СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 10:48

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о жертве за непреднамеренный грех. Гл. 2

1. Человек не обязан приносить очистительную жертву за непреднамеренный проступок, если он не действовал непреднамеренно с начала и до конца. Если же он действовал непреднамеренно в начале, но действовал преднамеренно в конце или начал действовать преднамеренно, но действовал непреднамеренно в конце, он освобождается от обязанности принести очистительную жертву. Что подразумевается? В субботу человек переносил вещь из одного владения в другое. Если человек поднял предмет намеренно, но опустил его ненамеренно, или поднял его ненамеренно, но опустил намеренно, он освобождается от ответственности. Чтобы стать обязанным в очистительной жертве, он должен поднять ее непреднамеренно и положить непреднамеренно. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. אֵין אָדָם חַיָּב חַטָּאת עַל שִׁגְגָתוֹ עַד שֶׁיִּהְיֶה שׁוֹגֵג מִתְּחִלָּה וְעַד סוֹף אֲבָל אִם שָׁגַג בַּתְּחִלָּה וְהֵזִיד בַּסּוֹף אוֹ הֵזִיד בַּתְּחִלָּה וְשָׁגַג בַּסּוֹף פָּטוּר מִקָּרְבַּן חַטָּאת. כֵּיצַד. כְּגוֹן שֶׁהוֹצִיא חֵפֶץ מֵרְשׁוּת לִרְשׁוּת בְּשַׁבָּת עָקַר בְּזָדוֹן וְהִנִּיחַ בִּשְׁגָגָה אוֹ שֶׁעָקַר בִּשְׁגָגָה וְהִנִּיחַ בְּזָדוֹן פָּטוּר עַד שֶׁיַּעֲקֹר בִּשְׁגָגָה וְיַנִּיחַ בִּשְׁגָגָה. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
2. Если кто-то совершил проступок, зная, что он связан с нарушением запрещающей заповеди, но не знал, что за его нарушение полагается отсечение души, считается, что он совершил проступок непреднамеренно и должен принести очистительную жертву. Если же он знал, что это карается отсечением души, но не знал об обязанности жертвоприношения, т.е. не знал, подлежит ли он жертвоприношению за этот проступок, то считается, что он действовал умышленно. Ибо незнание о жертвоприношении не считается незнанием об этих проступках, за которые полагается отсечение души. עָבַר עֲבֵרָה וְיוֹדֵעַ שֶׁהִיא בְּלֹא תַּעֲשֶׂה אֲבָל אֵינוֹ יוֹדֵעַ שֶׁחַיָּבִין עָלֶיהָ כָּרֵת הֲרֵי זוֹ שְׁגָגָה וּמֵבִיא חַטָּאת. אֲבָל אִם יָדַע שֶׁהִיא בְּכָרֵת וְשָׁגַג בְּקָרְבָּן וְלֹא יָדַע אִם חַיָּבִין עָלֶיהָ קָרְבָּן אִם לָאו הֲרֵי זֶה מֵזִיד. שֶׁשִּׁגְגַת קָרְבָּן אֵינָהּ שְׁגָגָה בַּעֲבֵרוֹת אֵלּוּ שֶׁחַיָּבִין עֲלֵיהֶן כָּרֵת:
3. Если человек не знает характер проступка, который он совершил, даже если он точно знает, что нарушил запрещающую заповедь, наказуемую отсечением души, он освобождается от принесения очистительной жертвы, как сказано (Ваикра 4:23): «что он нарушил в отношении этого», подразумевая, что он должен знать проступок, который он нарушил. Что подразумевается? Перед ним был кусок запретного жира и мяса от жертвоприношения, оставленный сверх разрешенного времени, и он съел один из них, но не знал, какой именно; его жена, находящаяся в состоянии отлучения, и его сестра были дома, он случайно вступил в интимную связь с одной из них, но не знал, с кем имел отношения; прошли суббота и Йом-Кипур, он совершил запретный труд в один из них, но не знал в какой, он освобождается от обязанности принести очистительную жертву. מִי שֶׁלֹּא נוֹדַע לוֹ עַצְמוֹ שֶׁל חֵטְא שֶׁחָטָא. אַף עַל פִּי שֶׁיָּדַע בְּוַדַּאי שֶׁעָבַר עַל לֹא תַּעֲשֶׂה שֶׁיֵּשׁ בּוֹ כָּרֵת. הֲרֵי זֶה פָּטוּר מִקָּרְבַּן חַטָּאת. שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא ד כג) «אֲשֶׁר חָטָא בָּהּ» עַד שֶׁיֵּדַע הַחֵטְא שֶׁחָטָא בּוֹ. כֵּיצַד. חֵלֶב וְנוֹתָר לְפָנָיו וְאָכַל אֶת אֶחָד מֵהֶם וְאֵין יָדוּעַ אֵי זֶה אָכַל. אִשְׁתּוֹ נִדָּה וַאֲחוֹתוֹ בַּבַּיִת וְשָׁגַג וּבָא עַל אַחַת מֵהֶן וְאֵין יָדוּעַ אֵי זוֹ מֵהֶן בָּעַל. שַׁבָּת וְיוֹם הַכִּפּוּרִים לְפָנָיו וְעָשָׂה מְלָאכָה בְּאֶחָד מֵהֶן וְאֵין יָדוּעַ בְּאֵי זֶה מֵהֶן עָשָׂה הֲרֵי זֶה פָּטוּר מִקָּרְבַּן חַטָּאת:
4. Если кто-либо совершил проступок, осознал его, а затем забыл, какой именно проступок он совершил, он должен принести очистительную жертву за тот проступок, который он совершил. Эта жертва должна быть съедена, как и другие очистительные жертвы, которые съедаются. חָטָא וְנוֹדַע לוֹ חַטָּאתוֹ וְחָזַר וּשְׁכָחוֹ הֲרֵי זֶה מֵבִיא חַטָּאת לְשֵׁם מַה שֶּׁהוּא וְתֵאָכֵל כִּשְׁאָר חַטָּאוֹת הַנֶּאֱכָלוֹת:
5. Если кто-либо по неосторожности совершил один проступок, но в нем участвуют два человека, и он не знает, с кем из них он совершил проступок, то он несет ответственность. Что подразумевается? В состоянии отлучения находились две женщины. По неосторожности он вступил в интимную связь с одной из них, но не знал, с кем. У него было две сестры. Нечаянно он вступил в интимную связь с одной из них, но не знал, с кем. В этих случаях он должен принести очистительную жертву. С чем это можно сравнить? С двумя горящими лампами, одну из которых человек погасил в субботу, не зная, какую из них он погасил, или с двумя горшками запретного жира, из которых он съел один, но не знал, из какого именно горшка он ел. В этих случаях он несет ответственность. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. שָׁגַג בְּשֵׁם אֶחָד וְהֵם שְׁנֵי גּוּפִין חַיָּב. כֵּיצַד. שְׁתֵּי נִדּוֹת וְשָׁגַג בְּאַחַת מֵהֶן וְאֵין יָדוּעַ אֵי זוֹ הִיא. שְׁתֵּי אֲחָיוֹת וְשָׁגַג בְּאַחַת מֵהֶן וְאֵין יָדוּעַ אֵי זוֹ הִיא חַיָּב חַטָּאת שֶׁהֲרֵי יָדַע עַצְמוֹ שֶׁל חֵטְא. לְמָה זֶה דּוֹמֶה לִשְׁתֵּי נֵרוֹת דּוֹלְקוֹת שֶׁכָּבָה אַחַת מֵהֶן וְאֵין יָדוּעַ אֵי זוֹ נֵר הִיא. אוֹ לִשְׁנֵי תַּמְחוּיִין שֶׁל חֵלֶב שֶׁאָכַל מֵאֶחָד מֵהֶן וְאֵין יָדוּעַ מֵאֵי זֶה תַּמְחוּי מֵהֶן אָכַל שֶׁהוּא חַיָּב. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
6. Во всех ситуациях, когда человек обязан принести постоянную жертву за свой непреднамеренный проступок, а он совершил проступок непреднамеренно и узнал о проступке после его совершения, он обязан принести очистительную жертву, даже если изначально он не знал, что этот поступок является проступком. Что подразумевается? Ребенок был захвачен неевреями и воспитан ими, не зная, кто такие евреи и какова их вера. Он выполнял работу в субботу, ел запрещенный жир, кровь и тому подобное. Когда он узнает, что он еврей и ему предписано воздерживаться от всего вышеперечисленного, он обязан принести очистительную жертву за каждый конкретный грех. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. כָּל הַמְחֻיָּב חַטָּאת קְבוּעָה עַל שִׁגְגָתוֹ וְעָשָׂה בִּשְׁגָגָה וְנוֹדַע לוֹ אַחַר שֶׁחָטָא אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא הָיְתָה לוֹ יְדִיעָה בַּתְּחִלָּה שֶׁזֶּה חֵטְא הוּא הֲרֵי זֶה חַיָּב חַטָּאת. כֵּיצַד. תִּינוֹק שֶׁנִּשְׁבָּה לְבֵין הָעַכּוּ''ם וְגָדַל וְהוּא אֵינוֹ יוֹדֵעַ מַה הֵם יִשְׂרָאֵל וְלֹא דָּתָם וְעָשָׂה מְלָאכָה בְּשַׁבָּת וְאָכַל חֵלֶב וְדָם וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן. כְּשֶׁיִּוָּדַע לוֹ שֶׁהוּא יִשְׂרָאֵל ומְצֻוֶּה עַל כָּל אֵלּוּ חַיָּב לְהָבִיא חַטָּאת עַל כָּל עֲבֵרָה וַעֲבֵרָה. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
7. Если кто-то совершает проступок непреднамеренно, вступая в запретные интимные отношения или употребляя запретную пищу, он обязан принести очистительную жертву. Если он делает это в отношении субботы, он освобождается от обязанности приносить очистительную жертву. Что подразумевается? Если он вел себя с женщиной непринужденно и вступил с ней в близость, не намереваясь вступать в отношения, а она запрещена ему как срамная связь, он обязан принести очистительную жертву. Это постановление действует и в том случае, если он думал, что то, что находится у него во рту, — это плевок, и проглотил его без намерения есть, а потом обнаружил, что это запрещенный жир. Если же, напротив, его намерением было поднять уже срезанный продукт, а вместо этого он срезал растущее растение, не намереваясь его срезать, он освобождается от принесения греха, поскольку Тора запрещает только выполнение целенаправленного труда, как объясняется в соответствующем месте. הַשּׁוֹגֵג בְּלֹא כַּוָּנָה בַּעֲרָיוֹת אוֹ בְּמַאֲכָלוֹת אֲסוּרוֹת חַיָּב חַטָּאת. בְּשַׁבָּת פָּטוּר מֵחַטָּאת. כֵּיצַד. הָיָה מִתְעַסֵּק עִם אִשָּׁה וּבְעָלָהּ בְּלֹא כַּוָּנָה לִבְעִילָה וַהֲרֵי הִיא עֶרְוָה עָלָיו. דִּמָּה שֶׁזֶּה שֶׁבְּפִיו רֹק הוּא וּבְלָעוֹ בְּלֹא כַּוָּנָה לְשֵׁם אֲכִילָה בָּעוֹלָם וַהֲרֵי הוּא חֵלֶב הֲרֵי זֶה חַיָּב חַטָּאת. נִתְכַּוִּן לְהַגְבִּיהַּ אֶת הַתָּלוּשׁ וְחָתַךְ אֶת הַמְחֻבָּר בְּלֹא כַּוָּנָה לַחֲתִיכָתוֹ פָּטוּר. מְלֶאכֶת מַחֲשֶׁבֶת אָסְרָה תּוֹרָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בִּמְקוֹמוֹ:
8. Если кто-то выполняет одну из заповедей и во время ее выполнения ненароком совершил проступок, наказуемый отсечением души, то он не обязан приносить очистительную жертву, поскольку действовал по разрешению. Что подразумевается? Мужчина вступил в интимную близость со своей левиратной невесткой. Она была в состоянии отлучения, но он не знал об этом. Он освобождается от очистительной жертвы. Если же, с другой стороны, человек вступил в близость с женой, когда она находилась в состоянии отлучения, он несет ответственность, поскольку не спросил ее, прежде чем вступить в отношения. Однако, что касается его левиратной невестки, то он не знаком с ней, поэтому мог бы спросить ее. Точно так же, если у человека было два младенца для обрезания, один — в субботу, а другой — в пятницу или в воскресенье, если он забыл и обрезал их обоих в субботу, он освобождается от принесения очистительной жертвы. Поскольку ему было разрешено обрезать одного из них в субботу, действие законов субботы в его отношении приостанавливается, и он исполнил заповедь. Даже если речь идет о двух телах, поскольку речь идет о срочном времени, он не точен. Если же ни один из детей не был запланирован к обрезанию в субботу, а в субботу он обрезал человека, который не годится для обрезания в субботу, он должен принести очистительную жертву. כָּל הָעוֹשֶׂה מִצְוָה מִן הַמִּצְוֹת וּבִכְלַל עֲשִׂיָּתָהּ נַעֲשֵׂית עֲבֵרָה שֶׁחַיָּבִין עָלֶיהָ כָּרֵת בִּשְׁגָגָה הֲרֵי זֶה פָּטוּר מֵחַטָּאת מִפְּנֵי שֶׁעָשָׂה בִּרְשׁוּת. כֵּיצַד. הַבָּא עַל יְבִמְתּוֹ וַהֲרֵי הִיא נִדָּה וְהוּא לֹא יָדַע. הֲרֵי זֶה פָּטוּר מֵחַטָּאת שֶׁהֲרֵי עֲשָׂאָהּ בִּרְשׁוּת. אֲבָל אִם בָּא עַל אִשְׁתּוֹ וַהֲרֵי הִיא נִדָּה חַיָּב חַטָּאת מִפְּנֵי שֶׁלֹּא שְׁאָלָהּ וְאַחַר כָּךְ יִבְעל. אֲבָל יְבִמְתּוֹ אֵינוֹ רָגִיל בָּהּ כְּדֵי שֶׁיִּשְׁאַל לָהּ. וְכֵן מִי שֶׁהָיוּ לוֹ שְׁנֵי תִּינוֹקוֹת אֶחָד לָמוּל בְּשַׁבָּת וְאֶחָד לָמוּל בְּעֶרֶב שַׁבָּת אוֹ בְּאֶחָד בְּשַׁבָּת וְשָׁכַח וּמָל שְׁנֵיהֶן בְּשַׁבָּת. פָּטוּר מֵחַטָּאת שֶׁהֲרֵי יֵשׁ לוֹ רְשׁוּת לָמוּל אֶחָד מֵהֶן בְּשַׁבָּת וְשַׁבָּת דְּחוּיָה הִיא אֶצְלוֹ וּמִצְוָה עָשָׂה אַף עַל פִּי שֶׁהֵם שְׁנֵי גּוּפִין הוֹאִיל וּזְמַנּוֹ בְּחל (נ»א בהול) אֵינוֹ מְדַקְדֵּק. אֲבָל אִם לֹא הָיָה אֶחָד מֵהֶן רָאוּי לָמוּל בְּשַׁבָּת וְשָׁכַח וּמָל בְּשַׁבָּת מִי שֶׁאֵינוֹ רָאוּי לָמוּל בְּשַׁבָּת חַיָּב חַטָּאת:
9. Следующие правила действуют, когда опытный специалист приходит обрезать ребенка до захода солнца в субботу, а ему говорят: «Времени в сутках осталось недостаточно, чтобы совершить обрезание. Если ты начнешь обрезание, то не сможешь завершить его до наступления субботы. Таким образом, ты нанесешь рану в субботу, не выполнив заповеди». Если же он скажет: «Я знаком с этим делом и ловок, и я быстро сделаю ему обрезание», то если он не завершит обрезание до окончания субботы, он обязан принести очистительную жертву, ибо они предупреждали его. אֻמָּן שֶׁבָּא לָמוּל לִפְנוֹת הַיּוֹם בְּיוֹם הַשַּׁבָּת וְאָמְרוּ לוֹ לֹא נִשְׁאַר פְּנַאי בַּיּוֹם כְּדֵי שֶׁתָּמוּל וְאִם תַּתְחִיל לָמוּל לֹא תַּשְׁלִים עַד יְצִיאַת הַשַּׁבָּת וְנִמְצֵאתָ חוֹבֵל בְּשַׁבָּת וְלֹא עוֹשֶׂה מִצְוָה. וְאָמַר רָגִיל אֲנִי וְזָרִיז וּבִמְהֵרָה אָמוּל. אִם לֹא הִשְׁלִים אֶלָּא עַד יְצִיאַת הַשַּׁבָּת הֲרֵי זֶה חַיָּב חַטָּאת שֶׁהֲרֵי הִתְרוּ בּוֹ:
10. Если кто-то в первый день Суккот, выпадающий на субботу, выносит лулав на общественное место, чтобы выполнить свою обязанность, или по неосторожности переносит его на четыре локтя по общественному месту, он освобождается от очистительной жертвы, потому что действовал по разрешению. Аналогично, если человек зарезал животное для пасхальной жертвы четырнадцатого Нисана, выпавшего на субботу, а после этого обнаружил, что хозяева сняли с него упряжь, умерли или стали нечистыми до того, как оно было зарезано, или оно стало трефным в скрытом месте, например, его кишечник или легкие были продырявлены, он освобождается, поскольку зарезал его по разрешению. Если же на нем обнаружилось пятно или явный фактор, из-за которого он считается трефным, он обязан принести очистительную жертву, так как должен был проверить его перед закланием. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. הַמּוֹצִיא אֶת הַלּוּלָב בְּיוֹם טוֹב הָרִאשׁוֹן שֶׁל חַג שֶׁחָל לִהְיוֹת בְּשַׁבָּת כְּדֵי לְצֵאת בּוֹ וְהֶעֱבִירוֹ אַרְבַּע אַמּוֹת בִּרְשׁוּת הָרַבִּים בְּשׁוֹגֵג פָּטוּר שֶׁהֲרֵי בִּרְשׁוּת הוֹצִיא. וְכֵן הַשּׁוֹחֵט אֶת הַפֶּסַח בְּיוֹם אַרְבָּעָה עָשָׂר שֶׁחָל לִהְיוֹת בְּשַׁבָּת וְנוֹדַע לוֹ אַחַר כֵּן שֶׁמָּשְׁכוּ הַבְּעָלִים אֶת יְדֵיהֶם אוֹ שֶׁמֵּתוּ אוֹ נִטְמְאוּ קֹדֶם שְׁחִיטָה. אוֹ שֶׁנִּמְצָא טְרֵפָה בַּסֵּתֶר כְּגוֹן נְקוּב מֵעַיִם אוֹ רֵאָה. הֲרֵי זֶה פָּטוּר מִפְּנֵי שֶׁשָּׁחַט בִּרְשׁוּת. אֲבָל נִמְצָא בַּעַל מוּם אוֹ שֶׁהָיְתָה טְרֵפָה גְּלוּיָה הֲרֵי זֶה חַיָּב חַטָּאת מִפְּנֵי שֶׁהָיָה לוֹ לִבְדֹּק וְאַחַר כָּךְ יִשְׁחֹט. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
11. Если кто-либо зарезал пасхальную жертву в субботу ради другой жертвы по ошибке, он освобождается от ответственности, поскольку жертва приемлема. Ибо вытеснение обозначения ошибочной жертвы не имеет значения, как объясняется в «Законах о непригодном для жертвенника». שָׁחַט אֶת הַפֶּסַח בְּשַׁבָּת שֶׁלֹּא לִשְׁמוֹ בְּטָעוּת פָּטוּר מִפְּנֵי שֶׁהַזֶּבַח כָּשֵׁר שֶׁעֲקִירַת שְׁמוֹ בְּטָעוּת אֵינוֹ עֲקִירָה כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת פְּסוּלֵי הַמֻּקְדָּשִׁין:
12. Следующие правила применяются, если в субботу человек по ошибке зарезал животных, предназначенных для других жертвоприношений, ради пасхальной жертвы. Если они пригодны для пасхальной жертвы, то он свободен от обязанности принести очистительную жертву, поскольку зарезал их по праву. Если же они не пригодны для пасхальной жертвы, например, животное было самкой или находилось на втором году жизни, то он обязан принести очистительную жертву, так как они не подходят для этой жертвы. Аналогично, человек должен принести очистительную жертву, если он зарезал животное в качестве пасхальной жертвы в субботу ради тех, кто не может принять в ней участие, ради тех, кто не был перечислен в ней, ради необрезанных или ритуально нечистых. Если же он зарезал его в субботу ради тех, кто может съесть его, и ради тех, кто не может этого сделать, ради тех, кто был указан на нем, и ради тех, кто не был указан на нем, ради обрезанных и необрезанных, или ради чистых и нечистых, то он освобождается от принесения очистительной жертвы, потому что пасхальная жертва приемлема. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. שָׁחַט זְבָחִים אֲחֵרִים לְשֵׁם פֶּסַח בְּטָעוּת. אִם רְאוּיִין הֵם לְקָרְבַּן פֶּסַח פָּטוּר מִקָּרְבַּן חַטָּאת מִפְּנֵי שֶׁשָּׁחַט בִּרְשׁוּת. אִם אֵינָן רְאוּיִין כְּגוֹן שֶׁהָיְתָה נְקֵבָה אוֹ בֶּן שְׁתַּיִם חַיָּב חַטָּאת שֶׁהֲרֵי אֵינוֹ רָאוּי לְקָרְבַּן פֶּסַח. וְכֵן אִם שָׁגַג וּשְׁחָטוֹ בְּשַׁבָּת שֶׁלֹּא לְאוֹכְלָיו אוֹ שֶׁלֹּא לִמְנוּיָיו אוֹ לַעֲרֵלִים אוֹ לִטְמֵאִים חַיָּב חַטָּאת. שְׁחָטוֹ לְאוֹכְלָיו וְשֶׁלֹּא לְאוֹכְלָיו לִמְנוּיָיו וְשֶׁלֹּא לִמְנוּיָיו לְמוּלִים וְלַעֲרֵלִים לִטְמֵאִים וְלִטְהוֹרִים פָּטוּר. שֶׁהֲרֵי הַפֶּסַח כָּשֵׁר. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
13. Если кто-то закалывает животное, предназначенное для общинного жертвоприношения, в субботу не для того, для чего оно было предназначено, он обязан принести очистительную жертву. Тем не менее, жир и органы от жертвенного животного должны быть принесены на жертвенник в субботу вечером. Аналогично, если в субботу человек зарезал других животных, кроме тех, которые были обязательными в этот день, он обязан принести очистительную жертву за дополнительное животное. הַשּׁוֹחֵט בְּשַׁבָּת קָרְבַּן צִבּוּר שֶׁלֹּא לִשְׁמוֹ הֲרֵי זֶה חַיָּב חַטָּאת וְיַקְטִיר אֵימוּרִים לָעֶרֶב. וְכֵן אִם שָׁחַט יֶתֶר עַל חוֹבַת הַיּוֹם חַיָּב חַטָּאת עַל הַתּוֹסֶפֶת:
14. Тот, кто закалывает животных для индивидуальных жертвоприношений, приношение которых не отменяет субботних запретов в субботу, непреднамеренно несет ответственность в очистительной жертве. Однако разрешается пользоваться мясом этих жертв, а кровью не следует окроплять жертвенник. Если же он преступил и бросил кровь на жертвенник с целью этих жертвоприношений, не зная, что это прегрешение, или сознательно, то считается, что хозяин выполнил свою обязанность, органы и жир можно предложить на жертвенник, а мясо следует есть. Тот, кто зарезал животное, должен принести очистительную жертву за свое непреднамеренное нарушение. שָׁחַט קָרְבְּנוֹת יָחִיד שֶׁאֵין דּוֹחִים אֶת הַשַּׁבָּת בְּשַׁבָּת בִּשְׁגָגָה חַיָּב חַטָּאת וְהַבָּשָׂר מֻתָּר בַּהֲנָאָה. וְאֵין זוֹרְקִין אֶת הַדָּם. וְאִם עָבַר וְזָרַק דָּמָם לִשְׁמָן בֵּין בְּשׁוֹגֵג בֵּין בְּמֵזִיד עָלוּ לַבְּעָלִים לְשֵׁם חוֹבָה. וְיַקְטִיר אֵימוּרִין לָעֶרֶב וְהַבָּשָׂר יֵאָכֵל וְיָבִיא הַשּׁוֹחֵט חַטָּאת עַל שִׁגְגָתוֹ:
15. Следующие законы применяются, если в субботу перед коэном находились два животных, предназначенных для общего приношения — одно тощее и одно жирное — и требовалось жертвоприношение дня — либо в качестве очистительной жертвы, либо во всесожжение, но он непреднамеренно заколол их обоих. Если он сначала заколол тощее, а потом жирное, то он освобождается от обязанности принести жертву за грех. Действительно, ему говорят: «Приведите жирное животное и забейте его в качестве первоначального предпочтения». Если же он сначала заколол жирное животное, а затем тощее, то он обязан принести очистительную жертву за дополнительное заклание. Тем не менее, в последнем случае есть место для снисхождения, если жирное животное было забито первым и оказалось, что оно трефное из-за запрещающего фактора в его кишечнике. Хотя он не знал, что жирное было трефным, когда закалывал тощеее, и у него не было такого намерения, поскольку последний был зарезан в соответствии с законом, он освобождается от очистительной жертвы за его заклание. Подобный закон также применяется, если кто-то неумышленно раскинул сеть, чтобы ловить рыбу в море в субботу, и поднял ребенка с рыбой, он освобождается от принесения очистительной жертвы за грех. Несмотря на то, что его намерением было только поймать рыбу, поскольку он действовал по неведению и поднял ребенка с рыбой, он освобождается, слышал ли он, что ребенок упал в море или нет. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. הָיוּ לְפָנָיו שְׁתֵּי בְּהֵמוֹת שֶׁל צִבּוּר אַחַת כְּחוּשָׁה וְאַחַת שְׁמֵנָה וְהָיְתָה חוֹבַת הַיּוֹם בְּאַחַת בֵּין חַטָּאת בֵּין עוֹלָה וְשָׁגַג וְשָׁחַט הַשְּׁתַּיִם. אִם שָׁחַט כְּחוּשָׁה בַּתְּחִלָּה וְאַחַר כָּךְ שָׁחַט הַשְּׁמֵנָה פָּטוּר מִקָּרְבַּן חַטָּאת וְלֹא עוֹד אֶלָּא שֶׁאוֹמְרִים לוֹ הָבֵא שְׁמֵנָה וּשְׁחֹט לְכַתְּחִלָּה. אֲבָל אִם שָׁחַט הַשְּׁמֵנָה תְּחִלָּה וְאַחַר כָּךְ הַכְּחוּשָׁה חַיָּב חַטָּאת עַל הַתּוֹסֶפֶת. נִמְצֵאת הָרִאשׁוֹנָה הַשְּׁמֵנָה טְרֵפָה בִּבְנֵי מֵעַיִם אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא יָדַע שֶׁהִיא טְרֵפָה בְּעֵת שֶׁשָּׁחַט הַכְּחוּשָׁה וְלֹא לָזֶה נִתְכַּוֵּן הוֹאִיל וְנִשְׁחֲטָה הָאַחֲרוֹנָה כְּמִצְוָתָהּ הֲרֵי זֶה פָּטוּר מֵחַטָּאת. וְכֵן הַפּוֹרֵס מְצוּדָה לְהַעֲלוֹת דָּגִים מִן הַיָּם בִּשְׁגָגָה וְהֶעֱלָה תִּינוֹק עִם הַדָּגִים בֵּין שֶׁשָּׁמַע שֶׁטָּבַע תִּינוֹק בֵּין שֶׁלֹּא שָׁמַע הוֹאִיל וְהֶעֱלָה תִּינוֹק הֲרֵי זֶה פָּטוּר מֵחַטָּאת אַף עַל פִּי שֶׁלֹּא הָיְתָה כַּוָּנָתוֹ אֶלָּא לָצוּד מִפְּנֵי שֶׁהָיָה שׁוֹגֵג. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
16. Если в ночь на Песах человек поджарил мясо пасхальной жертвы и мясо, оставшееся от других жертвоприношений до него, и намеревался отведать жареного мяса, что является заповедью, и по неосторожности откусил остатки мяса, он несет ответственность в очистительной жертвы, так как он не выполнил заповедь во время еды. Подобные законы действуют во всех аналогичных ситуациях. מִי שֶׁהָיָה לְפָנָיו בְּלֵילֵי הַפֶּסַח צָלִי שֶׁל פֶּסַח וְנוֹתָר מִן הַקָּדָשִׁים וְנִתְכַּוֵּן לֶאֱכל צָלִי שֶׁהוּא מִצְוָה וְשָׁגַג וְאָכַל הַנּוֹתָר הֲרֵי זֶה חַיָּב חַטָּאת שֶׁהֲרֵי לֹא עָשָׂה מִצְוָה בַּאֲכִילָה זוֹ. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter