СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 12:42

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о жертве за непреднамеренный грех. Гл. 9

1. Существуют пять грехов, за нарушение которых необходимо принести повинную жертву. Это называется достоверной жертвой вины, потому что она не приносится из-за сомнений. Это: 1) близость с освященной наложницей, 2) грабеж, 3) присвоение священных предметов, 4) осквернение ритуальной нечистотой назореем и 5) очищение от проказы. Что подразумевается под близостью с освященной рабыней? Когда мужчина вступает в интимную связь с освященной рабыней, намеренно или ненамеренно, он должен принести повинную жертву, если она достигла совершеннолетия, осознает проступок, сознательно участвует в нем, а до этого вступала в связь обычным образом, и связь была завершена, тогда она также подлежит наказанию плетьми, как сказано (Ваикра 19:20-21): «И если муж ляжет с женщиной с излиянием семени, а она — рабыня, мужу назначенная, полностью не выкупленная, или вольная не дана ей, взыскание будет (ей), смерти же не будут преданы, ибо воли не получила. И доставит он свою повинную жертву Г-споду ко входу в шатер собрания — овна в повинную жертву». עַל חָמֵשׁ עֲבֵרוֹת מֵבִיא קָרְבַּן אָשָׁם וְהוּא הַנִּקְרָא אָשָׁם וַדַּאי שֶׁהֲרֵי אֵינוֹ בָּא מִשּׁוּם סָפֵק. וְאֵלּוּ הֵן. עַל שִׁפְחָה חֲרוּפָה וְעַל הַגֵּזֶל וְעַל הַמְּעִילָה וְעַל טֻמְאַת נָזִיר וְעַל הַצָּרַעַת כְּשֶׁיִּטְהַר מִמֶּנָּה. עַל שִׁפְחָה חֲרוּפָה כֵּיצַד. הַבָּא עַל שִׁפְחָה חֲרוּפָה בֵּין בְּזָדוֹן בֵּין בִּשְׁגָגָה מֵבִיא אָשָׁם. וְהוּא שֶׁתִּהְיֶה גְּדוֹלָה וּמְזִידָה וּבִרְצוֹנָהּ וְתִהְיֶה בְּעוּלָה כְּדַרְכָּהּ וּבִגְמַר בִּיאָה כְּדֵי שֶׁתִּלְקֶה שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא יט כ) «בִּקֹּרֶת תִּהְיֶה» (ויקרא יט כא) «וְהֵבִיא אֶת אֲשָׁמוֹ» הִיא לוֹקָה וְהוּא מֵבִיא קָרְבָּן:
2. В соответствии с устной традицией, мы учим: в ситуации, когда она подлежит наказанию плетьми, он обязан принести жертву. Когда она освобождена от наказания плетьми, он освобождается от жертвоприношения. וּמִפִּי הַשְּׁמוּעָה לָמְדוּ שֶׁבִּזְמַן שֶׁהִיא חַיֶּבֶת מַלְקוֹת הוּא חַיָּב בְּקָרְבָּן וּבִזְמַן שֶׁהִיא פְּטוּרָה מִן הַמַּלְקוֹת הוּא פָּטוּר מִן הַקָּרְבָּן:
3. Если юноша, которому исполнилось девять лет, вступает в интимную связь с освященной рабыней, она подлежит наказанию плетьми, а он обязан принести жертву. Мне кажется, что он не приносит жертву, пока не достигнет совершеннолетия и интеллектуальной зрелости. בֶּן תֵּשַׁע שָׁנִים וְיוֹם אֶחָד שֶׁבָּא עַל שִׁפְחָה חֲרוּפָה. הִיא לוֹקָה וְהוּא מֵבִיא קָרְבָּן. וְיֵרָאֶה לִי שֶׁאֵינוֹ מֵבִיא עַד שֶׁיַּגְדִּיל וְיִהְיֶה בֶּן דַּעַת:
4. Мы уже объясняли в «Законах о запретных связях» определение термина «обрученная рабыня», используемого в Торе, и что оба не несут ответственности, пока он не вступил с ней в обычную близость и отношения не были завершены. Поэтому если два человека скажут ему: «Ты был близок с освященной рабыней», а он сказал: «Я не был с ней близок», то его слова принимаются, и он не приносит жертву в результате их заявлений. Ибо он знает, завершил он отношения или нет, и его заявление: «У меня не было близости» можно истолковать как «Я не завершил отношения». כְּבָר בֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת בִּיאוֹת אֲסוּרוֹת מַה הִיא הַשִּׁפְחָה הַחֲרוּפָה הָאֲמוּרָה בַּתּוֹרָה. וְשֶׁאֵינָן חַיָּבִין עַד שֶׁיִּבְעל כְּדַרְכָּהּ וְיִגְמֹר. לְפִיכָךְ אִם אָמְרוּ לוֹ שְׁנַיִם בָּעַלְתָּ שִׁפְחָה חֲרוּפָה וְהוּא אוֹמֵר לֹא בָּעַלְתִּי נֶאֱמָן וְאֵינוֹ מֵבִיא קָרְבָּן עַל פִּיהֶן. שֶׁהֲרֵי הוּא יוֹדֵעַ אִם גָּמַר בִּיאָתוֹ אוֹ לֹא גָּמַר וְזֶה שֶׁאָמַר לֹא בָּעַלְתִּי כְּלוֹמַר לֹא גָּמַרְתִּי:
5. Несмотря на то, что мужчина вступает в интимную связь с освященной рабыней много раз, он обязан принести только одну повинную жертву. Что подразумевается? Мужчина много раз вступал в близость с освященной рабыней намеренно или вступил с ней в близость случайно, осознал это, а затем снова вступил с ней в близость случайно и осознал это — даже если эта последовательность повторяется 100 раз за 100 пропусков осознания, он обязан принести только одну повинную жертву. Она искупает его вину за все, как за намеренные, так и за непреднамеренные проступки с ней. Когда применимо вышесказанное? Когда он имел близость только с одной освященной рабыней. Если же он имел близость со многими посвященными рабынями, даже при одном грехе, он обязан принести повинную жертву за каждую посвященную рабыню, с которой согрешил. הַבָּא עַל הַשִּׁפְחָה בִּיאוֹת הַרְבֵּה אֵינוֹ חַיָּב אֶלָּא אָשָׁם אֶחָד. כֵּיצַד. הַבָּא עַל הַשִּׁפְחָה בִּיאוֹת הַרְבֵּה בְּזָדוֹן אוֹ שֶׁבָּא עָלֶיהָ בִּשְׁגָגָה וְנוֹדַע לוֹ וְחָזַר וּבָא עָלֶיהָ בִּשְׁגָגָה וְנוֹדַע לוֹ. אֲפִלּוּ מֵאָה פְּעָמִים בְּמֵאָה הַעֲלָמוֹת. מַקְרִיב אָשָׁם אֶחָד וּמִתְכַּפֵּר לוֹ עַל הַכּל עַל הַזְּדוֹנוֹת שֶׁבָּהּ וְעַל הַשְּׁגָגוֹת. בַּמֶּה דְּבָרִים אֲמוּרִים בְּשִׁפְחָה אַחַת. אֲבָל הַבָּא עַל שְׁפָחוֹת הַרְבֵּה אֲפִלּוּ בְּהֶעְלֵם אַחַת חַיָּב אָשָׁם עַל כָּל שִׁפְחָה וְשִׁפְחָה:
6. Если мужчина имел близость с освященной рабыней, отложил свою повинную жертву и после этого снова имел с ней близость, то он несет ответственность за каждый раз, когда они были близки. Откладывание жертвы создает различие. Поэтому считается, что он принес жертву, а затем снова вступил в близость с освященной рабыней. Аналогично, если мужчина был близок с одной освященной рабыней пять раз за один промежуток времени, затем осознал один проступок и отложил повинную жертву, а затем осознал второй, он должен отложить еще одну, даже если оба проступка были совершены за один промежуток времени. Поскольку он узнал о проступке только после того, как отложил жертвоприношение, это все равно, что он вступил в близость с ней после того, как отложил жертвоприношение. Ибо законы, относящиеся к тому, кто действует непреднамеренно, и к тому, кто действует намеренно, одинаковы в отношении освященной рабыни. בָּעַל שִׁפְחָה וְהִפְרִישׁ אֲשָׁמוֹ וְחָזַר וּבְעָלָהּ אַחַר שֶׁהִפְרִישׁ אֲשָׁמוֹ חַיָּב עַל כָּל אַחַת וְאַחַת שֶׁהַהַפְרָשָׁה מְחַלֶּקֶת וְנִמְצָא כְּמִי שֶׁהִקְרִיב וְאַחַר כָּךְ בָּעַל. וְכֵן אִם בָּעַל חָמֵשׁ בְּעִילוֹת בְּהֶעְלֵם אַחַת בְּשִׁפְחָה אַחַת וְנוֹדַע לוֹ עַל אַחַת מֵהֶן וְהִפְרִישׁ אֲשָׁמוֹ וְאַחַר כָּךְ נוֹדַע עַל הַשְּׁנִיָּה מַפְרִישׁ אָשָׁם אַחֵר אַף עַל פִּי שֶׁבְּהֶעְלֵם אַחַת הָיוּ כֻּלָּן הוֹאִיל וְלֹא נוֹדַע לוֹ אֶלָּא אַחַר שֶׁהִפְרִישׁ נִמְצָא כְּבוֹעֵל אַחַר שֶׁהִפְרִישׁ. שֶׁדִּין הַשּׁוֹגֵג וְהַמֵּזִיד בְּשִׁפְחָה אֶחָד הוּא:
7. В каких случаях человек обязан принести повинную жертву за грабеж? Если у кого-либо есть в наличии еврейские (из еврейского имущества) деньги стоимостью в мелкую монету или более, независимо от того, получил ли он их путем грабежа или кражи, или они были доверены ему, одолжены ему, поступили к нему в рамках партнерского соглашения или иным образом, и он отрицает свое владение ими, дав ложную клятву, намеренно или непреднамеренно, он должен принести повинную жертву, чтобы искупить свой проступок. Это называется повинной жертвой за грабеж. В Торе четко сказано, что человек не получит искупления через повинную жертву, пока не вернет деньги, находившиеся в его владении, их владельцу. Однако уплата дополнительной пятой части не задерживает искупление. Мы уже объясняли в «Законах клятв» виды клятв, за которые человек обязан принести эту повинную жертву, и когда он освобождается от нее, в каких случаях человек обязан принести много повинных жертв, соизмеримо с количеством клятв, которые он обязан принести, а в каких случаях он обязан принести только одну повинную жертву. עַל הַגֵּזֶל כֵּיצַד. כָּל מִי שֶׁיֵּשׁ בְּיָדוֹ מִשְּׁוֵה פְּרוּטָה וָמַעְלָה מִמָּמוֹן יִשְׂרָאֵל. בֵּין שֶׁגְּזָלוֹ בֵּין שֶׁגְּנָבוֹ בֵּין שֶׁהִפְקִידוּ אֶצְלוֹ אוֹ הִלְוָהוּ אוֹ מִשּׁוּם שֻׁתָּפוּת אוֹ מִשְּׁאָר דְּרָכִים. וְכָפַר בּוֹ וְנִשְׁבַּע לַשֶּׁקֶר בֵּין בְּזָדוֹן בֵּין בִּשְׁגָגָה הֲרֵי זֶה מֵבִיא אָשָׁם עַל חֶטְאוֹ. וְזֶהוּ הַנִּקְרָא אֲשַׁם גְּזֵלוֹת. וּמְפֹרָשׁ בַּתּוֹרָה שֶׁאֵין מִתְכַּפֵּר לוֹ בְּאָשָׁם זֶה עַד שֶׁיָּשִׁיב הַמָּמוֹן שֶׁבְּיָדוֹ לִבְעָלָיו. אֲבָל הַחֹמֶשׁ אֵינוֹ מְעַכֵּב הַכַּפָּרָה. כְּבָר בֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת שְׁבוּעוֹת אֵימָתַי יִהְיֶה חַיָּב בִּשְׁבוּעָה זוֹ שֶׁמַּקְרִיב עָלֶיהָ אָשָׁם זֶה וְאֵימָתַי יִהְיֶה פָּטוּר מִמֶּנָּה. וְעַל אֵי זוֹ דֶּרֶךְ יִתְחַיֵּב אֲשָׁמוֹת רַבּוֹת כְּמִנְיַן חִיּוּב הַשְּׁבוּעוֹת. וְעַל אֵי זוֹ דֶּרֶךְ לֹא יִהְיֶה חַיָּב אֶלָּא אָשָׁם אֶחָד:
8. В каком случае человек обязан принести повинную жертву за незаконное присвоение освященного имущества? Тот, кто по неосторожности извлек из освященного имущества выгоду в размере пруты, должен возместить полученную выгоду, добавить пятую часть и принести жертву для искупления. Мы уже объясняли в «Законах о злоупотреблениях святым», что принесение жертвы и возмещение основной суммы задерживает искупление. Дополнительная пятая часть не препятствует искуплению. עַל הַמְּעִילָה כֵּיצַד. כָּל הַנֶּהֱנֶה מִשְּׁוֵה פְּרוּטָה מִן הַהֶקְדֵּשׁ בִּשְׁגָגָה. מַחְזִיר מַה שֶּׁנֶּהֱנָה וְיוֹסִיף חֹמֶשׁ וְיַקְרִיב אָשָׁם וְיִתְכַּפֵּר לוֹ. וּכְבָר בֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת מְעִילָה שֶׁהַקָּרְבָּן וְהַקֶּרֶן מְעַכְּבִין הַכַּפָּרָה וְאֵין הַחֹמֶשׁ מְעַכֵּב:
9. Если человек ест пищу, за которую предусмотрена ответственность за присвоение освященного имущества, в пяти разных блюдах за один промежуток времени, он обязан принести повинную жертву за каждое из них, даже если мясо происходит из одного жертвоприношения, при условии, что он получает пользу в размере прута, — каждый раз, когда ест. Это объясняется тем, что разные блюда создают различие, и они считаются разными видами пищи, даже если они не считаются разными проступками с точки зрения наказания отсечением души. Это объясняется тем, что запрет на присвоение освященного имущества имеет дополнительный аспект строгости, поскольку тот, кто заставляет других получать выгоду, несет ответственность так же, как и тот, кто получает выгоду, мера, за которую человек несет ответственность, может накапливаться со временем, а когда посланник выполняет порученное ему задание, ответственность несет пославший его. Эти понятия не применимы к другим запретам. הָאוֹכֵל מִדָּבָר שֶׁמּוֹעֲלִין בּוֹ בַּחֲמִשָּׁה תַּמְחוּיִין בְּהֶעְלֵם אַחַת. אַף עַל פִּי שֶׁהוּא מִזֶּבַח אֶחָד אִם יֵשׁ בְּכָל אֲכִילָה וַאֲכִילָה שְׁוֵה פְּרוּטָה חַיָּב אָשָׁם עַל כָּל אֶחָד וְאֶחָד. שֶׁהַתַּמְחוּיִין מְחַלְּקִין בִּמְעִילָה וַהֲרֵי הֵן כְּמִינִין הַרְבֵּה אַף עַל פִּי שֶׁאֵין מֻחְלָקִין בְּחִיּוּב הַכְּרֵתוֹת. חֻמְרָא יְתֵרָה יֵשׁ בִּמְעִילָה שֶׁהֲרֵי עָשָׂה בָּהּ הַמְהַנֶּה כְּנֶהֱנֶה וּמִצְטָרֶפֶת לִזְמַן מְרֻבֶּה. וְשָׁלִיחַ שֶׁעָשָׂה שְׁלִיחוּתוֹ חַיָּב הַמְשַׁלֵּחַ מַה שֶּׁאֵין דְּבָרִים אֵלּוּ בִּשְׁאָר הָאִסּוּרִין:
10. Всякий раз, когда человек обязан принести достоверную повинную жертву, он должен заранее осознать свой грех и затем принести свою повинную жертву. Если, с другой стороны, он приносит жертву до того, как осознает преступление, а затем осознает его, то он не выполняет этим своего обязательства. Король и помазанный коэн приносят ту же жертву, что и обычный человек, за каждый проступок, за который он обязан принести достоверную повинную жертву. כָּל הַמְחֻיָּב אָשָׁם וַדַּאי צָרִיךְ שֶׁיִּוָּדַע לוֹ חֶטְאוֹ תְּחִלָּה וְאַחַר כָּךְ יַקְרִיב אֲשָׁמוֹ אֲבָל אִם הִקְרִיבוֹ קֹדֶם שֶׁיִּוָּדַע לוֹ וְנוֹדַע לוֹ אַחַר שֶׁהִקְרִיב אֵינוֹ עוֹלֶה לוֹ. וְכָל חֵטְא שֶׁחַיָּבִין עָלָיו אָשָׁם וַדַּאי אֶחָד הַמֶּלֶךְ וְאֶחָד כֹּהֵן מָשׁוּחַ אוֹ שְׁאָר עַם הָאָרֶץ שָׁוִין בּוֹ:
11. Всякий раз, когда у человека возникает сомнение в том, совершил ли он проступок, за который он должен принести достоверную повинную жертву, он полностью освобождается от этого. Поэтому, если возникает сомнение в том, что кто-то стал причиной незаконного присвоения освященного имущества, он вообще не несет ответственности, как сказано в «Законах о злоупотреблениях святым». כָּל חֵטְא שֶׁחַיָּבִין עָלָיו אָשָׁם וַדַּאי אִם נִסְתַּפֵּק לוֹ אִם עֲשָׂאָהוּ אוֹ לֹא עֲשָׂאָהוּ פָּטוּר מִכְּלוּם. לְפִיכָךְ הַבָּא עַל יָדוֹ סְפֵק מְעִילָה אֵינוֹ חַיָּב כְּלוּם כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת מְעִילָה:
12. Если перед человеком был кусок обычного мяса и кусок жертвенного мяса, и он съел один из них, не зная, какой именно, он освобождается от жертвоприношения. Если впоследствии он вкусил от второго, то должен принести повинную жертву за присвоение освященного имущества. Если другой человек приходит и отведает второй кусок, они оба освобождаются. הָיְתָה לְפָנָיו חֲתִיכָה שֶׁל חֻלִּין וַחֲתִיכָה שֶׁל הֶקְדֵּשׁ. אָכַל אַחַת מֵהֶן וְאֵין יָדוּעַ אֵי זוֹ הִיא פָּטוּר. חָזַר וְאָכַל אֶת הַשְּׁנִיָּה מֵבִיא אָשָׁם עַל מְעִילָתוֹ. אָכַל אַחֵר אֶת הַשְּׁנִיָּה שְׁנֵיהֶן פְּטוּרִין:
13. Если перед человеком есть кусок запретного жира и кусок жертвенного мяса, и он ест один из них, не зная, что это такое, он должен принести условную повинную жертву из-за возможности, что он вкусил запретный жир. Если он съел и второй, он должен принести очистительную жертву за вкушение запретного жира и достоверную повинную жертву за присвоение освященного имущества. Если другой человек пришел и вкусил от второго куска, то этот другой человек также должен принести условную повинную жертву. Когда перед человеком есть кусок запретного жира и кусок жертвенного запретного жира, и он ест один из них, не зная, какой это, он должен принести очистительную жертву. Если он съел второй после того, как узнал, что съел первый, он должен принести две очистительные жертвы и достоверную повинную жертву, чтобы искупить незаконное присвоение священного имущества. Если другой человек пришел и съел второй кусок, каждый должен принести только очистительную жертву. В «Законах о запретной пище» мы объяснили причину, по которой запрет на получение выгоды от освященного имущества относится к запретному жиру. Аналогичные законы применяются во всех аналогичных случаях, касающихся других запретов. חֲתִיכָה שֶׁל חֵלֶב וַחֲתִיכָה שֶׁל הֶקְדֵּשׁ. אָכַל אַחַת מֵהֶן מֵבִיא אָשָׁם תָּלוּי מִשּׁוּם חֵלֶב. אָכַל אֶת הַשְּׁנִיָּה מֵבִיא חַטָּאת עַל הַחֵלֶב וְאָשָׁם וַדַּאי שֶׁל מְעִילָה עַל הַהֶקְדֵּשׁ. בָּא אַחֵר וְאָכַל אֶת הַשְּׁנִיָּה אַף הַשֵּׁנִי מֵבִיא אָשָׁם תָּלוּי. חֲתִיכָה שֶׁל חֵלֶב וַחֲתִיכָה שֶׁל חֵלֶב הֶקְדֵּשׁ. אָכַל אַחַת מֵהֶן מֵבִיא חַטָּאת. אָכַל אֶת הַשְּׁנִיָּה אַחַר שֶׁנּוֹדַע לוֹ עַל הָרִאשׁוֹנָה מֵבִיא שְׁתֵּי חַטָּאוֹת וְאָשָׁם וַדַּאי עַל מְעִילָתוֹ. בָּא אַחֵר וְאָכַל אֶת הַשְּׁנִיָּה זֶה מֵבִיא חַטָּאת וְזֶה מֵבִיא חַטָּאת בִּלְבַד. כְּבָר בֵּאַרְנוּ בְּהִלְכוֹת מַאֲכָלוֹת אֲסוּרוֹת מֵאֵיזֶה טַעַם נוֹסָף אִסּוּר הֶקְדֵּשׁ עַל אִסּוּר חֵלֶב. וְכֵן כָּל כַּיּוֹצֵא בְּאֵלּוּ הָאִסּוּרִין:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter