קַיָּם זוֹרֵק אֶת הַדָּם וְהַבָּשָׂר נֶאֱכָל לָעֶרֶב. נִטְמְאוּ הַבְּעָלִים אַחַר שֶׁנִּשְׁחַט לֹא יִזְרֹק אֶת הַדָּם וְאִם זָרַק לֹא הֻרְצָּה. לְפִיכָךְ חַיָּבִין בְּפֶסַח שֵׁנִי שֶׁאֵין הַצִּיץ מְרַצֶּה עַל טֻמְאַת הַגּוּף אֶלָּא אִם נִטְמְאָה בְּטֻמְאַת הַתְּהוֹם כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת בִּיאַת הַמִּקְדָּשׁ:
3. Если пасхальная жертва была вынесена из Иерусалима или осквернилась четырнадцатого Нисана, ее следует немедленно сжечь. Если хозяева осквернились, умерли или удалились — даже если они стали нечистыми или умерли до того, как кровь была вылита на жертвенник — ее следует оставить на ночь и сжечь после этого. Таков общий принцип: при наличии запрещающего фактора, связанного с самим телом жертвы, ее следует сжечь немедленно. Если же запрещающий фактор связан с кровью или владельцами, ее следует оставить на ночь, а затем сжечь. Поэтому если жертва была зарезана после того, как стало известно, что хозяева удалились от жертвоприношения, умерли или осквернились, и поэтому их обязанность была отложена до второго Песаха, их первая пасхальная жертва должна быть сожжена немедленно. Когда применимо утверждение, что пасхальную жертву следует сжечь, если ее владельцы стали нечистыми? Когда все члены компании осквернились. Если же нечистыми становятся только некоторые из них, те, кто остался чистым, приобретают доли тех, кто стал нечистым. Даже если те, кто стал нечистым, приобрели свою нечистоту уже после того, как начали есть, те, кто был чист, но еще не начал есть, приобретают свою часть. Если же все они начали есть и некоторые из них стали нечистыми, то те, кто остался чистым, не приобретают доли тех, кто стал нечистым. Вместо этого, те, кто остался чистым, должны съесть свои порции, а порции тех, кто стал нечистым, должны быть сожжены. Это также относится к случаям, когда часть хозяев умерла. Если пасхальная жертва стала нечистой после того, как нечистые начали есть, те, кто остался чистым, получают свои части. Если же все они начали есть, а некоторые из них стали нечистыми, то те, кто остался чистым, не получают части тех, кто стал нечистым. Вместо этого те, кто остался чистым, должны съесть свою порцию, а порции тех, кто стал нечистым, должны быть сожжены. Эти же законы действуют, если кто-то из перечисленных на жертвоприношении умер. Если вся пасхальная жертва или ее большая часть становится нечистой, ее следует сжечь перед Храмом в присутствии всех, чтобы пристыдить ее владельцев, чтобы в будущем они проявляли большую осторожность. Ее следует сжечь на дровах, предназначенных для жертвенника, чтобы не возникло подозрений в их адрес и не было сказано: «Они украли дрова, предназначенные для жертвенника». Поэтому, если они сжигают его на соломе и тростнике и хотят сжечь его на своей соломе, они могут это сделать. Если меньше половины его стало нечистым, и подобным образом, любое мясо, оставшееся от пасхальной жертвы, должно быть сожжено в их собственных дворах из их собственных дров. Дрова, предназначенные для жертвенника, не должны использоваться, чтобы они не остались в их владении, и они не присвоили их себе. הַפֶּסַח שֶׁיָּצָא מִירוּשָׁלַיִם אוֹ שֶׁנִּטְמָא בְּאַרְבָּעָה עָשָׂר יִשָּׂרֵף מִיָּד. נִטְמְאוּ הַבְּעָלִים אוֹ מֵתוּ אוֹ מָשְׁכוּ אֶת יְדֵיהֶם אֲפִלּוּ נִטְמְאוּ אוֹ מֵתוּ קֹדֶם זְרִיקַת הַדָּם מַנִּיחִין אוֹתוֹ עַד שֶׁתְּעֻבַּר צוּרָתוֹ וְאַחַר כָּךְ יִשָּׂרֵף. זֶה הַכְּלָל כָּל שֶׁפְּסוּלוֹ בְּגוּפוֹ יִשָּׂרֵף מִיָּד. בַּדָּם אוֹ בַּבְּעָלִים תְּעֻבַּר צוּרָתוֹ וְאַחַר כָּךְ יִשָּׂרֵף. לְפִיכָךְ אִם שְׁחָטוֹ אַחַר שֶׁנּוֹדַע שֶׁמָּשְׁכוּ הַבְּעָלִים אֶת יְדֵיהֶם אוֹ מֵתוּ אוֹ נִטְמְאוּ וְנִדְּחוּ לְפֶסַח שֵׁנִי הֲרֵי זֶה יִשָּׂרֵף מִיָּד. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים שֶׁיִּשָּׂרֵף אִם נִטְמְאוּ הַבְּעָלִים כְּשֶׁנִּטְמְאוּ כָּל בְּנֵי הַחֲבוּרָה. אֲבָל אִם נִטְמְאוּ מִקְצָתָן זָכוּ טְהוֹרִים בְּחֶלְקָם שֶׁל טְמֵאִים. אַף עַל פִּי שֶׁנִּטְמְאוּ מִקְצָתָן אַחַר שֶׁהִתְחִילוּ לֶאֱכל זָכוּ הַטְּהוֹרִים שֶׁעֲדַיִן לֹא הִתְחִילוּ. אֲבָל אִם הִתְחִילוּ כֻּלָּן וְנִטְמְאוּ מִקְצָתָן לֹא זָכוּ טְהוֹרִים בְּחֶלְקָן שֶׁל טְמֵאִים אֶלָּא הַטְּהוֹרִים אוֹכְלִין חֶלְקָם וְחֵלֶק הַטְּמֵאִים יִשָּׂרֵף. וְהוּא הַדִּין אִם מֵתוּ מִקְצָתָן. נִטְמָא שָׁלֵם אוֹ רֻבּוֹ שׂוֹרְפִים אוֹתוֹ לִפְנֵי הַבִּירָה בִּפְנֵי הַכּל כְּדֵי לְבַיְּשָׁן עַד שֶׁיִּזָהֲרוּ בּוֹ. וְשׂוֹרְפִין אוֹתוֹ מֵעֲצֵי הַמַּעֲרָכָה כְּדֵי שֶׁלֹּא יַחְשְׁדוּ אוֹתָן וְיֹאמְרוּ מֵעֲצֵי הַמַּעֲרָכָה גָּנְבוּ. לְפִיכָךְ אִם יִשְׂרְפוּהוּ בְּקַשׁ וּבְקָנִים וְרָצוּ לִשְׂרֹף מִשֶּׁל עַצְמָן שׂוֹרְפִין. נִטְמָא מִעוּטוֹ וְכֵן הַנּוֹתָר שׂוֹרְפִין אוֹתוֹ בְּחַצְרוֹתֵיהֶן מֵעֲצֵי עַצְמָן אֲבָל לֹא מֵעֲצֵי הַמַּעֲרָכָה שֶׁלֹּא יִשָּׁאֲרוּ מֵהֶן אֶצְלָם וְיִמְעֲלוּ בָּהֶן:
4. Если кто-то выделил для пасхальной жертвы животное любого пола на втором или третьем году жизни, его следует оставить пастись, пока у него не появится запрещающий изъян. Затем его следует продать, а на вырученные от продажи деньги принести пасхальную жертву. Если же порок появился только после того, как он принес пасхальную жертву, то он должен принести мирную жертву на вырученные от продажи деньги. הַמַּפְרִישׁ נְקֵבָה לְפִסְחוֹ אוֹ זָכָר בֶּן שְׁתֵּי שָׁנִים. יִרְעֶה עַד שֶׁיִּפּל בּוֹ מוּם וְיִמָּכֵר וְיָבִיא בְּדָמָיו פֶּסַח. וְאִם לֹא נָפַל בָּהּ מוּם עַד שֶׁהִקְרִיב פִּסְחוֹ יָבִיא בְּדָמָיו שְׁלָמִים:
5. Если кто-либо откладывает пасхальную жертву и умирает, его сын должен принести ее после этого не как пасхальную жертву, а как мирное приношение. Если сын был указан в пасхальной жертве вместе со своим отцом, он может принести ее как пасхальную жертву. Когда применяется вышеизложенное? Если отец умирает после полудня четырнадцатого Нисана. Если же он умер до полудня четырнадцатого числа, то сын откладывает второй Песах, поскольку скорбит из-за траура по близким, как будет объяснено далее. Он должен принести это животное в качестве пасхальной жертвы на второй Песах. הִפְרִישׁ פִּסְחוֹ וּמֵת. לֹא יְבִיאֶנּוּ בְּנוֹ אַחֲרָיו לְשֵׁם הַפֶּסַח אֶלָּא לְשֵׁם שְׁלָמִים. וְאִם הָיָה מְמֻנֶּה עִם אָבִיו עָלָיו יְבִיאֶנּוּ לְשֵׁם פֶּסַח. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים כְּשֶׁמֵּת אָבִיו אַחַר חֲצוֹת אַרְבָּעָה עָשָׂר אֲבָל קֹדֶם חֲצוֹת הֲרֵי זֶה נִדְחֶה לְפֶסַח שֵׁנִי מִפְּנֵי שֶׁהוּא אוֹנֵן כְּמוֹ שֶׁיִּתְבָּאֵר וְיָבִיא פִּסְחוֹ זֶה בַּשֵּׁנִי:
6. Если пасхальная жертва человека была потеряна, а затем он нашел ее после того, как отложил другую пасхальную жертву, и они обе стоят перед ним, то действуют следующие законы. Он должен принести в жертву ту из них, которую желает, ради пасхальной жертвы, а другую принести в качестве мирной жертвы. Если он нашел его после того, как зарезал другое животное в качестве пасхальной жертвы, то тот, который он нашел, должен быть принесен в качестве мирной жертвы. Точно так же, если он передал святость найденного животного после того, как зарезал заменяющее его животное, то животное, которому была передана святость, должно быть принесено в мирную жертву. Если же он нашел его до того, как было зарезано отложенное им животное, действуют другие правила. Поскольку найденное животное пригодно для принесения пасхальной жертвы и пригодно для принесения мирной жертвы, как объяснялось выше, если он передал святость найденного животного до заклания того, кто был назначен на его место, или после, то животное, на которое передана его святость, не приносится в жертву. Вместо этого его оставляют пастись, пока оно не заразится пороком. Затем на вырученные от его продажи деньги приносят мирную жертву. מִי שֶׁאָבַד פִּסְחוֹ וּמְצָאוֹ אַחַר שֶׁהִפְרִישׁ פֶּסַח אַחֵר וַהֲרֵי שְׁנֵיהֶן עוֹמְדִין יַקְרִיב אֵי זֶה מֵהֶן שֶׁיִּרְצֶה לְשֵׁם פֶּסַח וְהַשֵּׁנִי יִקְרַב שְׁלָמִים. מְצָאוֹ אַחַר שֶׁשָּׁחַט פִּסְחוֹ הֲרֵי זֶה יִקְרַב שְׁלָמִים. וְכֵן אִם הֵמִיר בָּזֶה הַנִּמְצָא אַחַר שְׁחִיטָה הֲרֵי תְּמוּרָה זוֹ תִּקְרַב שְׁלָמִים. אֲבָל אִם מְצָאוֹ קֹדֶם שְׁחִיטַת זֶה שֶׁהִפְרִישׁ. הוֹאִיל וְזֶה הַנִּמְצָא רָאוּי לְהַקְרִיבוֹ פֶּסַח וְרָאוּי לְהַקְרִיבוֹ שְׁלָמִים כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ. אִם הֵמִיר בָּזֶה הַנִּמְצָא בֵּין קֹדֶם שְׁחִיטַת הַמֻּפְרָשׁ תַּחְתָּיו בֵּין אַחַר שְׁחִיטָה. אֵין תְּמוּרָתוֹ קְרֵבָה אֶלָּא תִּרְעֶה עַד שֶׁיִּפּל בָּהּ מוּם וְיָבִיא בְּדָמֶיהָ שְׁלָמִים:
7. Животное, предназначенное для пасхальной жертвы, возраст которого превышает год, или мирная жертва, принесенная от животного, изначально предназначенного для пасхальной жертвы, рассматривается как мирная жертва во всём. Для этого требуется приложение рук, сопутствующие приношения, а также взмахивание грудью и бедром. Эти критерии не применяются в отношении пасхальной жертвы. פֶּסַח שֶׁעָבְרָה שְׁנָתוֹ וּשְׁלָמִים הַבָּאִים מֵחֲמַת הַפֶּסַח הֲרֵי הֵם כִּשְׁלָמִים לְכָל דָּבָר טְעוּנִין סְמִיכָה וּנְסָכִים וּתְנוּפַת חָזֶה וְשׁוֹק מַה שֶּׁאֵין כֵּן בְּפֶסַח:
8. Если животное, предназначенное для пасхальной жертвы, смешивается с животными, предназначенными для мирных жертв, все они должны быть принесены как мирные жертвы. Если оно смешалось с животным, предназначенным для другого вида жертвоприношения, то их обоих следует оставить пастись до тех пор, пока они не приобретут недопустимые физические недостатки. Для каждого вида жертвоприношения следует принести животное, равное стоимости более дорогого из них, а владелец должен конфисковать остаток из своих ресурсов, как объясняется в «Законах непригодного в жертву». Если пасхальная жертва смешается с первородными животными, их следует оставить пастись до тех пор, пока они не приобретут запрещающие физические недостатки, а затем их следует съесть в соответствии с законами, относящимися к порочному первородному животному. И он должен принести животное, равное самому ценному из смеси, и сказать: «Где бы ни находилась пасхальная жертва, ее святость должна быть перенесена на это животное». Это животное должно быть принесено в качестве мирной жертвы, если его пасхальная жертва уже была принесена. פֶּסַח שֶׁנִּתְעָרֵב בִּשְׁלָמִים יִקְרְבוּ כֻּלָּן שְׁלָמִים. נִתְעָרֵב בִּזְבָחִים אֲחֵרִים יִרְעוּ עַד שֶׁיִּפּל בָּהֶן מוּם וְיָבִיא בִּדְמֵי הַיָּפֶה שֶׁבָּהֶן מִמִּין זֶה וּבִדְמֵי הַיָּפֶה שֶׁבָּהֶן שְׁלָמִים וְיַפְסִיד הַמּוֹתָר מִבֵּיתוֹ כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בִּפְסוּלֵי הַמֻּקְדָּשִׁין. נִתְעָרֵב בִּבְכוֹרוֹת. יִרְעוּ הַכּל עַד שֶׁיִּפּל בָּהֶן מוּם וְיֵאָכֵלוּ כִּבְכוֹר בַּעַל מוּם. וְיָבִיא בְּהֵמָה שֶׁהִיא יָפָה כַּיָּפָה שֶׁבְּתַעֲרוֹבוֹת וְיֹאמַר כָּל מָקוֹם שֶׁהוּא הַפֶּסַח קְדֻשָּׁתוֹ תָּחוּל עַל זוֹ וְיַקְרִיבֶנָּה שְׁלָמִים אִם קָרֵב פִּסְחוֹ:
9. Если кто-либо откладывает животное для пасхальной жертвы до обращения в веру, а затем обращается, или ханаанский раб откладывает его до освобождения, а затем освобождается, или ребенок откладывает его до проявления признаков физической зрелости, а затем проявляет их, он может принести его ради пасхальной жертвы. Это объясняется тем, что живые животные не считаются неприемлемыми навсегда, как объясняется в «Законах непригодного в жертву». הַמַּפְרִישׁ פִּסְחוֹ עַד שֶׁלֹּא נִתְגַּיֵּר וְנִתְגַּיֵּר. עַד שֶׁלֹּא נִשְׁתַּחְרֵר וְנִשְׁתַּחְרֵר. עַד שֶׁלֹּא הֵבִיא שְׁתֵּי שְׂעָרוֹת וְהֵבִיא. הֲרֵי זֶה מַקְרִיבוֹ לְשֵׁם פֶּסַח. שֶׁאֵין בַּעֲלֵי חַיִּים נִדְחִין כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בִּפְסוּלֵי הַמֻּקְדָּשִׁין:
10. Если кто-либо отложил деньги на свою пасхальную жертву и у него осталось немного, он должен использовать остаток для мирной жертвы. Если кто-то перечислил других на свою пасхальную жертву и праздничное приношение, то деньги, которые он берет у них на свою часть, считаются обычными средствами. Даже если этот выделил ягненка для своей пасхальной жертвы, а тот выделил деньги, и тот взял эти деньги и перечислил другому на его пасхальную жертву, деньги считаются обычными средствами. Ибо евреи освящали свои пасхальные жертвы и праздничные приношения и деньги для своих пасхальных жертв и праздничных приношений с таким условием. הַמַּפְרִישׁ מָעוֹת לְפִסְחוֹ וְהוֹתִירוּ. יָבִיא הַמּוֹתָר שְׁלָמִים. הַמְמַנֶּה אֲחֵרִים עַל פִּסְחוֹ וְעַל חֲגִיגָתוֹ. הֲרֵי הַמָּעוֹת שֶׁיִּקַּח מֵהֶן בְּחֶלְקָם חֻלִּין. אַף עַל פִּי שֶׁזֶּה הִפְרִישׁ טָלֶה לְפִסְחוֹ וְזֶה הִפְרִישׁ מָעוֹת לְפִסְחוֹ וְלָקַח מִמֶּנּוּ הַמָּעוֹת וּמִנָּהוּ עַל פִּסְחוֹ הֲרֵי הַמָּעוֹת חֻלִּין שֶׁעַל מְנָת כֵּן הִקְדִּישׁוּ יִשְׂרָאֵל אֶת פִּסְחֵיהֶן וְאֶת חֲגִיגָתָן וְאֶת מְעוֹת פִּסְחֵיהֶן וַחֲגִיגָתָן:
11. Дрова, используемые для жарки пасхальной жертвы, эквивалентны пасхальной жертве. Точно так же маца и горькие травы, поскольку они являются необходимыми элементами для пасхальной жертвы, приравниваются к пасхальной жертве. Если кто-то взял деньги из средств на пасхальную жертву у того, кто был перечислен вместе с ним, чтобы перечислить ему мацу и горькие травы или чтобы он владел частью древесины, используемой для жарки, то эти деньги считаются обычными средствами. עֵצִים שֶׁל צְלִיַּת הַפֶּסַח כְּפֶסַח. וְכֵן מַצָּה וּמָרוֹר הוֹאִיל וְהֵן מַכְשִׁירֵי הַפֶּסַח הֲרֵי הֵם כְּפֶסַח. וְאִם לָקַח מִמְּעוֹת הַפֶּסַח מִמִּי שֶׁמִּנָּה אוֹתָן עִמּוֹ כְּדֵי לְמַנּוֹתָן עִמּוֹ בַּמַּצָּה וּמָרוֹר אוֹ לִהְיוֹת לוֹ חֵלֶק בָּעֵצִים שֶׁצּוֹלֶה בָּהֶן הֲרֵי הַמָּעוֹת חֻלִּין:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter